Уроки 8- 15. А. Пушкин «Дубровский» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Уроки 8- 15. А. Пушкин «Дубровский» - страница №1/2

Уроки 8-17
Задание на дом: Прочитать главы I и II из романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Уроки 8- 15. А. Пушкин «Дубровский»

Акцентное вычитывание эпического текста


Текст к урокам.

А.Пушкин «Дубровский»





Примечание. Предлагаемое нами акцентное вычитывание довольно подробно. Если учитель почувствует угасание интереса детей, то лучше сократить работу, остановившись на вычитывании лишь самого существенного для понимания характеров главных героев. Если же интерес детей будет довольно высок, то, наоборот, можно вычитать и те моменты, которые в наших разработках не акцентированы.
Урок 8.

Том первый. Главы I и II


Не тот прав, кто прав, а у кого больше прав.

Пословица.

Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:


Глава I

  1. Придумать название главы. (Например, «Ссора друзей».)

2. Определить род, жанр произведения и тип рассказчика. (Эпос, роман, РП.)

3. Почему рассердился Андрей Дубровский? («…Я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».)

4. Почему рассердился Троекуров? («Как,…высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать!»)

5. Как решил отомстить Троекуров? («…Безо всякого права отнять имение».)


Глава II

  1. Придумать название главы. (Например, «Суд».)

2. Зачем рассказчик помещает в художественном тексте определение суда? («…Всякому приятно будет увидать один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право».)

3. Каким выглядел Троекуров? (Торжествующим.)

4. Что произошло с Дубровским? (Сошел с ума.)

5. «На другой день повезли его в Кистеневку, почти уже ему… « («…не принадлежащую».)


У. Теперь вам предстоит в течение ряда уроков знакомиться с романом Александра Сергеевича Пушкина, над которым он работал в 1832-1833 годах, но так и не окончил. Опубликован он был уже после смерти Пушкина под заглавием «Дубровский», в рукописи отсутствовавшем.

Вы уже читали рассказы и повести, но впервые приступаете к чтению произведения такого большого жанра, как «роман». К какому роду литературы относится этот жанр? Почему?



Д. Относится к эпосу, потому в нем раскрываются характеры героев в оценке рассказчика-повествователя. А это как раз и есть задача эпоса.

У. Эта задача сближает роман с другими эпическими жанрами с рассказами, сказками, повестями. А чем же «роман» отличается от других эпических жанров?

Д. Он больше других. Длиннее.

У. Да, роман отличается от других эпических жанров своим объемом. Роман «Дубровский» еще далеко не самый большой по объему. Правда, как известно, Пушкин его не закончил, но и тот текст, который вы начали читать, Пушкин разделил на два тома и 19 глав. С делением на главы вы уже знакомы, а с делением на тома еще не встречались. Зачем в больших жанрах нужно такое деление?

Д. Много событий, и их выделяют.

У. Да, в больших по объему эпических произведениях много героев, они совершают много различных действий, поступков, то есть в таких произведениях очень сложный…

Д. Сюжет.

У. Характеры раскрываются во многом за счет действий героев, и главы помогают отделять одно событие от другого. Недаром при проверке домашнего чтения вас просили придумать названия к главам. Так будем поступать и в дальнейшем, и в конце это поможет вам понять и сюжет романа, и принцип, по которому Пушкин разделил его на тома и главы.

Для каких читателей Пушкин писал этот роман: для взрослых или для детей?



Д. Для взрослых, но и детям интересно.

У. А трудно ли вам читать роман? Все ли понятно?

Д.

У. Вот и проверим, выросли ли вы как читатели? Можно ли вам читать романы?

Главы I.

У. Кто главные герои первой главы?

Д. Андрей Дубровский и Кирила Петрович Троекуров.

У. Чем же интересны и важны эти два героя? Каков, например, Кирила Петрович?

Оля. Он очень богат.

Дима. Он позволяет себе много из того, что не позволяют другие.

Данила. Все его боятся.

Юля (читает). «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два а неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

У. Юля молодец – текстом доказывает черту характера героя.

Зара (читает). «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали, за исключением Андрея Гавриловича Дубровского».

У. Как же ведет себя Троекуров? О каких чертах характера говорит такое поведение?

Дима. Нахальство.

Маня. Презрение к людям.

Юля. Жестокость.

У. Троекуров жесток с людьми. В чем рассказчик видит причину этой жестокости?

Зара (читает). «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного».

Данила. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям».

У. А что позволяло ему быть таким?

Дима. Богатство.

Алеша. Власть.

Юля. Он несдержанный.

Маня. «Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань». Ничего не стеснялся.

Дима. Он не уважал своих соседей. Зато собаки у него жили «в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке».

У. Собаки его прославляют. А крепостным у него как живется?

Лена. «Мы на свое житье благодаря бога и барина не жалуемся», - говорит его крепостной.

У. Итак, роман начинается с того, что рассказчик дает развернутую характеристику Троекурова. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях». «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям», Кирила Петрович «принимал знаки подобострастия как надлежащую дань». Но он, «избалованный всеми», «выказывал все пороки человека необразованного», «ограниченного ума». «С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Таков Троекуров. А кто второй герой?

Миша. Андрей Гаврилович Дубровский.

У. В чем же особенности его характера?

Таня. Он смелый.

У. Он один не ведет себя подобострастно по отношению к Троекурову.

Таня. «Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего знания, уважал Дубровского несмотря на его смиренное состояние».

Юля. «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнению хозяина».

У. О какой черте характера это говорит?

Артем. О смелости.

Зара. Он никому не подвластен, даже Троекурову.

У. Он хотя и бедный, но смелый, независимый. Открыто высказывает свое мнение. Что это за черта?

Зара. Достоинство.

У. Чувство собственного достоинства.

Д. Гордость.

У. Троекуров тоже горд.

Так рассказчик раскрывает нам второго героя, который хотя и «беден», но «независим». Троекуров «уважал» Дубровского. У Дубровского был нетерпеливый и решительный характер.

Но что интересно: если в первом абзаце рассказчик дает характеристику одному Троекурову, то во втором абзаце он дает характеристику Дубровскому в сравнении с Троекуровым и, главное, подчеркивает не только различие их характеров, но и сходство.

А как рассказчик относится к своим героям?



Аня. Дубровского он уважает за его смелость: он не смирился перед Троекуровым.

Ира. А над Троекуровым смеется: «он раза два в неделю страдал от обжорства».

У. В тексте можно найти много указаний на отношение рассказчика. Ясно, что человек, выказывающий «все пороки человека необразованного», «ограниченного ума», «надменный», обжирающийся, издевающийся над людьми, не может вызывать симпатию рассказчика. А человек «независимый», «смелый» вызывает у рассказчика, так же как и у Троекурова, уважение.

Но «нечаянный случай все расстроил и переменил». Из-за чего же произошел конфликт?



Андрей. Из-за того, что Дубровскому нагрубил псарь Троекурова, который сказал: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

У. Так псарь ответил Дубровскому. А почему он так ответил?

Миша. Потому что Дубровский сказал: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».

У. Что движет Дубровским? Он людей пожалел?

Дима. Нет, он завидует: «он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

Юля. «Он был горячий охотник» и поэтому не мог удержаться от зависти.

У. Зависть – это хорошее чувство?

Д. Нет.

У. Что в этот момент происходит с достоинством старого Дубровского?

Юля. Он его немного теряет.

У. Стоит человеку потерять чувство достоинства – сразу вспыхивает зависть и… что дальше?

Данила. Зло появляется.

У. Рождается зло, из которого вспыхивает ссора. Прощает ли это рассказчик герою, который ему нравится?

Д. Нет.

У. Из этой «некоторой зависти» вырастает в дальнейшем большое зло. Попробуйте отнестись к письму Дубровского. Какое оно?

Алеша. Злобное. Он теряет достоинство.

У. А видит ли Дубровский человека в псаре?

Д. Нет. Он хочет его наказать.

У. А какова причина его злости?

Дима. «…А я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю: потому что я не шут, а старинный дворянин».

У. Тут и сказывается смелый, независимый характер, чувство дворянской чести – «я не шут, а старинный дворянин». Но в конце концов человека «столь горячего и неосмотрительного» нетрудно было «поставить в самое невыгодное положение». И заканчивается первая глава упоминанием рассказчика о «злобной улыбке» Троекурова.

Понятно ли вам теперь, что лежит в основе отдельной главы?



Д. Да. Здесь одно событие – ссора.

У. А можно выделить сюжет этой главы как отдельную сюжетную волну?

Д. Да, здесь как бы маленький сюжет: преддействие – как дружили Троекуров и Дубровский; завязка – обида Дубровского; вершина – его письмо, развязка – Троекуров решил отомстить.

У. Есть еще одна вершина, когда Дубровский, «вопреки всем понятиям о праве войны», высек мужиков Троекурова, которые рубили деревья во владениях Дубровского, и отобрал их лошадей.

Глава II

У. Глава II – суд – целиком посвящена другому событию: Троекурову удается «безо всякого права отнять имение» у Дубровского, отчего Дубровский сходит с ума.
Задание на дом. Прочитать главы III и IV.

Выполнить в тетради № 2 задание 44.


Урок 9.

Том первый. Главы III и IV


Где стол был яств, там гроб стоит.

Г.Державин.»На смерть

князя Мещерского».
Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:
Глава III

  1. Придумать название главы. (Например, «Приезд Владимира Дубровского».)

2. Каким героем называет рассказчик Владимира Дубровского? («Настоящим героем».)

3. Как рассказчик характеризует молодого Дубровского? («Расточителен», «честолюбив», «позволял себе роскошные прихоти».)

4. Как Владимир относился к отцу? («Почти не зная отца своего», «… романически был к нему привязан».)

5. Почему Владимир не осведомился у Антона о Маше? («Какая-то застенчивость удержала его».)


Глава IV

  1. Придумать название главы. (Например, «Визит Кирила Петровича».)

2. Почему смутился Троекуров? («От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала».)

3. Почему Троекуров решил помириться? («Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».)

4. Как отреагировал старый Дубровский на визит Троекурова? («С видом ужаса и гнева».)

5. Как отреагировал Владимир на визит Троекурова? («Чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора…»)


Глава III

У. Почему Пушкин знакомит нас с главным «настоящим героем» только в третьей главе?

Миша. Он служил, когда Троекуров с его отцом поссорились.

Аня. Он и остался бы в Петербурге, если бы ничего не случилось.

У. Мы вернемся к этому вопросу. Как мы знакомимся с Владимиром Дубровским?

Миша. Рассказчик описывает Дубровского, когда он приезжает.

Митя. Нет, сначала он получает письмо. Письмо от няни.

У. Найдите то место в тексте, где Р начинает знакомить нас с молодым Дубровским.

Саша. «Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

У. Что мы узнаем о герое? Как к нему относится рассказчик?

Саша. Не сказать, что с уважением.

У. Что значит «корнетом»?

Саша. Офицером назначили.

У. Это высокий чин?

Д.

У. Корнет – это младший офицерский чин.

Саша. Отец для него ничего не жалел: «… не щадил ничего для приличного его содержания».

У. Он был «расточителен и честолюбив». Тут есть оценка рассказчика?

Артем. «Расточителен» – деньги тратил.

У. «Честолюбив»?

Митя. Чистый.

Аня. Честь любит.

Миша. Самолюбивый.

У. «Честолюбие» – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению».Вот и Владимир желает славы, доблести и почестей. Тратит деньги без оглядки. Через какие поступки выражаются расточительность и честолюбие?

Аня. Позволял роскошные прихоти, играл в карты, входил в долги.

У. При чем тут игра в карты? При чем тут честолюбие?

Миша. Играли на деньги, а он не заботился о том, что может проиграть.

У. Это значит расточителен. А при чем же тут честолюбие? Зачем он играл в карты?

Оля. Надеялся выиграть.

Сережа. Для забавы.

Ира. Было принято богатым играть в карты. У него было высокое представление о себе.

У. Что доказывало участие в таких забавах?

Аня. Что он богат.

У. Один из способов доказать, что он богатый и независимый. А как его характеризует мечта о богатой невесте? Как к этому относится рассказчик?

Аня. Не очень-то рассказчику это нравится.

Ира. Это только мечта.

У. А о какой черте характера говорит эта мечта?

Д. Честолюбив.

Павлик. Мечтателен.

У. Это достойная мечта?

Андрей. Да.

Зара. Нет.

У. Он хочет жениться по расчету. С чего же начинается для читателей характеристика Владимира Дубровского? С хороших его качеств?

Дима. Нет, не очень.

Алеша. Тогда у многих были такие черты. Он – обычный.

У. Правильно. Рассказчик рисует нам обычного дворянского сынка, мечтающего поправить свои дела не за счет своих достоинств и трудов, а за счет чего?

Д. За счет женитьбы.

У. Он весь такой или еще что-то в нем есть? Что отличает его от обычного дворянского отпрыска?

Дима. Когда он письмо получил, то сразу же приехал.

У. Что же показывает нам рассказчик? Владимир только честолюбив? Только расточителен?

Маша. Он уважает своего отца.

У. Может, в нем что-то просыпается?

Миша. Беспокоится, боится за отца.

У. О чем это говорит?

Миша. Он любит отца, хотя видел его последний раз совсем маленьким.

Рафик. «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».

У. А что значит «романически»?

Д.

У. Любит, как в романах, не зная этого на самом деле. Он любит отца эгоистически?

Зара. Нет.

Саша. Когда играл в карты – не забывал.

У. Так ли?

Настя. «… Входил в долги, не заботясь о будущем».

У. Что он почувствовал, когда получил письмо?

Настя. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении».

У. О чем говорят эти упреки себе?

Аня. Совесть в нем есть.

У. Совесть проснулась и заговорила. И что он решил делать?

Настя. Ехать.

У. Просто ехать?

Миша. А если надо, то и подать в отставку.

У. Что значит для корнета подать в отставку?

Митя. В запас.

Данила. Зарплату не будет получать.

У. Что значит для Дубровского уход в отставку?

Павлик. Не будет чести.

У. Он же честолюбив и вдруг – в отставку. Это серьезное решение, мужественное. О каких чертах характера оно говорит?

Д. О благородных.

У. А теперь вновь вернемся к вопросу о том, почему Пушкин первые две главы не посвятил «настоящему герою». Что значит для нас, читателей, подробная характеристика его отца? Что она дает нам для понимания характера Владимира?

Зара. Может быть, если он какое-то время жил с отцом, и какие-то качества отца повлияли на него.

Аня. Отец был гордый, честолюбивый. Отец хороший, то и понятно, что сын любит его.

У. Отец – пример сыну. Но ведь они не общались. Есть в тексте намек на их отношения?

Маша. Письма.

У. Наверное, в своих письмах отец не только сообщал сыну о своем здоровье, но давал и какие-то наставления.

А зачем рассказчик предваряет появление главного героя подробной характеристикой Троекурова? К чему он готовит читателей?



Катя. Вражда между ними возникнет.

У. Но Владимир еще ничего не знает толком.

Аня. Он в детстве играл с дочерью Троекурова.

У. Повторяю вопрос. К чему нас готовит подробная характеристика Троекурова?

Оля. Мы можем догадаться о том, как герои будут относиться друг к другу.

Зара. Владимир согласится с отцом и будет враждовать с Троекуровым.

У. Готовится конфликт. Легко он разрешится?

Миша. Нет. Троекуров может его победить.

У. Троекуров – страшная сила, вы в этом уже убедились.

Оля. Троекуров очень богатый, может подкупить всех.

Миша. Имеет большую власть.

У. Итак, Владимир приезжает в Кистеневку, а читатель уже подготовлен: он ждет развития событий, развития конфликта.

Глава IV

У. Четвертая глава посвящена новому событию – приезду Троекурова к Андрею Дубровскому. Как ведет себя Владимир и как это его характеризует?

Д. Отец болеет, а он делами занимается.

У. Дела в ужасном состоянии. Имение отнято, а Владимир «решил ожидать последствий, надеясь на правоту самого дела». О какой черте характера это свидетельствует? О чем говорит его доверие к тому, что правда восторжествует?

Д. Легкомысленный.

У. Не совсем так. Ведь он надеется, что правое дело само за себя скажет. Понимает ли он окружающую действительность?

Д. Он ее не знает. Он доверчивый. Непрактичный.

У. А что нового мы узнаем о Троекурове? Какие черты его характера проявляются в этой главе?

Павлик. «Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, - и победа не радовала его сердце. Он грозно взглянул на Шабашкина, ища к чему привязаться, чтоб его выбранить, но не нашед достаточного к тому предлога, сказал ему сердито: «Пошел вон, не до тебя».

У. И что же из этого следует?

Юля. Совесть в нем просыпается.

Маня. Он не жадный.

Данила. Он не был корыстолюбив.

У. Оказывается, характер Троекурова не так прост. У него есть совесть, и «он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа – и въехал прямо на двор». Гордый Троекуров решил сделать шаг к примирению, поступился своей гордостью. А как встретил его Владимир и почему?

Д. Владимир велел выгнать Троекурова, потому что он не знал, зачем тот приехал, но видел, что отец его смотрел на Троекурова «с видом ужаса и гнева», а потом упал без дыхания.

У. Тут вполне понятны чувства Троекурова: он искренне приехал мириться, и вдруг – такое. Глава заканчивается смертью Андрея Гавриловича, не вынесшего последнего потрясения.
Задание на дом. Прочитать главы V и VI.
Урок 10.

Том первый. Главы V и VI


Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня.
Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:
Глава V

  1. Придумать название главы. (Например, «Похороны».)

2. «Сильно чувствовал он свое…» («…одиночество».)

3. Что хотели сделать крестьяне? (Наброситься на чиновников.)

4. Чем удержал их Дубровский? («…Вы губите и себя и меня… Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его».)

5. Как отнесся Дубровский к Шабашкину? («…с презрением».)


Глава VI

  1. Придумать название главы. (Напримео, «Пожар».)

2. Какое решение и почему принял Владимир Дубровский? (Он решил поджечь дом, чтобы тот не достался врагу его семейства.)

3. Почему Владимир велел отпереть двери? (Не хотел, чтобы сгорели люди.)

4. Почему Архип запер двери? (Он хотел, чтобы чиновники сгорели; он уже ходил до того по дому с топором.)

5. Зачем Пушкин дает эпизод с кошкой? (Архип не хотел, чтобы «Божия тварь» погибла; этот эпизод контрастирует с отношением Архипа к чиновникам – видимо, для него они «не Божьи твари»; этот эпизод усложняет образ Архипа.)


Глава V

У. Пятая глава посвящена похоронам. Почему Владимир никого не позвал на поминки? Ведь это был старинный обычай.

Д. Ему тяжело. Он одинок.

У. Зачем Дубровский отправился в чащу?

Юля. «… Движением и усталостью стараясь заглушить душевную скорбь».

У. «… И мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он свое одиночество».

И еще один эпизод – Дубровский и Шабашкин. Как сначала относится к нему Дубровский, а как в конце?



Д. Сначала он «кипел от негодования», а в конце «слушал его с презрением».

У. Глава заканчивается словами Дубровского: «Делайте что хотите, я здесь уже не хозяин». Как эти слова характеризуют его?

Д. Он не хочет ничего предпринимать. Он готов смириться.

Глава VI

У. Итак, в конце пятой главы Дубровский готов смириться, а в шестой главе он решает сжечь свой дом. Почему? Найдите это место в тексте.

Настя (читает). «Итак, все кончено, - сказал он сам себе, - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченною на перилы в белом утреннем платье с алой розой в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства, - подумал Владимир, - он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате… где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его».

У. Вот видите, сначала ему вроде бы все равно, он смиряется, а затем он понимает, что не может отдать родной дом, родные вещи на поругание. Почему Дубровский не хочет убивать судейских?

Д. «Не приказные виноваты».

У. А почему тогда Архип хочет их убить?

Алеша. «… Слыхано ли дело, - подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора… Эк они храпят, окаянные; всех бы разом, так и концы в воду».

У. И в то же время Архип спасает кошку. Все сложно в человеке… Кошка для Архипа – «Божия тварь», а подьячие как бы и не люди.
Задание на дом. Прочитать главы VII и VIII.
Урок 11.

Том первый. Главы VII и VIII


После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь.
Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:
Глава VII

1. Придумать название главы. (Например, «Разбойники».)

2. Кто был атаманом шайки? (Дубровский.)

3. Чем славился атаман? («Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием».)

4. Чему все удивлялись? («Удивлялись одному: поместия Троекурова были пощажены...»)

5. Что вызывало насмешки Троекурова? («Рассыпался в насмешках насчет губернатора, исправников и ротных командиров, от коих Дубровский уходил всегда невредимо».)


Глава VIII

1. Придумать название главы. (Например, «Подвиг Дефоржа».)

2. Кто «есть героиня нашей повести»? (Маша.)

3. Как Маша вначале отнеслась к гувернеру? («Маша, воспитанная в аристократических предрассудках, не обратила никакого внимания на молодого француза: «учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».)

4. Как и почему Троекуров относится к Дефоржу после убийства медведя? («С той минуты он Дефоржа полюбил», потому что тот «не струсил».)

5. «Но случай сей произвел еще большее впечатление на…» (Машу).


После письменной проверки домашнего чтения учитель предлагает детям открыть текст главы VII и проверить свои ответы, а также придумать самим несколько вопросов по тексту главы.

Глава VIII

У. В восьмой главе рассказчик наконец знакомит нас с героиней повести - Машей. Как Троекуров относился к дочери?

Д. (читают). «Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности».

У. Отношение Троекурова к дочери еще раз характеризует Кирилу Петровича: и любил, и был жесток. Вот к чему приводит бесконтрольная власть. Помните, в «Муму» помещица, казалось бы, хотела добра Капитону, а что получилось? А что значит «не мог он добиться ее доверенности»?

Д. «Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты».

У. Что рассказчик нам сообщает о Маше, как ее характеризует?

Д. «Она не имела подруг и выросла в уединении». «Свое воспитание она совершила сама». Сначала ее воспитывала мамзель Мими, а затем Маша читала романы.

У. Как это характеризует Машу? Была ли она обыкновенной дворянской барышней?

Д. Нет, наверное. Подруг у нее не было. Она романы читала.

У. Машу воспитывало чтение романов. Вспомним, что у Дубровского было «романическое» (то есть книжное) представление о семейной жизни, так как он не жил никогда в семье. Так же и Машу не устраивали мужчины, бывавшие в доме ее отца. Ей не нравились их пиры и разгульная жизнь. У нее складывалось книжное представление о жизни, о том, какой мужчина мог бы стать ее идеалом. Чтобы понять это, надо знать, какие именно романы читала Маша. А читала она сочинения французских писателей XVIII в., где всегда фигурировали благородные герои, совершавшие необыкновенные поступки и по-рыцарски относящиеся к дамам. Среди подобострастно относящихся к ее отцу мужчин таких не было. И вот появляется молодой француз.

Перечитайте сцену знакомства. Как эта сцена характеризует героев?



Д. (после перечитывания). Троекуров груб, он не собирается относиться к гувернеру ни благосклонно, ни с уважением. Гувернер этого не заслуживает. Маша краснеет от грубостей отца, смягчает их при переводе.

У. Почему Маша «не обратила никакого внимания на молодого француза»?

Д. Она была барышня «...Воспитанная в аристократических предрассудках», поэтому «учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».

У. И поэтому «она не заметила и впечатления, ею произведенного на m-r Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса». Почему так реагирует Дефорж?

Д. Потому что это же Дубровский, а он влюблен в Машу.

У. Доказательством этому служит то, что разбойники не ограбили Троекурова. Да и само появление Дефоржа-Дубровского в доме Троекуровых явно не случайно. Зачем бы ему был нужен весь этот маскарад? И именно то, что Троекуров не видел Владимира, когда приезжал к его отцу мириться, позволило Дубровскому выдать себя за француза.

Если бы вы смотрели фильм (а фильм по этому роману когда-то был снят), вы бы, увидев актера, сразу узнали в Дефорже Дубровского. Но Пушкин писал роман для чтения, поэтому ему удается заинтриговать читателя, который не сразу начинает понимать (при первом чтении, разумеется), что Дефорж и Дубровский - одно и то же лицо, и сначала смотрит на Дефоржа глазами Троекурова и Маши.

А зачем Пушкин ввел эпизод с медведем?

Д. После этого эпизода меняется отношение Троекурова и Маши к Дефоржу.

У. Сначала они отнеслись к нему так, как относились аристократы. А теперь?

Настя. Троекуров сказал: «Каков молодец! не струсил, ей-Богу не струсил».

Рафик (читает). «Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кириловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее. Между ими основались некоторые сношения. Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности. Дефорж вызвался давать ей уроки. После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь».

У. Этот отрывок характеризует не только изменение отношения Маши, но и...

Д. ...самого Дубровского. Он храбрый, у него гордое самолюбие.

У. Эпизод с медведем призван раскрыть и еще кое-что. Что?

Д. ...

У. Я вам подскажу. Помните, в первой главе говорится о том, что Троекуров придумывал жестокие шутки – «проказы», «жертвами» которых становились новые знакомые и старинные приятели...

Д. А это пример таких шуток – «лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая...». «Таковы были благородные увеселения русского барина!»

У. Это слова рассказчика. Он действительно считает такие увеселения «благородными»?

Д. Нет, рассказчик так не думает. Это видно из предыдущей фразы: «Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться». Рассказчик осуждает такие забавы.

У. И в этом контексте слова «Таковы были благородные увеселения русского барина!» нельзя воспринимать в прямом смысле. Это ирония, то есть смысл высказывания прямо противоположен тому, что высказано. В этих словах - насмешка рассказчика.

Итак, вы познакомились еще с одной главой, посвященной одному событию, с еще одним маленьким сюжетом. Каким?



Сережа. Преддействие - до слов «неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие».

Маня. Нет. Это только начало завязки. Завязка - встреча с медведем. Вершина почти сливается с развязкой – «не побежал и ждал нападения. Медведь приближался, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил».

У. Эти основные действия занимают не столь уж большое место в данной главе, они нужны лишь для раскрытия характеров наших героев. Этому Пушкин и уделяет больше всего внимания. Поэтому, наверное, было бы неправильно назвать эту главу только словами «Подвиг Дефоржа». Здесь и первое знакомство с героиней, и другие важные моменты. Разумеется, если автор сам не дает названия главам, читателям трудно это сделать, но такие названия ориентируют нас в понимании сюжета всего романа, первый том которого и заканчивается восьмой главой. А к вопросу о том, почему Пушкину понадобилось разделить роман на два тома, мы еще вернемся.
Задание на дом. Прочитать главы IX-XI.
Урок 12

Том второй. Главы IX-XI


Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком, - молчать, или вы пропали. Я Дубровский.
Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:
Глава IX

1. Придумать название главы. (Например, «Обед. Разговоры о разбойниках».)

2. Как молился Троекуров? («Не смотря ни направо, ни налево, с гордым смирением поклонился в землю».)

3. Почему Антон Пафнутьевич боится Дубровского? («Не я ли в удовольствие ваше, то есть по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему».)

4. Как оценили барышни и Маша поступок Дубровского, о котором рассказала Анна Савишна? («Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического, особенно Марья Кириловна, пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф».)

5. Почему Дефорж «не подозревал», что разговор шел о его храбрости? (Он «не понимал» по-русски.)


Глава Х

1. Придумать название главы. (Например, «Я Дубровский».)

2. Кто и почему «не участвовал в общей радости»? (Антон Пафнутьевич был «чрезвычайно обеспокоен».)

3. Почему Антон Пафнутьевич решил ночевать в одной комнате с Дефоржем? (Он искал «надежного товарища», а храбрость Дефоржа и «его наружность, обличающая силу», «решили его выбор».

4. Почему Антон Пафнутьевич «принужден был оставить свои жалобы»? («Француз его не понял».)

5. В чем была «странность» пробуждения Антона Пафнутьевича? (Перед ним был француз с пистолетом; француз оказался Дубровским.)


Глава ХI

1. Придумать название главы. (Например, «Встреча Дефоржа и Дубровского».)

2. Что побудило француза решиться наняться "к такому чудовищу"? (Деньги.)

3. С какой целью Дубровский поселился в доме Троекурова? («Каковы ни были его тайные намерения (мы их узнаем после)».)

4. Сколько времени прожил Дубровский в доме Троекурова? («... около месяца».)

5. Почему Дубровский решился завладеть сумкой Антона Пафнутьевича? («Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения».)


Глава IХ

У. Главным событием в девятой главе является обед у Троекурова, за которым «Кирила Петрович весело обозревал свою трапезу и вполне наслаждался счастием хлебосола». Помните, «от природы не был он корыстолюбив»? Но основную роль для понимания дальнейших событий и раскрытия характеров героев в этой главе играют разговоры - разговоры о разбойниках. Первым эту тему поднимает Антон Пафнутьевич. Почему?

Д. Потому что он боится Дубровского: «Не я ли в удовольствие ваше, то есть по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему. И покойник (царство ему небесное) обещал со мною по-свойски переведаться, а сынок, пожалуй, сдержит слово батюшкино».

У. Спицын так поступил «по совести и по справедливости»? Или чтобы доставить удовольствие Троекурову?

Д. Конечно, чтобы доставить удовольствие Троекурову.

У. Он так сразу и говорит, и лишь потом, спохватившись, добавляет: «то есть по совести и по справедливости». И нам впоследствии будет ясно, почему Дубровский полагал Спицина «одним из главных виновников его бедствия». Более ясным становится теперь и предыдущее событие - как удалось Троекурову «безо всякого права отнять имение». Помните слова Троекурова: «Это имение принадлежало некогда нам, было куплено у какого-то Спицына и продано потом отцу Дубровского», а бумаги-то сгорели. Тут-то Спицын и смог поступить «по совести и по справедливости».

А далее эту тему подхватывает Анна Савишна Глобова, которая рассказывает о своей встрече с Дубровским и ее последствиях. Как характеризует Дубровского его поведение в эпизоде с Анной Савишной?



Д. Тут сам Дубровский высказывает свои принципы: «... Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет».

И еще: «Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».



У. И как же отнеслись барышни и Маша к Дубровскому?

Д. «Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического, особенно Марья Кириловна, пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф».

У. Опять «романический» герой, то есть такой, какой бывает только в романах, а не в жизни. Тут и характеристика Маши - она «особенно» доброжелательствовала, потому что была «пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф». Как вы это понимаете – «напитанная таинственными ужасами Радклиф»?

Д. ...

У. Если бы вы дали себе труд посмотреть комментарии к роману, то узнали бы, что Анна Радклиф (1764-1823) - английская писательница, сочинявшая в жанре так называемого «романа ужасов». Вот, оказывается, на какой литературе Маша «совершала свое воспитание».

Глава Х

У. Десятая глава, с точки зрения вычитывания характеров главных героев, интересна тем, что мы наконец точно узнаем, что Дефорж и Дубровский - одно и то же лицо. Именно здесь Пушкин решает открыть читателю все то, что он не считал нужным сообщить ему ранее.

Глава XI

У. Одиннадцатую главу Пушкин начинает с прямого обращения рассказчика к читателю: «Теперь попросим у читателя позволения объяснить последние происшествия повести нашей предыдущими обстоятельствами, кои не успели мы еще рассказать». Рассказчик действительно «не успел» или «не захотел» рассказать?

Д. Конечно, не захотел. Ведь ему никто не мешал.

У. И вы уже выяснили, зачем он так сделал. Зачем?

Д. Чтобы заинтересовать человека, читающего впервые.

У. Но есть тут и еще одно: рассказчик говорит «мы», «нашей», а вы говорили, что здесь рассказчик-повествователь. А на самом деле?

Д. Странно, ведь он не участвует в событиях, он не герой.

У. Раньше слова «мы», «мой» часто служили для вас доказательством того, что здесь рассказчик-герой. Но в литературе не все так просто и однозначно. Помните, сколько раз вы мучились, когда никакого «я», «мы» в лирических стихах не было. В таких случаях вы пытались определить рассказчика как рассказчика-повествователя, а на самом деле это был особый рассказчик - лирический герой. Вот и в эпосе рассказчик-повествователь не всегда так прост. Он иногда напрямую обращается к своему читателю, как бы втягивая его в осмысление той «повести» (здесь имеется в виду, конечно, не название жанра, а повествование, рассказывание определенной истории), которую он ему излагает.

И вот наконец рассказчик «объясняет», как Дубровский стал «Дефоржем». В этой главе для понимания главных героев интересны несколько моментов.

Во-первых, устами Дефоржа дается характеристика Троекурова, причем это не мнение самого Дефоржа, а то, что он «слыхал», то есть то, что думают о Троекурове другие. И что же они думают? Прочитайте.

Д. «Я слыхал о нем мало доброго. Сказывают, что он барин гордый и своенравный, жестокий в обращении со своими домашними, что никто не может с ним ужиться, что все трепещут при его имени, что с учителями... он не церемонится... и уже двух засек до смерти».

У. И вот к такому-то человеку решил явиться Дубровский. Почему?

Д. «Каковы ни были его тайные намерения (мы их узнаем после...)».

У. Оказывается, что не все тайны сразу намеревается нам раскрыть рассказчик. Но читателю, которому уже прямо сообщили, кто такой Дефорж, и который уже давно знает, что Дефорж смущался, трепетал и говорил изменившимся голосом, - все это достаточные доказательства того, что...

Дима. Что он влюбился в Машу.

Аня. И он не грабил только поместье Троекурова.

У. И еще одно доказательство этому содержится в одиннадцатой главе. Какое?

Д. (читают). «Правда, он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать и не строго взыскивал за уроки, задаваемые только для формы, - зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно».

У. Но тогда почему же, не пробыв в доме и месяца, он решил ограбить Спицына? Ведь он же понимал, что после этого ему придется покинуть дом.

Д.(читают). «Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения. Он знал о существовании сумки и решился ею завладеть»

У. О какой же черте характера это говорит?

Д. (друг за другом). Нетерпеливый. Не продумал, что будет дальше. Не был осторожен.

У. Да. Нетерпелив, горяч и неосмотрителен, как и его отец.
Задание на дом. Прочитать главы XII-XIV.
Урок 13

Том второй. Главы XII-XIV


Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека…
Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:
Глава XII

1. Придумать название главы. («Свидание».)

2. «Она начинала понимать собственное сердце и признавалась с невольной досадою, что оно...» («...не было равнодушно к достоинствам молодого француза».)

3. С какими чувствами Маша ожидала признания? («Желая и опасаясь его».)

4. Над кем хотел свершить Дубровский свой первый кровавый подвиг? (Над Троекуровым.)

5. Почему этот подвиг не был совершен? («Вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось».)


Глава XIII

1. Придумать название главы. («Верейский».)

2. Как выглядел Верейский? («Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старше. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна…»)

3. Почему Верейский поехал к Троекурову? («Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения...».)

4. Почему гордый Троекуров обещал приехать к Верейскому? («...Почитал князя Верейского себе равным».)

5. «Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но …» («с чувством и воображением»).


Глава XIV

1. Придумать название главы. («Сватовство».)

2. Как отреагировала Маша на слова отца: «Вот тебе жених, князь тебя сватает»? («Остолбенела», побледнела, потом заплакала.)

3. Как отнесся князь к реакции Маши? («С видом тронутым», а когда она заплакала, «слегка нахмурился».)

4. Как отнесся Троекуров к реакции Маши? («Осуши слезы и воротись к нам веселенька».)

5. Каким показался князь Маше, когда она прибежала к себе в комнату? («Отвратительным и ненавистным».)


Глава XII
следующая страница >>