Урок размышление «Печорин герой своего времени?» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок размышление «Печорин герой своего времени?» 1 60.31kb.
Всем хорошо известно произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего... 1 11.99kb.
Результаты опроса «Герой нашего времени – кто он?» 1 61.93kb.
«героями не рождаются, ими становятся» 1 47.47kb.
С. А. Парахиным в декабре 2012 года 2 599.29kb.
Урок по теме: «Музыка главный герой басни» 1 31.11kb.
Последний Герой: интермедия о да, мы по настоятельной просьбе наших... 1 319.52kb.
Лермонтов м ю. Образ печорина в романе м ю. лермонтова «герой нашего... 1 78.18kb.
Урок мужества, посвященный годовщине Сталинградской битвы. Цель 1 76.18kb.
Урок тема «категория времени в русской исторической живописи XIX... 1 303.88kb.
П. Н. Бучина Реализм и романтизм в романе М. Ю. Лермонтова " Герой... 1 183.66kb.
Кто «герой нашего времени»? Поиск героя – это «вечная проблема» 1 69.02kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок размышление «Печорин герой своего времени?» - страница №1/1

ГБОУ СОШ № 698 г.Москвы .

Ю.С. Емельянова , учитель русского языка и литературы

Обобщение по роману «Герой нашего времени»

М.Ю.Лермонтова.



Урок - размышление «Печорин герой своего времени?».
Цель урока: максимально заинтересовать учащихся судьбой Печорина;

проследить историю его внутренней жизни;

ответить на вопрос можно ли считать Печорина героем своего времени?

Оформление: таблица сюжетного порядка романа, иллюстрации к роману, критические статьи Белинского, Герцена, Добролюбова, Писарева, музыка из фильма «Герой нашего времени».

I. Приветствие
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня не просто урок, а встреча… со мной, с вами, с писателем, героями. Она нам нужна. Постарайтесь это почувствовать.
Звучит музыка из фильма «Герой нашего времени»
- Какие мысли, чувства вызвала у вас услышанная музыка? (беспокойство, тревогу, неопределенность в поступках, опасение, жизненные искания, метания, неразрешенность проблем…)
- Велика сила музыки: она « побуждает… мыслить»
- Прозвучала музыка к экранизации литературного произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

II. Работа по группам над основными проблемными вопросами.
«Бэла». Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?
«Максим Максимыч». Кто описывает портрет Печорина? Почему?

Почему сцена встречи Печорина с Максим Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?


«Тамань». Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?
«Княжна Мери». Можно ли согласиться с Печориным, что в «нем таились силы необъятные»? Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Доказать, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений.
«Фаталист». Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Как Печорин испытывал судьбу? О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
II. Тест по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» ( презентация)

III . Обобщение и вывод учителя.
Слово учителя.

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение.

«Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин – единственный главный герой. Его единство в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер – путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Большинство читателей и критиков только что вышедшего романа восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Этот уровень понимания проявил и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора (в письме к жене) раздраженные сентенции: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!» Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» (1841) заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Как и в «думе», Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Другие акценты сделал В.Г.Белинский, обратившийся к публике еще суровее, чем автор в общем предисловии. Он сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, - в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости - это ли не признак истинного героя?


-Прежде, чем я произнесу прощальные фразы, позвольте мне прочесть стихотворение неизвестного мне автора: «Всё начинается с тебя!»
Музыка мажорного характера.
- Наш урок закончим музыкой, зовущей в дальнейший поиск. Вокруг героя – сплошные вопросы, а значит, разговор не закончен.

В начале урока я сказала, что сегодня урок- встреча, встреча с писателем, героем и со мной и что она важная. Пусть в вашей душе звучит только та мелодия, которая помогает жить, жить достойно, по законам нравственности.


Ну а теперь, позвольте поблагодарить всех учеников за работу, Желаю всем успехов!
IV. Д/З .

Ответьте письменно на вопрос ( на выбор) :

1. «Почему гибель Печорина автор оставил тайной?»

или

2. «Чужой дневник читать нельзя, но мы читаем. Откуда такое право?» (Найти ответ в тексте).