Урок с использованием технологии мастерских для аттестации на высшую категорию - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое объединение учителей математики, физики, информатики 1 14.07kb.
Предмет: специальное (коррекционное) образование Количество часов 1 44.57kb.
Системы, оборудование и компоненты 1 177.02kb.
Портфолио профессиональной деятельности 1 37.59kb.
Портфолио профессиональной деятельности 1 157.91kb.
Развитие логического мышления при работе с геометрическим материалом 1 66.14kb.
Некоммерческое партнерство Авиационный центр «Экономика и передовые... 1 23.2kb.
Вид урока урок-практикум с использованием исследовательской технологии... 1 142.53kb.
Интегрированный урок с использованием компьютерной техники по мхк... 1 112.36kb.
Урок литературы в 11 классе «История любви Сергея Есенина» Урок с... 1 122.2kb.
Роль электронного портфолио в аттестации педагога 1 98.87kb.
Эдвард Мунк. Биография художника / Атле Нэсс; Пер с норв. М. 1 7.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок с использованием технологии мастерских для аттестации на высшую категорию - страница №1/1

«Как странно я люблю!» (Н. Некрасов)

(урок с использованием технологии мастерских для аттестации на высшую категорию)

Учитель русского языка и литературы Спирина Е.С.

Цели урока:

1. Определение концепции Панаевского цикла Н. Некрасова; рассмотрение отражения в цикле образов лирического героя и его возлюбленной; анализ мотивной организации цикла;

2. Развитие коммуникативных качеств личности;

3. Тренинг публичного аргументированного высказывания;

4. Развитие креативных способностей;

5. Развитие способности к рефлексии





  1. Индукция.

Создание личностно заинтересованного отношения к проблемной ситуации, обращение к индивидуальному опыту учащихся, апелляция к ассоциативному и образному мышлению.
- «Поговорим о странностях любви…» Как вы думаете, чьи лирические строки можно включить в сборник с таким названием?
(Учащиеся называют имена М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой… Предлагается включить и лирику Пушкина, но тут же возникает возражение: его любовная лирика наполнена светом, гармонией, в ней нет «странностей».)
- Имя Некрасова не прозвучало… Тем не менее, на вводном уроке по лирике поэта мы с вами пришли к выводу, что поэзия его – не мёртвое дерево, не сухой стог, не пустая степь, – это лекарство, чья горечь жизнетворна, это незакрытая сердечная рана, это тревожное курлыкание журавлиной стаи. «Один из самых живых и искренних поэтов» не мог не писать о любви! Но многие ли из вас могут процитировать строки его любовных посланий? И что мы знаем о «жизни сердца» «печальника горя народного»?
(Как правило, несколько учащихся замечают, что в сборники, принесённые на урок, не включено ни одного стихотворения, посвящённого теме любви, либо любовная лирика Некрасова не выделена в отдельный цикл.)
- «Как странно я люблю!» – с горечью восклицал Некрасов. С горечью – а может, с удивлением? То, как мы любим, во многом определяет нашу индивидуальность… Знакомо ли вам такое «странное» чувство? Как бы вы определили его с помощью метафоры?
(Звучат метафоры, которые учитель записывает на доске: «спасительный источник», «уютный мир», «огненная стрела», «неумолимая стихия», «ласковые лучи солнца», «пожар», «болезнь жизни», «кирпичная стена», «колючая проволока», «сладкая мука», «пламя свечи на ветру», «обжигающий лёд», «призрак», «коррекция зрения», «горький мёд».)
- Спасение, уют, тепло, свет – и беззащитность, непонимание, несвобода, боль, иллюзия… Как часто всё это соединяется в одном чувстве! Неслучайно среди ваших метафор оказались оксюмороны: любовь – состояние, вызывающее противоречивые эмоции. (Учащиеся вместе с учителем выделяют оксюмороны «сладкая мука», «обжигающий лёд», «горький мёд».) Так и хочется воскликнуть вслед за Некрасовым: «Как странно мы любим!»

Мне бы хотелось, чтобы запутанная история отношений поэта и Авдотьи Панаевой стала поводом для разговора о любви – о её странностях, о её уроках. Особенно мне интересно будет ваше прочтение, ваша интерпретация Панаевского цикла.

Итогом должна стать домашняя творческая работа, тему которой вы попробуете сформулировать сами. Постарайтесь собрать за время работы нашей мастерской коллекцию наиболее удачных ассоциаций, метафор, сравнений, эпитетов – и, разумеется, не забудьте о том, что ваш текст должен быть уникальным, оригинальным самовыражением.

2. От самоконструкции – к социоконструированию.

Индивидуальное создание гипотезы, обсуждение её в парах и в малых группах (4 – 5 человек), создание результата группой. Первичная социализация. Работа по принципу «мозгового штурма». Визуализация комплексной концепции. Роль учителя – поэтапное подключение к групповому обсуждению, коррекция направления поиска, контроль за отражением в общей структуре гипотезы мнения каждого.
В работе на данном этапе используется принцип «мозгового штурма».

Алгоритм работы:


  1. Первый шаг – индивидуальная работа. В центре листа участник мастерской отражает суть задачи. На бумаге фиксируются все без исключения мысли и ассоциации, связанные с проблемой; с помощью стрелок обозначается их возможная взаимосвязь.




  1. Далее учащиеся делятся на группы, каждая из которых работает независимо. Группа работает как целое, обсуждая индивидуальные концепции, при этом происходит первичная социализация: все получают возможность озвучить свою идею. Участники обмениваются цепочками ассоциаций, сопоставляют чужое и собственное восприятие, проясняют то, что кажется непонятным, аргументируют свою позицию примерами из текстов.


  1. Группа принимает комплексное решение проблемы, при этом возможна визуализация идеи.

- Информация о возлюбленной поэта, о его гражданской жене Авдотье Яковлевне Панаевой, противоречива – поэтому обратимся непосредственно к текстам и пытаемся определить характеры героев любовного романа, динамику их отношений – и, может быть, постараемся извлечь некоторые уроки…


(Учащиеся работают с раздаточным материалом: распечатанные тексты стихотворений Панаевского цикла. Необходимые записи они могут делать на полях.)
- «Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя», – писал о Панаевой Достоевский. А Корней Чуковский скажет спустя полвека: «Теперь, кажется, её забыли совсем, а не мешало бы вспомнить смуглую, большеротую, черноволосую… женщину…».

Попробуйте воссоздать облик героини Панаевского цикла.


(Красивая («хороша», «прекрасна»), живая, вспыльчивая, пылкая, страстная, вспыльчивая («что минута, то вспышка готова»), насмешливая, порой суровая («скупая на ласки»), с быстрыми сменами настроения, ревнивая, гордая, властная и в то же время покорная. Любимая женщина мыслится в поэтическом цикле как спутница жизни, которая делит с лирическим героем горе, радость, нужду, она вдохновляет его, вселяет уверенность в свои силы…)
- Охарактеризуйте лирического героя цикла.
(Лирический герой на распутье, он словно изучает своё чувство. Он не страшится показать свою неправоту, но такой же искренности ждёт и от подруги. Он порой эгоистичен, «уныл и угрюм», но часто сам страдает от своего эгоизма и понимает, как он мучит возлюбленную. Главное его достоинство – великодушие, умение прощать.)

- Попробуйте подобрать ключ к мотивной организации цикла.



Каково его общее настроение? Какова динамика? Через какие метафорические уподобления передаётся дисгармония отношений героев?

(Отношения героев драматичны. Динамика цикла – колебание настроений с резкой амплитудой: от ненависти до любви. Когда-то, видимо, поэт добивался близости любимой, преодолевая её надменность, но сейчас он к ней охладел. И всё же любовные бури бушуют по-прежнему: мятеж, приливы и отливы; горькая укоризна, недоверие, почти ненависть – и любовь, нежность, примирение… Правда, это лишь остаток былого чувства, поэтому присутствуют мотивы осени, холода, увядания. Многоточия, которыми завершаются почти все произведения цикла, указывают на фрагментарность, на неисчерпаемость ситуации, на её неразрешимость.

Ключевые метафоры цикла: «тяжёлый крест», «вспышка», «кипение», «мятеж», «последняя жажда», «бушующие волны», «бурливая река», «холодные волны», «тайный холод», «тёмное море», «осень»…)
- Давайте добавим новые метафоры и ассоциации в нашу творческую копилку. Предлагаю вам вновь стать участниками лингвистического эксперимента. Что нового расскажет нам имя поэта?

Лингвистический эксперимент «Что в имени тебе моём?»

Этапы групповой работы:

  1. На листе записываются имя и фамилия поэта. Из записанных букв следует составить как можно больше новых слов (при этом подсознание подскажет именно те слова, которые будут ассоциироваться с личностью или творчеством автора; при необходимости можно добавить одну – две буквы).

  2. Среди записанных слов выделяются несколько ключевых. Коллективная аргументация выбора.

  3. К ключевому слову подбираются и записываются синонимы, антонимы, ассоциации.

Итогом такой работы становится расширение лексического и ассоциативного поля, происходит накопление материала для домашнего творческого задания
- Подберите собственную метафору, которая выразит ваше восприятие поэтики Панаевского цикла (приём метафоризации). Объясните свой выбор. Визуализируйте вашу концепцию, подготовьтесь к её защите.



  1. Афиширование: представление и защита групповых проектов.

Вторичная социализация. Общее ознакомление с результатами, полученными в ходе групповой работы (вывешиваются схемы, ассоциативные работы). Возможно подключение к афишированию учителя, который презентует собственную концепцию. Учитель организует обсуждение: группы проясняют спорные вопросы. Концепции участников группируются и перегруппируются.
- «Странная» любовь Некрасова привнесла в его лирику новое мироощущение. С этим чувством возникла в стихотворениях необычайная глубина и страсть, похожая на страдание. Ваше исследование поэтики Панаевского цикла привело к созданию общей концепции любовной лирики Некрасова: «проза в любви неизбежна» (размолвки, ссоры, обиды), но это тревожное кипение усиливает любовную жажду. Доминанта мятежности объединяет многие тексты цикла, при этом сквозные мотивы, вызывающие горькое послевкусие, – беспощадность осени, угасание любви, неизбежное охлаждение…

Метафоры, предложенные и объяснённые группами, стали яркими иллюстрациями к общей гипотезе:



*«пожарище любви» (пепел тоски, пустота, тление чувства);

*«догорающий бенгальский огонь» (любовь, рассыпающаяся на оттенки, полутона, со столь разной амплитудой колебаний эмоций);

*«роза с шипами» (одно неловкое движение – и красота вонзится острыми шипами);

*«горная река с нечётким рельефом дна» (провалы, водовороты, валуны-препятствия, радужные брызги, приводящие в восторг, но леденящие); *«солнце осени» (давно не греет, но бывают дни, когда лучи животворны); *«предгрозовое небо» (напряжение, тревога, ожидание развязки);

*«разворот книги» (одна сторона – герой, другая – героиня; книга сложена – гармония, раскрыта – ссора: герои на разных полюсах);

*«адский рай» (противостояние характеров, мучительный союз, притяжение и отторжение, свет и мрак).

*«армрестлинг» (напряжённый поединок равных соперников)
Лингвистический эксперимент на этот раз подарил нам ещё несколько ёмких метафор, наиболее удачной из вам показалась «осока»: сердечная царапина, незаметная, тонкая, но задевающая за живое, долго не заживающая…
- «Должны быть живые существа, которые дышат, чувствуют, страдают и любят», – писал норвежский художник Эдвард Мунк о персонажах своих картин. Готовясь к уроку, я решила тоже визуализировать свою концепцию.

Мне показалось, что эстетика экспрессионизма наиболее созвучна поэтике Панаевского цикла. Картина, которую я выбрала в качестве эмблемы – «Влюблённая пара в волнах» Э. Мунка. Попробую дать свою интерпретацию, а вы сравните с вашим восприятием.

Итак, цветовое решение создаёт болезненную напряжённость. Чёрное и белое: контраст, оппозиция. Уже само название вызывает томительную тревогу. Движение волн неспокойно – и мы подсознательно ищем среди изогнутых линий прямую, которая может успокоить.

Впрочем, на лице женщины блаженство – в то же время возникает ощущение обречённости, неизбежности развязки. Развязки, которую не стоит торопить.

Бушующие волны всё холодней – они поглотят «всё, чем мучительно и сладко так порою / Мы были счастливы с тобою…»

Мучительное, мятежное, тревожное – и всё же счастье. «Как странно я люблю!»



Ассоциативный ряд:

Притяжение – слияние – волнение – мятеж – конфликт – стихия – водоворот – омут – глубина – обречённость – смятение – сладкая мука

4. Инсайд

Разрыв старого и нового знаний; подключение исходной индивидуальной идеи к общей гипотезе; осознание необходимости коррекции прежних гипотез.
- «Поговорим о странностях любви…» В начале урока я предлагала вам стать составителями сборника с таким названием. Лермонтов, Тютчев, Цветаева, Ахматова… А какие некрасовские тексты вы бы включили в него после знакомства с Панаевским циклом? Какие стихотворения, на ваш взгляд, выражают главное в этой «странной» истории любви?
(Как правило, учащиеся называют стихотворения «Тяжёлый крест достался ей на долю…», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Прости».)
- Давайте вместе сформулируем темы для домашнего творческого задания, связанного с вашим восприятием любовной лирики Некрасова. Используйте материал, который вы собрали во время работы мастерской.
(Варианты, предложенные учащимися: «Любовь-осока», «Солнце осени», «Кипение», «Последняя жажда», «Свет и тени», «Тёмные волны», «Сладкая мука».)


5. Рефлексия.

Самоанализ движения мысли и чувства в ходе исследования. Роль учителя: стимулирование рефлексии учащихся. Для создания необходимого эмоционального фона общения педагог может осуществлять рефлексию наравне с учащимися.
- Мы попытались реконструировать историю любви Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой попытались разобраться в смуте их напряжённых и драматичных отношений. Надежды и сомнения, взлёты и падения, душевные муки и апогей счастья… Впрочем, как мудро заметил Иван Бунин: «Нет несчастной любви, всякая любовь счастье, даже если она не разделена».

А какие уроки любви получили вы сегодня?


(Учащиеся цитируют строки: «Если проза в любви неизбежна, / Так возьмём и с неё долю счастья: / После ссоры так полно, так нежно / Возвращенье любви и участья». В любви должны быть и поэзия, и проза – сплошное блаженство быстро наскучит, «долю счастья» надо пытаться найти во всём – и в тревогах ревности, и в муках несчастливой любви…

«Будем, друг мой, сердиться открыто: / Легче мир и скорее наскучит». Открытость в отношениях, горячая ссора – лучше тайного холода и равнодушия. Жизнь сердца лучше скорбного бесчувствия...
«Прости! Не помни дней паденья, / Тоски, унынья, озлобленья…» Лирический герой Некрасова снисходителен, великодушен к женщине, которую разлюбил. Он желает сохранить в памяти только светлые моменты.
Уроки любви, которые даёт нам Некрасов, помогают понять, что счастье не может быть вечным, что есть смысл и в одиночестве, страданиях, ревности, мучительном ожидании встречи. Счастье будет неполным, если путь к нему короток и доступен, – его нужно заслужить и выстрадать.)
- Какую свою находку вы считаете самой удачной во время работы мастерской? Что вам дала работа в группе? Что вы чувствовали, когда представляли свою гипотезу всему классу? С чем вы сегодня уходите с урока? Что вы можете пожелать друг другу?
(Учащиеся делятся впечатлениями, эмоциями, размышлениями.)



МОУ СОШ № 154 Спирина Е.С. Страница