Урок по окружающему миру по теме - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по окружающему миру 2 класс по теме: «открытие шарообразности... 1 80.15kb.
Урок по окружающему миру, 2 класс Учитель: Шарифуллина Зухра Ханифовна... 1 85.4kb.
Урок по Окружающему миру 2 класс по программе "Школа России" 1 61.76kb.
Рабочая программа по окружающему миру (умк «Школа 2100») 1 388.17kb.
Программа по окружающему миру умк «перспективная начальная школа» 2 706.33kb.
Урок в 11 классе по теме «Восстановление экономики ссср: от войны... 1 37.6kb.
Презентация по окружающему миру в 3-м классе по теме "Охрана животных"... 1 79.28kb.
По окружающему миру «Книга- друг и наставник» 1 84.61kb.
Игровые задания по экологии Головоломка 1 44.19kb.
Тесты по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему... 2 344.98kb.
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру 1 40.51kb.
Дорогие родители! 1 18.95kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок по окружающему миру по теме - страница №1/1

Проблемный урок по окружающему миру по теме

"Жизнь луга. Луг - природное сообщество

Лазарева Марина Александровна, учитель начальных классов

Цели урока:

Слайд 1

1.Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.

2.Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

3.Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент. (Презентация. Слайд № 2)

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Послушайте стихотворение и скажите о ком идёт речь

На одной ноге стою,

А другую грею.

Не купила сапоги,

А теперь жалею.

(Цапля) В.Боков

-Кто это?

(Цапля)…(Слайд № 3)

-Где живет эта птица?

(на болоте, озере)

- Чем питается?

(Лягушками)

- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос теста.

Будьте внимательны, читая задания. Желаю удачи!



Тест

1.Вода может находиться: (возьми в кружок правильный ответ)

А) в 3- х состояниях

Б) в 4-х состояниях

В) в 5-и состояниях



2.Подчеркни водоемы:

Море, луг, озеро, болото, лес, поля.



3.Как называется начало реки: (возьми в кружок правильный ответ)

А) устье


Б) приток

В) исток


4.Зачеркни лишнее: У рыбы есть

Плавник, глаза, чешуя, жабры, рога, хвост, уши, нос



5.Подчеркни животных болота зеленым цветом, а леса красным

Жаба, лиса, тритон, медведь, лягушка, бурундук, волк, еж, цапля



6.Подчеркните растения рек и озер.

Кувшинка, водоросли, подсолнух, желтая кубышка, папоротник, дуб, осина



Слайд

- Посмотрите на экран. Что изображено на экране?

(Луг)

Бежит тропинка через луг,



Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да травы по колено.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением?

- Тема урока «Жизнь луга. Его обитатели и растения»…

- Какие цели поставим перед собой, о чем пойдет речь на уроке?



Слайд №

- Что изображено на слайде?

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?

(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников...)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка,



Лютик едкий, клевер – кашка!

Что ещё? Гвоздика. Смолка,



Колокольчик, хвощ – как ёлка.

А ещё? Кошачьи лапки,



Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Грамофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу?

- Предлагаю подробнее познакомиться с растениями луга. Кормовые растения.



Слайд №

- Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них мятлик, ежа сборная, тимофеевка…

- Они являются ценными кормовыми растениями.

Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинные корневища и растут в виде рыхлого куста.

- Характерный облик имеет и тимофеевка луговая...

Слайд №

На верхушке стебля мы видим узкое соцветие - султан ( его называют ложным колосом).

- Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер и мышиный горошек…

Слайд №

- Про клевер расскажет.. (Фролов Андрей)

- Кто из вас на лугу видел растение - мышиный горошек?...

Слайд №

-Как вы думаете, почему оно так называется?

- Про это растение расскажет… (Тугушев Рамиль)

- Луг, на котором растут эти цветы, становится весёлым и радостным…



Слайд №

-Узнали? Об одуванчике расскажет… (Павлова Настя)

Ещё один красивый цветок растёт на лугах - это купальница…

Слайд №

Купальницу, которая растет в Европейской части страны, называют купальницей европейской. Лепестки золотистого цвета сложены шаром и никогда не раскрываются. В Сибири же растёт другая купальница- купальница азиатская. Цветы у неё оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много - много ярких огоньков Купальницу ещё называют золотой розой. Это растение занесено в Красную книгу.

На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.

-За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название?

(В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано “отправляются на покой” и лютики - ещё задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.)

Физминутка

-Многие из растений, растущие на лугах, являются лекарственными…

- Растёт лекарство под ногами

Прошу вас, убедитесь сами.

Кладём на ссадину листочек,

И ссадина не кровоточит.

И можно снова в путь-дорогу.

Ведь их у нас так много!

- Что за растение? Подорожник

Слайд №

- Попробуйте назвать следующее растение…



Слайд №

Ромашка - царица разнотравья.



Слайд №

Погляди на зверобой

Он на лугу повсюду.

Он поможет нам с тобой

Вылечить простуду.

- А вот ещё некоторые растения, растущие на лугу:

Колокольчик …(Слайд № )

Тысячелистник…(Слайд № )

Нивяник…(Слайд № )

Лисохвост… (Слайд № )

Василёк луговой. Лопух…(Слайд № )

Пастушья сумка… (Слайд № )

- С растениями луга мы познакомились. Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга. - Где может обитать животное?

(на озере, на лугу в лесу)

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга?

(Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).

- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники?

(Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...).

- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу?

(Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...).

- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга?

(Не очень большие, маленькие...).

- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений?

(Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается...).

- Давайте подробнее знакомиться с животными луга.

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Летит - воет,

Сядет - землю роет. (Жук)

-На лугу обитают несколько видов жуков:

Жук – жужелица … (Слайд № )

Жук – навозник… (Слайд № )

Жук – могильщик… (Слайд № )

- Следующая «жительница» луга:

Домовитая хозяйка

Полетает над лужком,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела)…

(Слайд № )

-На цветках растений в хорошую погоду кормится множество пчёл и шмелей. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля - опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы.

И цветам хорошо - опыляются, и насекомые голодными не останутся.

Пчёлы живут семьями по несколько лет. За нектаром и пыльцой им иногда приходится летать за несколько километров. Шмели живут одно лето и прямо на лугу, в земле, могут устроить своё жилище.

- Следующие обитатели луга…..

Разными крыльями

Машут красавицы.

То поднимаются -

То опускаются.

Носиком водят

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке? (Бабочки)…

Слайд №

-Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений



Слайды №

-Но вот гусеницы…



Слайд №

многие из них доставляют много хлопот, поедая растения. Гусеницы отличаются большой прожорливостью, а некоторые едят всё подряд.

-Как вы думаете, кого нужно опасаться бабочкам?

(Птиц).


-И не только птиц! Я прочитаю «Страшный рассказ», а вы определите о ком речь.

Если присесть в высокую траву, то услышишь как они переговариваются.

А вот на травинку опустилась бабочка, не заметила его среди травы. Вдруг прыжок, и бабочка схвачена передними ногами, даже пошевелиться не может - ноги у него сильные. Вот он уже работает челюстями. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. Уши у них находятся на ногах. Кто это?...(Кузнечик)

Слайд №

-Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги?

(прыгать, передвигаться, добывать пищу)

- Дальше заселяем луг:

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдет.

- Кто это? (Божья коровка)…

Слайд №

-Кто может угрожать птицам луга и мелким животным?

(Хищные птицы, высоко парящие и наблюдающие за происходящим; другие хищники, попавшие на луг...).

Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли.

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает.

Кто же это? (Крот)…

Слайд №

- Следующий житель луга -

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки. (Мыши)…



Слайд №

- Как вы думаете, а живут ли на лугу птицы?

(Конечно)

- Где большинство лесных птиц устраивают свои гнёзда?

(На деревьях, кустах; выше от земли; дальше от хищников...).

- Где устраивают гнёзда птицы луга?

- Многие птицы летают над лугом в поисках пищи. Но есть и такие, для которых луг - дом родной. Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы можем встретим на лугу?

- Среди травы можно встретить луговую курочку - перепелку… (Картушов Егор)



Слайд №

- Название другой птички – коростель…



Слайд №

Трясогузка



Слайд №

-Ещё один обитатель луга – Жаворонок (Ашихмин Антон)



Слайд №

-На лугу можно встретить жаб…



Слайд №

и ящериц…



Слайд №

-В луговой почве много червей…



Слайд №

-Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом.

Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения.

Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.

- Как живут все обитатели луга и растения, и животные?

( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)

- Мы пришли к выводу, что луг - это природное сообщество, существующее много-много лет и никто и ничто не может уничтожить луг.

-А может ли человек помешать жизни луга?

(Может)


- Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга?

(Соблюдать правила поведения на лугу)

- А кто бы мог сам назвать эти правила?

Правила поведения на лугу…

Слайды № 43, 44, 45

4. Закрепление пройденного

Какие растения луга вы запомнили? (клевер, ромашка, лютик, травы, тысячелистник)

Какие живые существа встречаются на лугу? (кузнечик, пчелы, бабочки)

Как нужно охранять луг?

5. Домашнее задание:

Стр.с117-131 —ответить на вопросы.

6. Подведение итогов.

- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы,

Слайд № 46)

спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

7. Выставление отметок

-А закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а речкам течь.

Ты на свете самый главный.

Значит должен всех беречь!