Урок «Праздник Славянской письменности и культуры» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок «Праздник славянской письменности и культуры» 1 90.65kb.
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности... 1 43.14kb.
Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры Цель 1 68.67kb.
Сценарий устного журнала 1 72.75kb.
«Аз – свет миру». Открытый урок, посвящённый празднику славянской... 1 109.38kb.
Iii областная олимпиада для старшеклассников (9 – 11 классы) 1 85.68kb.
День славянской письменности 1 202kb.
Заочное путешествие, посвященное Дню славянской письменности «Откуда... 1 189.91kb.
Музейная ночь 1 65.43kb.
Положение о VI городском конкурсе юных поэтов, прозаиков и журналистов... 1 63.32kb.
Занятие по русскому языку «История создания письменности» 1 79.74kb.
История государства российского от гостомысла до тимашева 1 111.03kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок «Праздник Славянской письменности и культуры» - страница №1/1

Подготовил учитель

Щекунских Н.И.

Открытый урок

«Праздник Славянской письменности и культуры»

В 5-6 классе.

Цель урокаотметить праздник славянской письменности.

Ход урока:

Все участники садятся за большой стол. В центре – учитель, два ведущих, чтец.



Учитель

Ребята! Начинаем наш праздник, посвящённый Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита – великих просветителей Кирилла и Мефодия.



1-й Ведущий

А что такое «письменность»?

Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?

«Трудно, но можно», - наверное, скажите вы. у ваших прабабушек и прадедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования. Если хотите проверить, спросите об этом дома.

А можно ли представить себе жизнь без электричества?

«Очень трудно», - наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в начале ХХ века появились электрические лампочки.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности!

Не исключено, что кто-то подумает про себя: «Ну и что же. Вот было бы здорово, если бы исчезла письменность; не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно!» Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.д.

Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без.

Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «история ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

2-й Ведущий

А как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?

Дорога к письменности была длинной и трудной.

Сначала появилось рисуночное письмо, затем «священные знаки» - иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит , который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – «повесть временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесенных летописцем к 988 году.

Войдем в слой родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообразных дел этого года: штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корсуня, его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную веру самого князя, его дружины и части киевлян, свержение языческих кумиров.

И как самое ударное, завершающее год 9888-й, - открытие в стольном Киеве дворцовой школы «Ученья книжного».

Возник центр книжной культуры, той, которой соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.

Так наряду с латинской, греческой и арабской школами на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием. Более 1110 лет назад братья принесли на землю славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский: т.к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не предавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.



1-й Ведущий

- Ну, а как же была придумана азбука для славян?

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял.

Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их , сразу захотел овладеть письмом.



2-й Ведущий

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг , получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство своё…»

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.



1-й Ведущий

Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуясь с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее.

- Посмотрите инсценированный эпизод из повести М. Горького «Детство».

«Помню был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда»

Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ее по ладони и бодро позвал меня:

- Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда!

Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру ? Это –аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

- Буки.


- Попал! Это?

Веди».


(До слов: «грамота давалась мне легко…» )

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений.

О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

Читает Шубина Валерия.

Песенка о буквах, вышедших из употребления

В любой старинной книжице


Ты сможешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не так.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.

2-й Ведущий

Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром Первым в 1708 году. Его называют гражданской азбукой.

А сейчас посмотрим, как вы знаете родной язык.


  1. Вспомните пословицы со словами азбука и грамотность.

  2. Вспомните однокоренные слова со словом буква, объясните их значение.

  3. Назовите фразеологизмы со словом буква. Назовите фразеологизмы, в которые входят незнания букв.

  4. Кто знает наш алфавит? Все? Какие старые названия букв вы знаете? А может кто-нибудь назвать особые буквы алфавита церковнославянского языка?

  5. Название какой буквы было однокоренным со словом учение?

  6. Как перевести слово азбука на современный русский язык?

  7. Как называлась славянская азбука до 1708 года? Как стала называться после этого? Почему возникли оба названия?

Чтец:

Отдавая дань памяти Кирилла и Мефодия, посвящаем им стихотворение В. Сидорова «Кириллица»

(Шубина Валерия)

Так вот они - наши истоки,


Плывут, в полумраке светясь.

Торжественно строгие строки,


Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор.
Под огненным знаком Софии
Алмазную твердость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих Днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам.
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.

Учитель

Ребята! Вот и закончился наш праздник во славу славянской письменности. Пусть он станет традицией для нашей школы, для всех нас. Пусть этот праздник во славу человеческого ума, во славу русской культуры будет всегда у нас в душе. И пусть каждый год 24 мая вы будите ощущать себя частичкой всего славянского мира.