Урок, посвящённый 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года в основной школе. 6-9 классы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Стихотворение к 200-летию победы русского народа в Отечественной... 1 15.12kb.
200-летие победы России в Отечественной войне Отечественная война... 1 136.07kb.
Учебного года 9-11 классы 1 задание. Посвящено 200-летию Отечественной... 1 88.16kb.
Постановка темы исследования 1 237.97kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 143.9kb.
Программа мероприятий, посвященных 68-летию Победы в Великой Отечественной... 1 47.17kb.
Конкурс методических разработок внеклассных мероприятий и классных... 1 174.32kb.
7 мая 2011г Праздничный выпуск газеты, посвященный Дню победы! 1 67.97kb.
«М. И. Кутузов и Отечественна война 1812 года» 1 29.41kb.
Разработка урока: "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. 1 124.34kb.
Георгиевский парад «Дети победителей» 1 38.23kb.
Верещагин Василий Васильевич(1842-1904) 1 46.89kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок, посвящённый 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года в основной - страница №1/1

Война 1812года в произведениях

литературы и искусства.

Урок, посвящённый 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года в основной школе. 6-9 классы.

Учитель Шабалдина Татьяна Валентиновна

БОУ СМР «Устьрецкая основная общеобразовательная школа»

Цель урока: углубление знаний о событиях войны 1812 года, расширение общекультурного и художественного кругозора школьников.


Задачи: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, её героическому прошлому;

учить понимать содержание произведений искусства;

формировать умение извлекать из различных источников информацию по данной теме, способствовать развитию творческого воображения учащихся.

Оборудование, оформление:


Дмитрий Харчевников, 9 класс: видеоряд:

1. А. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году. 2. В. Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах. 3. В. Верещагин. В Кремле. Пожар. 4. В. Верещагин. В Городне - пробиваться или отступать? 5. В. Верещагин. На большой дороге. Отступление. Бегство. 6. А. Воронихин. Казанский собор в Петербурге. 7. К. Тон. Храм Христа Спасителя. 8. Современный вид Храма Христа Спасителя.


Условия проведения урока: подготовка учениками видеоряда и выступлений.

План проведения урока: 1.Вступительное слово учителя.

2.Война 1812года в литературе.

3.Война 1812года в живописи.

4.Война 1812года в архитектуре и скульптуре.

5.Музыка и кинематограф о войне1812года.

6.Подведение итогов.

Ход урока:


1.Вступительное слово учителя. Наше занятие пройдёт в форме урока-панорамы. Что такое панорама? Это вид, открывающийся с высоты или больших размеров картина. Наша панорама-вид на произведения о войне 1812года.

Трудно найти историческое событие XIX века, которое, подобно Отечественной войне 1812 года, нашло бы столь полное отображение в литературе и различных видах искусства. Главной задачей нашего урока является обобщение изученных событий войны и освещение их в художественной литературе и искусстве.

2.Война 1812 года в литературе.

Учитель: Вы все знаете знаменитое стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», в котором автор красочно описал Бородинское сражение. Давайте вспомним его.

Учащиеся: Вспоминают вместе, зачитывают маленькие отрывки, строки, обобщают содержание, делают выводы.

Вывод:

Поэт, родившийся в 1814 году, воспринимает войну уже как историю. Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая всё, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает события глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер. Автор постоянно подчёркивает общее отношение к войне, как к серьёзному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в произведении: общность людей перед лицом врага.

Учитель: «Бородино» Лермонтова не случайно вошло в историю русской литературы, как самое значительное стихотворение, связанное с темой 1812 года. Не случайно и то, что ни одно стихотворение, написанное в XIX веке, не звучало с такой силой, и было так актуально в годы Великой Отечественной войны, как «Бородино». Публицистика военных лет пестрела цитатами из этого произведения. Оно постоянно звучало по радио и в исполнении чтецов и положенное на музыку.

Не осталась без внимания Отечественная война 1812 года и в творчестве другого знаменитого русского поэта А.С.Пушкина. Он посвятил событиям войны стихи: «Воспоминания о Царском Селе», «Полководец», «Наполеон». Но особенно известным является отрывок из романа « Евгений Онегин» о трагической участи Москвы, о несбывшихся мечтах Наполеона. (Читает отрывок)

Учитель: Война 1812 года занимает центральное место в композиции романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Судьбы большинства героев писатель связывает именно с войной, ставшей решающим этапом их биографии, высшей точкой в духовном развитии. Однако, Отечественная война не только кульминационный момент каждой из сюжетных линий романа, но и кульминация исторического сюжета, в котором раскрывается судьба русского народа. Война, ставшая испытанием для всего русского общества, рассматривается Толстым как опыт живого внесословного единения людей в масштабе всей нации на почве общенациональных интересов.

3.Война 1812 года в живописи.

Учитель: Говоря об отображении Отечественной войны в литературе, в частности в творчестве М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина, мы вспомнили два события - Бородинская битва и оставление Москвы. Между ними было ещё одно, оказавшее влияние на ход войны в целом. О каком событии идёт речь? Когда оно произошло? Учащиеся: Совет в Филях - совещание русских военачальников для решения участи Москвы, 1(13) сентября 1812ода.

Учитель: Алексей Данилович Кившенко – русский живописец бытовых, охотничьих и батальных сцен посвятил этому событию картину, написанную в 1880 году «Военный совет в Филях в 1812году».

Элена Щуклина, 7 класс:

Художник Кившенко писал картину «Военный совет в Филях» под впечатлением романа Толстого «Война и мир». Композиция картины непринужденно - естественна и продумана, нет лишних бытовых деталей, а те, что есть(бревенчатые стены, стол с лавками, икона в углу, полузанавешенное окно, печь, с которой свешивается голова внучки хозяина избы) необходимы и выразительны. Из исторических лиц в картине присутствуют М.И. Кутузов, за ним стоящий П.С. Кайсаров. Вокруг стола слева направо сидят П.П. Коновницын, Н.Н.Раевский, А.И. Остерман-Толстой, М.Б. Барклай-де – Толли, Ф.П. Уваров, Д.С. Дохтуров, стоит А.П. Ермолов, на передней лавке К. Толь и Л.Л. Бенигсен. Автор изобразил 11 генералов, хотя точное количество участников совета не известно, поскольку всё происходило в обстановке секретности.

Прежде всего, в глаза бросается фигура Кутузова, не зависимо оттого, что она смещена влево от центра композиции. Пока шёл спор, Кутузов молча сидел в тени. Но вот он поднял руку. Этот момент и запечатлел художник. Все замерли. Опершись рукой о колено, выжидающе уставился на Кутузова Бенигсен, начальник Главного штаба. Он говорил, что нельзя оставить без боя Москву и отстаивал необходимость дать Наполеону новое генеральное сражение у стен столицы. Фигуры Кутузова и Бенигсена, их скрещенные взгляды составляют основной психологический узел всего сюжета. Здесь столкнулись не просто два человека с разными мнениями, а самоотверженный патриотизм и честолюбие придворного интригана. И этот моральный конфликт Кившенко смог изобразить на картине.

Остальные участники совета не только портретно похожи, но правдиво охарактеризовано их душевное состояние и отношение к происходящему. Что скажет главный? Он властен единолично принять решение, за которое будет сам отвечать перед Родиной. Кутузов понимал, что за «уступление» Москвы врагу его ждёт государева немилость. Но он думал не о своей судьбе, а о судьбе Отечества. Город, временно захваченный врагом, можно вернуть, тогда как вернуть в строй убитых солдат - невозможно. Сохранить армию - значит спасти Россию. И Кутузов сказал: «Приказываю отступить!» «Совет в Филях» при всей скромности и простоте решения исторической темы, даёт живое ощущение значительности изображённого художником события.

Учитель: Целую серию картин о войне 1812 года написал Василий Васильевич Верещагин, известный художник – баталист, уроженец Череповца, погибший во время русско – японской войны под Порт – Артуром при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С.О. Макаровым.

Дмитрий Пешаков, 7 класс:



«Наполеон на Бородинских высотах»

Художник выбрал полотно широкое, как само поле боя. А сколько на этом полотне человеческих фигур! Маршалы, генералы, гренадёры в высоких меховых шапках. Все они преклоняются перед человеком в сером походном сюртуке. За верную службу он обещал им богатство и славу, воинские звания, ордена.



«В Кремле. Пожар.»

На картине тот же человек в сером сюртуке. Но он одинок. Бонапарта сопровождает лишь адъютант. Да и тот с опаской поглядывает на кровавые отсветы зарева, на струйки дыма, которые пробиваются сквозь зубцы кремлёвской стены. И формат картины другой. Полотно удлинилось, вытянулось вверх. Фигура Наполеона замкнута в узком простенке. Бонапарт – словно попал в ловушку. И справа от него стена, и перед ним глухая стена. Так показал художник поражение непобедимого.



«В Городне - пробиваться или отступать?»

Учитель: Сходство с какой картиной мы видим? Учащиеся: «Военный Совет в Филях»

Николай Борисов, 7 класс:

Картина Верещагина воспроизводит по истине драматический момент. В маленькой деревушке Городне, в нескольких верстах от Мало-Ярославца, решалась участь Великой армии в дни, непосредственно следовавшие за сражением при Мало-Ярославце.

Низкая, тесная крестьянская изба; простой стол, такие же скамьи. Уронив голову на руки, склонившись в тяжёлом раздумьи над картой, сидит Наполеон, у противоположного конца стола – король Неаполитанский. Тесной группой стоят маршалы Франции. Глубокое молчание разлито в воздухе, и в этом молчании тихо созревает великая драма, обсуждается вопрос жизни и смерти: пробиваться или отступать?

Кто решает? Император Наполеон. Судьба простёрла над ним карающую руку. И вот сидит он, покоривший пол мира, сидит на жёсткой скамье захудалой крестьянской избы в обстановке, так мало соответствующей его царственному величию, и думает горькую думу.

Тотурбий Мурзаев, 8 класс:

«На большой дороге. Отступление. Бегство»



Солнечный морозный день. По дороге, обсаженной берёзами, медленно движется колонна отступающих французов. От засыпавшего землю снега, от нависшего на ветках берёз воздушно- нежного кружева инея словно лучится золотисто-розовое сияние. Сверкающая красота русской зимы. И от этой победной игры света тёмные фигуры французов кажутся ещё угрюмей, ещё мрачней. Они - словно стая ослеплённых солнцем ночных хищных птиц. До самого горизонта тянется колонна, извиваясь, будто сине- чёрная змея. Нет, это не похоже на боевой марш. Французы не идут, а тащатся, пряча лица в воротники. Ни знамён, ни барабанов, которые бы звали вперёд. Время побед для Наполеона прошло.


4.Война 1812года в архитектуре и скульптуре.

Учитель: Благодарные соотечественники увековечили подвиги верных сынов России, воздвигнув им памятники – величественные монументы и скромные обелиски.

Юлия Борисова, 9 класс:




Главным мемориалом победы в Отечественной войне 1812года стал Казанский собор в Петербурге, выстроенный по проекту А.Воронихина в 1801 -1811 годах. В 1813 году здесь был погребён М.И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. В 1837 году на площади перед собором по модели скульптора Б.И.Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.


Недалеко от Кремля, на левом берегу Москвы-реки по проекту Константина Тона в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия был воздвигнут Храм Христа Спасителя. На стенах храма были начертаны имена офицеров русской армии, павших в войне 1812года и иных по времени близких военных походах. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994- 1997 годах.



5.Музыка и кинематограф о войне 1812года.

Учитель: Великий русский композитор П.И.Чайковский написал увертюру «1812год». На титульном листе партитуры автор написал «Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Пётр Чайковский». Опера имела большой успех в Москве, Смоленске, Тифлисе, Одессе, Праге, Берлине, Брюсселе, в том числе под управлением самого композитора.

С.С.Прокофьев в годы Великой Отечественной войны сочинил оперу «Война и мир».

Войне 1812года посвящено немало военных песен и маршей.

Среди художественных фильмов, посвящённых событиям 1812года наиболее известным, бесспорно, является экранизация романа Толстого «Война и мир»1968 года, режиссёр С.Бондарчук. В1962году вышел на экраны фильм Э.Рязанова «Гусарская баллада», а в 1980 «Эскадрон гусар летучих» Станислава Ростоцкого. В 2007 году режиссёр Роберт Дорнхельм снял телесериал «Война и мир», в котором снялись актёры России, Франции, Германии, Италии, Польши. В фильме было задействовано 15000 человек,.1800 каскадёров, 1500 лошадей, 650 старинных ружей, 15 пушек.



6.Подведение итогов урока.

Вывод:
Со времени войны 1812 года прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные подвиги тех, кто отстоял свободу России, кто проявлял чудеса отваги, героизма и самопожертвования. Не забыть историю своей страны нам помогают произведения литературы и искусства.