Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности" - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«глобальные проблемы современности» 1 181.16kb.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе. 1 88.73kb.
Урок по теме: «Христос и Его Крест» 1 163.43kb.
«Глобальные проблемы человечества» 1 142.59kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода» 1 19.47kb.
Урок в 10 классе по теме «Вычисление производных» 1 190.54kb.
Урок обществознания: «Право в жизни человека, общества, государства. 1 90.25kb.
Урок алгебры в 8 классе по теме: "Преобразование квадратных корней" 1 65.24kb.
Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа... 1 118.07kb.
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические... 1 48.74kb.
Урок физики в 9 классе по теме 1 99.33kb.
Тухачевский Михаил Николаевич тухачевский маршал армия Тухачевский 1 76.01kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности" - страница №1/1

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности"

Целеполагание: создать условия для формирования представления о глобальных проблемах современности и их последствиях, осознания личного вклада каждого человека в создание и решение глобальных проблем, формирования представления о глобальных проблемах человечества;

-развивать аналитико-синтетические способности учащихся, творческое мышление, умение использовать ранее полученные знания, работать в заданном темпе;

- воспитывать коммуникативную культуру через работу в группе, формировать активную жизненную позицию.

Задачи урока.

Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека.

Акцентировать внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении.

Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.

Воспитывать у детей качеств толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Достижение поставленных целей предполагается через:

фактический материал глобального содержания;

использование межпредметных связей;

отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию);

атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке.

Отбор дидактического материала, наглядных пособий поможет учащимся образно представить изучаемые проблемы, их актуальность, определить их особенности, выделить главное: что соответствует целям урока. Материал, используемый на уроке, переработан в доступный для понятия 11-классников. В то же время, в нём содержится информация, которая отвечает достижениям современной науки. Учебный материал тесно связан с жизнью, что делает его значимым в формировании личности учащихся. Вопросы, на которые требуются ответы во время урока, задания, упражнения, которые учащиеся выполняют, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер, что позволяет активизировать творческую, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Задания выполняются индивидуально, в группах, по парам. На уроке необходимо уделять большое внимание развитию личностных качеств учащихся: формированию мотивации жить в гармонии с окружающим миром, коммуникативных способностей, умению сотрудничать, понимать других людей, приходить в сложных вопросах к согласию, рефлексии. Урок базируется на идеях гуманно-личностного подхода в образовании, а также с учетом современных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, технологии сотрудничества, игровых технологиях.


  1. Приветствие. Здравствуйте, садитесь.

Вы, ребята, уже не первый год изучаете обществоведческие дисциплины, перед выходом в большую жизнь они показывают вам многообразие человеческого существования, помогают подготовиться к трудностям.

Трудности, проблемы есть у каждого возраста. У вас, 11-класcников ХХI века, они тоже есть. Назовите мне, пожалуйста, с какими трудностями приходится сталкиваться молодым людям на пороге взрослой жизни.

Выяснение личных проблем детей.

Ответы детей.

Мы с ребятами на предыдущих уроках проводили социологические исследования, с какими проблемами сталкиваются современные выпускники школ. Результаты исследований перед вами. Чтобы успешно преодолеть эти трудности, к ним надо готовиться.

Работа со статистическими данными предыдущих уроков. (Приложение 1).

А скажите мне, ребята, бывают ли такие случаи, при которых перечисленные проблемы уходят на второй план, и, если бывают, приведите мне примеры.

Беседа.


Вывод: это такие ситуации, при которых существует угроза жизни вам или вашим близким.

А бывают ли такие ситуации, когда под угрозой находятся жизни многих людей, жителей нескольких стран.

Эти проблемы вам уже известны, так как вы говорили о них на уроках: химии, биологии, физии, географии и других.

Давайте вспомним их.

Перед вами на столах лежат пакеты, в которых имеется художественно-изобразительный и документальный материал по одной из проблем. Ознакомьтесь с этими материалами и сформулируйте название проблемы.

Назовите её.

Учащиеся работают по группам. Творческо-поисковая работа. (Приложение 2).

А теперь посмотрите на доску и ознакомьтесь с научной формулировкой проблем, над которыми вы работали. Совпадает ли ваша формулировка с научной? Сделайте грамотную надпись на пакете и прикрепите материал, с которым вы работали, вокруг символического изображения планеты Земля. Запишите название проблем в рабочие листы.

Соотношение с научным названием.

Итак, по какому же принципу мы выделили эти проблемы из числа других?

Да, эти проблемы угрожают жизни многих людей.

Запишите тему урока в ваших рабочих листах. Мы будем обращаться к ним постоянно в течение урока, и фиксировать главное.

Тема урока - “Глобальные проблемы современности” (Приложение 3).

Цель нашего урока - обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.

А теперь вернёмся к теме урока.

Что обозначают слова “проблемы”, “современность”? А что значит слово “глобальные”? Значение слова “глобальные” мы определим двумя способами. С помощью словарей и подбором синонимов. Подбираем синонимы. Результаты работы со словарями. Что общего в определениях?

Работа с терминами.

Итак, научное значение слова “глобальный” таково. Глобальный (франц. Global - всеобщий, от лат. Globus - шар) 1) охватывающий весь земной шар, всемирный; 2) всесторонний, полный, всеобщий.

Запись в рабочих листах.

А теперь, когда мы определили, что все рассматриваемые нами проблемы относятся к глобальным, постараемся выяснить что между ними общего.

Для удобства, можно назвать причины, порождающие эти проблемы, их суть, и последствия.

Занесите в рабочие листы “Отличительные признаки глобальных проблем”. Перечислим их еще раз.

Работа с рабочими листами.

Что необходимо для успешного решения любых проблем, в том числе и глобальных?

Беседа.

Одно из условий - это финансы. Представьте, что я владелец огромного капитала. Каждая группа - эксперты в определённых областях. Определите для себя наиболее актуальную глобальную проблему, воспользуйтесь материалом, который имеется по данной проблеме. Подготовьте для меня убедительное выступление, что именно ваша проблема несёт наибольшую угрозу человечеству, чтобы я смог профинансировать вашу программу по решению выбранной проблемы. При подготовке выступления можете использовать памятку в рабочих листах.

Ролевая игра. Работа в группах.

Слушаем ваши выступления.

Я финансирую ………. проблему.

Мы не все проблемы охватили, как быть с теми, которые остались?

Проблемно-поисковое задание.

Будет ли снята проблема угрозы человечеству, если я профинансирую ту проблему, которую выбрал?

О какой еще отличительной черте глобальных проблем мы не сказали?

Вывод: все они взаимосвязаны.

Мы с вами определили, какие проблемы называются глобальными, выяснили их отличительные черты, решили, что все их решать надо одновременно, так как они взаимосвязаны.

Вопрос следующий, а кто будет решать эти проблемы?

Правительство; Общественные организации; Лично каждый.

Приведите примеры.

Проблемно-поисковое задание. Ответы учеников.

А на ком же лежит большая ответственность в решении глобальных проблем?

Предлагаю четыре варианта. Правительство; Общественные движения; Лично каждый;

Другое мнение.

С каким из них вы согласны?

Займите место в соответствии с выбранным вариантом, посоветуйтесь, и аргументируйте свой выбор. Пожалуйста, выполните задание.

Дискуссия.

Работа в группах. Вывод: глобальные проблемы решать нужно всем вместе.

Прошу вас садиться. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Мне интересно ваше мнение об уроке. Перед вами - карточки разного цвета. Каждый цвет обозначает определённый вопрос по уроку.

Что тебя заинтересовало? Что тебя удивило? Какую бы проблему ты хотел обсудить в будущем?

Поднимите карточку того цвета, на какой вопрос вы хотите ответить.

На протяжении многих лет ученые, обществоведы ищут пути решения проблемы угрозы человечеству. С некоторыми их высказываниями вы можете познакомиться на стенде или в рабочих листах.

Познакомьтесь, пожалуйста, с этими высказываниями и подумайте, какое из них можно взять эпиграфом нашего урока. Почему?

Упражнение “Философское дерево”. (Приложение 4).

Альтернативные сценарии будущего.

Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.

Учитель. Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:



пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус);

оптимистический прогноз, считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);

нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди

Итоги. Оценки. Дом. задание.