Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти: в чем сила музыки. 6 класс Флик Елена Геннадьевна - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 47.36kb.
«В чем сила музыки» 1 50.07kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Урок музыки во 2 классе «Как музыка передает характер человека? 1 38.82kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.93kb.
В чем сила музыки 1 67.52kb.
Урок музыки 3 класс тема урока "Образ матери-великая тема искусства" 1 80.76kb.
Открытый урок. 5 класс. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое... 1 175.58kb.
Русский язык и литература Класс : 5 класс Тема урока : Джанни Родари... 1 106.67kb.
Открытый урок литературы и музыки в 6 классе по сказке Э. Т. 1 96.11kb.
Камерная музыка 1 28.54kb.
Тест по музыке. Разработка учителя музыки моу сош №11 Ст. Стародеревянковской... 1 40.4kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урока : Музыка возвышает и облагораживает человека тема четверти: в чем сила музыки. - страница №1/1

тема урока: Музыка возвышает и облагораживает человека.
тема четверти: В чем сила музыки. 6 класс
Флик Елена Геннадьевна,

г. Ноябрьск, ЯНАО


Цель:

  • подвести к пониманию того, что музыка, в которой есть красота и жизненная правда, может обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.

Задачи:

  • развивать интонационно-образное мышление, эмоциональный отклик на высокохудожественные произведения классической музыки.

  • формировать слушательскую культуру через приобщение к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Формировать информационную культуру учащихся.

  • воспитывать устойчивый интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке.


Оборудование:

  • портреты композиторов (И.С. Бах, М.И. Глинка, Ф. Шопен, В.А. Моцарт, Э. Григ);

  • СD – проигрыватель, фортепиано, таблица “Средства музыкальной выразительности”;

свечи, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:

I. Организация учащихся на урок, закрепление пройденного.
Музыка способна оказывать известное

воздействие на этическую сторону души”.

Аристотель

Итак, на прошлом уроке мы с вами ребята, говорили о том, что музыка может оказывать влияние на человека. Сегодня мы с вами продолжим эту тему.

? Вспомните, с музыкой каких композиторов, мы с вами познакомились на

прошлом уроке?



? Музыка каких композиторов, оказала на вас свое влияние и задела

струнки вашей души?



? Почему Аристотель утверждал, что музыка оказывает огромное влияние

на человека?



1 – е задание: Вспомните высказывания о творчестве великих композиторов.

О ком идет речь?


“Я видел его мальчиком лет семи, мне самому было лет четырнадцать, и я ясно помню маленького человечка в парике и со шпагой…”

(Гете о Моцарте)
“В творчестве этого композитора вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культура красоты в человеке, поэтичность и романтика… ”

(Борис Асафьев о Ф. Шопене)
“Не ручей, море должно быть ему имя!”

(Л. Бетховен о И.С. Бахе)
“Во многих отношениях этот композитор имеет в русской музыке такое значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества,… оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке”.

(критик В.В. Стасов о М.И. Глинке)
“Слушая музыку этого композитора, мы сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры”.

(П.И. Чайковский о Э. Григе)
2 – е задание: на доске портреты великих композиторов, исправь ошибки.

И.С. Бах В.А. Моцарт Ф. Шопен Э. Григ М.И. Глинка


правильный ответ:

(М.И. Глинка) (И.С. Бах) (Э. Григ) (В.А.. Моцарт) (Ф. Шопен)
3 – е задание: концерт – загадка (по пройденным произведениям)

фраг. Ф. Шопен “Прелюдия до минор”
фраг. Э. Григ “Танец Анитры” (из сюиты “Пер Гюнт”)
фраг. В.А. Моцарт “Симфония № 40”
фраг. И.С. Бах “Токката и фуга” (d-moll)

Вспомните историю о И.С. Бахе.

? Какие известные факты вы еще знаете о нем?
Ребята самостоятельно нашли факт в Интернете из жизни И.С. Баха:
Однажды Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такое исполнение было подвластно только настоящему мастеру. Успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг совершенства, композитор ответил: “Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же”.

? Как вы думаете, почему Бах выиграл соревнование?

? Почему Баху не вскружил голову такой успех?

? Как вы думаете, почему Баха называли “ученым” композитором?

Вспомните наш разговор о том, как церковные власти были недовольны музыкой Баха.



? Что не нравилось церковным служителям в музыке Баха?

Слушание музыки “Токката и фуга” (dmoll)
? Чем увлекает вас музыка Баха?

? Как она воздействует на вас?

II. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами познакомимся с совершенно другим исполнением “Токкаты и фуги” (d – moll). Послушайте несколько фрагментов одного и того же произведения, но в разном его истолковании и раскрытии содержания. Такое исполнение называется интерпретацией.

* Интерпретация - истолкование, раскрытие смысла содержания.

* Аранжировка - переложение, обработка музыкального произведения.
Слушание музыки “Токката и фуга” (d – moll)

фраг. в исполении органа

фраг. в исполнении эстр.- симф. оркестра п/у Рихарда Клаудермана

фраг. в исполнении электроскрипки (в исп. Ванессы Мэй)

5 – е задание: найдите отличительные особенности интерпретации, аранжировки.


? Какое исполнение “Токкаты и фуги” (d – moll) мы можем считать подлинным?

? Какое значение имеет интерпретация, современная обработка и аранжировка

в музыкальном искусстве?


Интерпретация, современная обработка или аранжировка - это продление жизни произведения через его обновление, и не менее важно – возвращение слушателя к подлиннику.

? В чем заключается красота музыки?
Красота музыки - в правде, и в этом ее преобразующая сила.
6 – е задание: исполнение песни Г.Струве “Музыка”

? Как вы думаете, в чем красота этой песни?

? В чем особенность этой песни?

В ее искренности, мелодичности, в поэтическом тексте, солнечности.
? Кого из композиторов называли “солнечным композитором”? Почему?
В.А. Моцарта. Потому что его музыка была наполнена светом и солнечностью.

Мы всегда узнаём его музыку по её особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Его музыка несёт в себе радость, свет, огромный заряд. Живя несколько столетий, музыка Моцарта ничуть не стареет и звучит так свежо и молодо, излучает такую жизненную энергию, словно создана сегодня.



? Как еще называли Моцарта?

Моцарт в возрасте шести лет. 1762 год. . Моцарт за инструментом




Семья Моцарта. Семья Моцарта. 1780 год




Вунденкирдом.

(Ребята подготовили информацию и о гениальности Моцарта самостоятельно, нашли в Интернете изображения В.А. Моцарта в возрасте 6 – ти лет, музицирующую семью Моцартов)

Однажды Моцарт попал в церковь св. Петра и услышал хоровое пение. Эту музыку услышать могли немногие, потому что “Мизерере” исполнялось всего дважды – перед пасхой, и только в Сикстинской капелле. Никто, кроме служителей Ватикана не имел права исполнять эту музыку. Нельзя было даже ноты выносить из собора. Того, кто посмел бы сделать это, папа римский отлучил бы от церкви. “Такую музыку должны слышать все”! - подумал Моцарт. Вернувшись в гостиницу, мальчик взял нотную бумагу и по памяти записал все девять голосов хорового произведения. Запомнить все партии с одного прослушивания – одно и тоже, что с первого раза удержать в голове речи девяти ораторов, говорящих одновременно. Но Моцарт был гений – и сделал невозможное! Слух об “изумительном воровстве” дошел до священнослужителей. Папа римский пригласил музыканта в свои покои. Без единой ошибки юный композитор проиграл все хоровые партии. Моцарт был удостоен высшей награды – рыцарского ордена “Золотая шпора”. Награда возводила маленького Моцарта в дворянское достоинство.



Моцарт с орденом “Золотая шпора”



Да, о гениальности Моцарта ходило много слухов. За свою короткую жизнь он написал большое количество замечательных произведений. Музыка Моцарта была такая же светлая, жизнерадостная и “солнечная” каким был сам композитор. Моцарт умер в возрасте 35 – ти лет, совсем еще молодым. О его смерти ходило много всяких разных слухов, а потом и легенд. И некоторые факты были этому подтверждением… Вот один из них.

Моцарт в Вене (неизвестный художник)


Однажды, в жизни Моцарта произошел странный случай. К нему пришел человек в сером плаще не назвавший своего имени и заказал траурное произведение “Реквием”.

В то время был такой современник Моцарта - итальянский композитор Антонио Сальери. Барон заправлял всей культурной жизнью Австрии. Сам себя он называл “большим знатоком музыки”. И это была правда. Моцарт называл симфонии Сальери “накрахмаленными”. В свою очередь итальянец считал Моцарта “праздным гением” и завидовал его таланту. Однажды Сальери пришел к Моцарту домой, в то время, когда великий гений впал в нищету. Сальери онемел на пороге, увидев Моцарта, танцующего со своей женой Констанцией. Так великий гений грелся от холода. Барон понял, что Моцарта несчастным сделать нельзя.


Сальери


Незадолго до смерти Моцарта странный человек стал напоминать о заказе “Реквиема”. В то время Моцарт сильно заболел, и у него стало возникать ощущение, что “Реквием” он пишет самому себе. В последнем письме к отцу он пишет: “Я осознаю, что я гений. Гений – это страдания и мучение души. Я благодарю бога за то, что он любит меня и не дает долго мучиться”. Моцарт мучился сомнениями. Вот цитата из письма к другу: “В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит. Он настаивает. Он требует работы. Я продолжаю, ибо сочинение музыки утомляет меньше, чем бездействие. Чувствую – мое состояние подсказывает это – мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни… Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной”.

Слушая репетиционное исполнение “Реквиема” Моцарт плакал. Это была музыка неба… Моцарт умер в возрасте 35 – ти лет. “Все, нет больше “праздного гения”, нет больше талантливого соперника”! Так думал Сальери. Но барон ошибался, потому, что…



7 – е задание: попробуйте продолжить мысль.

* Реквием - траурное вокально – хоровое или инструментальное произведение, у католиков богослужение по умершему.

8 – е задание: послушайте внимательно фрагмент из “Реквиема” В.А. Моцарта “Лакримоза”. Передайте свои чувства, с помощью музыкальных средств выразительности.

* Лакримоза – в переводе с лат. означает “слезы”, начинается со слов “этот день слез”.



слушание “Лакримозы” (при свечах)

Вольфганг Амадей Моцарт (неизвестный художник 18 века).


? Что вы почувствовали, слушая музыку?
Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм

душевных конфликтов, стихийную грандиозную картину Страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека.


Наиболее распространенная версия смерти композитора - отравление. Она особенно укоренилась у нас в России благодаря знаменитой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Крылатая фраза, что «гений и злодейство - вещи несовместные», прочно вошла в наш обиход, благо гениев мы не бережем, а со злодейством сжились. Героям Пушкина, конечно, обеспечено бессмертие, но это отнюдь не значит, что приговор, вынесенный Сальери, не может быть пересмотрен. Даже несмотря на то что он был вновь повторен кинематографом - фильм «Амадеус» собрал многомиллионную аудиторию.

Антонио Сальери Моцарт



9 – е задание: послушайте стихотворение А. Межирова “Сальери”. В чем заключается суть последних строк? Попробуйте раскрыть их главный смысл.


Сальери.


А он и впрямь обрел бессмертье,

В веках бесследно не исчез.

В энциклопедиях проверьте,

Возьмите том на букву “С”.


Сальери. Имя вы назвали,

Но как–то странно оттого,

Что вы ни разу не слыхали

Звучанья музыки его.

Когда над Моцартом сомкнулась

Земля, как на море, - волной,

Должно быть, глубоко вздохнулось,

Тому, кто ждал минуты той.


Но было так:

Когда в партере

И в ложах смолкли голоса,

Исполнить музыку Сальери

Ничей смычок не поднялся.
Прикрыв рукой глаза неловко,

Похолодел недаром он:

Так начиналась забастовка

Всех музыкантов тех времен.


Всю жизнь свою отдать карьере,

А сорок опер – все молчат.



И не себя ль убил Сальери,

В чужой стакан, бросая яд?

Иллюстрация к произведению А. Пушкина

"Моцарт и Сальери"


Музыка Моцарта звучала везде. Это была настоящая кара барону, так и не сумевшего понять, что музыка гениального Моцарта переживет еще ни одно поколение.

Скончался Моцарт в ночь с 4-го на 5-е декабря 1791 года (на тридцать шестом году жизни). Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют.

Похороны Моцарта проходили при трагических обстоятельствах. Из-за отсутствия денег у его осиротевшей семьи великий композитор был похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное место погребения никто не знает. Хотя впоследствии и воздвигли памятник там, где по догадкам предполагалась могила Моцарта, но до сих пор наверное неизвестно место его последнего успокоения!


фрагмент памятника Моцарту в Вене Могила Моцарта ( ?)



Памятник Моцарту в Вене


Вся жизнь этого великого музыканта и особенно его смерть дают яркую характеристику отношения людей к своим гениальным современникам. Отказывая им в должной оценке и уважении при жизни, современники сами себе воздвигают вечный памятник бесславия. Гении же, подобные Моцарту, не имеют надобности в том, чтобы люди напоминали о них ничтожными сооружениями из камня и металла; они сами себе воздвигают нерукотворные, вечные памятники, и человечество не могло бы соорудить им более им более драгоценного, даже если бы вылило его из чистого золота.

III. Итог урока.

? Как вы думаете, может ли музыка оказывать влияние на человека?

? В чем ее сила?

? Как музыка может преобразовать наш внутренний мир?

Учитель подводит к мысли о том, что музыка отражает не только жизнь, но обогащает и облагораживает людей, наши сердца и мысли, даже если мы сами не всегда это замечаем.
ВЫВОД:

  • Музыка и Жизнь - взаимосвязаны.

  • Музыка обогащает жизнь.

  • Духовно обогащает людей.

  • Музыка меняет их судьбу.


Музыка воспевает красоту, духовное богатство и силу самой жизни.

Значит, и каждого из нас, наши сердца и нашу мысль, даже если мы не всегда сами это замечаем.
IV. Домашнее задание

Русский композитор П.И. Чайковский в одном из своих писем писал: “По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки”.




Русский поэт А.С. Пушкин устами Сальери о Моцарте сказал следующее:

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь;



Я знаю, я!
А что бы вы сказали о музыке Моцарта? Запишите в тетрадку свои мысли. Найдите высказывания о музыке, о ее значении и роли в искусстве (по желанию).



себе

учителю

Уроку









задание

слушание музыки
учитель
ученики
слушание музыкальных фрагментов
? вопрос