страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок размышление «Печорин герой своего времени?» - страница №1/1
ГБОУ СОШ № 698 г.Москвы . Ю.С. Емельянова , учитель русского языка и литературы Обобщение по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Урок - размышление «Печорин герой своего времени?». Цель урока: максимально заинтересовать учащихся судьбой Печорина; проследить историю его внутренней жизни; ответить на вопрос можно ли считать Печорина героем своего времени? Почему сцена встречи Печорина с Максим Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже? «Тамань». Кто выступает в качестве рассказчика? Почему? «Княжна Мери». Можно ли согласиться с Печориным, что в «нем таились силы необъятные»? Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Доказать, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений. «Фаталист». Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Как Печорин испытывал судьбу? О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»? II. Тест по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» ( презентация) III . Обобщение и вывод учителя. Слово учителя. Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин – единственный главный герой. Его единство в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер – путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому. Большинство читателей и критиков только что вышедшего романа восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Этот уровень понимания проявил и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора (в письме к жене) раздраженные сентенции: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!» Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» (1841) заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Как и в «думе», Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Другие акценты сделал В.Г.Белинский, обратившийся к публике еще суровее, чем автор в общем предисловии. Он сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, - в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости - это ли не признак истинного героя? -Прежде, чем я произнесу прощальные фразы, позвольте мне прочесть стихотворение неизвестного мне автора: «Всё начинается с тебя!» Музыка мажорного характера. - Наш урок закончим музыкой, зовущей в дальнейший поиск. Вокруг героя – сплошные вопросы, а значит, разговор не закончен. В начале урока я сказала, что сегодня урок- встреча, встреча с писателем, героем и со мной и что она важная. Пусть в вашей душе звучит только та мелодия, которая помогает жить, жить достойно, по законам нравственности. Ну а теперь, позвольте поблагодарить всех учеников за работу, Желаю всем успехов! IV. Д/З . Ответьте письменно на вопрос ( на выбор) : 1. «Почему гибель Печорина автор оставил тайной?» или 2. «Чужой дневник читать нельзя, но мы читаем. Откуда такое право?» (Найти ответ в тексте). |
|