Урок по природоведению 5 класс «Рождение Земли» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по природоведению 5 класс. Тема: Гидросфера водная оболочка... 1 79.17kb.
Урок по окружающему миру 2 класс по теме: «открытие шарообразности... 1 80.15kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Урок по природоведению на тему "Где живут организмы?" 1 100.35kb.
Тест по природоведению за II полугодие. 5 класс Тест №1 Вокруг Солнца... 1 28.19kb.
"Синтез искусств. Рождение рок оперы " 1 72.22kb.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса 1 352.83kb.
Урок по истокам и истории «Земля Новгородская». 6 класс Цель : пополнить... 1 176.51kb.
Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Карелия в... 1 158.07kb.
Святоотеческое толкование Евангелия от Матфея Глава первая (стихи... 1 86.91kb.
Учебники по природоведению рекомендуется строить на деятельностной... 1 116.44kb.
Книга Первого Знакомства, составленная на основе более капитальных... 1 151.52kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок по природоведению 5 класс «Рождение Земли» - страница №1/1

Урок по природоведению - 5 класс

«Рождение Земли»

Цель: сформировать у учащихся умение применять знания о происхождении Земли, о некоторых географических понятиях.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес к географии;

  • познакомить с основными гипотезами происхождения Земли;

  • сформировать представление о форме и размерах Земли, о ее оболочках;

  • познакомить с первоначальным обликом нашей планеты;

  • научить находить и подписывать на карте материки и океаны;

  • обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний;

  • воспитывать в детях бережное отношение к природе, а значит, и к планете.

Место урока – проводится вначале большого раздела «Земля» по учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. в 5-м классе;

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

Карта полушарий, глобус, видеофрагмент фильма о происхождении Земли, видеоролик « Диалог Маши и Миши», карточки с заданиями, контурные карты, портрет Эратосфена и т.д.



План урока:

  1. Оргмомент (2–3 мин.).

  2. Создание проблемной ситуации через «яркое пятно»
    (видеосюжет – 3 мин., постановка вопросов – 5 мин.)

  3. Формулирование проблемы (составление плана урока)

  4. Открытие новых знаний (20 мин)

  5. Применение новых знаний (3–5 мин)

  6. Итог. Оценивание.


Ход урока

1. Оргмомент.

– Здравствуйте! Я пришла к вам с новыми знаниями. А каким оно будет? Посмотрим…

Для начала давайте выясним, что дословно означает слово география?

/ «гео» – земля, «графо» – пишу/



Историческая справка: впервые предложил рассматривать географию как науку еще Эратосфен в 111 веке до н.э., недаром его называют «отцом географии» (показ портрета)

2. Создание проблемной ситуации

Послушайте учеников, о чем они спорят?



Видеофрагмент «Диалог Маши и Миши» /Приложение 3 /

Миша: Наша Земля – колыбель человечества. Маша, а ты знаешь, как возникла наша планета?

Маша: Я слышала от своей бабушки, что нашу планету создал Всевышний. Даже в Библии на первой же странице, где речь идет о Сотворении мира, есть такие слова: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош…» Выходит, весь Мир – все, что вокруг нас, возникло …из света?

Миша: А я недавно посмотрел фильм о происхождении нашей планеты и знаю, что Земля появилась в результате Большого взрыва, как впрочем, и все Вселенные и звезды.

– А вы как считаете?

– Какой вопрос обсуждали ребята?

– Вопрос один, а мнений сколько?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

– Какой возникает вопрос?

– На что обратил внимание Миша? Посмотрим сюжет…

«Яркое пятно» /Приложение 4/

/Со слов: «Жизнь на Земле возникла не случайно…» и до слов: «Как из звезд возникли мы?»

/Можно заменить рассказом: «Давным-давно, около 20 млрд лет назад произошло поистине драматическое событие, которое ученые назвали Большим взрывом. Взорвалось вещество, которое обладало фантастической плотностью и было нагрето до млрд градусов. В момент взрыва вещество стало расширяться с огромной скоростью и затем охлаждаться. И лишь через сотни млн. лет из расширяющегося облака раскаленных газов стали формироваться звезды и их скопления – галактики. Так появилась Вселенная. И лишь около 5 млрд лет зажглась новая звезда – Солнце. Солнце – это жизнь. Пока оно существует, существуем и мы. А что же наша Земля? Через полмиллиарда лет наша Земля уже существовала. Облако межзвездного вещества, вокруг Солнца, сжавшись, постепенно, образовало новые будущие планеты. Наша планета замечательная, уникальная планета из 8 планет Солнечной Системы. И сегодня мы в этом убедимся…»./

– Какую новую информацию вы получили?

 – Что интересного вы узнали?



Дети рассказывают о своих впечатлениях.

– Что вас удивило?

– А еще на какие вопросы хотели бы получить ответ?

– Из ваших вопросов мы составили план.

 Это ваши вопросы? Будем на них отвечать.

Выслушать вопросы детей!

2. Формулирование проблемы.

План урока (на доске)

– Как возникла наша планета?


– Возраст планеты?
– Какую форму она имеет?
– Какую поверхность имеет Земля?
– Почему имеет такую поверхность?

4. Открытие новых знаний. Поиск решения.

Используем презентацию.

– Что вы знаете о происхождении нашей планеты?


– Как вы думаете, кто-то когда-то решал этот вопрос? /Ученые/
– А теперь информация для самых внимательных.

Научная справка: (слайд) /Приложение/

На сегодняшний день существует 4 гипотезы происхождения Земли, начиная с ХУ111 века по мере накопления информации (представлены фото)

Словарная работа: ГИПОТЕЗА – это предположение (на доске!)

Тексты на столе /Приложение 1/

Задание: определите кратко гипотезу ученого (дети работают с текстом и находят ответ).

Каждая гипотеза рассматривается отдельно!



Цель: познакомить и сопоставить ученых с их гипотезами, развивать память, логическое мышление.

1 гипотеза: французский ученый Жорж Бюффон (1707–1788) – предположил, что Земля возникла в результате катастрофы.


2 гипотеза: немецкий ученый Иммануил Кант (1724–1804) – Солнечная Система возникла из гигантского холодного пылевого облака.
3 гипотеза: фр.астроном Пьер Лаплас (1749–1827) – возникла из вращающегося раскаленного газового облака, остывая образовались планеты.
4 гипотеза: русский ученый – путешественник Отто Юльевич Шмидт (1891–1956) – Солнце окружено гигантским облаком, состоящим из частичек холодной пыли и газов.

– Выявили гипотезы. Кто согласен с Бюффоном? С Кантом? С Лапласом? Со Шмидтом?

– Почему? Трудно?!

– Чего не хватает? /Знаний, опыта/.

– Почему изменялись гипотезы? Чего не хватало ученым? (Того же)

– С учетом опыта человечество приобретало все новые знания.

– Что общего в этих гипотезах?

– Как вы думаете, какая гипотеза принимается сейчас?

(Показать на новом слайде после мнений учащихся).

В настоящее время более правильной считается 4 гипотеза. А у вас все впереди: вы можете создать и доказать свою гипотезу, но для этого необходимо хорошо знать материал.



П. Когда возникла наша планета?

Опыт: позвать ученика и попросить надуть шарик, на котором условно изображены планеты.

Как вы думаете, как этот процесс надувания шарика связан с возрастом Земли?

/Выслушать предположения/

Произошло это между 6 и 15 миллиардами лет тому назад, причем, по самым новейшим данным, 13 миллиардов лет тому назад.



Как ученые догадались, что Вселенная «взорвалась» из ничего, когда это произошло и как?

«Рассматривая далекие небесные тела в телескоп, ученые обнаружили, что Вселенная …постоянно расширяется. То есть галактики как бы разбегаются друг от друга. Это можно легко себе представить, если нанести на воздушный шарик точки, изображающие планеты, и начать раздувать этот шарик. Точки-галактики начнут удаляться друг от друга, совсем как в модели расширяющейся Вселенной. А если это так, значит, когда-то они были все вместе, в одной точке (сдуйте шарик, и все точки сойдутся). А по скоростям их разлета ученые определили, когда начался этот разлет, то есть Большой взрыв. Так Мир и разлетается в разные стороны уже столько миллиардов лет…



/Приложение 2/

Кто же конкретно додумался до такой фантастической картины Сотворения мира, подтвердил научно то, что давно уже сказано в Библии? В первую очередь это американский астроном Эдвин Хаббл (1889 – 953), который своими наблюдениями установил, что галактики, или звездные скопления, удаляются от нас, причем тем быстрее, чем дальше они от нас находятся. Так возникла гипотеза «расширяющейся Вселенной», которая когда-то разлетелась из одной точки. В 1927 г. Астроном Жорж Леметр (1894 – 1966) теоретически обосновал гипотезу Большого взрыва, а в 1970 г физики Р.Пенроуз и С. Хоукинс уточнили эту теорию. Свой вклад в теорию образования Вселенной внес и наш соотечественник А.А.Фридман (1888–1925). Остается уточнить, мы так и будем разлетаться во все стороны постоянно, или когда-нибудь это закончится? По всей вероятности, через миллиарды лет этот разлет прекратится, и Вселенная начнет сжиматься, стремясь опять в точку».



III. Какую форму имеет наша планета? (Слайд)

– Рассмотрите рисунок.

– Правильно ли называть Землю шаром? Почему?

Полярный радиус – 6356 км, экваториальный радиус – 6378 км.

Если на примере нашего шарика попробовать изобразить форму Земли, то она получится сплюснутой с двух сторон, с полюсов.

На сколько км экваториальный радиус больше? (на 22 км). Почему? (сформировалась под действием силы тяжести и давления внутри).

– Будет ли данная форма сферой, шаром? (нет)

Данная форма называется ГЕОИД («Гео» – Земля, «эйдос» – вид, т.е. землеподобный, не похожий ни на какую другую математическую фигуру).

Историческая справка: кстати, впервые определил относительно точные размеры Земли Эратосфен еще в 111 веке с помощью математических расчетов.

IV. Поверхность Земли.

Мы выяснили, что происхождение нашей планеты уникально. В чем ее уникальность?



(Имеет 4 сферы: атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу).

Конечно, изучение планеты немыслимо без карты. Перед вами физическая карта, в переводе с греческого «физис» – природа.

– Какой цвет преобладает на карте? Что он обозначает?
72% поверхности Земли занимает вода.
– Какие крупные географические объекты изображены на карте?
– Всегда ли таким было изображение на карте? (Слайд)
– Почему меняется изображение?

Рассмотрите 1 рисунок. На древней карте был 1 материк. Как он назывался? Когда это было?

ПАНГЕЯ = ГОНДВАНА + ЛАВРАЗИЯ

«Вся земля»

– Что произошло позднее? Почему? (Дрейфуют)

– Какие материки входили в состав Гондваны? (Ю.Америка, Африка, Австралия, Антарктида)

Научная справка: впервые теорию литосферных плит, в результате которых происходит движение материков предложил немецкий ученый Альфред Вегенер в нач. ХХ века.

Работа с интерактивной картой:

– Какие современные названия материков вы знаете? Назовите и покажите океаны (работа с картой)



Задание: подпишите материки на современной карте.

– Как будет выглядеть наша планета через 50 млн лет?

/Выслушать гипотезы ребят/

Как определить верную? Чем мы должны пользоваться для подтверждения гипотезы? (Знаниями по теме).

Многие ученые следят за перемещением материков, используя свои знания по этой теме.

Почему? Как вы это определили? (По стрелочкам)



(Африка и Австралия приблизится к Евразии, а Атлантический океан расширяется)

3. Применение новых знаний.

Выполним несколько заданий:

А) подпишите названия материков и океанов на к/к (работа в парах)


Б) работа с интерактивной картой «Физическая карта полушарий»:

Какие действия были предприняты людьми для того, чтобы отсоединить материки?

Суэцкий канал (фото, историческая справка),
Панамский канал (фото, историческая справка).

В) Нанесите каналы на карту.


Г) угадайте по контуру материки;

расставьте контуры по мере уменьшения их площади;



4. Итог. Оценивание.

– Чем мы занимались на уроке?


– О чем мы говорили? Что вас удивило? Что вы уже знали?
– Как бы вы назвали тему урока?

/Если возникнет 2 ответа: Сотворение мира. Или Образование планеты то:

– Кто из наших героев, Маша или Миша также сформулировали бы тему?
– Кто согласен с Машей? С Мишей?

По данному вопросу могут быть разные гипотезы. Одного ответа не существует.



Даже ученые не пришли к общему мнению. (Слайд)

  1. Величайший ученый нашего века Макс Планк, в 1918 году получивший Нобелевскую премию по физике, говорит: «Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга».

  2. Хорошо известна теория относительности А.Эйнштейна. Но не все знают, что она привела ученого к формулированию «космической религии». Эта религия признает существование высшего Духа, творящего мировую гармонию.

  3. Американский ученый А.Крессм Моррисон, доказывает бытие Бога в своей блестящей статье: «Семь причин, объясняющих, почему я верую в Бога».

Многовековые наблюдения за окружающим миром подводили людей к выводу, что рождение всегда было связано с чем-то живым. Житейский опыт подсказывал людям: если наш мир населен живыми существами, то и его возникновение должно быть связано с кем-то или с чем-то одушевленным. Представители истинной науки признают, что их сведения о мире должны быть восполняемы из другого источника. Этот источник – религия. Быть может, вы найдете ответ на этот вопрос. Среди вас я таких увидела.