Урок «Праздник славянской письменности и культуры» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок «Праздник Славянской письменности и культуры» 1 59.57kb.
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности... 1 43.14kb.
Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры Цель 1 68.67kb.
Сценарий устного журнала 1 72.75kb.
«Аз – свет миру». Открытый урок, посвящённый празднику славянской... 1 109.38kb.
Iii областная олимпиада для старшеклассников (9 – 11 классы) 1 85.68kb.
День славянской письменности 1 202kb.
Заочное путешествие, посвященное Дню славянской письменности «Откуда... 1 189.91kb.
Музейная ночь 1 65.43kb.
Положение о VI городском конкурсе юных поэтов, прозаиков и журналистов... 1 63.32kb.
Занятие по русскому языку «История создания письменности» 1 79.74kb.
Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» 1 81.82kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок «Праздник славянской письменности и культуры» - страница №1/1

Открытый урок «Праздник славянской письменности и культуры». 7 класс.

Учитель: Котлышева Адиля Равильевна.

Цель урока: 1. Отметить праздник славянской письменности. 2. Расширить представления учащихся о славянской письменности и культуре.

Ход урока.

Все участники садятся за большой стол. В центре – один или два ведущих, которые начинают и заканчивают весь праздник.

Ведущие: Что такое «праздник»? Это день торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо.

А что такое «письменность»? Это и совокупность языковых и графических средств письменного общения, и совокупность письменных памятников. Для нас это слово интересно и в первом, и во втором значении.

Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? «Трудно, но можно»,- наверное, скажете вы. У ваших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования. Если хотите проверить, спросите об этом дома.

А можно ли представить себе жизнь без электричества? «Очень трудно»,- наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах и при лучине. И только в начале ХХ века появились электрические лампочки.

А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности! Не исключено, что кто-то подумает про себя: «Ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно!» Допустим. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.п.

Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума». ( Немировский Е.Л. Мир книги.-М., 1986.-С.2, 29).

Как вы думаете, сохраняют ли своё значение последние слова писателя в наше время? Согласны вы с ним или нет? Почему? Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своего нового жилища какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.Так возникла дорога к письменности.

Сейчас ребята прочитают вам отрывки из поэмы американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» - так звали легендарного вождя индейцев, который сделал для них много хорошего. Перевод Ивана Алексеевича Бунина. О чем идет речь в первом отрывке?

При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведем свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

О чем говорится в этом отрывке? Кто эти посланники? И вот что сделал Гайавата.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур, и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство над дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

Что изобрел Гайавата? Как можно назвать такое письмо? Это рисуночное письмо. Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы. А затем жившие 2 тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – «Повести временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесенных летописцем к 988 году.

Войдем в слой родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообразных дел этого года: штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корссуня, его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную веру самого князя, его дружины и части киевлян, свержение языческих кумиров…

И как самое ударное, завершающее год 988-й, - открытие в стольном Киеве дворцовой школы «Ученья книжного». Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.

Так наряду с латинской, греческой и арабской школами на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом ) Философом и его братом Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского ( иначе – старославянского ) языка, была открыта братьями в столице Моравского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени.

Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложилось два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощенный 32-буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давалась 44-45-буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка.

Для лиц, избравших духовную карьеру, главным было овладение богослужебной и церковно-учительной литературой. «Книжное учение» было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг – при монастырях, кафедральных соборах.

В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян расцвел и дал удивительные образцы одухотворенных сочинений, к которым обращались многие поколения наших дедов и отцов.

Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надежной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русского языка. Так, употребляя пословицу УСТАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛИТ ИСТИНА, мы совершенно не задумываемся над тем, что не используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского слова, и ощущаем лишь некоторую книжность этого мудрого изречения.

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы ( или инициалы ), заставки, иллюстрации, коричневые столбцы текста вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.

Несколько слов о буквицах, обычно начинающих ту или иную главу рукописи.

Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой было книгой, развернутым свитком, который не каждому дано прочесть.

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим языком. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

ЧТЕЦ: Вижу Русь!

Торжественно-сурово

Вслушиваюсь в темную строку…

Так и есть,

Сначала было слово,

Это было «Слово о полку». ( Л. Манзуркин ).

Представляете: всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение древней художественной литературы «Слово о полку Игореве».

А теперь попробуйте вспомнить, что вам известно о нашей письменности:



  1. Сколько букв было в кирилловской азбуке IX века?

  2. На чем писали в древности?

  3. Что служило материалом для письма?

  4. Чем писали в древнерусскую эпоху?

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

ЧТЕЦ:


ПЕСЕНКА О БУКВАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ.

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится.

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром Первым в 1708 г. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения были сделаны. Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?

Об этом забавно рассказывает Феликс Кривин в книге «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»:

«По наблюдению Соболевского, буква Ъ хранит молчание примерно с XIII века. До XIII века ей было что сказать, а с XIII века она замолчала. ( Раньше буква Ъ ( ер ) обозначала очень краткий О). Однако она регулярно посещала собрания букв. Но занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала.

Это с XIII века! За это время у нас многое произошло. Появились новые слова, старые вышли из употребления. Книжки стали печататься. А буква Ъ об этом – молчок.

Осип Иванович Сенковский, известный также под именем Барона Брамбеуса, очень сердился на букву Ъ: «Пагубнее всех и всего этот тунеяд Ъ… на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги, стоит России ежегодно более 400 000 рублей,- а какую приносит ей выгоду или честь?»

Теперь понятно, почему буква Ъ с XIII века молчит: для нее молчание – золото. Написание этой буквы в конце слов, как и ряда других, было отменено по реформе 1918 года.

А сейчас посмотрим, как вы знаете родной язык.



  1. Вспомните пословицы со словами АЗБУКА И ГРАМОТНОСТЬ.

  2. Подберите однокоренные слова к слову БУКВА, объясните их значение.

  3. Назовите фразеологизмы со словом БУКВА.

  4. Название какой буквы было однокоренным со словом УЧЕНИЕ?

  5. Как перевести слово АЗБУКА на современный русский язык?

  6. Как называлась славянская азбука до 1708 года? Как стала называться после этого? Почему возникли оба названия?

ЧТЕЦ:

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков –

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всем он понятен

И мудрым ученым порой,

И белых в нем более пятен,

Чем даже на карте земной,-

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

И все ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки,

Смертельные стрелы поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней

Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей,

Набата отверстое горло,

Рев рога и дробь топора,-

Не наше ленивое «ОРО»,

А старое грозное «РА»!

Великих высот достигали

Два слога в дыханье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью – признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры,

Спокойную грузность плода…

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый, как сотовый мед!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые,-

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.

А теперь в заключение послушаем стихотворение И.Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.



Вот и закончился наш праздник во славу славянской письменности. Пусть он станет традицией для всех нас. Пусть этот праздник во славу человеческого ума, во славу русской культуры будет всегда у нас в душе. И пусть каждый год 24 мая вы будете ощущать себя частичкой всего славянского мира.

Литература к уроку:

  1. Русский язык. Энциклопедия. Под редакцией Ф.П.Филина.1979.

  2. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. М., 1994.

  3. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа… М., 1993.

  4. Энциклопедический словарь юного филолога. Сост. Панов, М., 1984.

  5. Энциклопедия для детей. Аванта+, 1998.