Урок учителя русского языка и литературы Комсомольской сош №2 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.28kb.
Д. В. Веневитинов 1 210.99kb.
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 132.69kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 2 387.34kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 69.86kb.
Урок русского языка. Звукопись. 5 класс 1 34.06kb.
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем... 1 44.21kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 68.17kb.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы 1 96.57kb.
Знающее незнание 2 444.96kb.
Мой Коста. Эссе учителя русского языка и литературы моу сош №2 им. 1 71.19kb.
Меры безопасности при погружении и прибывании под водой в подводном... 1 23.91kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок учителя русского языка и литературы Комсомольской сош №2 - страница №1/1

Мин

Министерство образования Чувашской Республики

Самые уязвимые

на войне

Открытый урок учителя

русского языка и литературы

Комсомольской СОШ № 2

Боровковой Надежды Яковлевна

с. Комсомольское-2005г.



Самые уязвимые на войне.

Цели урока:
общие - привлечь внимание учащихся к проблеме уязвимости тех, кто не участвует в военном конфликте; расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста; продолжить формирование умения соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения.
частные- ответить на вопросы:

  1. Как ты понимаешь значение слово «уязвимый»?

  2. Кого в ситуации вооруженного конфликта можно считать самым уязвимым?

  3. Объясните значение выражения «гражданское население».

  4. Когда человек может назвать себя неуязвимым?


Структура урока:


    1. Вызов интереса к теме урока.

    2. Осмысление.

    3. Размышление над текстом.

    4. Ассоциации.

    5. Творческая работа.


Оборудование:
1) мультимедийный проектор

  1. магнитофон.



ХОД УРОКА:

I фаза урока «Вызов».
Слова учителя, сопровождаемые показом картины с изображением монумента воину-освободителю:

В Берлине, в Трептов парке, сооружён монумент воину – освободителю, причём русскому воину. Кто же этот герой? Это человек русской души, ставший прототипом того солдата, историю о котором услышал скульптор Вутетич. Этот герой спас немецкую девочку. Когда русские войска в мае 45-го вступили в Берлин, солдат услышал плач девочки из горящего дома, он вбежал в него и вынес на руках испуганную девчушку!

Обратимся к словам Джона Робертса (американского молекулярного биолога), который говорил: «Благородно - сражаться, и если нужно умереть за свое отечество. Не менее благородно и честно проявить гуманность к поверженному противнику или к застигнутому врасплох гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано».
Вопрос классу: А кого мы называем гражданским лицом или гражданским населением? ( Людей, которые не входили в состав вооруженных сил, т.е. мирных людей).


  • Именно они и являются самой уязвимой частью населения. Как вы

понимаете значение слова «уязвимый»?

Толковый словарь дает 2 значения этого слова:

1.Тот, кого легко обидеть.

2. Слабый, мало защищенный.
Составление кластера:

обидчивые дети слабые женщины

незащищенные Уязвимые больные

оскорбленные раненые



страдающие пожилые
После обсуждения кластеров учитель задает ряд вопросов:


  • Когда человек может ощутить себя уязвимым? ( В ситуации вооруженного конфликта).




  • Что может испытать человек при этом? ( Физические и психологические страдания).




  • Что же является условием неуязвимости людей? (Мир, покой, здоровье).


Вывод, подведение к теме: значит, мы правильно определили ключевое слово нашего урока - «уязвимость».
Сегодня я хочу предложить вам для чтения и обсуждения рассказ В. Катаева «На даче», героями которого являются маленькие ребятишки, подвергнутые страданиям в условиях ВОВ. Какие же страдания приносит война мирному населению? И кто должен встать в его защиту?
II фаза урока «Осмысление».
Чтение учителем рассказа «На даче» методом «двойного дневника» полностью, но с остановками. Во время остановок учитель обращается к учащимся с вопросами, нацеливающими учеников на выявление ключевых слов и предложений каждого эпизода текста.


Ключевые слова, словосочетания

Их толкование

«Игра в маленьких».

Ребенок не способен даже в условиях войны понять того, что происходит вокруг, ведь ему так мало лет.

«Понимающие» глаза пятилетней девочки.

В отличие от братика она осознает происходящее; понимает, что рядом с ней – ее родители.

«Дача тряслась».

Теперь девочка «немигающими глазами» смотрит на происходящее.

«Равнодушное небо».

Даже природа гармонично реагирует на происходящее.

«Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном».

Уже сейчас девочка способна встать в защиту уязвимого существа, как и ее мать.

Искаженное гримасой лицо девочки - «маска».

Очередной психологический удар для девочки выливается в крик «взрослым голосом».

«Я думала, что это едет война»,- а это наш - четырехмоторный «СССР».

Теперь уже светлыми, немного зелеными глазами девочка следит за удаляющимся самолетом.


III фаза урока «Размышление».
Вопросы классу:


  • Какие чувства вы испытали, читая рассказ «На даче» (возможно, жалость, желание помочь).




  • Какие же страдания приносит война мирному населению? Население какого возраста страдает больше? И кто должен встать в защиту мирного населения?


На эти и другие вопросы мы сможем ответить, выполнив задание по группам (работа с пособием «Вокруг тебя мир»):
I группа- «Самые уязвимые» (им необходимо описать последствия, которые может испытывать мирное население в ситуации вооруженного конфликта). – стр.37
II группа- « Комитет международного гуманитарного права по защите мирных жителей» (описать нормы и права этих мирных жителей).– стр.49

Вопросы классу:


  • Как вы думаете, имели ли место в истории гуманные обычаи и законы обращения с мирным населением?

(Ещё в Древней Греции, Риме, Египте, Индии, Китае, Хеттском царстве при капитуляции городов противника на проявляли насилия по отношению к горожанам. Даже если города оказывали сопротивление, то резня и обращение в рабство чаще всего не допускались).




  • Сохраняется ли угроза войны сейчас, в XXI веке?

Мы не можем не вспомнить трагедии детей Беслана. Их не смог защитить никто. Утро 1 сентября 2004 года стало для них роковым. Это незабываемые страницы нашей истории.
Слово учителя:

Тему войны не обошла не только литература и история. Она широко затронута и в живописи, и в скульптуре. Вглядимся в лица людей, которым довелось испытать эти страдания. Вспомним «немигающие», «понимающие», «светлые, немного зеленые» глаза пятилетней девочки из рассказа «На даче».


IV фаза урока «Ассоциации».
Показ иллюстраций, картин, скульптурных зарисовок, фотографий с изображением жертв Беслана с использованием мультимедийного проектора под музыкальную заставку в сопровождении слов учителя.

V фаза урока « Творческая работа».


  • Ребята, вы увидели, как трудно сопоставлять два понятия уязвимость

(беззащитность) и война. Те, кто не принимает участия в вооруженном конфликте, могут испытывать особенно тяжелые последствия. Так пусть никогда и никому не доведется испытать этих последствий.
Составление синквэйна:

Беззащитность.

Слабая. Робкая. Душевная.

Обижает. Душит. Ранит.

Беззащитность- символ войны.

Страдание.



Домашнее задание: мини- сочинение «… Не бывает совсем не пострадавших на войне».

( на материале рассказов родных и близких, друзей и знакомых).