Урок по курсу «Человек и мир». Заповедники и национальные парки Республики Беларусь - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа wwf «Заповедники и национальные парки России» XIII конкурс... 1 176.41kb.
Конституция республики беларусь 1994 года 1 563.68kb.
Закон республики беларусь 25 ноября 1999 г. N 326-з о туризме принят... 1 252.64kb.
Крутые стволы 1 68.64kb.
Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов... 1 275.66kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 12 6647.6kb.
15 марта – День Конституции Республики Беларусь По материалам БелТА 1 63.11kb.
Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов... 1 494.38kb.
Учебная программа (проект) повышения квалификации специалистов средств... 1 80.78kb.
Новое поступление в библиотеку ЭкоЦентра «Заповедники» 1 277.08kb.
Утверждено приказ Государственного комитета по науке и технологиям... 1 249.49kb.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю отгадать загадки: Слайд 1 1 136.5kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок по курсу «Человек и мир». Заповедники и национальные парки Республики Беларусь - страница №1/1



ГУО Гимназия № 5 г. Гродно
Урок по курсу

«Человек и мир».
Заповедники и национальные парки Республики Беларусь

учитель высшей категории

Хардикова Елена Анатольевна

3-й год обучения



2010 год

Цели урока:


  • сформировать представление об истории возникновения основных заповедных территорий Беларуси;

  • развивать экологические умения, навыки по сохранению богатств родной природы;

  • показать красоту родной природы Беларуси.


Оборудование:


  • ПЭВМ;

  • видеопроектор;

  • слайды по тематике урока;

  • карточки с тестами;

  • карточки с ребусом;

  • географическая карта Беларуси,

  • магнитная доска.



Используемые технологии:


  • ТРКМ (приём «Фишбоун»)


Ход урока.

  1. Мотивационный этап:


Как Вы понимаете сочетание слов «Человек и Мир»?
(человек несет ответственность за судьбу природы, деятельность человека оказывает очень большое влияние на окружающую среду.


  1. Объявление темы урока.


Сегодня мы должны вместе с Вами изучить очень серьёзную тему «Заповедники и национальные парки Беларуси».
Вопросы, на которые Мы должны найти ответы:

  • Что такое заповедники?

  • Причины их возникновения?



Чтобы провести такие серьезные исследования я предлагаю отправиться в путешествие.

Как Вы считаете, что нам необходимо для проведения научных исследований? (Знания)
Ребус


4

6

1

5

2

3













Н

Я

З

И

Н

А















  1. Проверка домашнего задания (тэст)

Вот сейчас и проверим как Вы готовы к путешествию.


Тест: «Природное сообщество»

Задание 1. соедини стрелкой научное понятие с его определением


Экология

- совместное существование растений и животных леса, болота, водоёма, луга.

Природное сообщество

- наука о связях, которые существуют между живыми организмами и окружающей средой.


Задание 2. Укажи стрелкой животных и растения проживающих в этом природном сообществе.

вариант 1

ЛЕС


сосна

рожь


жаворонок

глухарь


ель

свёкла


малина

гречиха


черника

лось


куропатка

короед


овёс

колорадский жук




ПОЛЕ


Вариант 2.

БОЛОТО


росянка

кукуруза

заяц-русак

мышь


лягушка

сфагнум


рогоз

кулик


куропатка

журавль


колорадский жук

комар


картофель

лён


ПОЛЕ



Задание 3. Узнай и запиши к какому природному сообществу относятся данные высказывания.
- фабрика кислорода, очищает воздух от вредных бактерий, прохладно даже в жару, является защитником почвы рек и ручьев, настоящая кладовая, дарит красоту, здоровье, отдых. - ЛЕС

- увлажняет воздух, берут начало реки, кладовая торфа, легкие Европы, можно провалиться и утонуть – БОЛОТО

- сравнивают с бескрайним морем, это искусственное сообщество, кормит людей, прославляет людей работающих на нём - ПОЛЕ
Физминутка для глаз.


  1. Работа с учебником.

Можно отправляется в путешествие, но сначала выясним:

Что такое заповедник?

Как Вы считаете?

Давайте удостоверимся верны ли наши предположения?

(учебник страница 73).


  1. Мы отправляемся в путешествие.

Показ на карте место расположения Березинского биосферного заповедника (слайд 1).

«На территории Витебской области в живописной местности верхнего течения реки Березины находится «Березинский биосферный заповедник»

(демонстрация слайдов, слайд 2).
Учитель (слайд № 2)

«Ухудшение условий обитания и охотничий промысел привели к исчезновению многих животных в Беларуси. Такая же участь грозила и речному бобру. В 1924 году научная экспедиция в верховьях реки Березина обнаружила 19 бобровых поселений.

30 января 1925 года на этой территории был создан Березинский заповедник. Настоящим хозяином реки Березины и ее притоков можно назвать речного бобра. Сейчас этот вид обычен для всей Беларуси. Только в одном Березинском заповеднике насчитывается более 500 особей.»
Ученики (слайды №№ 4 – 8)

«Самый крупный хищник заповедных лесов — бурый медведь. На территории заповедника насчитывается до трех десятков медведей. Можно увидеть следы этих зверей, а если повезет, то и их самих. Косолапый красуется на эмблеме заповедника.» (слайд 4)

«В заповеднике неплохо живется волку. В самых глухих местах, на островах среди болот, ежегодно появляются два-три выводка волчат. Волчьи стаи совершают длительные переходы, а зимою иногда выходят за пределы заповедника.» (слайд 5)

«Рысь —лесной зверь, обитающий в глубине больших старых лесов. Живет под корнями вывороченных деревьев, в больших дуплах, среди бурелома. Численность рыси в заповеднике 20–25 особей.» (слайд 6)

«В заповеднике живет стадо диких зубров. Они способны добывать себе пищу и защищаться от хищников самостоятельно. Только в наиболее суровые зимы человек приходит им на помощь.» (слайд 7)

«Самым распространенным животным заповедника является лось. Его можно увидеть и в сосновых лесах, и в пойме Березины, и на болотах. Его в заповеднике достигает 400–450 особей.» (слайд 8)

«Особая гордость заповедника — птицы. Их более 230 видов. 58 видов птиц занесены в Красную книгу. Среди них — тетерев, глухарь, беркут, бородатая и длиннохвостая неясыти, мохноногий сыч, филин, чеглок.

Богат и разнообразен растительный и животный мир Березинского заповедника. Краем непуганых зверей и птиц называют его.»

Учитель (слайд 9).
«В заповеднике проживает
56 видов млекопитающих (бобр, лось, выдра, медведь, рысь, барсук, зубр);
230 видов птиц (скопа, черный аист, змееяд, серый журавль, беркут, орлан-белохвост, филин, сапсан, белая куропатка, трехпалый дятел, золотистая ржанка);
34 вида рыб.» (слайд 10)
работа с учебником

Вот мы познакомились с «Березинским биосферным заповедником». Дальше наш путь лежит в «Национальный парк Беловежская пуща».

- Что такое «национальный парк»? ответ на этот вопрос мы можем найти на страница 74 учебника.
Показ на карте место расположения национального парка Беловежская пуща (слайд 10).
Отправляемся в путь (демонстрация слайдов 12- 33)
Беловежская пуща – самый крупный первобытный лес, который сохранился на территории Европы. Он занимает площадь 163 505 гектаров и расположен в пределах Гродненской и Брестской областей. На территории Республики Польша пуща занимает около 10 000 гектаров.

Беловежская пуща - старейший заповедник в Европе. Он имеет очень древнюю историю. Как старый девственный лес, Пуща упоминается еще в Ипатьевской летописи 983 г. Как охраняемая природная территория, Беловежская пуща известна еще с конца 14 - начала 15 веков, когда князь Ягайло в 1409 году объявил ее запо­ведной, оставив право охоты за собой и своим братом Витовтом. Во времена Речи Посполитой и Российской империи на пущу смотрели как на богатую кладовую: туры, зубры, тарпаны, олени и другие животные беспо­щадно истреблялись. В 1627 году был убит последний тур.

В 1811-12 г. на территории Беловежской пущи произошел самый круп­ный за ее историю пожар, вызванный очень сильной и продолжительной засу­хой. Во время пожара погибло много диких животных.

Во время Первой мировой войны с1915 по 1918 гг. в пуще было выруб­лено до 20% леса.

В 1919 году был убит последний зубр, истреблены лани, резко сократи­лась численность оленей и кабанов.

В 1923 г. на Международном съезде охраны природы в г. Париже ученые решили выяснить остались ли в зоопарках Европы беловежские зубры. Оказа­лось, что на земном шаре их всего 52.

После этого в Беловеже создается зубропитомник, куда из зоопарков заво­зят 6 зубров и начинаются работы по восстановлению их численности (к началу Второй мировой войны удалось довести их численность до 19 особей). В 1939 г. Беловежская пуща вошла в состав БССР и на ее территории был ор­ганизован Белорусский государственный заповедник.

  После Великой Отечественной войны в 1945 году пуща была разделена на 2 части между Республиками Польша и Беларусь. В 1946 году польские ученые передали в нашу часть заповедника 5 зубров и снова пуща ожила. К 1953 г. количество зубров в питомнике достигло 19 и они были выпущены на волю. Сейчас численность этих животных на территории заповедника до 315 особей.


В 1992 году решением Юнеско Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включен в Список Всемирного наследия человечества. В 1993 году ему присвоен статус биосферного заповедника, а в 1997 году он награждён дипломом Совета Европы.

Летят столетия - пуща по-прежнему радует нас шумом вековых дубрав. Этот первобытный лес постоянно привлекает к себе внимание ученых своей уникальной природой. Беловежская пуща является своеобразной лабораторией для изучения растительного и животного мира. Сюда приезжают ученые из других стран. Особое внимание пущанские ученые уделяют изучению и сохранению леса и его обитателей.

Беловежская пуща – это еще и важнейший объект туризма. Ежегодно тысячи людей являются желанными гостями национального парка. В 2003 году в Беловежской пуще построено поместье белорусского Деда Мороза. Поместье работает круглый год, и уже десятки тысяч людей смогли встретиться в нем со сказочными героями, полюбоваться прекрасными строениями и скульптурами. Пуща является национальным парком, лицом нашей республики, ее визитной карточкой, гордостью и любовью белорусского народа. Её посещение стало доброй традицией для жителей Беларуси.
Список растений растущих в пуще около 900 видов, (64% растущих на территории республики).

Средний возраст лесов Беловежской пущи составляет более 100 лет, отдельные участки леса имеют возраст 250—350 лет. В пуще зарегистрировано более тысячи деревьев-великанов (Царь-дуб 800 лет и другие 400—600 летние дубы, 250—350 летние ясени и сосны, 200—250 летние ели). Беловежская пуща по числу видов растений и животных не имеет себе равных в Европе.


Животный мир пущи - насчитывает более 10 тыс. видов (млекопитающих, птиц, насекомых, земноводных). Хозяином пущи является - зубр. Здесь же обитают и многие другие животные – бобр, выдра, волк, лисица, рысь, куница лесная, дикий кабан, олень благородный, косуля, лось.
В Беловежской пуще – живут:

- 59 видов млекопитающих (зубр, лось, благородный олень, бобр, волк, лиса, рысь …)

- 227 видов птиц (40 из них занесены в Красную книгу) орлан белохвост, змееяд, черный аист, журавль серый, подорлик малый, филин, неясыть бородатая, сыч воробьиный, дятел белоспинный, дятел трехпалый, сизоворонка, камышёвка вертлявая и многие другие.

- 24 вида рыб (щука, плотва, линь, ерш, окунь).

- 8500 видов насекомых.
Физминутка.

Работа с учебником.

Есть у нас в Беларуси ещё один национальный парк «Припятский» (показ на карте). О нём мы узнаем из учебника страница 77.


6. Рефлексия.

Составление «фишбоуна».


Вот и закончилось наше путешествие. Давайте подведем итоги нашего исследования и ответим на поставленные вопросы:

  1. Что такое заповедники?

  2. Причина их возникновения?


территория на которой

природа сохраняется

в естественном виде

уничтожение растительности



сохранить растительность



истребление животных


сохранить редкие виды животных

осушение болот


охрана и изучение природы

загрязнение природы


сохранение красоты природы

Пожары




сохранение природных сообществ


Береги природу!

Не загрязняй!

Не рви цветы!


Не разоряй гнезда!

Не разоряй муравейники!

Не убивай животных!



Посмотрите наша таблица очень похожа на золотую рыбку. Поэтому наше желание сохранить Природу обязательно исполниться, нужно только чуть-чуть помочь рыбке и соблюдать перечисленные правила.

А сейчас я прочитаю Вам стихотворение, которое как нельзя лучше подходит к теме нашего урока. (слайд 34)


Пора бы человеку понять,

Богатства у Природы отнимая,

Что Землю нужно тоже охранять!

Она, как Мы, такая же – живая!


7. Домашнее задание. (страницы 73-77)