Урок по химии в 9 классе по теме - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки»... 1 74.94kb.
Урок химии в 7 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро». 1 86.97kb.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе. 1 88.73kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода» 1 19.47kb.
Урок в 10 классе по теме «Вычисление производных» 1 190.54kb.
Урок алгебры в 8 классе по теме: "Преобразование квадратных корней" 1 65.24kb.
Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа... 1 118.07kb.
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические... 1 48.74kb.
Урок физики в 9 классе по теме 1 99.33kb.
Конспект открытого урока по химии в 9 классе Тема: «Обобщение и систематизация... 1 131.54kb.
Урок английского языка в 7 классе по теме «Sights of London» 1 35.72kb.
Благодатная симфония страды 1 42.4kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок по химии в 9 классе по теме - страница №1/1



МОУ «Сиверская гимназия»




Урок по химии в 9 классе по теме «Металлы»
Автор Потехина Г.В.

Сиверский

2007 г.


Цели:


  • Повторить, обобщить и углубить представления учащихся о взаимосвязи состава, строения, свойств и практического применения металлов и их соединений.

  • Сформировать целостное представление о науке и искусстве как о способах отражения окружающего мира, о химической науке как о составной части современной мировой культуры.

  • Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, их интеллектуальному развитию.

  • Развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности, умения работать с научной литературой.


Оборудование:

  • Коллекция «Металлы и сплавы»

  • Выставка репродукций картин, фотографий, книг

  • Портреты художников, музыкантов

  • Кассета с музыкальными записями.


Основное содержание урока:

  • Золото в развитии мировой цивилизации.

  • Музыкальные способности бронзы.

  • Олово и органная музыка.

  • Из истории звукозаписи.

  • Металлы в поэзии С.А.Есенина.

  • «Болеро» М.Равеля – гимн металлам.

  • Металлы в современной музыке.

  • "Металлическая» викторина.


Ход урока
Вступление

Сегодня на уроке мы завершаем изучение темы «Металлы». Как всегда, изучив строение и свойства веществ – фундамент химии – мы переходим к постройке основного здания – значению и практическому применению металлов и их соединений. Но химия – это предмет, который неразрывно связан со всеми проявлениями не только материальной, но и духовной жизни человека.

Познавая окружающий мир, человек отражает его, создавая мир прекрасного. Понять и почувствовать всю красоту человеческой души нам и помогают простые и невзрачные на вид металлы.

Можно много говорить о значении металлов в искусстве, но «невозможно объять необъятное», поэтому сегодняшний урок мы посвящаем роли металлов в мире музыки. «Музыка начинается там, где заканчиваются слова…(Л.Н.Толстой)


Звучит музыкальный фрагмент из оперы Гуно «Фауст» в исполнении Ф.И. Шаляпина:
« В угожденье богу злата

Край на край встает войной,

И людская кровь рекой

По клинку течет булата.

Люди гибнут за металл!»


1. Золото…

Ни один другой металл не играл столь зловещей роли в многовековой истории человечества. За право владеть им велись кровопролитные войны, уничтожались целые государства и народы, совершались тяжкие преступления. Сколько горя, страданий и мук принес людям этот красивый желтый металл. Но вместе с тем с давних пор золото служило не только мерилом богатства и знатности, но и символом красоты, доблести и мужества.




Необычайное постоянство внешнего вида – золото не окисляется на воздухе даже в расплавленном состоянии при температуре 1064 ºС и не растворяется в большинстве кислот – привело ученых древности к убеждению, что золото есть совершеннейший металл – «царь металлов».Золото так восхищало алхимиков, что центральной задачей своей науки они считали создание метода превращения ( «трансмутации») всех «менее благородных» металлов в золото. Задача (по тем временам абсолютно невыполнимая) отняла у нескольких поколений алхимиков массу времени и сил.

Кубическая гранецентрированная решетка золота обуславливает его исключительную тягучесть и пластичность: из этого металла можно изготовить проволоку в 1000 раз более тонкую, чем человеческий волос. 2 км такой проволоки весят всего 1 г. Удобство обработки – золото прекрасно вытягивается, его можно ковать и расплющивать в листочки столь тонкие, что они просвечивают, сделало золото важнейшим материалом для ювелиров и золотобойных дел мастеров. Золотобойное искусство очень древнее, еще 5000 лет назад мастера умели изготавливать из драгоценного металла тончайшие пластинки. В Киевской Руси 9-10 веков для позолоты куполов и шпилей пользовались фольгой, толщина которой составляла 0,1 мкм. Золото широко применялось в русской иконописи, где оно являлось символом Божественного света, Божественной энергии. А сияющие золотые купола православных церквей символизируют пламя свечи – знак обращения души верующего к Богу…

Православные церкви мы не сможем представить без золотых куполов и колокольного звона, а отливали колокола на Руси лучшие литейщики – мастера «золотые руки».






Звучит музыкальный фрагмент « Из истории колокольного звона в России».

2. Музыкальные способности бронзы.

Были известны еще в древности. Из каких только металлов и сплавов не пробовали отливать колокола – из стали, чугуна, латуни, алюминия, даже из золота и серебра, - но ни один из них не мог конкурировать с бронзовым колоколом по силе и продолжительности звучания. До наших дней дошло множество старинных бронзовых колоколов – от маленьких бубенчиков до набатных исполинов. Колокольным звоном – тревожным и радостным, праздничным и печальным – на протяжении столетий возвещали о важнейших событиях нашей истории. У некоторых народов о колоколах сложены волнующие легенды. Так, в Корее сохранился отлитый еще в 18 веке огромный 48 – тонный колокол, звук которого необычайно красив. По преданию, дочь мастера, чтобы избавить отца от неудач, бросилась в расплавленный металл, и в нем застыл ее предсмертный крик.

Меняя состав бронзы и размеры отливок, мастера – литейщики создавали удивительные стозвонные колокола, звучавшие « во дни торжеств и бед народных».
О секретах состава бронз, обеспечивающих «малиновый звон», известно немало. Так, в лучших колокольных бронзах содержится 75 – 78% меди, 20 – 21% олова, 2 – 3% свинца. Иногда в расплав для звонкости добавляли серебро.

При плавлении кусков бронзы происходит окисление олова до оловянной кислоты за счет кислорода воздуха:

Sn + O2 +H2O = H2 SnO3

H2SnO3 = SnO2 + H2O


Для восстановления олова добавляют фосфор:

5SnO2 + 4 P = 5 Sn + 2 P2O5

Содержание в сплаве до 2% фосфора повышает прочность без снижения пластичности и вязкости. Избыток фосфора делает бронзу хрупкой. Особые акустические свойства бронзы связывают с содержанием в ее структуре зерен твердого интерметаллида Cu31Sn8 . К числу вредных примесей относят Al, As, Mg, Bi, Zn, Fe , S.

В России бронзовое литье достигло весьма высокого уровня развития 16 веке. В 1586 г. русский литейщик А.Чохов отлил знаменитую «Царь – пушку», а в 17 веке наступил подлинный расцвет колокольного дела. В 1655 г. пушечным и колокольным мастером А. Григорьевым был отлит Большой Успенский колокол – «редкость превосходящая силы человеческие». К русским мастерам обращались и иностранные заказчики: колокол Вестминстерского аббатства в Лондоне был изготовлен в России.


Звучит музыкальный фрагмент «Вечерний звон».
Если на Руси «во дни торжеств и бед народных» раздавался колокольный звон, то в костелах звучит органная музыка.
Музыкальный фрагмент из органной музыки И.С. Баха

3. Олово – один из немногих металлов, используемых для изготовления органных трубок: считается, что олово придает звучанию органа силу и ясность. Оказалось, что чистое олово обладает интересным свойством: при изгибе слышен легкий треск, возникающий вследствие взаимного трения кристаллов металла друг о друга при их смещении и деформации. Это явление получило название « оловянного крика». Но оловянным криком не исчерпываются отношения олова со звуком. В 1877 г. американский изобретатель Т.Эдисон с помощью созданного им фонографа впервые записал на оловянной фольге, покрытой слоем воска, а затем воспроизвел слова популярной тогда песенки, вошедшей в историю звукозаписи: « У маленькой Мэри был маленький ягненок».

Благодаря изобретенному Эдисоном принципу звукозаписи, мы сегодня имеем возможность слушать прекрасные, переложенные на музыку, стихи великого русского поэта.


Звучит фрагмент «Отговорила роща золотая»…

4. С.А.Есенин не остался равнодушным к симфонии металлов.
Звучат отрывки из его стихотворений в исполнении учащихся.
…На бугре береза – свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи мое сердечко

Слушать песни гусляра.


…Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети,

Где –то мышь скребется в затворенной клети.


В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчетлив стук подкованных копыт,

Трава поблекшая в расстеленные полы

Сбирает медь с обветренных ракит…


…Сторона ль ты моя, сторона!

Дождевое осеннее олово.

В черной луже безгубый фонарь

Отражает продрогшую голову…


Но обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь.

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть…



5. Металлы в современной музыке.

Металлический рок или хард – рок, сегодня, пережив период истерической популярности, стал традиционным жанром со своими четкими канонами и во внешнем виде и в музыке. Нравится – смотри, слушай, нет, - не мешай патриотам «железа» беречь и поддерживать свою классику. Настоящую «тяжелую» музыку, конечно, слушать и воспринимать могут не все. Но она популярна среди молодежи и поэтому имеет право на существование. Тяжелый или металлический рок впитал в себя интернациональную культуру, поэтому «металлисты» многих стран легко находят общий язык. А в нашей стране всегда любили марши, вспомним хотя бы «Соловей, соловей, пташечка, канареечка жалобно поет!» Разве что скорости в течение веков растут, да ритмы нагнетаются.


Звучит музыкальный фрагмент.
6. Первым же в истории музыкантом – металлистом можно по праву назвать композитора, чье произведение вы сейчас услышите и, надеюсь, узнаете.
Под музыкальное сопровождение (отрывок из балета М. Равеля «Болеро») звучит рассказ ученика.
«Как все это музыкально…»

Во время путешествия на яхте по рекам Европы летом 1905 г. великий французский композитор М.Равель посетил крупный завод, расположенный на берегу Рейна. Увиденное там буквально потрясло композитора. В одном из своих писем он рассказывал: «То, что я видел вчера, врезалось мне в память и сохранится навсегда…Этот гигантский литейный завод, на котором круглые сутки работает 24000 чел…Как передать вам впечатление от этого царства металла, этих пылающих храмов огня, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас со всех сторон…Как все это музыкально! Непременно использую!»

Свой замысел композитор воплотил в жизнь лишь спустя четверть века. В 1928 г. он написал музыку для небольшого балета «Болеро», ставшего его самым значительным произведением. В музыке явственно слышатся индустриальные ритмы – более 4000 ударов барабана за 17 минут звучания. Поистине симфония металла!

1. До последнего времени всеми правами на колокольный звон владела бронза. Но недавно у нее появился конкурент – легкий серебристый металл. В Венгрии из этого металла созданы оригинальные музыкальные инструменты – колокола с продольными прорезями, издающие красивые мелодичные звуки. Что это за металл?

(Алюминий)
2. Что такое « певкая» медь?

(Бронза – сплав меди 75 – 78%, олова 20 – 21%, свинца 2 -3%. Иногда для звонкости в расплав добавляли серебро)


3. Как вы полагаете, какие процессы могли привести к разрушению одного из семи чудес света – Колосса Родосского, при создании которого отчеканенные бронзовые листы были укреплены на железном каркасе?

(Памятник находился на о. Родос в Средиземном море.Контакт железа и бронзы во влажном морском воздухе, богатом ионами солей, мог вызвать разрушение памятника.)


4. Фарфоровая посуда и статуэтки часто декорируются позолотой. Почему до сих пор продолжается столь расточительное использование драгоценного металла, когда известны соединения меди и других металлов, способные создать эффект позолоты?

(Соединения этих металлов при обжиге окисляются.)


5.Почему для украшения фарфора «серебром» применяют препараты, содержащие не серебро, а платину?

(Платина – инертный металл. Серебро в тонких декоративных пленках чернеет вследствие образования сульфида серебра.)


6. «Рим спасли гуси» - это известно всем. Какой металл, по версии ученых – токсикологов, считают одной из причин заката и гибели Римской империи?

(Свинец. Использование оправленной в свинец посуды и свинцовых косметических средств было причиной быстрого вымирания римской аристократии. Люди низших сословий меньше подвергались отравлению, но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», трубы которого были сделаны из свинца. Доля истины в рассуждениях ученых есть: останки древних римлян содержат значительные количества свинца.)


7. Почему Иван Грозный был «грозным»? Какой металл повинен в психическом расстройстве царя?

(И.Грозный страдал ревматизмом, для лечения которого в те времена использовались мази, содержащие соединения ртути. Пары ртути разрушают психику человека. Ртутная интоксикация обычно приводит к неоправданным вспышкам гнева. Симптомы ртутного отравления проявлялись и в других особенностях самодержца: галлюцинациях, мнительности и др. Исследования подтвердили это предположение: в костях И.Грозного обнаружилось повышенное содержание ртути.)
8. В 1910 г. экспедиция английского полярного исследователя Р.Скотта шла к Южному полюсу, оставляя на пути склады с горючим и другим снаряжением для обратной дороги. Но несмотря на это, все участники экспедиции на обратном пути погибли, так как горючее из канистр исчезло. Какой металл, по версии ученых, мог оказаться виновником гибели экспедиции?

(Олово, которым были запаяны банки с керосином, в лютые морозы превратилось в серый порошок, горючее вылилось, экспедиция осталась без топлива. При температуре ниже 13 изменяется кристаллическая решетка «белого олова», оно превращается в «серое» олово – порошок).


9. В 1943 г. известный датский физик Н.Бор был вынужден тайно покинуть оккупированный немцами Копенгаген. НО у него хранились две золотые Нобелевские медали, принадлежавшие немецким физикам – антифашистам Д.Франку и М. фон Лауэ. Н.Бор растворил медали и поставил ничем не примечательную склянку подальше на полку в лаборатории, где пылилось много таких же сосудов. Расчет оказался верным: пыльную бутылку с подозрительной жидкостью никто не тронул. Вернувшись после войны в Копенгаген, Бор нашел драгоценную бутыль. Химики, по его просьбе, выделили из раствора золото, и медали были изготовлены заново. Опишите химические процессы, о которых шла речь.
Au + HNO3 +3HCl = AuCl3 +NO + 2H2O

2AuCl3 + 3 SnCl2 = 2Au +3 SnCl4


10. В стихотворении В. Шефнера «Пустырь» есть такие строки:

…Коррозия – рыжая крыса,

Грызет металлический лом…

Что вам известно о химическом составе «рыжей крысы»? Всегда ли продукт коррозии имеет рыжий цвет? От чего это зависит?




Библиография
1. Венецкий С.И. В мире металлов.

М., Металлургия, 1988


2. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга для домашнего чтения

М., Химия, 1994


3. Савицкий Е.М., Клячко В.С. Металлы космической эры

М., Металлургия, 1978


4. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника.

М., МИРОС, 1994


5. Николаев А.Л. Первые в рядах элементов.

М., Просвещение, 1983


6. Есенин С.А. Собрание сочинений в 2 томах

М., Советская Россия, 1990