Урок мировой художественной культуры Ольга Борисовна Стройкина, учитель русского языка и литературы моу «Гимназия №21» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 132.69kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 68.17kb.
Чепелева Г. М., учитель русского языка и литературы гуо «Гимназия... 1 23.76kb.
Знающее незнание 2 444.96kb.
Урок русского языка. Звукопись. 5 класс 1 34.06kb.
Кайдаш Н. Л., учитель изо моу гимназия г. Моршанска Украшения в жизни... 1 38.01kb.
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.28kb.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 3 990.26kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 69.86kb.
Моу сош «Веста» Бутакова В. Н. учитель русского языка и литературы 1 70.41kb.
Литература Название курса: Постмодернизм в русской литературе ХХ... 1 142.43kb.
«В поисках духовного образа» 1 68.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок мировой художественной культуры Ольга Борисовна Стройкина, учитель русского - страница №1/1

Урок мировой художественной культуры
Ольга Борисовна Стройкина, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №21»
Это тип интегрированного урока-исследования с привлечением учащихся как соавторов учителя в поиске новой информации, в обработке и подготовке ее для подачи на уроке в форме отдельных сообщений, докладов, презентаций, а также в создании общей компьютерной презентации и проекта, связанного с представле­нием области исследования.

Достоинством урока, на мой взгляд, является при­влечение практически всего класса к «ролевой» рабо­те по собиранию информации. В процессе ее обработ­ки каждый из «соавторов урока» («литературоведы», «богословы», «биографы и историки христианской православной культуры», «искусствове­ды», «компьютерная группа») вносит свой вклад в создание общей концепции видения ис­следуемой темы, в рассмотрение различных аспектов изучаемого материала.

Проектная деятельность, Интернет-технологии и все виды образовательных ресурсов также являются необходимым условием реализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся и учителя, выступающего при подготовке и проведении урока в роли координатора.

Суть методики в том, что подготовка и проведение урока-исследования требует особого алгоритма.

1. Учащимся предлагается проблемно-нравственная тема духовного подвига человека, кото­рая выходит за рамки школьной программы и односторонне отражена в учебных пособиях.

2. В произведениях литературы, живописи учащиеся должны обнаружить соответствия, точки со­прикосновения и попытаться найти общую идею, объединяющее начало.

3. Учащиеся всего класса получают задания, требующие кропот­ливой индивидуальной исследовательской работы.

Ра­бота ведется в разных направлениях, а сами задания имеют ролевой характер. Распределение «ролей» про­исходит в соответствии с интересами и желанием са­мих учащихся.

4. Накануне урока все «соавторы» собираются, что­бы составить план урока и общую презентацию, которая и станет стержнем урока.

Учи­тель координирует эту работу, помогая отобрать из обилия материала наиболее существенное и выраба­тывая общую линию ведения урока, способ подачи ма­териала, помогая сформулировать вопросы, выводы, задания.
Коллективная реферативно-исследовательская работа

и компьютерная презентация являются

структурной основой урока.
При подготовке урока частично использовались литературоведческие, искусствоведческие и методические материалы.

Выражаю глубокую благодарность их авторам.


Заступник Земли Русской…
(Сергий Радонежский в произведениях литературы и живописи).

Цели урока:


учебные:


  • закрепить понятия о древнерусской литературе, жанре жития, духовной литературе;




  • познакомить с фрагментами «Жития Сергия Радонежского» Епифания

Премудрого,

исторического очерка «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева;

древними миниатюрами «Жития»,

картинами художника М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»,

«На Руси», «Юность Сергия Радонежского», «Преподобный Сергий

Радонежский», «Святая Русь», «Труды преподобного Сергия»,

«Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву

с татарами», «Под благовест»;

картинами И.С. Глазунова «Сергий Радонежский и Андрей Рублев»,

«Князь Дмитрий Донской»;

иллюстрациями современного художника Г. Юдина;


  • подготовить к сочинению по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»;

развивающие:




  • развивать умение анализировать произведение литературы и интерпретировать произведение живописи;




  • помочь понять идею картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и выявить общность позиций великих художников по отношению к проблеме духовного подвига человека;




  • проанализировать языковые единицы готового текста-образца (К. Паустовский о картине) на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне;




  • обогатить словарь учащихся историзмами и архаизмами.

воспитательные:


  • воспитывать патриотизм, духовность, глубокое уважение к святым заступникам Земли Русской;

  • дать импульс к формированию познавательного интереса и положительной мотивации к изучению мировой художественной культуры и истории христианской православной культуры;

  • вызвать интерес учащимися к посещению святых мест.

Тип урока: интегрированный урок с использованием

информационно - коммуникативных технологий:


  • мировая художественная культура;

  • духовное краеведение Подмосковья;

  • литература;

  • история;

  • словесность.

Используемые технологии

(в период подготовки и на открытом уроке):


  • интраактивные и интерактивные;

  • информационно-коммуникативные;

  • поисково-исследовательские;

  • коммуникативно-деятельностные;

  • ролевое общение;

  • интернет-технологии.

Предварительная подготовка к уроку:




  • просмотр фильма «Сергий Радонежский»;

  • изучение Темы 7 «Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобному Сергию Радонежскому» в рамках предмета «Духовное краеведение Подмосковья»;

  • прочтение «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого;

  • посещение Троице-Сергиевой Лавры;

  • подробное изложение «Сергий Радонежский»;

  • привлечение учащихся к поиску материала на тему «Заступник Земли Русской» в рамках школьного интеллектуального марафона;

  • поиск иллюстративного материала группой «искусствоведов» для реферата-исследования и презентации;

  • самостоятельная работа «искусствоведов», «литературоведов», «биографов и историков ХПК» по изучению собранного материала и отбору для реферативной работы;

  • привлечение «богословов» для объяснения встретившихся понятий, терминов из области христианства;

  • включение «компьютерной группы» учащихся для составления общеклассной презентации.

Приложение к уроку:




  • самостоятельная реферативно-исследовательская работа учащихся 7а класса «Заступник Земли Русской» (на столе учащихся);

  • компьютерная презентация «Заступник Земли Русской»;

  • сочинение ученицы 7а класса Бородиной Марии на тему

«Духовные ценности семьи».
Оборудование урока:


  • выставка книг;

  • телефильм «Сергий Радонежский»;

  • реферат и компьютерная презентация учащихся

«Заступник Земли Русской»;

  • иллюстративный материал учителя

«Древние миниатюры и картины художника М.В. Нестерова, И.С.

Глазунова»;



  • отрывки из «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого и очерка Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»;

  • листы для черновых набросков сочинения.

План урока.




  1. Вступительное слово учителя.


Дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня на уроке мы поговорим о самом великом русском святом, молитвеннике и заступнике земли Русской Сергии Радонежском. «В таких людях, как Преподобный Сергий, - корни Святой Руси», - писал ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий !!.

И как одиноко стоят эти люди в пустыне нашего неведения! А между тем их имена должны быть рядом с именами полководцев и государственных деятелей, архитекторов и художников. Один из тех, кого необхо­димо вернуть на подобающее ему место в отечест­венной истории,— игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (1314—1392).

Жизненный путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бе­жал от общества людей — а в результате стал его ду­ховным предводителем; он никогда не брал в руки ме­ча — но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сер­гия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чув­ствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед и поучений.

Большую часть своей жизни Сергий провел в осно­ванном им Троицком монастыре.

Свято-Троицкую Сергиеву Лавру сегодня называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству.


  1. Просмотр фрагмента фильма «Сергий Радонежский».


Посещая Свято - Троицкую Сергиеву Лавру, вы видели, что люди и старшего поколения, и молодежь, и дети все чаще обращаются к источнику, из которого черпали духовную силу наши предки, что ни на один день не прекращается молитва у раки с мо­щами Преподобного Сергия, не иссякает поток спешащих к нему с молитвой и слезами людей и не оскудевает благо­датная помощь, изливающаяся здесь в человеческие души.

И сейчас, как никогда, мы должны особенно усердно прибегать к его помощи, потому что наша жизнь стала настолько страшна, что только Божие чудо сможет изменить ее к лучшему...

3. Давайте обратимся к страницам вашей коллективной

реферативно-исследовательской работы «Заступник Земли Русской» и

компьютерной презентации «Заступник Земли Русской».

(Демонстрируются слайды 1, 2, 3).

Озвучивает ученица «компьютерной группы».


4. Работа с фрагментами очерка Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»

и «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого.
«Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен…»

Эти слова из очерка Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».




  • А еще есть и такие строки о Сергии, которые не вошли в школьный учебник:

«В нем наши ржи и васильки, березы и зер­кальность вод, ласточки и кресты и несравнимое ни с чем бла­гоухание России. Все — возведенное к предельной легкости, чистоте».


  • Раскройте смысл этих строк.

(Сергий олицетворяет собой Россию, ее нравственную силу, духовность.)


  • Почему Б. Зайцев обращается в эмиграции (1925 г.) к теме России, ее духовной культуре? Что было важно автору?


(Ос­мысление национальных основ, особенностей сознания русско­го человека в эпоху исторических катастроф, надежда на воз­рождение духовности; осознание своей связи с Родиной.

Зайцев никак не определяет жанровые параметры своего сочинения, тем самым освобождая себя от необходимости строго соблюдать каноны житийного жанра.)


  • Вы прочитали, может быть в первый раз, о преподобном Сергии Радонежском. Каким представился вам этот святой, «про­сиявший в земле Русской»?


(Человеком нравственной чистоты, мудрым, умным, посвятившим свою жизнь Богу и людям.)


  • Обратимся к толкованию слова преподобный.

Объясняют «богословы».
(Преподобными т.е. максимально (очень) подобными высшему идеалу, называют святых, которые своими подвигами и святостью жизни достигли высшего нравственного достоинства. Уже само это слово говорит об особом почитании монашества, о признании его высокой роли).



  • Кем и когда впервые было составлено «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца»?

(Демонстрируется слайд 4)
(Написано оно было в 1418 г., спустя 26 лет после кончины святого Сергия, его учеником премудрейшим Епифанием, который сам более 30 лет провел в Троице-Сергиевом монастыре.

В «Житии» предстает идеальный герой древней ли­тературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, чело­век, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спе­цификой жанра жития.)


  • Житие. В чем особенности жанра? Объясняют «литературоведы».




  • Расскажите о семье, в которой воспитывался Варфоломей, будущий Сергий Радонежский?

(Демонстрируются слайды 5,6)
Ответы учащихся («биографы и историки ХПК»);

дополнение сведений учителем

(выборочное чтение отрывков «Жития…» и очерка Б. Зайцева).
(Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, были благочестивы и праведны. Будучи знатными рос­товскими боярами, они, тем не менее, вели жизнь простую, с креп­ким и серьезным укладом.

« …Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены…

Мария блюла себя от всякой скверны и от всякой нечистоты, постом ограждала себя, и всякой пищи скоромной избегала, и мяса, и молока, и рыбы не ела, лишь хлебом, и овощами, и водой питалась. Часто она тайно, со слезами, молилась Богу: „Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу Твою, и младенца этого, которого ношу я в утробе моей, спаси и сохрани…»

Мать носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».

Постепенно Мария утвердилась в стремлении посвятить сына Богу.

Преподобный родился 3 мая 1314 года. Через сорок дней родители принесли его в церковь для крещения, кото­рое „со тщанием" совершил ие­рей Михаил. Погружая младен­ца в купель, ощутил иерей осо­бую благодать Божию. Мальчи­ка назвали именем Апостола Варфоломея. Слышав рассказ Кирилла и Марии о чудесном событии в храме, иерей произ­нес знаменательные слова о том, что младенец „будет сосудом из­бранным Бога, обителью и слу­гой Святой Троицы" («Житие Сергия Радонежского»).

Детство Радонежского подвижника ознаменовано чуде­сами. Так, будучи младенцем, он отказывался от молока по средам и пятницам. Взволнованная мать советовалась с другими женщинами, думая, что ребенок болен.

Однако никаких существенных признаков болезни у мальчика не наблю­далось: „Он не плакал, не стонал, не был печален. Но и ли­цом, и сердцем, и глазами младенец был весел, и всячески радовался, и ручками играл". Тогда все поняли, что в этом младенческом воздержании проявилось особое избранниче­ство Варфоломея. А еще не брал он грудь кормилицы, но питался молоком только своей благочестивой матери.)
5. Рассказ учителя и учащихся о древних миниатюрах из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского» (миниатюры «Сергий Радонежский в школе», «Видению отроку Варфоломею»);

о художнике М.В. Нестерове;

работа с репродукциями нескольких картин;

продолжение работы со слайдами презентации.



(Демонстрируются слайды 7, 8).


  • Рассказ ученика -«искусствоведа».


В Житии Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, рассказывается о том, как мальчик Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) с трудом учился в школе и отставал от товарищей. Мальчика ругали родители, укоряли сверстники, а учитель наказывал - «томил» телесными наказаниями. В миниатюре «Сергий Радонежский в школе» отражены пять сюжетов. В левой нижней части - учитель и Варфоломей с книгой. В центре, на помосте, сидят ученики с открытыми книгами. Варфоломей стоит за ними, а двое товарищей упрекают его за плохую учебу. В правой нижней части - два ученика, сидя на полу с поджатыми ногами, пишут гусиными перьями на развернутых столбцах. За ними изображено наказание мальчика Варфоломея. Сверху, в правом углу, родители, Кирилл и Мария, бранят Варфоломея. Слева изображен молящийся Варфоломей.

Вторая миниатюра «Видению отроку Варфоломею».


  • Рассказ ученика-«биографа».


Когда мальчику исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Его братья — старший Стефан и млад­ший Петр — учились хорошо, а ему грамота давалась с большим трудом: он никак не мог понять объяснений учителя, весьма старавшегося втолковать отроку книжную мудрость. Ря­дом со своими сверстниками и братьями „неспособный" уче­ник казался не только несообразительным, но и нестарательным, ленивым, поэтому терпел наказа­ния. Варфоломей проливал слезы и усердно молился: „Господи! Дай мне выучить грамоту эту, на­учи меня и вразуми меня". Так с самого детства Господь смирял Варфоломея, готовя его сердце к принятию благодати.

Именно об этом рассказывает картина художника Михаила Васильевича Нестерова, избравшего в искусстве путь «поэтизированного реализма».

(Демонстрируется слайд 7)





  • А теперь посмотрите на репродукцию картины М.В. Несте­рова

«Видение отроку Варфоломею».

Сумел ли художник выра­зить черты характера, свойственные Варфоломею?


(Да, худож­ник запечатлел в созерцательной позе мечтательного, тихого и скромного мальчика. Вместе с тем видно, что он может быть упо­рен в достижении высокой жизненной цели.)


  • Рассказ учителя о художнике.


Михаил Васильевич Нестеров родился семье, жившей по старинному укладу: ходили в церковь, соблю­дали посты, радовались праздникам. Все переживания детства Нестерова, его представления о высшей правде, о совершенной кра­соте связывались с религиозным чувством, что не могло не отра­зиться в его художественном творчестве.

Нестеров рано стал самим собой — художником, сказавшим свое слово в искусстве. Героями своих картин художник выбирает людей особого склада, натуры чистые в своих помыслах, а «людей духовного подвига» пишет особенно любовно.

Летом 1888 г. М.В. Нестеров живет в Сергиевом посаде при Троице-Сергиевой лавре, где пишет картину «Видение отроку Варфоло­мею», которую сразу же приобретает для своей галереи П.М. Третья­ков. Этим произведением Нестеров начал ряд картин, посвященных жизни и трудам Сергия Радонежского, выдающегося деятеля древ­ней Руси, способствовавшего ее объединению.

Для Нестерова образ Сергия был воплощением правильной, чистой и подвижнической жизни. Он вспоминал: «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать».
Рассказ ученика-«искусствоведа».
В работе над этой картиной для Нестерова был очень важен выбор пейзажа. Найдя нужный пейзаж и уже написав фи­гуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, худож­ник все еще искал подходящую модель для головы отрока, одна­ко вскоре удалось и это. Ею послужила девочка лет десяти, стри­женая, с большими, широко открытыми удивленными глазами. Художник начал писать этюд с этой девочки. Бледное, осунув­шееся, с голубыми глазами лицо девочки моментами казалось ему прекрасным. Обращали на себя внимание и ее руки — худенькие, с нервно сжатыми пальцами. Через два-три сеанса этюд был го­тов. Придавая большое значение этому образу, Нестеров писал: «Я пишу «Варфоломея», его голову, самое ответственное место в картине. Удастся голова — удалась картина. Нет — не существует и картины».
Рассказ ученика- «историка ХПК».
В основу сюжета картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» легло религиозное предание. Оно уже знакомо нам по очерку Б.К. Зайцева. Давайте вспомним содержание предания. Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших лошадей. В лесу под дубом юный отрок увидел «старца черноризца». Варфоломей приблизился к нему и в ответ на ласко­вые расспросы старца поведал свою печаль — неспособность ов­ладеть грамотой. Тогда старец, протянув мальчику кусочек просфоры, повелел вкусить, заверив его, что с этого времени, по благословению Божьему, постигнет он грамоту. И действитель­но, вернувшись из леса домой, Варфоломей, к удивлению род­ных, сумел правильно прочесть и складно пропеть псалом. Таким образом, по благословению Бога получив разум к книжному уче­нию, он стал преуспевать в нем, обретая мудрость.
Беседа по картине.

Привлекается к работе весь класс и группа «искусствоведов».




  • Удивлен Варфоломей появлением старца?


(Нет. Варфоломей как будто ждал его и застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его, не отрываясь, смотрят на видение).


  • Как художнику удалось передать трогательную беззащит­ность отрока?

(Хрупкая фигурка мальчика среди далеко прости­равшейся местности — словно молодая березка на ветру, худень­кие руки с плотно сжатыми пальцами сложены в молитве.)


  • Всмотритесь внимательнее в глаза Варфоломея. Что поража­ет в них?


(В васильковых глазах мальчика светится „душевная чи­стота, спокойствие и какое-то тихое ожидание, но они печальны и поражают недетской силой убежденности.)


  • Создается ли у вас впечатление, что мальчик разговаривает с монахом?


(Да, Варфоломей не просто созерцает старца, но и говорит с ним. Это видно по его жестам, позе.)


  • Как вы думаете, о чем этот диалог? Вспомните религиоз­ное предание, о котором рассказал в своем очерке Зайцев?


(Вар­фоломей поведал монаху свою печаль: он не может овладеть гра­мотой. Монах дал отроку кусочек просфоры и сказал, что теперь по благословению Божьему он научится читать и будет мудрым.)


  • А как изобразил художник старца-монаха? Видим ли мы его лицо?


(Мы не видим его лица, почти целиком закрытого ка­пюшоном. Наверное, художнику важно было показать не выра­жение лица, а общий облик старца. Он стоит, слегка наклонив голову. Вокруг головы круг как солнечное сияние. С особой тща­тельностью художник изобразил руки с тонкими пальцами, дер­жащие дароносицу. Образ монаха не конкретен, как бы нереален: он — видение отроку.)


  • Как вы думаете, почему художник так тщательно подбирал пейзаж, составляющий общий фон картины?


(Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика. Тишина осен­ней природы как бы сливается с настроением Варфоломея.)


  • Согласны ли вы с тем, что природа изображена Нестеро­вым с глубоким пониманием, что это не просто фон для дей­ствия, а воплощение поэтического представления о русской при­роде, о ее нежной красоте и удивительной гармонии?


(Да, это поэтическое изображение поздней осени: нивы сжаты, рябина, тронутая утренним холодом, покраснела, золотые листья березки облетают, темные островерхие ели четко выделяются среди по­желтевшего леса; видны мягкие очертания холмов и перелесков. Это типичный пейзаж средней полосы России.

При­рода охвачена чуткой осенней тишиной. Задумчиво грустны нежные тона золотой осени. Мы видим дома деревни, сараи, красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками. Красота и гармония пейзажа как бы являются вопло­щением идеала спокойствия и чистоты.)


  • Помогает ли нам этот пейзаж понять и настроение мальчи­ка?


(Грустный мотив осеннего пейзажа, трепетная тишина природы созвучны недетской печальной внимательности мальчика, какому-то тихому душевному ожиданию. И в герое его картины угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям ради этого. Утверждая своей картиной реальность чуда, даже естествен­ность его в духовной жизни отрока, показывая душевную чисто­ту мальчика, художник связывает его стремление к возвышен­ной гармонической жизни с представлениями о духовных идеа­лах русского народа).
Группа «богословов историков ХПК» объясняет значение устаревших и многозначных слов и терминов из области христианства, подбирает синонимы и антонимы

(обращение к словарю реферата).


Выводы. (Демонстрируется слайд 8)
6. Работа с текстом, принадлежащим перу К. Г. Паустовского.

(Этот вид работы возможен, если на изучение темы отводится два урока.)


«Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами — белоголовый, худенький, в онучах — кажется олицетворением стародавней России — ее сокровенной ти­хой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее не­оглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок.

Картина эта — как хрустальный светильник, зажженный ху­дожником во славу своей страны, своей России.

Самое замечательное в этой картине — пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-бе­резка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислу­шивается к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы.

Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера».

(К. Паустовский. Заметки о живописи).
Беседа по тексту писателя.


  • Перед вами текст, созданный К. Паустовским.

Что прежде всего поражает вас в тексте писателя?
(Поэтичность описания кар­тины, безграничная любовь автора к родной земле, которую он передает ярким образным языком. Язык писателя поразительно красив и светел. Чувствуется, что картина произвела на Паустов­ского огромное впечатление.)


  • Понаблюдайте, какими художественно-изобразительными средствами языка пользуется писатель для описания картины и своих чувств?

(Автор использует метафорические эпитеты: хрус­тальный светильник, синеглазые реки, сокровенная тихая красота России, глубочайшей чистоты синие глаза; сравнения: чистый, как ключевая вода, воздух, картина как хрустальный светильник; де­вочка-березка; оценочные словосочетания: глубины любви, сдержать невольные слезы, ударяет по сердцу.)




  • К какому стилю речи мы можем отнести этот текст?


К сти­лю художественной литературы с элементами стиля публицистического: наряду с художественной образностью языка здесь есть и элементы публицистики: распространенное обращение к чита­телям (все знают картину Нестерова), стремление их убедить (все это кажется драгоценным, да так оно и есть), эмоциональность, непринужденность (этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце).


  • Сам К. Паустовский определил жанр своей статьи как «за­метки о живописи». Согласны ли вы, что прочитанный отрывок из заметок о жи­вописи представляет собой цельный текст?


(Да, это текст, по­скольку он обладает такими признаками, как связность, завер­шенность, цельность, авторская оценка. Художник слова Паус­товский с любовью описывает картину в своих заметках.)


  • Найдите фразу, в которой выражена основная мысль тек­ста?


(Картина эта — как хрустальный светильник, зажженный ху­дожником во славу своей страны, своей России.)


  • Как писатель раскрывает основную мысль? Обратите вни­мание, как построены предложения, что является «новым»?


(Чтобы мы лучше могли оценить картину, автор описывает ее подробно, особенно пейзаж, в каждой части предложения указываются но­вые признаки — это «новое».)


  • Понаблюдайте, как развивается мысль в тексте, выделите «данное» и «новое» в предложениях 3-го абзаца.


(В 1-м предложе­нии говорится о пейзаже — это «данное», составляющее предмет речи. В «новом» называются отдельные признаки этого предмета речи: В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок.)


  • Какими морфологическими средствами пользуется Паустов­ский для выражения значений признака?


(Автор использует опи­сательные слова — имена прилагательные, причастия, отвлечен­ные имена существительные.)

  • Определим место «описательных слов» в тексте. С этой це­лью подсчитайте общее количество слов в тексте, затем выпишите слова со значением признака.


(В тексте 154 слова. Из них слова со значением признака представлены следующими знаменательными частями речи: имена прилагательные — 26: деревенский, глубочай­ший, синий, белоголовый, худенький, стародавний, сокровенный, тихий, неяркий, нежаркий, неоглядные, хрустальный, замечательный, чистый, ключевая, скромный, крошечный, драгоценный, синеглазый, темный, ро­димый, большой, спокойный, невольный, прекрасный, русский; причас­тия — 4: зажженный, виден, долетающий, выраженный; имена суще­ствительные — 7: чистота, красота, олицетворение, светильник, сия­ние, звон, глубина. Всего в тексте 52 имени существительных.)


  • На основе проведенного анализа сделайте вывод о типе речи, преобладающем в данном тексте.


(Этот текст представляет собой описание с некоторыми элементами повествования, так как в нем назва­ны постоянные, одновременные признаки. Развитие основной мыс­ли происходит за счет того, что каждое предложение добавляет к сказанному новые признаки. В тексте преобладают «описательные» части речи, слова со значением признака. Глаголов-9.)
7. Самостоятельная работа учащихся.

Запишите свои первые впечатления (черновые наброски будущего сочинения по картине М.В. Нестерова).

Прочтение черновиков (по желанию учащихся.)

8. Работа с компьютерной презентацией.



(Демонстрируется слайд 9.) Компьютерная группа.
М.В. Нестеров «На Руси» («Душа народа»).
В работу включается весь класс и ученики из группы «биографов», «искусствоведов», «литературоведов».


  • Как вы думаете, почему в нашу презентацию мы поместили именно эту картину художника, несмотря на то, что изображен на ней не Варфоломей, а простой крестьянский мальчик?



Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (1915—1916, первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа.

Вот как охарактеризовал он идею этой картины:

У каждого свои «пути» к Богу, свое понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьезные, умствуя...

На картине изображен собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей. Весь этот сонм движется вдоль берега Волги, который художник избрал фоном картины. Пейзаж конкретен - это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.

Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алеши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей", к концу — „Душа народа"». В картинах "Святая Русь", "Душа народа" Нестеров утверждает тему покаянного пути к Богу, пути, "полного страданий, подвига и заблуждений".

Сегодня, произнося слова "святая Русь", мы представляем прежде всего нестеровские полотна.

В картине "На Руси" вместе с народом идут писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. За фигурой Достоевского автор поместил его героя, "русского инока" Алешу Карамазова.
В течение урока учащиеся постоянно обращаются к материалам реферата (зачитывают, рассказывают).
(Демонстрируется слайд 10.) Компьютерная группа.
Звучит текст «Жития»…

М.В. Нестеров «Преподобный Сергий Радонежский»,

«Труды преподобного Сергия».


  • Каким вы видите Сергия Радонежского в юности?

Что поражает зрителя в этих картинах?

Как художнику удается передать сокровенные движения души,

охваченной чистым огнем веры?
Обратите внимание, что главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Сергий, с его крестьянской простонародной натурой, первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей мечты - создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго.

(Демонстрируется слайд 11.) Компьютерная группа.


(Демонстрируется слайд 12.) Компьютерная группа.
Давайте обратимся к реферату.
Рассказ ученика (из реферата.)
Когда церковь была построена и нужно было решать, в честь какого праздника или святого ее освящать, Варфоло­мей сказал Стефану: „Поскольку ты старший в нашем роде, не только телом, но и духом, следует мне слушаться тебя, как отца. Сейчас не с кем мне советоваться обо всем, кроме тебя. В особенности я умоляю тебя ответить и спрашиваю те­бя: вот уже церковь поставлена, и время пришло освящать ее. Скажи мне, в честь какого праздника будет названа цер­ковь эта или во имя какого святого освящать ее?" С детства почитавший Святую Троицу, Варфоломей даже сейчас, в од­ну из важнейших минут жизни, право дать имя храму сми­ренно предоставляет брату. Что сказал бы он, если бы тот не назвал Имени Пресвятой Троицы? Целиком положив­шись на Господа, полностью отрекшись от своих желаний, он дал в полноте проявиться воле Божией и получил по вере и любви. „Зачем ты спрашиваешь,— сказал Стефан,— и для чего ты меня испытываешь и терзаешь? Ты сам знаешь не ху­же меня, что нужно делать, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: „Будь осторо­жен, чадо! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя, когда еще в утробе мать носила тебя, и было знамение о тебе до рождения твоего, когда ты трижды про­кричал на всю церковь в то время, когда пели святую Литур­гию. Так что все люди, стоявшие там и слышавшие это, были удивлены и изумлялись, в ужасе говоря: „Кем будет младе­нец этот?" Но священники и старцы, святые мужи, ясно по­няли и истолковали это знамение, говоря: „Поскольку в чуде с младенцем число три проявилось, это означает, что будет ребенок учеником Святой Троицы. И не только сам веровать будет благочестиво, но и других многих соберет и научит веровать в Святую Троицу". Следует тебе освящать церковь эту лучше всего во Имя Святой Троицы. Не наше это измы­шление, но Божья воля, и предначертание, и выбор, Бог так пожелал".

Когда это сказал Стефан, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: „Правильно ты сказал, госпо­дин мой. Это и мне нравится, и я того же хотел и думал об этом. И желает душа моя создать и освятить церковь во Имя Святой Троицы. Из-за смирения я спрашивал тебя; и вот Гос­подь Бог не оставил меня, и желание сердца моего испол­нил, и замысла моего не лишил меня".


Со времени Преподобного Сергия Троицкие храмы ум­ножаются на Руси, и в большинстве из них один из приде­лов освящен в честь святого, „многих собравшего и научив­шего веровать во Святую Троицу".


  • Посмотрите на картину художника 20 века.

Илья Сергеевич Глазунов «Сергий Радонежский и Андрей Рублев»

Рассказ учителя.


Источником веры был Троице - Сергиев монастырь. В зрелом возрасте Андрей Рублев принял здесь монашеский постриг. Возможно, что именно здесь и провел свои молодые годы Андрей Рублев.

Неизвестно, застал ли он в живых самого основателя обители Сергия, но память о нем наполняла всю жизнь монастыря, следы его деятельности были видны на каждом шагу. Жизнь Сергиевой обители должна была оказать воздействие на воображение художника. Кто знает, может быть, рассматривая старцев Феофана и всем существом своим отворачиваясь от них, Рублев вспоминал советы своих учителей – хранить, прежде всего, голубиную простоту, ценить ее выше прежней мудрости?

Когда был построен белокаменный Троицкий собор, преподобный Андрей Рублев написал икону Пресвятой Троицы — в похвалу Преподобному Сергию. «Троица» украшала иконостас Троицкого собора.
(Демонстрируются слайды 13,14.) Компьютерная группа.
М.В. Нестеров «Труды преподобного Сергия»,

«Юность преподобного Сергия»;

Миниатюра «Жития».

(Демонстрируются слайды 15, 16, 17, 18) Компьютерная группа.


М.В. Нестеров «Святая Русь»


  • Как вы думаете, почему именно эта картина должна была подвести итог сложным духовным поискам художника? Почему это полотно относится к циклу работ, посвященных великому русскому святому Сергию Радонежскому?

Высказывания учащихся. Обращение к материалам реферата и очерку.

Нестеров совершил путешествие в Соловецкий монастырь.

Картина «Святая Русь» должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». На ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой.
Нестеров «Под благовест»;

миниатюры «Жития»;

холщовая рукопись во имя Сергия Радонежского;

иллюстрации современного художника 21 века Георгия Юдина.

9. Давайте обратимся к «Житию» преподобного Епифания Премудрого и очерку Б. Зайцева.



  • Еще раз вспомните, в какую историческую эпоху жил Сергий Ра­донежский?

Ответьте строчками текста.
(Святой Сергий жил около 1314—1392 гг., во време­на нашествия татаро-монгольских полчищ, когда гнет Орды еще тяжело давил на Русь.)

(Демонстрируется слайд 19) Компьютерная группа.


Путь Троицкого игумена лежал то в Нижний Новгород, то в Ростов, то в Рязань. В своей брани с жестокостью мира он вооружался не мечом и копьем, а благодатным словом Евангельских истин. Особо чтил Преподобный Сергий Смоленскую икону Божией Матери – она была его келейной иконой.

Около 1363 года Преподобный Сергий отправился в родные края, в Ростов Великий. Ростовский князь Конс­тантин Васильевич намеревался выступить против великого князя Димитрия Московского, и нужно было убедить его от­казаться от братоубийственной распри. Содержание их бе­седы неизвестно, однако через год ростовский князь пе­редал княжение Андрею Федоровичу, своему племяннику, которого поддерживала Москва, и удалился в Устюг. На об­ратном пути, в восемнадцати верстах от Ростова, Преподоб­ный основал обитель. Выстроенный в ней храм был освящен во имя святых Бориса и Глеба, пострада­вших от братоубийственной розни.

(Демонстрируются слайды 20, 21) Компьютерная группа.


М.В. Нестеров

«Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами»;

И.С. Глазунов «Князь Дмитрий Донской»;

миниатюры из сказания о «Мамаевом побоище».


Ученик группы «историков» дополняет материал

(Учебник «Духовное краеведение Подмосковья» - стр. 103-105).

10. (Демонстрируются слайды 22, 23) Компьютерная группа.

Просмотр фрагмента фильма «Сергий Радонежский».



Подвижническая жизнь Преподобного Сергия, снача­ла пустынника, а затем наставника иноков,— только одна сторона земной жизни великого святого. Бог судил ему жить в одну из самых трудных эпох, которые переживал русский народ, и Преподобный Сергий стал Игуменом всей Русской земли и великим светилом на небе церковном.
«Св. Сергий родился более шестисот лет назад, умер более пятисот. Его спокойная, чистая и свя­тая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России…» Б. Зайцев

11. Домашнее задание.



  • Написать черновик сочинения по картине М.В. Нестерова

«Видение отроку Варфоломею».
12. Благодарю всех присутствующих на уроке.