Урок с элементами технологии «Критического мышления» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» 1 153.13kb.
Урок русской литературы в 9`-м классе по технологии «Развитие критического... 1 228.72kb.
Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо. 1 102.07kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода» 1 19.47kb.
Три фазы технологии развития критического мышления. 1 Фаза 1 33.04kb.
Урок литературы в 7 классе по технологии «Развитие критического мышления... 1 33.23kb.
Наука и образование в России в первой половине 1 49.23kb.
"Дроби"; работа над развитием критического мышления; умением классифицировать; 3 490.23kb.
Публицистический стиль речи 1 67.77kb.
Развитие творческих способностей школьников в процессе применения... 1 117.98kb.
Правила написания эссе. Объем эссе не должен превышать 1-2 страниц. 1 26.94kb.
Компактная 1 акустическая система gembird wcs-217 – «Красное и черное» 1 18.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок с элементами технологии «Критического мышления» - страница №1/1

Открытый урок внеклассного чтения в 8 «А» классе

по роману Ф.Стендаля «Красное и черное»

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии « Критического мышления»

Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное и черное».

Цели урока



Образовательная: знание романа, выявление основных черт характера и анализ жизненного пути Жюльена Сореля; (компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности).

 Воспитательная: формирование активной жизненной позиции и критического отношения к выбору жизненного идеала и жизненного пути; воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности).

Развивающая: выявление главной проблемы романа, определение отношения автора к своему герою, создание устной характеристики Жюльена Сореля, эссе по проблеме урока;  развивать умение работать в команде (компетентности: интеллектуальная, социальная).

Ход урока



Организационный момент:

-приветствие учителя

-проверка подготовки учащихся к уроку( тексты романа, рабочие тетради)


I фаза  
Вызов
  (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Актуализация знаний (повторение основных вопросов предыдущего урока)

Учитель: на прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с романом Ф.Стендаля «Красное и черное». Давайте вспомним, о чем мы говорили.



Прием «Корзина идей»

Задание индивидуальное:- запишите очень кратко основные вопросы (1-2 мин.);

-обменяйтесь информацией в группе, добавьте недостающее (1-2 мин.);

-каждая команда называет только одно сведение по кругу, не повторяя ранее сказанное.

На листочках должны быть ответы на вопросы:

-В какое время происходит действие в романе? (1820-е годы)

-Годы 1814-1830 называют эпохой Реставрации во Франции. Что это такое? (Роман «Красное и черное» вышел после Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х, который пытался вернуть время и порядки до 1789 года. Реставрация – это восстановление монаршей власти Бурбонов после поражения Наполеона)

-Стендаль дал подзаголовок роману: «Хроника 19 века». Что такое хроника? (Хроника – записи исторических событий; документальная основа романа)

-Роман «Красное и черное» - это один из первых реалистических романов, который рассказывает о жизни всех социальных слоях современного Стендалю общества. Назовите представителей этих слоев. (Простой народ, крестьяне – семья Сорелей, дворяне – господин де Реналь, буржуа – господин Вально, Фуке, духовенство – аббат Пирар , аббат Шелан и другие священнослужители, аристократы – маркиз де Ла Моль)

Каков основной эпиграф романа? Чьи это слова? («Правда,горькая правда» - слова французского революционера Ж.Дантона).

Да, это правдивый рассказ о времени и о людях, живущих в этом времени. Это «энциклопедия» французской жизни первой половины 19 века


II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)





Учитель: напомните ваше домашнее задание к этому уроку (Записать цитаты, характеризующие Жюльена Сореля с положительной и отрицательной стороны – для каждой группы своя часть романа, и записать одну проблему, которая касается главного героя – индивидуальное задание).

Итак, чтобы приступить к основной части урока, нам необходимо выявить главную проблему данного произведения. Обсудите в группах и предложите одну. Прием выдвижения проблем

Предложенные проблемы записываем на доске.

Проблемы, предлагаемые учителем:

-проблема добра и зла

-проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути

-проблема истинных и ложных ценностей

Постановка проблемы – проблема жизненного идеала и жизненного пути Жюльена Сореля.

Учитель: прежде чем говорить о жизненном пути главного героя, необходимо понять, каков он и что им движет в этой жизни. Начинаем работу в группах. Опираясь на выписанные вами цитаты, необходимо раскрыть образ Жюльена и его отношение в этот период жизни к Наполеону. Элементы приема «Учебный мозговой штурм»

Работа в группах (3-5 минуты), далее представление устной характеристики Жюльена, основанной на цитатах, каждой из групп.

Участники 4-й группы добавляют к характеристике Жюльена и его цитаты о Наполеоне



На доске записываются положительные и отрицательные черты характера Жюльена Сореля

Отрицательные: двуличность, лицемерие, тщеславие, честолюбие, гордость, амбиции и т.д.

Положительные: любовь, талантливость, благородство, застенчивость, гордость, воля, ум, незаурядность и т.д.

Задание: дать краткую характеристику Жюльену по тем чертам характера, которые записаны на доске.

Характеристика Жюльена Сореля напечатана и роздана учащимся.

(Прием «Лекция со стопами»)



Задание: составьте план по данной характеристике (Работа в группах)

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.



Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. Его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Жюльен Сорель увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, — думает он. — Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего — становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Слово всем группам

Вариант плана:

1.Ступени стремительной карьеры.

2.Личность, близкая романтическому герою.

3.Его кумир – Наполеон.

4.Противоречивость образа.

5.Выстрел – и переосмысление взглядов.

6.Смерть Жюльена это победа над обществом.



III фаза
  
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Учитель: Итак, мы познакомились с романом Ф.Стендаля «Красное и черное», его главным героем Жюльеном Сорелем. Теперь вновь обратимся к проблеме урока: проблема жизненного идеала и жизненного пути Жюльена Сореля. В чем трагизм его судьбы?

Какие жизненные уроки из трагедии Жюльена Сореля вы вынесли?

Возможные ответы:

- не сотвори себе кумира,

-жизненная цель должна быть во благо,

-не все средства хороши для достижения цели,

-думай о близких людях,

-не причиняй зла другим,

-не ломай себя и живи согласно своей натуре



Учитель: Почему мы взяли это произведение Стендаля?

Потому что из Наполеона сотворят себе кумира и герои произведений русской литературы: это и Родион Раскольников в романе Ф. Достоевского и Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Толстого. Они тоже пройдут свой сложный путь познания жизни. Я думаю, что роман «Красное и черное» вас сподвигнул к тому, чтобы задуматься о жизни и о жизненных целях. Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Напишите синквейн по образу Жюльена.

Возможный вариант



Жюльен

Честолюбивый, тщеславный

Ненавидит, лицемерит, прозревает

Цель жизни – карьера и слава

Смерть

Я предлагаю вам закончить предложение

Рефлексия: (выберите что-то одно)


  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Домашнее задание: (на выбор)

1.Написать эссе «Цели моего жизненного пути»



2. Ответить устно на вопрос: как по-вашему, почему роман называется «Красное и черное».

-