Урок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве и жизни - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 47.36kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Открытый урок литературы и музыки в 6 классе по сказке Э. Т. 1 96.11kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.93kb.
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. 1 58.45kb.
Урок музыки в 7 классе тема урока: «Музыкальная драматургия в увертюре... 1 50.28kb.
Урок-мультимедиа по музыке в 6 классе тема урока: «старинной песни... 1 129.14kb.
Урок музыки в 5-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном... 1 58.28kb.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: " Времена года в музыке... 1 137.08kb.
Урок биологии в 6 классе. Тема урока: Строение растительной клетки. 1 53.3kb.
Урок в 6 классе. Тема урока: Происхождение слова «алгоритм». 1 51.46kb.
Композиторы могучей кучки 1 213.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве и жизни - страница №1/1

Урок музыки в 6 классе

Тема урока: Красота и правде в искусстве и жизни (красота зимней природы и правда её отображения в искусстве).

Цель урока: формирование музыкальной (в том числе эстетической) культуры школьников как важной части их общей культуры на основе эмоционального, осознанного, целостного образного восприятия тесной связи, неотделимости жизненной правды и красоты искусства (на примере восприятия красоты зимней природы и её отображения в искусстве).

Образовательные задачи:

  • закрепить знания ребят о способности музыки воздействовать на жизнь через человека (о преобразующей силе музыки);

  • научить ребят эмоционально, осознанно, целостно, образно воспринимать красоту зимней природы и правду её отображения в искусстве. Воспитательные задачи:

  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры;

  • Воспитание художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

  • воспитание патриотизма (любви к Родине, к родным просторам, к родному языку, к передовой культуре и традициям, беззаветной преданности своей Родине);

  • Воспитание личностных качеств – коллективизма, доброты, гуманности, умения сопереживать.

Развивающие задачи:

  • развитие знаний о связи разных видов искусства с зимней природой, о силе художественного воплощения образов зимней природы, их правдивого отображения в произведениях искусства;

  • развитие частных знаний об А. К. Глазунове, его балете «Времена года», о П. И. Чайковском, Ц. Кюи; о хоровой миниатюре;

  • развитие умения эмоционально, осознанно, целостно, образно воспринимать способность музыки воздействовать на людей, влиять на жизнь, преобразуя её неразрывную связь жизненной правды и красоты в правду и красоту искусства.

Развитие исполнительских навыков:

а) вокально - хоровых в хоровой миниатюре Ц. Кюи на слова Е. Баратынского «Зима»:



  1. Музыкальный образ суровой, коварной зимы.

  2. Характер – созерцательно-грустный, возвышенный, нежный; порою взволнованный, напряжённый.

  3. Работа над спокойным, плавным дыханием; фразировкой, над ритмическим, дикционным ансамблем; выразительностью исполнения.

б) музыкально-ритмических в хоровой миниатюре Ц. Кюи «Зима»:

  1. приём свободного дирижирования с целью восприятия фразировки, протяжённости фраз;

  2. исполнение ритмических групп (прохлопывание пунктирного ритма в сочетании с ровным).

Развитие творческих способностей учащихся:

  • базовых – памяти, речи, мышления, воображения, процессов восприятия;

  • специфических музыкальных – способности произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмического чувства; ладового чувства (эмоциональной отзывчивости на музыку), чувства целого (музыкальной формы).

Планирование урока с помощью метода эмоциональной драматургии


Время

Место в драматургии урока

Вид деятельности. Авторы. Название произведения

Эмоционально-образный строй.

3 мин.

Завязка

Вход в класс. А. Яковлев, А, Пушкин. Романс «Зимний вечер»

Светло-грустно, задумчиво, нежно.

8 мин.

Слушание П. И. Чайковский. «Декабрь» из цикла «Времена года»

Мечтательно, нежно, иногда взволнованно, возвышенно.

10 мин.

Разучивание. Ц. Кюи. Хоровая миниатюра «Зима».

Созерцательно-грустно, возвышенно, нежно, взволнованно, напряжённо.

7 мин.

Слушание. А. К. Глазунов «Лёд» из балета «Времена года».

Хрупко, завораживающе, звонко.

10 мин.

Кульминация



Слушание. П. И. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Нежно, мечтательно, поэтично, таинственно.

Радостно, взволнованно, торжественно.



2 мин.

Развязка

Выход. М. Минков «Вьюга и вальс снежинок» из к/ф «Тайна снежной королевы».

Бурно, взволнованно, спокойно, созерцательно, печально.


Тип эмоциональной драматургии – сопоставление ряда настроений.
Тип урока – урок введения в тему четверти.

Что необходимо для урока:

  1. Портреты П. И. Чайковского, Ц. Кюи, А. Глазунова.

  2. Аудиозаписи фрагментов из балета А. Глазунова, балета П. И. Чайковского «Времена года», М. Минкова – «Вьюга и вальс» из мюзикла «Снежная королева», Ц. Кюи «Зима».

  3. Видеозаписи с зимними сюжетами («Морозко», «Двенадцать месяцев», Декабрь («Святки») П. И. Чайковского; Вальс из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»).

  4. Иллюстрации с зимними пейзажами, включая работы на тему «Иней, Лёд, Град, Снег» из балета А. К. Глазунова.

  5. Музыкальный инструмент – фортепиано;

  6. Музыкальный центр, ноутбук, проектор, интерактивная доска (экран).

  7. Ноты хоровой миниатюры Ц. Кюи «Зима».

Ход урока.


Содержание

Оборудование (музыка, видео, проектор)

Вход в класс под музыку романса А. Яковлева «Зимний вечер»

Романс А. Яковлева «Зимний вечер»

Учитель:

Вы убедились в том, что музыка воздействует на людей, влияет на жизнь, преобразуя её. Почему так происходит? Что таит в себе музыка? В чём её сила? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.



На экране заголовок «Преобразующая сила музыки».


Выступление чтецов:

Всё богатство русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зелёные весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей.

Узорочье луговин цветное,

Тёплый воск желтеющих полей.

Расписные листья листопада

Над бездонной синевой озёр.

Всё это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.


Фон стихотворения – видеокадры из фильма «Времена года» П. И. Чайковского (фрагменты из разных времён года).

Учитель.

Любое время года прекрасно по своему, но сегодня на уроке, как вы уже догадались по кадрам из фильма, речь пойдёт о … зиме. Поэтично звучит бессмертная музыка… продолжите мою мысль.



Дети.

П. И. Чайковский. «Времена года». Декабрь. Святки.



Слушание. П. И. Чайковский «Времена года». Декабрь. Святки.

Учитель.

Какое впечатление на вас произвело это произведение?

Получился ли образ «святок» (декабрь) правдивым? Почему? Как композитор передал своё душевное состояние накануне новогодних праздников?

Дети.

Музыка звучала мечтательно, нежно, иногда взволнованно, возвышенно-торжественно.



Учитель.

Какие средства музыкальной выразительности участвуют в раскрытии образного содержания?



Дети.

Это произведение написано в ритме подвижного вальса. Лад – мажор, но безудержной радости в музыке нет, а есть сдержанная торжественность, возвышенность, мечтательность, сентиментальность (это качество встречается во многих произведениях П. И. Чайковского). Пьеса «Декабрь» написана в трёхчастной форме.



Учитель.

В этом году исполняется 170 лет со дня рождения П. И. Чайковского, музыка которого является самой исполняемой, самой известной во всём мире. И мы гордимся, что этот композитор наш соотечественник.



«Декабрь», «Святки» Чайковского. (Около 10 сек. – просто кадры из кинофильма, а затем вступает текст).

Учитель.

Подумайте и скажите: «По каким признакам мы узнаём о приходе зимы? Что это за время года?»



Кадры из фильма «Морозко».


Учитель.

Представьте себя в роли композитора. Трудная задача – написать к тексту музыку.

Где сладкий шепот

Густых лесов?

Потоков ропот

Цветы лугов!

Деревья голы;

Ковёр зимы

Покрыл холмы,

Луга и долы.

Под ледяной своей корой

Ручей немеет;

Всё цепенеет,

Лишь ветер злой,

Бушуя воет

И небо кроет

Седою мглой. (Е. Баратынский)

Учитель.

Какую бы музыку вы написали, если бы были композитором?



Дети.

Грустную, задумчивую, нежную, спокойную - в I части; более взволнованную, напряжённую – во II части.



Учитель.

Какой темп, лад использовали бы?



Дети.

В I четверти – неторопливое движение, во II четверти – более подвижный. Лад – минор.



Учитель.

Будет ли в вашем произведении динамическое развитие? С чем оно связано?



Дети.

С изменением содержания.



Учитель.

Давайте вместе послушаем, как замечательный русский композитор Цезарь Антонович Кюи правдиво и красиво рассказал нам о холодной зиме в своей хоровой миниатюре.



Текст стихотворения выводится на экран

Слушание хоровой миниатюры Ц. Кюи «Зима»

Учитель.

Я очень рада, что ваши представления совпали со звучанием этого произведения.






Вокально-хоровая работа над хоровой миниатюрой Ц. Кюи «Зима»

Учитель.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы дома записали в свой музыкальный словарь определение жанра «хоровая миниатюра»






Учитель.

Какие чувства у вас вызывает приход зимы? Почему? Каковы внешние признаки зимы? Что общего у вечных спутников зимы: инея, снега, льда, града?



Дети.

Отвечают на вопросы.






Группу ребят, хорошо рисующих, я попросила к сегодняшнему уроку изобразить, какими они себе представляют Иней, Лёд, Град, Снег.

Вот, что из этого получилось! Молодцы!



Показ иллюстраций.

Учитель.

О том, как очаровательны, прекрасны могут быть эти близкие родственники рассказывают нам четыре маленьких танца из балета А. К. Глазунова.

На уроке вы услышите один из них. А вот какой? Попробуйте определить по звучанию музыки и выбрать из перечисленных на экране танцев тот, о котором правдиво рассказывает музыка.

Итак, на заснеженном холме – зима со своими спутниками: Инеем, Льдом, Градом, Снегом. Кружатся снежные хлопья. Тончайшей звукописью композитор передаёт атмосферу зимнего сна природы…



На экран выводится запись: «А. К. Глазунов. Балет «Времена года». Иней. Лёд. Град. Снег».

Слушание фрагмента из балета «Времена года» А. К. Глазунова.

Аудиозапись пьесы «Лёд».

Учитель.

Какой из танцев вы выбрали? («Лёд»)



Дети.

Доказывают свой выбор, определяя эмоционально-образное содержание, средства музыкальной выразительности.



Учитель.

О том, какие музыкальные инструменты помогают в раскрытии каждого образа, написано на листах, которые находятся на ваших партах.

Какое описание подходит к танцу «Лёд»?

Дети.

Находят правильный ответ.



На парты раздаются листы с описанием партий музыкальных инструментов.

Учитель.

Вот что известно о балете «Времена года». Он написан ровно 100 лет назад, но ставился на сцене редко. Это одноактный балет.

А. К. Глазунов писал незадолго до своей кончины в одном из своих писем: «Снегу не было… Скучаю по северной зиме. Снегу здесь не дождёшься. Жаль, что не увижу настоящей зимы». Он писал из Парижа, где зима была слякотной.

К счастью в России зимы снежные, холодные.

Ребята вашего класса прочтут стихотворение К. Бальмонта, в котором рассказывается о снежинке.





Выступление чтецов.

Светло – пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною,

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится!

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно – белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём лелеющем

Светло качается.

Его печалями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая.

(К. Бальмонт)




«Снежные кадры» из м/ф «Двенадцать месяцев».

Учитель.

Снежинки часто становятся героями сказочных историй. Назовите их.



Дети.

Сказки «Госпожа метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, народные сказки о Снегурочке.






Учитель.

А теперь, начнём разговор о самом удивительном. Оказывается, о прелестных кружевных снежинках можно поведать и на языке музыкальных звуков. Это умело сделал композитор-чародей… (продолжите мою мысль). Как называется его снежная сказочная музыка?

Дети.

Балет «Щелкунчик»

Учитель.

В балете Чайковского Маша и Щелкунчик по дороге в волшебное кондитерское царство попадают в заснеженный лес и видят там прекрасный Танец снежинок. В сказке Гофмана этой сцены нет. Но Петру Ильичу очень хотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины – ученицы хореографического училища. Для них он написал отдельный номер и назвал «Вальсом снежных хлопьев».

Мы вместе с героями тоже, пожалуй, совершим путешествие в сказочный ночной зимний лес.

- Каким вы его себе представляете?

- Какой из двух музыкальных фрагментов будет раскрывать образ снежных хлопьев? Почему?





Звучат два небольших фрагмента из балета.

Запись «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

«Вальс цветов» П. И. Чайковского.



Учитель.

Пожалуйста, кто может поделиться своими впечатлениями?



Дети.

Первым звучал «Вальс снежных хлопьев», так как музыка была лёгкой, полётной, нежной, мечтательной, таинственной. В ней нет такой торжественности, открытости, как в «Вальсе цветов».



Учитель.

Верно.





Учитель.

Итак, мы с вами в зимнем, ночном лесу, на хорошо освещённой поляне.






Слушание и просмотр видеофрагментов.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик». «Вальс снежных хлопьев».

Учитель.

- Вам понравился фрагмент? Что именно вам понравилось?

- С какими поэтическими образами можно соотнести музык Чайковского?





Выступление чтеца.

Тёмный ельник снегами, как мохом,

Опушили седые морозы.

В блёстках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, берёзы.

Неподвижно застыли их ветки,

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

(И. Бунин)







Учитель.

Чтобы закрепить своё впечатление от увиденного и услышанного, я предлагаю рассказать о своих впечатлениях тому, кто не видел этого балета.

Воспользуйтесь фразами: «когда я слушаю вальс, я как будто бы попадаю (я представляю себе)…?»

Это будет вашим письменным домашним заданием.

Подводя итог нашему уроку, мне бы хотелось узнать, какие музыкальные произведения понравились больше всего?

- Обладала ли силой звучащая на уроке музыка?

- Смогли ли композиторы передать правдиво в своих произведениях всю красоту зимней природы?

Итак, сила воздействия музыки определяется двумя её важными качествами: красотой и правдой.






Оценивание учащихся.




Выход из класса

Запись М. Минкова «Вьюга и вальс снежинок».