Урок по природоведению 5 класс. Тема: Гидросфера водная оболочка Земли. Где вода, там и жизнь - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по природоведению 5 класс «Рождение Земли» 1 89.88kb.
Открытый урок. 5 класс. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое... 1 175.58kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Урок по природоведению на тему "Где живут организмы?" 1 100.35kb.
Урок по окружающему миру 2 класс по теме: «открытие шарообразности... 1 80.15kb.
Урок- экспедиция. Урок экспедиция проводится при изучении темы "Гидросфера"... 1 111.05kb.
Урок английского языка Учитель: Тодаева О. В. Класс: 2б Тема урока... 1 48.49kb.
8 класс Учебник «Алгебра» 8 класс под редакцией Теляковского С. 1 117.72kb.
Приложение Контрольный диктант №1 ( 7 класс) Повторение изученного... 1 255.66kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 236.43kb.
Урок музыки 3 класс тема урока "Образ матери-великая тема искусства" 1 80.76kb.
Рекомендации к преподаванию географии 6-7 кл 1 18.62kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок по природоведению 5 класс. Тема: Гидросфера водная оболочка Земли. Где вода - страница №1/1

Урок по природоведению 5 класс.

Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли.


Где вода, там и жизнь.
Цели: вызвать интерес к изучению темы; привлечь внимание учащихся к изучению вопросов о гидросфере, источниках пресной воды, использовании воды человеком.

Задачи: создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, умения анализировать; изучение составных частей гидросферы, сущности круговорота воды в природе; спо­собствовать обучению школьников составлению плана по тексту статьи; учить выделять главное, подводить итоги, де­лить целое на составляющие части, высказывать согласие и несогласие, выражать свои мысли; воспитывать культуру общения с одноклассниками.

Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной презентацией.

Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; физическая карта мира. Мультимедийное оборудование (проектор и доска) для презентации по теме урока.

Высказывания великих:
«Изведав мучение жажды, я попробовал вырыть колодец, чтобы из него черпали воду и другие»

Э. Сетон – Томпсон


Пословицы и поговорки:

«Вода – мать полей, а без матери не проживешь»

(Китайская пословица)
«Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец»

(Английская пословица)


«Океан не пренебрегает и малыми речками»

(Японская пословица)



Ход урока

  1. Организационный момент.

Кто-то придумал, просто и мудро

Каждое утро здороваться:

«Доброе утро».

II. Определение темы урока. Актуализация знаний.

  1. Учитель просит отгадать загадки: «Что в решете не унесешь?», «Летом бежит, а зимой стоит». (вода)

Абсолютно верно, и речь сегодня на уроке пойдет о воде. Мы с вами должны будем сегодня ответить наследующие вопросы:

  1. Что означает понятием Гидросфера.

2. Узнать из чего состоит гидросфера.

3. Почему Мировой океан называют “Мировым”?

4. Познакомимся с понятием Море.

5. Узнаем, на какие группы делятся все моря.



6. Какое значение вода имеет вода в природе и жизни человека.

III. Изучение нового материала.

Вода – единственный на Земле минерал, который находится в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном – и легко переходит из одного состояния в другое. Вода – удивительный минерал еще потому, что она незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал.

Все воды Земли образуют единую водную оболочку, имя которой ГИДРОСФЕРА.

А науку, изучающую воды Земли, называют ГИДРОЛОГИЕЙ.

Посмотрите на глобус и карту полушарий. Большая часть поверхности нашей планеты покрыта водной оболочкой – гидросферой. На космических снимках нашей планеты тоже преобладает голубой цвет. Может, правильнее было бы назвать нашу планету Вода, а не Земля?

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего 1/3,

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться Вода?

Пояснение учителя: Рассматривая глобус или карту го полушарий Земли (показывает), нетрудно заметить, что большую часть поверхности нашей планеты занимают океаны и моря, образующие непрерывную водную оболочку, которую знаменитый русский географ и океанограф Юлий Михайлович Шокальский назвал Мировым океаном. Поэтому иногда говорят, что нашу планету правильнее было бы назвать не Землей, а Океаном. Может быть, это действительно так? Не будем спорить и гадать, а обратимся к расчетам.

(Озвучивает и записывает расчеты на доске) при огромной площади Мирового океана, занимающей 70,8% всей поверхности Земли (361 млн. км ), объем его вод (1370 млн. км ) составляет лишь 1/800 объема Земли. Масса вод Мирового океана составляет около 96, 5% всей массы гидросферы. Масса же всей гидросферы – это всего лишь 1/4000 доля массы всей Земли.

Итак, данное нашей планете название справедливо!

Учитель. Вода создает «внешность» планеты. Но воды Земли сосредоточены не только в Мировом океане. Где еще находится вода в природе?

Учитель. Все это составные части гидросферы, которые мы отразим на схеме. Я рисую на доске, а вы в тетрадях.
ГИДРОСФЕРА

Мировой Воды Вода в

Океан суши атмосфере
98% 2%

соленая пресная

IV. Закрепление.

Учитель. А сейчас мы выполним задание-игру «Вода и ее родственники».

Я буду читать стихотворение, а вы должны выписать в тетрадь через запятую слова, которые входят в состав гидросферы. (Учитель читает стихотворение, а ученики выписывают слова: моря, снега лавины, вода, лед, облака, океаны…)

О простом и сложном, об истинном и ложном,

о камне и пушинке, о ракете и травинке.

Моря и пустыни. Земля и Луна.

Свет Солнца и снега лавины…

Природа сложна, но Природа одна.

Законы Природы – едины.

Но камень в воде не плывет как бревно,

И камнем бревно не уходит на дно.

В чем сущность явлений?..

Что? Почему? Зачем? И где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот первый раз огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно под солнцем проросло.

(Зачем растению тепло?)

Дым легкий, а скала тверда.

Что значит «лед», а что «вода»?..

Что все это роднит: облака и гранит,

Человека, и звезды, и птиц?..

Сложен мир.

Сложен мир из мельчайших частиц.

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла Водорода,

Прибавила атом один Кислорода,

И получилась частица Воды.

Море воды, Океаны и Льды…

Стал Кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал Кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения.

Жизнь появилась: дыханье, горенье…

Первые птицы и первые звери.

Первые люди, что жили в пещере…

Прошу мне ответить без всякой заминки:

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажете сразу: ракета сложнее.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

Е. Ефимовский
Учитель. А теперь я предлагаю вам ролевую игру «Кто на планете главный?».

К доске выйдут 5 человек, которые будут представлять части природы (в соответствии с этим ученики получают карточки «воздух», «вода», «почва», «растения», «животные». 1.Учитель предлагает детям выстроиться в одну линию так, чтобы первое место занял тот ученик, который изображает самую важную «часть природы». Так как на этот вопрос нет однозначного ответа, то на первое место может встать любой из учеников /все обсуждается/

V. Итог урока.

Подвести итог урока мне хочется словами выдающегося политического деятеля Индии Индира Ганди, которая сказала «Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.
*** Благодарю всех за работу, а теперь давайте послушаем стихотворение, которое прочтет Ефименко Татьяна:

Вода – чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

Картины нашей жизни красит

В своих трех важных ипостасях.

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется.

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой.

То обретает легкость пара:

Была – и вдруг ее не стало.

Великий труженик водица,

Ну, как же ей не восхититься!

Она плывет к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает, и наносит,

И так заботы нашей просит.