Урок-путешествие дает возможность заочно посетить места, связанные с жизнью и творчеством поэтов и писателей, формирует культурного, - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок-путешествие дает возможность заочно посетить места, связанные с жизнью и творчеством - страница №1/1



Департамент образования города Москвы

ГОУ Гимназия № 1526 Южного окружного управления образования


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ Гимназия №1526

_____________ / Болдина Т.Г. /

«___» _____________ 2008 г.


РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ-ПУТЕШЕСТВИЙ В СИСТЕМЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
.32453246.00120-01 99 01
Листов 13

Разработчик:






____________/ Плеханова Е.Е. /


01.02.2008

Москва


2008

Урок-путешествие дает возможность заочно посетить места, связанные с жизнью и творчеством поэтов и писателей, формирует культурного, интеллигентного человека, воспитывает чувство патриотизма, позволяет успешно соединить урок и внеклассную работу.

Урок-путешествие позволяет организовать работу по литературному краеведению, подобрать и изучить научную и справочную литературу, выбрав из нее самое ценное и интересное. Готовиться к такому занятию нелегко: материалов много, они разбросаны по разным изданиям, их надо найти и скомпоновать.

Во время подготовки таких уроков учащиеся объединяются по своему желанию в микрогруппы, выбирают маршрут экскурсии, находят и изучают необходимую литературу, готовят иллюстративные материалы. Перед учениками ставятся следующие задачи. На основе литературно-краеведческих материалов подготовить выступление, включив в текст следующие речевые модели: мы с вами находимся (приближаемся, подходим); здесь расположен, сюда поэт приезжал (здесь бывал, гостил); здесь состоялась встреча; вы видите мемориальную доску; эта улица помнит. Ребята пытаются текст устного высказывания совместить с изобразительным рядом, чтобы заинтересовать слушателей и побудить их к очному путешествию.

При составлении текстов экскурсий, устных или письменных, выполняются дифференцированные задания: предлагается рассказать о местах, где жили поэты, писатели в Москве, включив фрагменты книг по данной теме, рассказы современников, иллюстрации, или составить путевые заметки по личным наблюдениям, самостоятельно посетив те места, которые были выбраны для выступления.

Уроки-путешествия позволяют развивать исследовательский навык у учащихся, провести большую аналитическую работу, развивают речь учеников.


«Края Москвы, края родные…»

Урок – путешествие по пушкинским местам столицы.


Эпиграфом нашего путешествия стали строки:
Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(«Евгений Онегин»)


На доске портреты Александра Пушкина в возрасте 3-3,5 лет и его родителей.

Вы выходите из дверей станции метро «Бауманская» и оказываетесь в бывшей немецкой слободе, где 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин, где прошли его детские годы, куда он постоянно мысленно возвращался, став взрослым.

Дом, в котором родился поэт, не сохранился: он был снесен еще в прошлом веке. Теперь на его месте находится школа, носящая имя А.С.Пушкина. Перед ней бюст поэта работы скульптора Е.Ф.Белашовой (улица Бауманская, дом 40, фотография).

Далее направляемся к Патриаршему собору в Елохове. О том, что Пушкин был в нем крещен, напоминает мемориальная доска на стене храма (площадь Баумана, дом 15, фотография).

Посмотрите на фотографию с видом Большого Харитоньевского переулка. На углу Чистопрудного бульвара и Большого Харитоньевского переулка жила семья Пушкиных, а в 1801 году она переехала в деревянный флигель усадьбы князя Н.Б.Юсупова (Большой Харитоньевский переулок, дом 21). Его каменные двухэтажные палаты сохранились в перестроенном виде. В 1727 году Петр II пожаловал дом генерал-лейтенанту князю Г.Д.Юсупова. Именно в Харитоньевский переулок Москвы приехала из деревни Татьяна Ларина:

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился…
А теперь мы у знаменитых колонн Большого театра. Вспоминаются слова пушкинских современников: «Надобно было видеть участие и внимание при появлении Пушкина в обществе! Когда Пушкин в первый раз был в театре, публика глядела не на сцену, а на своего любимца-поэта».
Язвительный поэт, остряк замысловатый,

И блеском колких слов и шутками богатый…
Эти строки Пушкин посвятил своему другу Вяземскому, в доме которого часто бывал (Вознесенский переулок, дом 9).

А теперь побываем у дома Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805-1827) (Кривоколенный переулок, дом 4). Он происходил из старинной и богатой дворянской семьи, получил блестящее образование. Поэт, музыкант, композитор. В доме Д.В.Веневитинова в октябре 1826 года Пушкин читал написанную в Михайловском и неопубликованную трагедию «Борис Годунов». Веневитинов восторженно отозвался о трагедии: «Кончилось чтение. Мы посмотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех, полились слезы, поздравления… Явилось шампанское и Пушкин одушевился, видя такое свое действие на избранную молодежь».

На Малой Никитской улице, в доме 12 Александр Сергеевич Пушкин часто бывал в доме Василия Петровича Зубкова, с которым познакомился в сентябре 1826 года. С домом Зубкова связана история первого московского увлечения поэта. Пушкин познакомился со своячницей Зубкова, своей очень дальней родственницей Софьей Федоровной Пушкиной.

А теперь задержимся на несколько минут у знаменитого Елисеевского гастронома на Тверской улице, дом 14. Здание, построенное в конце XVIII века М.Ф.Казаковым, неоднократно перестраивалось. В пушкинские времена дом принадлежал княгине Зинаиде Александровне Волконской. В ее блестящем салоне собирались поэты, художники, журналисты. Бывали чтения, на которых выступали Мицкевич, Баратынский, Веневитинов, Вяземский. Ставились целые оперы. Во главе исполнителей стояла сама хозяйка. Когда Пушкин осенью 1826 года приехал из псковской ссылки в Москву, он познакомился с княгиней Волконской. Вяземский вспоминал: «Княгиня в присутствии Пушкина в первый день знакомства с ним пропела его элегию «Погасло дневное светило». Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства». В 1827 году Пушкин, посылая Зинаиде Волконской свою поэму «Цыганы», приложил послание к ней:


Царицам муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновений,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьется и пылает гений…
Первая встреча Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой произошла в 1828 году на балу у московского танцмейстера Иогеля на Тверском бульваре. Венчание происходило в церкви Большого Вознесения у Никитских Ворот.

Накануне женитьбы Пушкин снял квартиру на Арбате, в доме 53, который принадлежал старинной семье Хитрово. «Я женат – и счастлив, одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился», - писал Пушкин Вяземскому.


(Видеофильм о пушкинском музее на Арбате).
Отправимся в Третьяковскую галерею и поговорим о знакомстве Пушкина с Карлов Брюлловым. Они сразу же сошлись по-приятельски как близкие по духу люди. В их творчестве одинаково отразилось увлечение личностью В.А.Жуковского и его балладой «Светлана». Брюллов создал картину «Гадающая Светлана», а Пушкин в романе «Евгений Онегин» постоянно соотносил со Светланой свою любимую героиню Татьяну. Пушкин собирал материалы для истории Петра Великого, Брюллов же еще в Италии мечтал создать картину о Петре. И Пушкин, и Брюллов стремились представить русскую историю не как историю правителей, а как историю народа, во многом определявшуюся духом народных стремлений. У Пушкина это нашло отражение в драме «Борис Годунов» и в «Истории Пугачевского бунта». Брюллов работал над картиной «Осада Пскова» и в поисках документальных материалов обратился к «Истории государства Российского» Карамзина. Именно Брюллов написал портрет Натальи Николаевны Гончаровой.

Завершим нашу заочную экскурсию у памятника поэту на Пушкинской площади. Скульптор А.Н.Опекушин изобразил Пушкина гуляющим по любимому городу. На пьедестале выбиты строки из стихотворения «Памятник».

Мы только приоткрыли некоторые из славных страниц Москвы. Необыкновенное чувство сопричастности к славной истории Отечества, русской литературы охватывают нас во время путешествия по пушкинской Москве. Вспомним такие строки: «На Пушкине, вернее на пушкинском духе разума и добра всё лучшее в нас держится… Пушкин всегда будет нам нужен, интересен, дорог… Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу».
«Москва есть и будет всегда моё Отечество»

Урок – путешествие по лермонтовским местам столицы.


В начале урока предлагается сравнить два живописных портрета: автопортрет Лермонтова, сделанный им в 1837 году, и портрет Лермонтова, выполненный художником Ф.О.Будкиным по заказу Е.А.Арсеньевой в 1834 году. С портрета Будкина на нас смотрит спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос. В автопортрете Лермонтов подчеркивает не внешнюю красоту, а напряженную духовную жизнь: на лице затаенная дума, огромные печальные глаза выражают душевную мягкость и доброту. (Демонстрируется видеофильм «Лермонтов-художник», ведущий И.Андроников).

Отправимся к Красным воротам, где родился Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Крестили ребенка 11 октября 1814 года в церкви Трёх Святителей, что недалеко от Красных ворот.

Когда Лермонтову было 13 лет, Е.А.Арсеньева с внуком перебралась из Тархан в Москву и поселилась на Поварской улице. Небольшие особняки, стоявшие вдоль тихой, поросшей травой улице, напоминали помещичьи усадьбы. В доме гвардейской прапорщицы Е.А.Костомаровой (дом не сохранился) Лермонтов с бабушкой прожили два года.

Заботясь об образовании и всестороннем развитии единственного внука Арсеньева не жалела ни сил, ни средств. Михаила стали готовить к поступлению в Московский благородный пансион. Лермонтов овладевает латынью, усиленно занимается французским, достигает заметных успехов в живописи и графике, берет уроки музыки. Прогулки по Москве доставляли ему истинное удовольствие.


Кто видел Кремль в час утра золотой,

Когда лежит над городом туман,

Когда меж храмов с гордой простотой,

Как царь белеет башня-великан.
В 1829 году Е.А.Арсеньева перебралась в небольшой особняк на Малой Поварской (ныне Малая Молчановка, 2). Это единственное сохранившееся в Москве здание, где жил Лермонтов. В комнате мезонина низкий потолок, маленькие окна. Глобус, рядом карта, над диваном несколько гравюр. Среди книг, выстроившихся на полке, - «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» Пушкина, альманах «Полярная звезда» за 1825 год, семь глав «Евгения Онегина», книги на иностранных языках. На письменном столе, рядом с чернильницей, несколько толстых, вручную прошитых тетрадей. Это ученические тетради Лермонтова, в которые поэт вписывал только что сочиненные стихи.

В 1828 году Лермонтов поступил в Московский университет. Из его стен вышли замечательные русские писатели и поэты: Жуковский, Грибоедов, Одоевский. Здесь учились Белинский, Герцен, Гончаров, Станкевич. Особый интерес у студентов вызывали блестящие лекции историка М.П.Погодина. Студенческие годы в жизни Лермонтова были отмечены огромным подъемом творческих сил. Им были написаны сотни лирических стихотворений, несколько поэм, создана драма «Странный человек».

Завершается наша заочная экскурсия у памятника Лермонтову. Он выполнен скульптором И.Д.Бродским и был открыт в июне 1965 года на Лермонтовской площади. Пьедестал увенчан бронзовой фигурой молодого поручика Тенгинского пехотного полка. Поэт изображен в военном мундире, во взгляде его чувствуются мятежность, гордость, непокорность и сила духа. На бронзовой решетке изображен одинокий парус, сцена битвы Мцыри с барсом. У входа на площадку на стеле выбиты строки из поэмы «Сашка»:

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль…

Л.Н. Толстой и Москва

Урок-путешествие в 10 классе.


Жизнь и творчество Л.Толстого неразрывно связаны с Москвой. Впервые он посетил Москву в 1937 году. Огромное, неизгладимое впечатление произвел на него Кремль. Вот строчки из сочинения маленького Лёвушки: «Какое великое зрелище представляет Кремль! Иван Великий стоит, как исполин, среди других соборов и церквей…»

В детские годы Лев Толстой жил на Плющихе, дом 11. Вместе с Лёвушкой здесь жили его братья Николай, Митя, Сережа и сестра Маша. Часто приходили в гости к Толстым Саша и Алёша Мусины-Пушкины и другие дети, принадлежавшие к кругу родовитого московского дворянства. Вместе с гувернером дети Толстых гуляли на Пречистенском (Гоголевском), Никитском (Суворовском) или Тверском бульварах. События из жизни писателя, его братьев нашли отражение в повести «Детство».

В 1852 году Толстой начинает писать повесть «Казаки». Главный герой повести Оленин много лет спустя, уже в Москве, вспоминает свою жизнь: «Всё затихло в Москве. Редко, редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто».

В 60-е годы у писателя появился замысел романа «Война и мир». С гордостью, теплотой и болью представляет Толстой читателю и мирную Москву, и Москву в трагические дни нашествия наполеоновских войск. Вот только некоторые моменты московской жизни из романа «Война и мир»: «У Ростовых были именинницы Натальи – мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской». Английский клуб на Тверской, 21 – место торжественного обеда в честь Багратиона. По Девичьему полю ведут пленных, среди которых Пьер Безухов.

В Москве в 1862 году произошло важное событие в жизни Толстого – его женитьба на дочери московского врача Берса Софье Андреевне. Венчались они в Кремле, в дворцовой церкви Рождества Богородицы.

Лев Толстой бывал в Москве неоднократно, а с 1881 года он жил в Москве около 20 лет. Весной 1882 года писатель осмотрел несколько продававшихся домов и выбрал дом Арнаутова в Долгохамовническом переулке. Софья Андреевна писала об образе жизни писателя в новом доме: «Встает в семь часов, качает на весь дом воду, подвозит кадку с водой к дому, пилит и колет дрова, складывает их в сажени». В этом доме Толстой создал около ста произведений, здесь же он работал и над романом «Воскресение». Дом Толстого находился в рабочем районе, но был центром культурной жизни Москвы. Частыми гостями дома были писатели, журналисты, издатели. Здесь же Толстой встречался с Чеховым. Дважды в хамовническом доме бывал и М.Горький. Многие из молодых писателей встречались с Толстым, переписывались с ним. Это Короленко, Бунин, Лесков, Андреев.

Толстого интересовали все виды искусства. Труппе Малого театра он читал пьесу «Власть тьмы», присутствовал на репетициях. В Московском Художественном театре смотрел пьесу Чехова «Дядя Ваня», а в театре «Эрмитаж» - «Короля Лира».

В 1876 году в Москве Л.Толстой познакомился с П.И.Чайковским и провел у него два вечера. В Москве Толстой слушал знаменитых певцов Шаляпина, Фигнер, Плевицкую.

Много раз Толстой бывал в Третьяковской галерее, встречался там с Третьяковым, посещал выставки в «Обществе любителей художеств» на Тверском бульваре, в училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице, 21, где училась старшая дочь Толстого Татьяна. В 1880 году Толстой посетил Репина в его мастерской в Большом Трубном переулке, и с этой встречи началась их многолетняя дружба. В 1887 году Репин создает первый портрет писателя, а всего им создано более 70 рисунков и портретов писателя и членов его семьи. Репин так вспоминал о Толстом: «Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста. Но это добрейшая душа, деликатнейший из людей и истинный аристократ по манерам и особому изяществу речи».

В 1882 году Толстой принял участие в переписи населения Москвы в бедном районе Смоленского рынка в ржаном доме (Проточный переулок, 11). Результатом этой работы были статья «О переписи в Москве» и статья-обращение к современникам «Так что же нам делать?», где он рассказал о страшных картинах нищеты, разврата, о несчастных городских нищих. Толстой писал: «Когда я говорил про эту городскую нищету с городскими жителями, мне всегда говорили: «О! Это еще ничего – всё то, что вы видели. А вы пройдите на Хитров рынок и в тамошние ночлежные дома».

В 1895 году 67-летний Толстой получил в подарок от Общества любителей велосипедной езды велосипед. Он учится кататься в Манеже и уже в 1896 году получает «Билет Московской городской управы для езды на велосипеде по улицам города Москвы». К билету прилагались обязательные постановления Московской городской Думы «О порядке езды по городу на велосипедах». Правила были очень строги. Пункт 8 гласил: «В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде последний обязан остановиться, сойти с велосипеда и по возможности скрыть его от испуганной лошади».

В последний раз Лев Николаевич был в Москве проездом в 1909 году. Он уезжал с Курского вокзала, и сотни москвичей пришли проводить писателя.