Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода... 1 40.11kb.
Наименование специальности Сколько было выделено грантов 2 339.96kb.
Пояснительная записка Предмет: русский язык. Класс : 9 Тема урока... 1 154.14kb.
Метаязыковая рефлексия в текстах русского авангардизма 1910-20-х гг. 2 406.65kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 69.86kb.
Методические рекомендации по использованию корпусов в исследованиях. 1 136.8kb.
Лекции по дисциплине «Русский язык в деловой документации» 1 200.53kb.
Модульное обучение на уроках русского языка 1 103.8kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 2 387.34kb.
Поэтический художественный перевод с английского языка на русский... 1 7.23kb.
Реализация фгос на уроках русского языка и литературы в 5 классе... 1 172.05kb.
«Основы кинематики» 1 87.55kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" - страница №1/1

Как повысить познавательный интерес к предмету

на уроках русского языка.

В системе образования предмет “Русский язык” занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно-категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения русскому языку, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные технологии, методы и приемы в обучении.

Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.

Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.

Нестандартные, нетрадиционные уроки - это уроки праздники, когда активны все учащиеся класса, когда каждый имеет возможность проявить себя, когда класс становится творческим коллективом.

Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Можно ли вообще построить обучение на уроке так, чтобы ученика не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на занятии? Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.

Чтобы поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, урок-исследование по теме «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Назывные предложения» начинаю со следующего вступления:

- Здравствуйте, ребята. Готовясь к уроку, я вспомнила двух учёных: Архимеда и Ньютона: с какой лёгкость они совершали свои открытия. Яблоко на голову упало – закон Ньютона. Архимед вообще во время приёма ванны сделал своё открытие, воскликнув: «Эврика!» В современном мире, к сожалению, многое уже открыто. А если считать открытием любое новое знание?

Рефлексия, проведённая в конце урока, показала, что роль исследователей, предложенная учителем, нашла горячий отклик у учащихся, только одному из них эта роль пришлась не по душе. Форма работы понравилась, а результат - материал усвоили все.

Игровые технологии как средство повышения интереса к предмету.

Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения. Игровые технологии использую на уроке изучения личных окончаний глагола в 5 классе: «В костюмерной у глагола». Урок начинается с инсценировки.



Действующие лица:

Глаголы

Варить ( с кастрюлей и поварёжкой), ,Забить ( с футбольным мячом), Мыть ( с тряпкой и ведром), Чертить ( с линейкой), Жарить с ( со сковородой), Рассказать, делать, вышивать, чистить

Глаголы критически озирают себя, стоя перед зеркалом.

Забить: - Ничего не выходит! - кисло объявил глагол. - Я выгляжу совсем не так и не ощущаю того, что нужно.

Остальные глаголы: - И я! И я!...

Костюмер: - Поверьте, вы просто картинки.

Забить: -Может быть, я и картинка, но мой вид не соответствует моему характеру.

Костюмер: -Какому характеру? Я открою вам тайну.

Забить: - А она имеет отношение к моему костюму?

Костюмер: - Самое прямое и непосредственное.

Забить: -Тогда говорите (полушёпотом).

Костюмер: - Я не могу одеть вас в соответствии с вашим характером, так как характера у вас нет и в помине. Ведь нам ничего о вас неизвестно. Хотя…

Так создаётся проблемная ситуация, а далее, вспомнив то, что известно о глаголе, учащиеся наряжают глаголы в костюмы- окончания. Учащиеся активно участвуют в процессе.

«…Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве… через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…», - так сказал об игре практик и реформатор школы, педагог В.А. Сухомлинский (1918-1970).

Действительно, игровые задания положительно влияют на развитее смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным.

Игры, применяемые на уроках русского языка, многогранны и разнообразны. Их классификация может быть различна. Можно выделить следующие основные группы. По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные.

1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.

2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая игра, сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы диктантов ( например, музыкальный), различные виды письма.

3. Подвижные игры : со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д.

4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.

5. Интеллектуальные игры, классическими примерами которых являются шашки и шахматы, вызывают у ребят большой интерес. К ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, логорифы, рассказы-загадки.

Игры и игровые задания- упражнения можно классифицировать по школьным разделам языкознания. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис».

1. К разделам «Фонетика» и «Графика». Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно - игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка.

2. К разделам «Лексикология и фразеология» . Собери фразеологизм. Собери пословицу. Угадай слово по его описанию.

3. К разделу «Морфология». Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: - дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства; знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов; обогащение словарного запаса учащихся; развитие речи учащихся; развитие чувства коллективизма у учащихся; воспитание у учащихся чувства языка.

4. К разделу «Синтаксис». Угадай подлежащее! ( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. Методические цели и задачи: знакомство учащихся с главными членами предложения; знакомство с подлежащим; развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у учащихся чувства языка

Игры можно классифицировать в зависимости от того, на каком этапе урока они могут использоваться.

ИКТ как средство повышения интереса к предмету.

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:

- увеличивается скорость овладения учебным материалом;

- наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью.

- становится более качественным пооперационный самоконтроль учащихся при решении учебных задач;

- в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);

- модельное вариативное обучение, составной частью которого являются компьютерные игры, создаёт положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке .

2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.



Применение компьютерных программ на уроках русского языка вызывает повышенный интерес у учащихся интересной работой с компьютером, творческими заданиями, возможностью без учителя (для себя) проверить свои знания в конкретном разделе русского языка и получить квалифицированный совет по дальнейшему обучению.

Таким образом , игровые технологии и ИКТ – это отнюдь не полный перечень средств, помогающих учителю повысить интерес к нашему предмету. Современная жизнь ставит перед учителем новые задачи . Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, учитель успешно решает вопросы воспитания обучающихся, а также добивается лучших результатов обучения за более короткое время.