Урок по истокам и истории «Земля Новгородская». 6 класс Цель : пополнить знания учащихся об истории нашей Родины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме : «Земля отцов моя земля!» Учитель начальных классов... 1 47.31kb.
Урок по истории Древнего мира 6 класс: Тема урока: Путешествие по... 1 64.5kb.
Формирование эрудированного, компетентного специалиста знающего историю... 1 58.49kb.
Урок внеклассного чтения в 5 классе «Недаром помнит вся Россия» 1 87.49kb.
Литературно-историческая композиция «Пусть грянет Русь военною грозой... 1 62.97kb.
Внеклассное мероприятие по истории России «Пётр Великий» Цели: Обобщение... 1 77.72kb.
«Мне посчастливилось родиться на Белгородчине» 1 95.26kb.
Урок кубановедени я «Нет в мире краше Родины нашей» 1 76.09kb.
Урок по природоведению 5 класс «Рождение Земли» 1 89.88kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 88.49kb.
24 ноября – День памяти жертв голодомора и политических репрессий 1 120.64kb.
Хозяйственная деятельность 5 1 286.62kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок по истокам и истории «Земля Новгородская». 6 класс Цель : пополнить знания учащихся - страница №1/1

Интегрированный урок по истокам и истории «Земля Новгородская». 6 класс

Цель :

пополнить знания учащихся об истории нашей Родины,

расширить представление учащихся о Новгородской Земле, ее общественно-политическом устройстве, ее культурно-религиозном и историко-архитектурном комплексе, об общих чертах с землей Московской, Вологодско-Белозерского края и Поморья и особенностях Земли Новгородской ,

дать характеристику образов вечевого колокола. Святой Софии и былинного гостя Садко,

подвести учащихся к осмыслению национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей.

Задачи:

Образовательные:

-знакомство с образами Новгородской Земли

- закрепление знаний о политическом устройстве Новгородской республики;

- усвоение новых знаний о памятнике “Тысячелетие России” в Новгороде.



Развивающие:

- расширение представлений об истории нашей страны;



Воспитывающие:

- воспитание чувства патриотизма,

- познакомить с информацией о судьбе памятника “Тысячелетие России ”в годы Великой Отечественной Войны и подвиге реставраторов;

- познакомить с текстом “Слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла у памятника “Тысячелетие России”.



Средства реализации урока: cлайды для презентации.

Раздаточный материал: карточки заданий для работы в парах “должностные лица Новгородской республики и их обязанности”; задания игры “Ты - Александр Невский”;текст “Слово Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла у памятника “Тысячелетие России” в 2009 году; набор открыток “Софийский Собор Великого Новгорода”; стенд с фотоматериалами “Памятник “Тысячелетие России”;

Учитель: История Новгорода – это история одного из крупнейших городов Средневековой Европы, стоящего у истоков возникновения Русского государства.

Великий Новгород в 2009 году официально отметил 1150-летие.

В Средние века - это центр Новгородской земли. А период политической истории Новгородской земли с 1136 года и ограничения роли князя до победы московского князя Ивана Ш над новгородцами в 1478 году принято называть “Новгородская феодальная республика”. Сами новгородцы использовали обозначение Господин Великий Новгород.

Самостоятельная работа с текстом учебника (местоположение Новгородской земли стр.33)



Учитель: Покажем на карте, где расположен Великий Новгород (работа с картой).

Ученик: Господин Великий Новгород – древний русский город, расположенный неподалеку от озера Ильмень. Его территория простиралась от Балтии до предгорий Урала, от верховий Волги до Северного Ледовитого океана.

Учитель: Средневековый город сложился на месте более ранних поселений у истоков Волхова из Ильменя, где стоянки и поселения прослеживаются со времен неолита (4-3 тыс.л. до н.э.).



Вопрос: какая дата считается официальной датой возникновения Новгорода?

Ответ: Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 год. В Никоновской летописи под годом 6357 (859) содержится запись о смерти новгородского старейшины Гостомысла, и академик Тихомиров М.Н. счел это упоминание признанием даты возникновения города.

Учитель: Новгород являлся одним из центров государственности на Руси.

Вспомним материал уроков по истории.



Вопросы: Что такое - государство? Какие признаки государства вы знаете?

Ответы: Государство - политическая организация общества, необходимая для его управления.

Учитель: Признаки государства:

  • единая территория,

  • суверенитет (верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях);

  • аппарат управления, т.е. особая группа людей, которые фактически осуществляют власть в стране, армия, суды;

  • налоги,

  • законы.

Вопрос: Кто был родоначальником княжеской династии в Новгороде? (Рюрик)

Вопрос: Откуда мы это узнали?

Ученик: Из “Повести временных лет”, время написания  - 1111–1113 гг.

Вопрос: Кто составил эту летопись?

Ученик: Ученый монах Киево-Печерского монастыря Нестор, основываясь на различных рукописных источниках, создает “Повесть временных лет”.

По словам академика Д.С Лихачева, “Повесть временных лет” - “цельная, литературно изложенная история России. Никогда.... вплоть до ХVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения”.

Нестора называют отцом русской истории, так же как в Греции - Геродота.

Вопрос: А кто такой был Рюрик - основатель княжеской династии?

(Заслушивается сообщение ученика “Рюрик”, предварительно подготовленное).



Вопрос: Какого происхождения был Рюрик - славянского или норманнского?

Кто такие “варяги”? (Заслушиваются ответы учеников)



Учитель: Эти вопросы до сих пор вызывает ожесточенные, с участием сотен ученых споры. Профессор Санкт-Петербургской академии наук немец Т.З. Байер, не знавший русского языка, а тем более древнерусского, после изучения Лаврентьевской летописи, составленной монахом Нестором, в трактате на латинском языке высказал мнение, что древнерусское слово из летописей - “варяги” - это название скандинавов, и предложил “норманнскую” теорию происхождения государственности на Руси. Она поддерживалась видными историками ХУШ века Карамзиным Е.М., Ключевским В.О. и доминировала в исторической науке вплоть до 2000 года, несмотря на активную позицию “антинорманистов”, к которым, кстати, принадлежали Ломоносов М.В. и Крашенинников С.П.

Профессор полагал, что слово “варяг” взято из древнесеверных источников, где термином “верингьяр” именовались “наемные телохранители византийских императоров”. Основу теории Байера составляло предположение о том, что славянские и финно-угорские племена, обитавшие на побережье озера Ильмень, не сумев добиться порядка в своих владениях, призвали для этой цели из-за Балтийского моря наемного скандинавского князя Рюрика с братьями Синеусом и Трувором, которые стали править в Новгороде, Белоозере и Изборске. От них, по утверждению Байера, и пошла “Русская земля”. Эта версия изложена и в учебнике Пчелова Е.В., по которому мы изучаем историю России. Но претендент для наведения порядка и твердого управления не мог быть безродным, однако оказалось, что самым знатным среди скандинавских Рюриков был мелкий удельный князь Рюрик Даггсон, ослепленный своим братом и живший почти на два века позже, чем “призвание варягов”. Да и сами варяги в летописи называли себя “русами”, а не “норманнами” или “свеями”.

В 1997 году историк Анохин Г.И., член Русского географического Общества, выступил с докладом “Рюрик – солевар из Русы”. Доклад, ошеломивший слушателей, пролежав в “столе 2 авторитетных историков его времени” четверть века, позднее был, наконец был признан современными учеными и опубликован в 2000 году в журналах “Известия Академии наук” и “Вопросы истории”, 2000, №3, с. 51-61.

Анохин в своем докладе приводит ряд убедительных доказательств того, что первыми “варягами “на Руси были не скандинавы, а “русы” - южноильменские словене.

С начала IХ века в составе населения Южного Приильменья выделилась социально- экономическая группа “Русь” - верхушка общества. Жители Приильменья стали состоятельными гражданами, овладев искусством солеварения. У слияния рек Полисть и Порусья вырос город солеваров Руса. Этот промысел продолжался не менее 1000 лет. Последний солеваренный завод в Старой Руссе (так стала называться Руса с 17 века) просуществовал до 1871 года. Соседи южноильменских славян называли их “варягами” от глагола “варити” - выпаривать соль. Слово “варяг”- не скандинавское, а славянское. В древнем языке славян, в отличие от скандинавского, суффиксы “яг” или “яга” были вполне закономерны: бродить - бродяга, милый - миляга, работать - работяга и т.п. Кроме того, Варяжким морем новгородцы, соплеменники варягов, жившие на другой стороне Мойского, или Русского моря, называли не Балтийское море, а озеро Ильмень.

В Лаврентьевской летописи после такого исследования все становится на свои места. Новгородцы просили навести порядок в своих землях не безродных скандинавов, а верхушку соседей варягов - руссов, живущих за Варяжским морем. И выбор пал на их предводителя Рюрика с братьями. Имя Рюрик – славянское и означает “сокол”. Его символ присутствует в родовом знаке Рюриковичей. Рюрик привел с собой в Новгород дружину солеваров – руссов, то есть варягов, пополняя ее в дальнейшем уже не только уроженцами Русы, но и “бродягами”- эмигрантами финно - уграми и скандинавами. Этот факт запомнился славянам, и впоследствии термин “варяг” стали отождествлять

с понятием “наемник, наемный дружинник”. Интересно, что уже с Х века в составе охраны посольств Киевской Руси стали преобладать не варяги – русы, а вытеснившие их скандинавы. Отсюда и произошла историческая путаница при оценке роли славян и викингов в судьбе византийского государства.

Учитель: Ребята. Вы сейчас познакомились с материалами доклада историка Анохина. Я разделяю эту точку зрения. Надеюсь, что и вы тоже. Разделяете?

На Западе постоянно появляются псевдоисторические, политически спекулятивные публикации норманистов. Западно-германский журнал Штерн в 1980 году поместил сочинения некоего Лео Сиверса “Немцы и русские”: “Варяги, приплывавшие из Швеции, ...объединяли разобщенно жившие славянские племена, придавая им строгую организацию”. В своем романе-эссе “Память” патриот, пытливый исследователь различных рукописей и документов Владимир Чивилихин пишет: “Не было в мировой исторической науке более вредного и спекулятивного, чем норманизм - своего рода наукообразного террора, унижавшего русский народ, искажавшего его историю”.

Итак, Рюрик - славянин начинает княжить в Новгороде.

Вопрос: Назовите дату начала княжения Рюрика.

Ответ: 862 год. Эта дата является точкой отсчета создания Древнерусского государства.

Вопрос: назовите признаки государства при княжении Рюрика.

Ответ: выделение родовой знати; власть, передаваемая по наследству (княжеская династия); дружина; сбор дани; территория.

Вопросы: Кто княжит после кончины Рюрика?

Какие важные для становления государства события происходят во время его правления?



Ответ: Князь Олег (879-912 гг);

882 г. - объединение под своей властью Новгорода и Киева, а также славянских земель, которые лежали между этими городами (создание Киевской Руси со столицей в Киеве); заключение мирных договоров с Византией.



Вопрос: В каком году происходит Крещение Руси?

Какова роль принятия христианства для Руси?



Ответ: Дата Крещение Руси – 988 г. Русь стала христианским государством, повысился ее международный авторитет. Духовное и культурное влияние Византии способствовало развитию самобытной русской культуры, в том числе: письменности, каменного зодчества, иконописи. Формировались новое мировоззрение и жизненный уклад народа, были отменены языческие обряды, жертвоприношения и многоженство; вера объединяла людей.

Учитель: Новгородские земли вошли в состав Древнерусского государства.

Вопрос: Как управлялось русское государство?

Ученик: (работа с таблицей “Схема управления Древнерусским государством”).

Вопрос: Какие события, изменившие систему управления в Новгороде, произошли в 1136 году?

Ответ: Со времен Ярослава Мудрого в Новгороде правили сыновья Киевского князя. Но с конца 11 века новгородцы сами избирали себе князей, а в случае недовольства изгоняли из города. Ярким примером самостоятельности города стало изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславича в 1136 году. Во время битвы новгородцев с суздальцами князь Всеволод первым бежал с поля боя. Вече, обвинив князя в трусости, низложило его и избрало себе другого князя.

Учитель: С 1136 года принято вести отсчет существования самостоятельной Новгородской республики.

Вопрос: Что означает слово “республика”?

Ответ: Республика - государство с выборной властью.

Вопрос: Каким было управление Новгородской республики?

Ответы (работа со схемой): (ученики называют обязанности властей)

(Показ слайда со схемой управления Новгородской республикой)



Учитель: Как и во всех остальных русских землях, главой Новгородского государства был князь. Однако его власть не была наследственной. Князей приглашало вече – главный орган государственной власти Новгорода. В состав веча входило 400-500 человек из богатого и знатного боярства. По старому обычаю много веков оно собиралось на одной из новгородских площадей. Собиралось оно по звону вечевого колокола. Звук этого колокола новгородцы хорошо отличали от звона церковных колоколов.

Вечевой колокол – образ Новгородской Земли.

Работа в парах: на каждом столе по 2 задания - соотнести термин и обязанности должностных лиц. Оба ученика обсуждают правильность ответа.

Князь: права князя были ограничены. Новгородцы заключали договор с князем. В договоре оговаривались условия княжения:

Князь защищал город от внешней опасности и командовал войском (дружиной и ополчением); на его имя поступала дань; являлся арбитром в судебных делах, но наказывать граждан по своему усмотрению ему запрещалось. Ему не подчинялись должностные лица города. Князь не имел права на земельные владения в Новгороде, даже проживать он должен был со своей дружиной за пределами города.



Церковная власть пользовалась в Великом Новгороде авторитетом и значительной степенью самостоятельности.

Епископ - избирался на вече, как правило, пожизненно, а потом утверждался Киевским митрополитом.

Епископ:- управлял церковной вотчиной; являлся хранителем Новгородской казны, эталонов мер и весов; своей печатью утверждал международные договоры; устранял разногласия вече и князя, князя и посадника.

Учитель: Вспомним материал истории и обществознания. Какие признаки государства вы находите в Новгородской республике?

Ответ: Тип государства - республика; территория; аппарат выборной власти; войско; законы; сбор налогов (дани); единый язык; единая вера.

Учитель: Каким было административное деление города? (Работа с планом города).

Ответ: Рекой Волхов Новгород делился на 2 части: правый берег - Торговая часть. Левый берег - Софийская, так как здесь находился Софийский собор.

Каждая часть делилась на районы - концы, или пятины: Софийская сторона: Неревский. Загородский и Люденский концы.



Торговая часть: Плотницкий, Славенский концы. Каждый район выбирал на кончанском вече кончанского старосту. Концы состояли из улиц; на уличанском вече выбирался уличанский староста.

Учитель: Сейчас постарайтесь раскрыть смысл выражения “Господин Великий Новгород”

- Ответ: Новгород был “господином”, то есть сам решал свои дела, в отличие от прежнего периода, когда “господином” был великий князь Киевский.



Учитель: Какой из Новгородских князей вам известен? Чем он прославился?

(Ответы учеников)



Учитель: Святой благоверный князь Александр Невский за свою мудрую и дальновидную политику причислен к лику святых, а год назад при Всероссийском голосовании по определению человека - символа России был назван первым. Его кандидатура была предложена Его Святейшеством Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Вопрос: А что такое – политика?

Ответ: Область деятельности, связанная с управлением.

Учитель: А как вы считаете - легко ли быть князем? Давайте сыграем с вами в игру “ты - Александр Невский”.

Учитель дает несколько заданий по рядам.



1 ряд: Задание 1. В 1240 году ты все еще новгородский князь. Тебе доложили, что на берегу Невы высадилось шведское войско. Шведский командующий шлет самоуверенное послание: “Уже я здесь, хочу пленить землю твою. Если можешь - обороняйся”. Твое решение?

1) Начать мирные переговоры;

2) послать к отцу гонцов с просьбой о помощи и готовиться к обороне;

3) спешно выступить навстречу шведам с наличными небольшими силами, уповая на неожиданность нападения.



2 ряд: Задание 2. В 1240 году на Новгород обрушилась новая беда: в его владения вторглись немецкие рыцари. Тебя в это время не было, ты поссорился с новгородцами и уехал к отцу. Но когда они попросили о помощи, ты немедленно вернулся и выступил навстречу немцам и их союзникам - племени Чудь. Битва с рыцарями произошла на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Ты знаешь, что немцы всегда наступают клином, чтобы пробить центр противника и разделить на две половины. Твое войско состоит из тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Как ты их расставишь?

1) Легковооруженных воинов в тыл и резерв, а то рыцари их легко порубят;

2) легковооруженных воинов вперед, тяжеловооруженных на фланги. Уничтожив легкую пехоту, рыцари окажутся в окружении твоих сильнейших полков;

3) вперемежку, чтобы тяжеловооруженные воины могли защищать легковооруженных.



3 ряд: Задание 3. Ты приехал к татарскому хану, и тебе удалось убедить его не устраивать на Русь карательный набег. Тебя пригласили на пир. Хан, в знак особого уважения, прислал от себя чашу с кумысом, но ты имеешь веские основания полагать, что он отравлен, ведь точно так же некогда в Орде был убит князь Ярослав, отец Александра Невского. Что ты сделаешь?

1) Выплеснешь чашу в лицо хану;

2) выпьешь ее, чтобы гнев хана не коснулся Руси;

3) примешь ее, но притворишься, что случайно разлил.



Учитель: Молодцы. Из вас в будущем могут получиться замечательные политики.

Учитель: Князю Александру Невскому часто приходилось делать выбор. В ханской ставке, куда он приехал после смерти отца, ему предлагалось поклониться идолам и пройти через огонь. Князь отказался со словами: “Не подобает мне, христианину, кланятися твари, кроме Бога”. За такой отказ был зверски замучен князь Черниговский Михаил. (Слайд). Князя хан помиловал - быть может, за его храбрость, быть может, под влиянием его внешнего облика и внутренней силы: “Рукописное сказание” повествует, что, отпуская от себя св. Александра, он сказал: “Истину мне сказасте, яко несть подобна сему князя”.

Учитель: В тяжелые для России времена, когда Русь подверглась нападению татаро-монголов, Рим мечтал видеть Русь окатоличенной: Иннокентий IV в 1264 году отправил два посольства: в Галич и Новгород, пытаясь доказать преимущества католичества. Вместе с митрополитом Кириллом, духовенством и боярами св. князь Александр составили пространный ответ, суть которого была: сего учения не принимаем”.

Это был исторический выбор Новгорода и Руси.



Учитель: Когда новгородцы шли в бой, они давали клятву “Умереть за вольность и Святую Софию”. Постарайтесь раскрыть смысл этого выражения.

Ответ: они готовы были умереть за вечевой строй и символ Новгорода – Софийский собор.

Ученик (заранее получил задание): Софийский собор. (Показ слайдов, иллюстраций).

Высота храма - 38 м, он в полтора раза выше Киевского Софийского собора.

Его венчают 5 глав. В центре златоверхой главы на кресте сидит голубка - “охранитель города”. По древней легенде, “как слетит голубь с креста, тут и Новгороду конец”. Появление фигурки голубя на кресте относят ко временам Ивана Грозного, когда тот, заподозрив заговор среди новгородцев, учинил кровавую расправу над жителями города. Паривший над новгородской землей голубь, увидев зверства опричников, спустился на крест Софийского собора и застыл там навеки. С тех пор новгородцы связывали его присутствие с божественным покровительством древнему городу.

Учитель: В годы Великой Отечественной войны, во время одного из авианалетов, крест с голубем был сбит и завис на металлических тросах.

В городе во время оккупации находился инженерный корпус испанской “Голубой” дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев крест был вывезен в Испанию. В 2002 году стало известно, что Софийский крест находится в испанском музее Военно-инженерной академии Испании. В результате переговоров испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.



Главная ценность Софии - ее древние иконостасы. В местном ряду - Образ Софии - Премудрости Божией.

Ученик: Еще одна легенда 1108 года: при росписи сводов в зените главы был изображен Христос Вседержитель с благословляющей десницей. Наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата. И велел переписать Образ. Так повторялось несколько раз, до того времени, когда раздался глас: “Писари, о писари, не пишите Меня с благословляющей рукой, а пишите с рукою сжатою, потому что в этой руке держу Я Великий Новгород. А когда эта рука Моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание”. В храме находится еще одна чудотворная икона “Знамение”, которая помогла жителям Новгорода отразить нападение суздальцев.

Итак, Софийский Собор – один из древнейших храмов на Руси. К миру горнему звал образ Софии. Новгородцы любили свой Собор и доверяли предвечному Божественному разуму. «где Святая София, там и Новгород», -говорили они.

В торговой части находилась просторная площадь с церквами и торговыми рядами: Ярославово дворище.

Знамением мира дольнего, земного, стал третий образ- богатого гостя(купца) Садко. В нем соединились отличительные черты новгородского купечества.



Садко и на честных пирах пирует. И в Новгороде торгует, и тридцать кораблей снаряжает за море, и золотой казной похваляется, и с царем морским, что живет на дне Ильмень –озера, договаривается. Все может Садко, но одного не может – скупить все товары, что навезены в Новгород. «не выкупить товара со всего бела света -говорит он,- выкуплю товары московские- подоспевают товары заморские. Не я,видно, богат – побогаче меня Господин Великий Новгород

Итак, три ярких образа дала Руси эта земля – образы вечевого колокола, святой Софии и былинного гостя Садко.

Ученик: Новгородская республика просуществовала до 1478 года, когда Великий князь Московский Иван Ш присоединил Великий Новгород к московскому княжеству. Вечевой колокол был снят и вывезен в Москву. Но людская память не хотела с этим смириться, и появилась еще одна легенда, будто при перевозе вечевой колокол упал и раскололся на множество колокольчиков, издающих малиновый звон. В конной упряжи их должно быть обязательно несколько.

Учитель: в 1862 году Российское государство отмечало 1000-летний юбилей.

Был объявлен конкурс на проект народного памятника в честь этого события.

В конкурсе проектов победил Михаил Осипович Микешин.

Ученик: Сообщение на тему “Памятник “Тысячелетие России”,показ слайдов и стенда с фотоматериалами.

Ученик: Художнику исполнилось 24 года, и по образованию он не был скульптором. С 19 лет он был вхож в царский дом, учил рисовать юных княжон. Микешину помогло то, что он не был профессионалом, воспитанным в классической традиции, В поисках образа, который бы передавал главную мысль памятника, Микешин подумал о колоколе. Вот та идея, которая объединила весь замысел!

Благовестный колокол, который возвестит миру о русской старине, о великих людях России и их славных подвигах (слайды).

Создавали памятник в мастерской архитектора Тона.

Памятник выполнен на з уровнях. Верхняя часть - в виде шара – державы, символ власти. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов. На верхнем уровне - ангел с крестом в руке (олицетворение Православной Церкви) и коленопреклоненная женщина (олицетворение России).



Средняя часть памятника - 17 фигур, символизирующих различные периоды русской истории: Князь Рюрик - 862 год; Крещение Руси - 988 год; Куликовская битва - 1380 год; Иван Ш - создание самодержавного государства – 1491 год; начало княжения династии Романовых - 1682 год; 1721 г. - создание Петром I империи.

Третья - нижняя часть – фриз, изображает исторических деятелей, послуживших на благо Отечества, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Фриз делится на 4 раздела: “Прсветители”, “Государственные люди”, “Военные люди и герои”, “Писатели и художники”.

При создании памятника была воплощена Национальная идея Государства Российского: Православие, Самодержавие, Народ. Впервые эта идея была сформулирована Графом Сергеем Уваровым. Эта идея была выкристаллизована в ходе тысячелетней истории России и представляет собой основы и залог ее существования.



Вопрос: Как вы думаете, какое значения имеют для нас, ныне живущих людей, мысли, надежды, чаяния, поступки людей, которые жили раньше, их цели и вера? (Ответы).

Учитель: Вы знаете, ребята, что в этом году наша страна отмечает 67-летие Великой Победы. Назовите орден в честь одного из великих князей Новгорода.

Ученик: В 1943 году в Советской Армии был учрежден Орден Александра Невского среди наград офицерам за руководство успешной операцией, в результате которой враг потерпел большой урон. Первым его получил командир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан за отражение атаки фашистского полка, поддержанной танками.

Учитель: Какой же была судьба Великого Новгорода во время Великой Отечественной войны?

Ученик: Во время оккупации Новгорода в 1941–1944 годах из 2532 домов было разрушено 2508. Город лежал в руинах. Содаты 221 стрелковой дивизии, освобождавшие город, больше всего дивились тому, что они увидели в кремле. В центре его торчал наполовину демонтированный памятник. Верхняя часть шара была снесена, словно напоминала о наполовину захваченной врагом России, а вокруг, точно воины, павшие на поле боя, валялись полузасыпанные снегом статуи: Дмитрий Донской грозил поднятым мечом, Святой Владимир осенял крестом, царь Михаил Романов возносил молитву, Петр 1 грозно смотрел в низкое небо. Это было настолько страшно, что даже навидавшимся всего фронтовикам стало не по себе. Оставить в таком виде памятник значило оставлять поруганной Россию. Восстанавливали памятник 8 рабочих во главе с Новгородским реставратором Чернышовым еще в военное время.

Заново монумент открыли 2 ноября 1944 года. В 2008 году Новгороду было присвоено звание “Город воинской славы”.



Учитель: В 2009 году в Великом Новгороде отмечалась дата 1150-летия самого Новгорода. На торжествах присутствовал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл Каждый из вас получил раздаточный материал о его выступлении возле монумента “Тысячелетие России”.

Прочитайте текст и составьте свое мнение о том, какой должна быть идея, объединяющая Россию и о роли Православия для государственности на Руси

(Ответы).

А сейчас послушайте запись церковных колокольных звонов. Колокольные звоны - это глас Православной Церкви, глас Родины, глас наших предков, объединяющий поколения, зовущий к единению.



Домашнее задание: написать эссе: «Три ярких образа Новгородской Земли».