Урок по литературе, проведённый в 10-ом классе учитель: Лизункова Марина Сергеевна Тема урока: «Художественное мастерство И. А. Гонч - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Разработка урока по информатике, проведённого в 10 классе 21. 1 35.32kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. 1 58.45kb.
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 47.36kb.
Конспект урока по литературе в 11 классе (Учитель: Навальная О. 1 182.83kb.
Урок физики в 11 классе. Учитель Попова Т. П. Тема урока: Фотоэффект. 1 105.12kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 236.43kb.
Н. А. Урок информатики в 9 классе Тема: Решение систем уравнений... 1 246.81kb.
Урок физики в 9 классе. Учитель оош №24 г. Мелитополя Запорожской... 1 58.52kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 88.49kb.
«В … улице, в одном из больших домов лежал утром в постели И. 1 30.97kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок по литературе, проведённый в 10-ом классе учитель: Лизункова Марина Сергеевна - страница №1/1

Открытый урок по литературе,

проведённый в 10-ом классе
учитель: Лизункова Марина Сергеевна
Тема урока: «Художественное мастерство И.А.Гончарова

в романе « Обломов»»

Цели урока:

- обобщить полученные знания по произведению на примере главных героев романа : Обломова и Штольца;

- помочь учащимся раскрыть богатство, глубину прозаического мастерства писателя;

- заострить внимание учащихся на роли художественных деталей, речевых характеристик при создании образа героя;

- помочь учащимся осмыслить образ главного героя ( Ильи Ильича Обломова) с точки зрения социальной, нравственной и общечеловеческой;

- раскрыть роль одного из главных героев романа ( Андрея Штольца);

- научить учащихся сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;

- развивать навыки работы с текстом;

- воспитывать нравственное отношение к жизни.

Оборудование:

- эпиграф урока;

- портрет И.А.Гончарова;

- иллюстрации к роману;

- сравнительные таблицы: Обломов,Штольц;

- литературоведческие термины;

- заглавия подтем урока.

Форма проведения урока: исследование, проходящее в форме защиты

(обсуждения) своей работы и коллективной работы в группах/парах.



Предшествующая домашняя работа:

- каждая группа выполняет своё задание (предлагается тема для исследования и вопросы к ней):

1. «Пейзаж и его функции в романе»

2. «Портрет как средство создания образа литературного героя»



3. «Особенности речи героев»


Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Работа с эпиграфом урока.
«…Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести.»

(И.А.Гончаров «Обломов»)
= Какое название даёт автор этому явлению и как его поясняет?

= Как вы сами относитесь к этому явлению?

III. Защита работ.



Каждая группа выполняла дома своё задание (предлагалась тема для исследования и вопросы к ней).
1. «Пейзаж и его функции в романе».

Пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев. Чувствуется влюблённость Гончарова в красоту деревенской русской природы, в её мягкие тона и краски. Величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания Гончарова.
= Зачитайте подобранные вами отрывки описания природы.
= С помощью каких художественных средств удаётся автору передать состояние природы? Достигают ли образности эти картины?
= Раскрывают ли описания природы состояние души героев, характеры, образ жизни?
= На всём ли протяжении романа мы встречаем пейзаж?
= Итак, к какому выводу вы пришли?
2. «Портрет как средство создания образа литератур-ного героя».

= Дайте определение слову «портрет».

(Портрет – описание внешности персонажа (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться.

Развёрнутый, психологический портрет персонажа – достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики литературного героя, портрет вместе с тем проявляет особенности стиля автора.)
= Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?
Гончаров - первоклассный портретист. Портреты его героев так выразительно обрисованы, что встают в представлении читателя как живые. При этом портрет у Гончарова всегда социально характерен.

В романе даны портреты не только главных действующих лиц, но и второстепенных.

Гончаров очень внимателен к деталям изображаемого быта. Халат, туфли и диван Обломова, прорехи под подмышкой у Захара, размеренный стук маятника в доме Пшеницыной вырастают в настоящие символы. Добролюбов отмечает : «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние.»

Так осуществляется в романе одно из требований реализма – верность деталей.

= Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры? Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?
Работа выполнялась при помощи таблицы.

Найти в тексте романа

Обломов

Штольц

Возраст

Это был человек тридцати двух-трёх лет от роду.

За тридцать лет.

Портрет

Человек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Движений лишних у него не было.

Костюм

Послушный, не по размеру халат. Преданные туфли, мягкие, широкие.

-------------------

Интерьер

Видимость проживания. Паутина. Запылённые зеркала. Разбросанные вещи. Грязная тарелка.

-------------------

Происхождение

Из богатого дворянского рода с патриархальными традициями.

Из небогатой семьи.

Воспитание

Родители приучали к праздности и покою. Труд – наказание. Культ еды и сна.

Познал науки от отца, важные в жизни. Рано начал работать. Рано оторвался из семьи. Труд, строгость и аккуратность – главное в жизни.

Характеристика

Добрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит собственный покой.

Сильный и умный, он постоянно в деятельности, не гнушается чёрной работой. Благодаря труду сформировался настоящий «железный» характер.

Испытание любовью

Ему нужна любовь материнская.

Ему необходима равная по взглядам и силе женщина.

Привлекательные черты

Мягкость, простота, великодушие, доброта.

Трудолюбие, высокая работоспособность, предприимчивость.

Слабости

Апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни.

В нём нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения.

Сила

-------------------------

Стремление к личной независимости.

Символы

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли.

Культ труда, практический ум.


= Итак, к какому выводу вы пришли?

= Сделайте вывод, Штольц – антипод Обломова или его двойник?
3. «Особенности речи героев».
В реалистическом произведении язык героя необходимо носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим в романе Гончарова.
= Дайте понятие литературоведческому термину «Речевая характеристика».

( Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.)

= Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца.


Приводим диалог Обломова (крепостника) и Штольца (человека нового времени).

Часть II. гл. 3. Чтение по ролям.

Вывод:

По мнению Штольца, с помощью устройства «школ», «пристаней», «ярмарок», «шоссейных дорог» старые, патриархальные «обломовки» должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Речь Штольца стремительна, эмоциональна, убедительна и актуальна.

Обломов пытается «философствовать». Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного общества. Речь его медлительна, он опасается каждого произнесенного другом слова.
= Указывает ли речь героев на то, о чём говорится в определении?

= К какому общему выводу вы пришли?

IV. Рефлексия. Оценки.

V. Домашнее задание.

Подготовьте черновик сочинения по роману И.А.Гончарова «Обломов» по следующим темам (на выбор):



  1. Это «ядовитое» слово «обломовщина».

  2. Есть ли сатира в романе «Обломов»?

  3. В чём состоит трагедия жизни Обломова?

  4. Обломов – общечеловеческий тип.

  5. Обломов и Манилов.

  6. Дружба Обломова и Штольца.

  7. Ольга Ильинская и Татьяна Ларина.

  8. Особенности жанра и композиции романа «Обломов».

  9. … другие темы по выбору учащихся.




«Художественное мастерство И.А.Гончарова

в романе «Обломов» »

(Образ Ильи Ильича Обломова)



выполнил ученик

10 класса

Владыкинской сош

Милушкин Дмитрий

2008-2009 уч. год


Андрей Иванович Штольц












Илья Ильич Обломов




Иван Александрович Гончаров




Найти в тексте романа

Илья Ильич

Обломов

Возраст

Это был человек тридцати двух-трёх лет от роду.

Портрет

Человек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Костюм

Послушный, не по размеру халат. Преданные туфли, мягкие, широкие.

Интерьер

Видимость проживания. Паутина. Запылённые зеркала. Разбросанные вещи. Грязная тарелка.

Происхождение

Из богатого дворянского рода с патриархальными традициями.

Воспитание

Родители приучали к праздности и покою. Труд – наказание. Культ еды и сна.

Характеристика

Добрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит собственный покой.

Испытание любовью

Ему нужна любовь материнская.

Привлекательные черты

Мягкость, простота, великодушие, доброта.

Слабости

Апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни.

Сила

-------------------------

Символы

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли.



Найти в тексте романа

Андрей Иванович

Штольц

Возраст

За тридцать лет.

Портрет

Весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Движений лишних у него не было.

Костюм

-------------------

Интерьер

-------------------

Происхождение

Из небогатой семьи.

Воспитание

Познал науки от отца, важные в жизни. Рано начал работать. Рано оторвался из семьи. Труд, строгость и аккуратность – главное в жизни.

Характеристика

Сильный и умный, он постоянно в деятельности, не гнушается чёрной работой. Благодаря труду сформировался настоящий «железный» характер.

Испытание любовью

Ему необходима равная по взглядам и силе женщина.

Привлекательные черты

Трудолюбие, высокая работоспособность, предприимчивость.

Слабости

В нём нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения.

Сила

Стремление к личной независимости.

Символы

Культ труда, практический ум.