Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка и литературы моу аргашская основная обще - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 132.69kb.
Урок мировой художественной культуры Ольга Борисовна Стройкина, учитель... 1 314.22kb.
Урок русского языка. Звукопись. 5 класс 1 34.06kb.
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.28kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 69.86kb.
Знающее незнание 2 444.96kb.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы 1 96.57kb.
Урок по литературе в 9 классе. Учитель русского языка и литературы... 1 100.2kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 2 387.34kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода» 1 19.47kb.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 3 990.26kb.
Оформление и оборудование: Выставка иллюстраций к теме матери: Рерих Н. 1 66.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка и литературы - страница №1/1

Для аттестации
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

(урок русского языка в 5 классе)


С.А.Шугаева, учитель русского языка и

литературы МОУ Аргашская основная обще-

образовательная школа, с. Аргаш, Инзенский

район, Ульяновская область.


ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о прямом и переносном значении слова.

ЗАДАЧИ:

- обучающие: научить разграничивать прямое и переносное значение слова; закрепить полученные знания на практике;

- развивающие: совершенствовать умение пользоваться выразительными возможностями русского языка; отработать навык находить в художественном тексте олицетворения и метафоры;

- воспитательные: организовать активную мыслительную деятельность учащихся; привить уважительное отношение к народным промыслам и традициям.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: найти в толковом словаре и выписать значение слова КРУЖЕВО.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: коллективная, индивидуальная.

НАГЛЯДНОСТЬ: репродукция картины Тропинина «Кружевница»; репродукции картин, иллюстрации, изображающие русскую природу в разные временны года (по теме упражнений); кружевные воротничок, манжета, жабо; фотографии резных чугунных оград, наличников и др.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, диск со слайдами и текстами, инновационные Инетернет-ресурсы, доска, мел, учебники.
ХОД УРОКА.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.




  1. СЛОВАРНО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. (Реализация домашнего задания.)

КРУЖЕВО - ср. р.; мн.- кружева, кружев- узорная сетчатая ткань (изделие);

с т.з. этимологии в рус. яз. восходит к слову КРУГ. (Определение даёт

заранее подготовившийся ученик.)
КРУЖЕВНОЙ
КРУЖЕВНИЦА – мастерица, плетущая кружева. (Попросить определить лексическое значение учащихся.)

(При подборе однокоренных слов можно воспользоваться репродукцией картины Тропинина «Кружевница»: «Ребята, перед вами репродукция картины. Кто на ней изображён? Что делает девушка? Как мы её назовём? Правильно, кружевница. Именно так художник и назвал свою картину.»)




  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСНЫХ НАВЫКОВ.




  1. Осложнённое списывание. (Текст дан на экране и каждому ученику на листке.)

Круж..ва на Руси – мастерство древнее. Весь мир знает уд..вительные изделия вологодских круж..вниц.

Столько круж..ва здесь спл..ли,

Что обтян..шь вокруг Земли,

Оп..яшеш.. весь шар земной.

Славен промысел круж..вной!

(Л.Мартынов)
- Назовите и объясните орфограммы.



  1. Составьте словосочетания, назвав предмет (учитель демонстрирует кружевные изделия), и их схемы (слайд 1):

КРУЖЕВНОЙ ВОРОТНИЧОК сущ. + прил. (какой?)

КРУЖЕВНАЯ МАНЖЕТА сущ. + прил. (какая?)

КРУЖЕВНОЕ ЖАБО сущ. + прил. (какое?)


  1. Преобразуйте эти словосочетания по схеме сущ. + предлог + сущ. (слайд 2):

ВОРОТНИЧОК ИЗ КРУЖЕВ

МАНЖЕТА ИЗ КРУЖЕВ

ЖАБО ИЗ КРУЖЕВ
- В наших упражнениях мы уже несколько раз употребили это слово, но в языке оно значит гораздо больше, жизнь его в языке намного богаче. О каком кружеве идёт речь в тексте?

Я иду, а ветер кружится,

Пролетает тут и там,

И, сорвав с берёзки кружевце,

Бросил к розовым цветам.

(А.Прокофьев)

- Что видится за словом КРУЖЕВЦЕ здесь? ЛИСТВА БЕРЁЗКИ. (Ребята разъясняют: «Закружил ветер сплетённые в узор резные листочки берёзы.»)

- Слово КРУЖЕВО имеет не одно значение, а два. Оно многозначное, и во втором значении называет предмет, похожий на кружево. Второе значение у этого слово будет переносным.

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Записываем:

«ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА».




  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.




  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Слово имеет прямое значение в том случае, когда выступает как единственное название предмета, как его имя. Оно в этом случае прямо, непосредственно связано с предметом: КРУЖЕВО в значении «УЗОРЧАТАЯ ТКАНЬ» (слайд 3, 4). Переносное значение выступает как новое имя предмета. В языке уже есть название: ЛИСТВА. Но человеку нужно другое название: ЛИСТВА КАК КРУЖЕВО (слайд 5). Применяем переносное значение мы тогда, когда употребляем сравнение КРУЖЕВО в значении ЛИСТВА (слайд 6).




  1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

а) Чтение правила. ЭОР №1.

б) Упражнение 326. Найдите в толковом словаре два- три слова, имеющие переносное значение. Укажите общее в прямом и переносном значениях каждого слова.



  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Итак, чаще всего слово выступает названием другого предмета, когда они похожи в чём-то.

1) На основе текста составьте и запишите словосочетания.

С каким стараньем, выдумкой, любовью

От крыши до крылечного столба

Украшены деревни в Подмосковье.

Как кружево узорная резьба!


КРУЖЕВО РЕЗЬБЫ КРУЖЕВО ДЕРЕВЯННОЕ (слайд 7)

КРУЖЕВО НАЛИЧНИКА

КРУЖЕВО МОСТА КРУЖЕВО СТАЛЬНОЕ

КРУЖЕВО ОГРАДЫ КРУЖЕВО ЧУГУННОЕ (слайд 8)


2) Определите, в каком значении употреблено слово КРУЖЕВНИЦА.

Напишите письмо по памяти (по отрывку из стихотворения В.Бокова «Зимняя картина»):

«Зима – кружевница», - заметил народ.

Дай ей приземлиться – работу найдёт.

«Зима – мастерица», - я должен сказать,

Она не боится ни шить, ни вязать.

- Переносное значение слова появляется тогда, когда употребляем его как сказуемое или в качестве приложения.
3)В переносном значении употребляются не только существительные, но и прилагательные. ЭОР №2.

4) Устно работаем с миниатюрой М.М.Пришвина «Деревья в лесу». Докажите, что прилагательное КРУЖЕВНЫМИ имеет в данном случае переносное значение.


Деревья в лесу.

Деревья окружены снегом. Ели повесили громадные, тяжёлые лапы. Берёзы склонились, а некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.

(М.М.Пришвин)
- Кружевные арки – это не из кружев, а КАК кружево.

- Назовите ещё слова с переносным значением.




  1. ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ.

- Какие лингвистические термины мы употребляли на уроке?

- Какое значение называется прямым?

- Как возникают переносные значения?

- Почему мы употребляем слова в переносном значении?

(Слова с переносным значением не столько называют, сколько оценивают, характеризуют, позволяют выразить отношение человека к миру, выразить свои чувства. Они образны, картинны.)


  1. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.

- Перескажите текст, сохраняя слова с переносным значением. (По миниатюре М.М.Пришвина «Деревья в лесу».)


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. По образцу текста «Кружево из лозы» напишите мини-сочинение. Что может быть кружевом из чего-либо (из дерева, из соломки и др.)?

Кружево из лозы.



Для самых маленьких ребятишек плели великолепные погремушки в 10 прутиков, закладывая горошины в сплетённый шар на ручке. Собственно, это был не шар, а что-то напоминающее маковку церкви. Изделие не хитрое, но сколько фантазии, чувства формы, пропорций потребовалось мастерам, которые выдумали и воплотили в материале.
- Подчеркните слова в переносном значении.


  1. Упражнение 330. Составьте сложные предложения, в которых бы о морозе, буре, снежинках, деревьях, речке говорилось как об одушевлённых предметах. Подчеркните слова в переносном значении.




  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Слайд 1
c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\сканирование0023.jpg
Слайд 2
c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\сканирование0024.jpg


Слайд 3
c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\сканирование0025.jpg


Слайд 4
c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\сканирование0021.jpg


Слайд 5
c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\сканирование0020.jpg


Слайд 6
c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\сканирование0019.jpg

Слайд 7
c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\сканирование0027.jpg


Слайд 8
c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\сканирование0026.jpg


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):


  1. Гипертекстовое определение «Признаки переносного значения слова» (гипертекст с иллюстрациями) - http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/96ae3767-0919-43dd-9235-868df60e862a/?interface=pupil&class=47&subject=8&rub_guid[]=75dfb919-ae4e-4811-aa20-fe0ca45d78e0&rub_guid[]=79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329&rub_guid[]=3c537db9-a7e3-4907-bbeb-55bf6ca5a206&rub_guid[]=52c19307-7c8e-417b-b3fd-




  1. Интерактивный рисунок (переносное значение слова ЗЛОЙ /злой мороз и злой волк/) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7351c5c4-15f6-4132-9d4e-d5f657227be2/%5BRUS5_058%5D_%5BIM_016A%5D.swf