Урок литературы. 8 класс. Тема урока: "Смысл названия романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка" Морозова Татьяна Владимировна - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока: Перепечина Ольга Леонидовна Тема урока: Обобщающий урок по... 1 149.7kb.
Проблемы поэтики романа а. С. Пушкина «капитанская дочка» 1 243.77kb.
Роль и значение эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 1 138.77kb.
Рассказчик и герой в повести пушкина "капитанская дочка" Исторический... 1 30.91kb.
Тест по произведениям "Капитанская дочка", "Мцыри", "Ревизор", "Ася"... 1 68.32kb.
«Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 1 61.21kb.
Интегрированный урок (литература + история + география) по повести А. 1 149.25kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 236.43kb.
"Пушкин А. С. \"Капитанская дочка\"" 1 10.05kb.
Урок литературного чтения в 3 а классе. Учитель: Овчинникова Татьяна... 1 53.76kb.
А. С. Пушкин Капитанская дочка 1 72.46kb.
Конкурс «Наша ратная слава» 1 28.65kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок литературы. 8 класс. Тема урока: "Смысл названия романа А. С. Пушкина "Капитанская - страница №1/1


Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года -2013 »




Урок литературы. 8 класс.

Тема урока: "Смысл названия романа А. С. Пушкина

"Капитанская дочка"

Морозова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 

а) образовательные: систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия романа “Капитанская дочка», расширить филологические знания учащихся

б) воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере героев романа, раскрытие нравственной чистоты и душевного богатства, формирование культуры учащихся с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному произведению

в) развивающие: развитие коммуникативных способностей учащихся, умение осмысливать нравственно-этический выбор героев романа, анализировать, обобщать, оценивать

г) познавательные: стимулирование познавательной активности учащихся, используя метапредметные связи, видеофильм, презентацию

д) здоровьесберегающие: предупреждать переутомление учащихся путем смены деятельности.

Задачи: сформировать представление об особенностях художественного метода А.С. Пушкина и системе его духовных ценностей.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные

Используемые технологии: личностно-ориентированные, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проектно-исследовательские, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии

Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (ноутбук, проектор, экран, динамики), презентация, отрывок из художественного фильма “Капитанская дочка” (1959 год, режиссер В. Каплуновский) и “Русский бунт” (2000 год, режиссер А. Прошкин), портрет А.С. Пушкина, текст романа, план романа (раздаточный материал).

Оформление кабинета: книжная выставка «Творчество А.С.Пушкина», персональная выставка рисунков учащейся 8 класса Е.Беляковой «Мои любимые герои» по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Структура урока: организационный этап, актуализация знаний, основной этап, домашнее задание, заключительный этап – подведение итогов, рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный этап.  (5 минут)

Проверка готовности учащихся к уроку. Целеполагание.

Вступительное слово: “Сегодня мы начнем наш урок с просмотра отрывка художественного фильма, снятого режиссером Владимиром Каплуновским в 1959 году, и вы определите, по мотивам какого произведения снят данный фильм и какие события легли в основу этого произведения”.

(Просмотр отрывка х/ф “Капитанская дочка” (1959 г.) режиссера Владимира Каплуновского, снятого к 160-летию А.С. Пушкина: сцена, где Маша едет в Петербург и встречает каторжников и Пугачева в клетке).

На фоне фильма учитель читает отрывок из Пропущенной главы романа “Капитанская дочка”:



“Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, кто замышляют у нас возможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка”.

http://festival.1september.ru/articles/587698/img1.jpg

Рис. 1. Отрывок х/ф “Капитанская дочка” (слайд презентации)

- Данный фильм снят по роману великого русского писателя А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в основу которого легли события 1773-1775 гг. – крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Слово учителя: «Роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, был завершен писателем 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея. “Капитанская дочка” - удивительное произведение. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной. И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд? Наша задачаразгадать некоторые тайны “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин и разобраться в смысле названия романа”.

http://festival.1september.ru/articles/587698/img2.jpg

Рис. 2. Портрет А.С. Пушкина. Тема урока (слайд презентации)

II. Актуализация знаний. (8 минут)

- В какую историческую эпоху разворачивается действие романа?

Учащиеся: Период правления Екатерины II. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. В 1773 году в оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III жив. Им был Емельян Пугачев.



- Этот роман является историческим.

Дайте определение историческому роману.

Учащиеся: Исторический роман - условное обозначение для романов, в которых повествуется об исторических событиях, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

http://festival.1september.ru/articles/587698/img3.jpg

Рис. 3. Определение исторического романа (слайд презентации)

- Запишите в тетради.

- Чтобы перейти к сюжету романа, необходимо вспомнить историю его создания. А поможет нам в этом Карапетян Сергей, который подготовил презентацию.

Из истории создания романа

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его “Архивных тетрадях” сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

     В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. “Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась “История Пугачева”, написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 году под названием “История Пугачевского бунта”, которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по местам восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который “предпочел гнусную жизнь – честной смерти”. Имя его упоминалось в документе “О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников”. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались “в сообщении с злодеями”, но “по следствию оказались невинными” и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, “гнусный злодей” Швабрин.

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над “Капитанской дочкой”. “Капитанская дочка” была напечатана в четвертом номере пушкинского “Современника” в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.



- Назовите главных героев романа.

Учащиеся: Главные герои романа – Емельян Пугачев, Петр Гринев, Марья Миронова, Алексей Швабрин. (Один учащийся показывает на слайде).



http://festival.1september.ru/articles/587698/img4.jpg

Рис. 4. Главные герои романа (слайд презентации)

- Дайте характеристику главным героям романа.

Работа учащихся в группах. (8 минут)

При данной работе будут учитываться индивидуальные особенности учащихся. Группе «слабых» учеников в помощь будет предоставлен раздаточный материал с опорными вопросами.



Гринев Петр Андреевич - главный герой романа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и о своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).

Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем.

Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”.

Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.



Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.   При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.

И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачев раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.

Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.
Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце романа, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости этот герой доходит до конца.

Мария Ивановна Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своего романа.

Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша, как равная с равной, беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.


III. Основной этап. Работа над образом Маши Мироновой.

1. Фронтальная работа. (10 минут)

- Можно ли назвать «Капитанскую дочку» (помимо исторического) бытовым романом, нравоучительным?

Вывод: Можно. О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нем и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории.

- А сейчас отгадайте, кто этот человек: «Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется» (Маша)

- Загадочным ли вам кажется ее характер? (Нет. Вначале верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «Совершенною дурочкою». Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный.)

- Кто первым найдет, как Маша отвечает на слова Гринёва: «Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас благословят, мы обвенчаемся»? («Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия».)

- Кто точнее назовет черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации? (чувство долга, самоотверженность.)

- Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему ее Пугачеву на слова: «Скажи, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?» («Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».)

- Какие черты характера здесь проявляются? (Твердость, решительность)

- Интересует ли характер Маши Пушкина? (Да).

- Почему? (Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини – любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим ее людям, спасают их.)

- Итак, человек, даже скромный, иногда загадка. И Пушкин дает подсказку – эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.

- Вам представлен план романа (смотри Приложение): даны названия глав и эпиграфы к ним. Скажите, в каких главах романа появляется Маша Миронова? Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?

Учащиеся: А.С. Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее близость к народу. Она сильный волевой человек. Именно эти качества раскрывают эпиграфы. (зачитать эпиграфы)



- Судьба приготовила Маше новый удар, и она решает начать борьбу за спасение своего жениха. Права ли Маша, считая себя виновницей ареста героя?

Учащиеся: Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства Гринев на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург и самостоятельно обдумывает план действий, требующий и энергии, и смелости. В Маше есть способность располагать к себе самых различных людей и по характеру и по положению.

Слово учителя: “Сейчас мы посмотрим два фрагмента художественного фильма “Русский бунт” режиссера Александра Прошкина, снятого к 200-летию А.С. Пушкина: сцены встречи Маши Мироновой и императрицы и ответим на вопросы: Какие черты характера героини показаны в этих эпизодах? Почему Екатерина II прислушалась к просьбе Марьи Ивановны?” (Записать вопрос на доске)

2. Просмотр отрывков художественного фильма “Русский бунт”. (5минут)

http://festival.1september.ru/articles/587698/img6.jpg

Рис. 5,6. Фрагменты х/ф “Русский бунт” (слайды презентации)

- Итак, ответьте на поставленные перед просмотром отрывков фильма вопросы. (Решительность, отвага, самостоятельность). Все что рассказала Маша императрице – правда. И та ей поверила, поверила сироте, родители которой были казнены Емельяном Пугачевым.

- Почему же А.С. Пушкин назвал свой роман “Капитанская дочка”, а не предположим “Пугачев”, “Гринев”, “Швабрин” или “Маша Миронова”?”

Учащиеся: Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную. Неспроста роман начинается эпиграфом, русской пословицей: “Береги честь смолоду”. Честность, нравственность, чистота – основные черты характера Марьи Ивановны.


IV. Домашнее задание. (2 минуты) 

Сегодня вы посмотрели отрывки из двух замечательных художественных фильмов по мотивам романа А.С. Пушкина – “Капитанская дочка” 1959 г. и “Русский бунт” 2000 г. Я вам даю диски с этими фильмами, посмотрите их и сравните, как изображена Маша Миронова в разных фильмах, и сопоставьте с образом в романе. Напишите небольшое домашнее сочинение-рассуждение.

http://festival.1september.ru/articles/587698/img8.jpg

Рис. 7. Домашнее задание (слайд презентации)

V. Заключительный этап.

Подведение итогов. (5 минут)

- Несомненно, А.С.Пушкина привлекает образ Марьи Ивановны. Поэтому одним из средств поэтизации образа служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации, которая поставлена ходом событий героини романа. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Андреевича Гринева, его честь, его семью.



- Какие же основные черты характера Марьи Ивановны? (честность, нравственность, чистота души). Неслучайно роман носит такое название – «Капитанская дочка». Марья Ивановна – любимый женский образ А.С.Пушкина.

- Спасибо, ребята, за плодотворную работу на уроке. Все хорошо потрудились, поэтому получаете положительные оценки. Получают «5»:

- за презентацию к уроку - Карапетян С, Горбунов М;

- за поисковую работу, работу с Интернет-ресурсами – Дмитриев К.

- за творческую работу: иллюстрирование сюжета романа – Белякова Е.

- за работу на уроке – …


VI. Рефлексия. (2 минуты)

- Чем запомнился вам урок?

- Что нового вы узнали?

- Как оцениваете свою работу и работу одноклассников?



- Урок окончен. Желаю успехов в дальнейшей работе.

ВНЕКЛАССНЫЙ УРОК.

Литературно-музыкальное КАФЕ для учащихся 4 - 10 классов,

посвященное героям Отечественной войны 1812 года

( к 200-летию Бородинской битвы)

Тема: « Бессмертен тот, кто Отечество спас...»

Материал преподнесен не в общепринятом, традиционном виде, а в весьма оригинальной форме – соответственно его названию – в виде сценария литературно-музыкальных гостиных и может быть использован в качестве дополнительной литературы на уроках по русской литературе, истории в средних, старших классах средней общеобразовательной школе, а также на специальных факультативах, внеклассных мероприятиях.

Учитель русского языка и литературы: Морозова Татьяна Владимировна

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели и задачи проведения:

а) образовательные: расширять и углублять знания учащихся о жизни и творчестве поэтов Отечественной войны 1812 года, познакомить учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года, учить работать с историческими и литературными источниками, развивать умение анализировать художественный тест. Формировать коммуникативные и образовательные компетенции.

б) воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их готовности стоять насмерть, защищая Родину. Воспитывать патриотизм, гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле. Повышать духовную культуру, формировать активную жизненную позицию

в) развивающие: развивать память, мышление, внимание, речь, воображение, учебно-познавательный интерес; совершенствовать исполнительское мастерство, развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе, умение работать с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, иллюстрациями и фотоматериалами.

г) познавательные: стимулировать познавательную активность учащихся, используя взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства, музыки (интеграция урока), презентации, игры - викторины

д) здоровьесберегающие: предупреждать переутомление детей путем смены деятельности; наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбка, шутка; наличие мотивации деятельности учащихся: внешняя – похвала, поддержка; внутренняя – радость от активности, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу; психологический климат на уроке, взаимоотношения между учителем и учениками: индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей; между учениками: сотрудничество – соперничество

Формы организации: индивидуальные, групповые, коллективные

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста, исполнение народных песен, танца.

Используемые технологии: личностно-ориентированные, обучение в сотрудничестве, проектно-исследовательские, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии

Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (ноутбук, проектор, экран, динамики), презентация «Наполеон в Москве», презентация «Поэты – участники Бородинской битвы, аудиозапись "Давным-давно" музыка Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова; аудиозапись «Солдатушки, браворебятушки», аудиозапись «Гусарский вальс», кассеты с шедеврами классической музыки, костюмирование героев, жетоны для игры - викторины

Оформление кабинета: выставка книг «Герои войны 1812 года», Бородинская панорама из картона, тематический стенд с фотографиями и рисунками, плакат

на стене « «, свечи и скатерти на столах, шторы для гостиной, на доске плакат с надписью «Литературное КАФЕ»



Структура урока: организационный этап, начало урока: актуализация знаний; основной этап: музыкально-литературная композиция, история в лицах, игра – викторина; заключительный этап: подведение итогов, рефлексия.
Ход внеклассного урока

  1. Организационный этап. (2 минуты)

Прелюдия: звучит классическая музыка.

Учитель: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть Вас в стенах нашей школы. Все Вы знаете, что 2012 год – год Российской истории. Поэтому мы решили завершить его знаменательной датой – 200 лет Бородинской битве. Учащиеся 4 – 10 классов подготовили литературно-музыкальное кафе «Бессмертен тот, кто Отечество спас…». И так, мы начинаем!

  1. Начало урока. Актуализация знаний. (5 минут)

Ведущий 1:

Мне о России надо говорить,


Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!

(на фоне музыки Баха читаются стихи)



Ведущий 2:
Бородино!.. Да кто в России
Не знает про Бородино?
Века идут, но с прежней силой
Волнует нашу грудь оно.
Отвага, мужество и слава,
И небывалый героизм,
И гордость за свою державу
Навечно в слове том слились.
Оно как символ русской славы
Вошло в историю навек,
И без него своей державы
Не мыслит русский человек.

7 сентября 2012 года исполнилось 200 лет со дня Бородинской битвы.



Ведущий 1:

Эпиграфом нашего литературного КАФЕ послужили слова В.Г.Белинского: “У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…”



Ведущий 2:

24 июня 1812 года армия Наполеона ( 610 тысяч человек) без объявления войны вторглась в пределы Российской империи. Главной целью Наполеон считал взятие Москвы. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но заняв Москву, я поражу ее в самое сердце». Быстрое продвижение мощной французской армии вынудило русское командование отступить вглубь страны и лишило возможности главнокомандующего русской армией, генерала Барклая-де-Толли, подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому 20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками в 200 тысяч человек М.И. Кутузова. Однако и ему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил. К тому времени армия Наполеона уже понесла значительные потери, и разница в численности двух армий сократилась. В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино. В половине шестого утра 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских.

Русская армия отступила, но сохранила боеспособность. Наполеон не сумел добиться главного – разгрома русской армии. Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских отрядов. К концу декабря остатки армии Наполеона были изгнаны из России.

III. Основной этап. (30 минут)

1. Выступление учащихся 4, 5 классов с литературно-музыкальной композицией «Уж постоим мы головою за Родину свою», 7 минут)

Ведущий: XIX век…1812 год…

Чем удивит? Что принесет?

В тот год решил Наполеон все страны подчинить…

И вот готовится к войне…



(Выходит Наполеон, подходит к карте, рассматривая ее, делает пометки)

Наполеон: Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна:

Французской маловато. Возьму Германию, Италию…

И вот они – солдаты!

Хочу Россию подчинить,

Хочу в Москву войти.

Всё я сумею, всё смету преграды на пути!



(Наполеон уходит).

Ведущий:

Россия – мирная страна, войне никто не рад:

Крестьяне хлебушек растят,

Дворяне все на бал спешат.

Все, впрочем, как всегда

(Презентация слайда: Бал. Дамы и гусары вальсируют. На сцену выходит солдат со свитком в руках).

Солдат:

Русский император Александр I издал Манифест.

Попросил народ свой, ради чести,

В силу кровной мести,

Отстоять Отчизну, отстоять страну.

И Кутузова направил, Чтоб войска он все возглавил.

Так ответил на войну (закрывает свиток)

Нас войной не запугаешь,

Дух славянский не задавишь!

(Гусар надевает кивер, уходит под звуки барабана. Дамы, прощаясь с ним, машут платочками. Дамы ведут между собой разговор).

1-я дама: Нам в стороне стоять нельзя,

Смотрите, что скажу вам я:

Умею спицами вязать, свяжу для армии носки.

2-я дама: А я свяжу жилет.

1-я дама: А я сошью кисет.

2-я дама: А если нужно, я пойду работать в лазарет.

Дамы (все вместе): Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим! (Уходят).
(Ведущий читает текст).
Ведущий: И Полоцк пал, и Орша, Минск-

Пока силен француз.

Смоленск оставлен. Это так.

Но мы с тобою, Русь!


(Ведущий читает текст).
Ведущий: Уж месяц как идет война.

Подходит враг к полям Бородина.

И целый день идет сражение одно,

В котором русские непобедимы все равно.


(Гусар заряжает пушку ядрами).
Гусар: Там впереди Москва!

Об этом помнит каждый!

И план Кутузова отважный – немного отступить…

Чтоб силы сохранить!


Гусар: И вот Наполеон в Москве,

Москва пуста, в огне пылает.

Врагу Москва враждебно отвечает.

(Гусар уходит. Выходят крестьяне-партизаны в лаптях, с дубинами, вилами,

рогатинами).

Партизаны: Все на защиту Родины идут

И партизанскую войну ведут!



(Партизаны исполняют старинную солдатскую песню «Солдатушки, браво, ребятушки», музыка и слова народные).

Партизаны: Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим!


Партизаны уходят. Ведущий читает текст).
Ведущий: Горит Москва, но не сдается,

И над врагом огнем смеется!



(Выходит гусар, торжественно, и партизаны также проходят в зал, встают рядом).

Гусар: Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл.

И что Россия – это сила!

Все вместе: Тайком во Францию бежал!

1-й партизан: Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!



Все вместе: Уж постоим мы головою за Родину свою!

(Гусар и партизаны вместе исполняют песню на мотив «Давным – давно»,

музыка Т. Хренникова, слова Г.Гладкова, из фильма «Гусарская баллада»).
Все вместе (поют): В сражениях всякое бывает,

И каждый знает, что сраженье – не кино.

Там храбрость, смелость выручает.

Давным-давно, давным-давно, давным-давно!

Пусть враг забудет про Россию,

Но будет помнить, будет помнить лишь одно:

Его прогоним, как и прежде.

Давным-давно, давным-давно, давным-давно!



(Под музыку выходят дамы с цветами и вручают их гусарам и партизанам).
1-я дама: В честь Победы над врагом

Торжествует все кругом!



2-я дама: По всей стране звучат оркестры

В славу доблести и чести

(выступающие садятся за столы)

Ведущий 2:

«Война 1812 года неоспоримо называться может священною. В ней заключаются примеры всех гражданских и всех военных добродетелей. И так, да будет история сей войны... лучшим похвальным словом героям, наставницею полководцев, училищем народов и царей» (Ф. Н. Глинка).



Ведущий 1:

Выразителем общественного мнения в России явилась литература. Еще Александр Васильевич Суворов говорил о большом значении литературы: «Честь и слава певцам! Они мужают нас и делаются творцами общих благ». После решающего поражения наполеоновской армии под селом Красным ученик и сподвижник Суворова Михаил Илларионович Кутузов прочел перед строем вместо обычного обращения к войскам басню Крылова «Волк на псарне». Слова «С волками иначе не делать мировой, // Как снявши шкуру с них долой» — великий полководец истолковал как своего рода наказ своим воинам.



2. История в лицах (рассказы учащихся 9-го класса о героях Отечественной войны 1812 года. Работают две группы: искусствоведы и литературоведы, 10 минут )

Литературовед 1:

В августе 1812 года Василий Андреевич Жуковский был назначен Кутузовым чиновником по особым поручениям. Жуковский писал бюллетени в «Журнал о ходе военных действий», подготавливал проекты приказов и донесений — словом, работал над самыми ответственными документами. Он был в курсе всех военных событий. По долгу службы Жуковский составлял наградные ведомости с подробным описанием подвигов награжденных, а за дружеской беседой у офицерских костров слушал рассказы самих героев. Все это вдохновило его на создание поэтических произведений о героях Бородина.

Накануне боя у Тарутина при бивачных огнях поэт, охваченный общей уверенностью в близкой победе, написал свое знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов», воспев доблесть героев и их пламенную любовь к Родине.

С необычайной яркостью и задушевностью Жуковский изображает славные подвиги героев: А. П. Ермолова , Н. Н. Раевского, М. И. Платова. Проникновенные строки поэт посвящает павшим героям — Я. П. Кульневу, А. И. Кутайсову, П. И. Багратиону. Лучшие строки стихотворения посвящены Кутузову...

С ним опыт, сын труда и лет!

Он бодр и с сединою;

Ему знаком победы след…

Доверенность к герою!



В. Жуковский. Певец во стане русских воинов

Литературовед 2:

Федор Николаевич Глинка, поэт и драматург, участвовавший в войне 1805—1807 годов и вышедший после нее в отставку, возвратился в армию в 1812 году.

«Сия война ознаменована какою-то священной важностью, всеобщим стремлением к одной цели, — писал он в одном из писем. — Поселяне превращали серп и косу в оружие оборонительное; отцы вырывались из объятий семейств, писатели — из объятий независимости и Муз, чтоб стать грудью за родной предел».

Ведущий 2:

Почти все русские литераторы эпохи Отечественной войны, способные держать оружие, вступили в действующую армию, их непосредственное участие в боях дало им возможность воссоздать в художественных произведениях это время.



Литературовед 3:

Участником войны 1812 года был Александр Сергеевич Грибоедов. Он мечтал о лихих кавалерийских атаках, однако ему пришлось заняться другим делом — трудным, но необходимым: формированием и обучением кавалерийских полков. В статье «Кавалерийские резервы» он рассказал о том, как самоотверженно работали люди в тылу.



Литературовед 4:

Подпрапорщиком Семеновского полка начал войну Петр Яковлевич Чаадаев — мыслитель, публицист, автор составивших эпоху в развитии русской мысли «Философских писем». Он участвовал во всех сражениях: Бородино, Тарутино, Кульм, Лейпциг.



Литературовед 5:

В ополчение поступил и поэт Александр Федорович Воейков. Он принимал участие в действиях партизанских отрядов под Москвой, в Тарутинском сражении.



Литературовед 6:

Александр Александрович Шаховской - известный драматург, был командиром ратников Тверского ополчения. Перед Тверским ополчением и отрядом регулярных войск генерала Винценгероде была поставлена задача преградить французам путь на Петербург. Год спустя под впечатлением этих событий Шаховской написал оперу-водевиль «Крестьяне, или Встреча незваных». Особенной популярностью пользовалась песня из этого водевиля со словами «Не бывать и не быть тому, чтоб врагу мы покорились». (Звучит отрывок). Полк Шаховского первым вступил в Москву после бегства из нее французов.



Литературовед 7:

Война 1812 года нашла отражение в баснях Ивана Андреевича Крылова «Волк на псарне», «Кот и повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Щука и Кот». Константин Николаевич Батюшков писал Николаю Ивановичу Гнедичу, другу и сослуживцу Крылова...



Чтец 2 (читает): «Скажи Крылову, что в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваке с новым удовольствием».

Литературовед 8:

Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам несжатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом —

И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,

То, вынырнув опять, следом

Идет за шумными французскими полками

И ловит их, как рыб, без невода руками.



Ф. Глинка. Партизан Давыдов

Это стихи Федора Глинки о Денисе Васильевиче Давыдове. В начале 1812 года при содействии Багратиона Денис Давыдов был назначен командиром первого батальона Ахтырского гусарского полка. Под командованием Дениса Давыдова полк одержал блестящие победы. Но накануне Бородинского сражения он подал Багратиону рапорт с просьбой выделить ему людей для создания партизанского отряда. Действия этого партизанского отряда вызвали большое беспокойство у французов.



Ведущий 1:

Денис Давыдов — автор воинских стихов. Его перу принадлежат лирические стихи, отражающие драматические события личной жизни, элегии, гусарские лихие песни. Как воинственная клятва звучит «Песня».



Чтец 1:

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарский,

С вами век мой золотой!

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

За тебя на черта рад,

Наша матушка Россия!

Пусть французишки гнилые

К нам пожалуют назад!

За тебя на черта рад,

Наша матушка Россия!

Д. Давыдов. Песня

Ведущий 2:

Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино". Это стихотворение было написано в связи с 25-ти-летием Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник". В этом стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к Родине, к ее истинному защитнику - русскому народу.

Лермонтов в своем творчестве неоднократно обращается к теме Бородинского сражения: сначала - "Поле Бородино", затем "Бородино", "Воздушный корабль", "Последнее новоселье".

Ведущий 1:

Л.Н. Толстой в своем произведении "Война и мир" описывает Бородинское сражение, в основном опираясь на стихотворение Лермонтова, сохраняя стиль и подход к изображению событий Бородина как у Лермонтова.

Гениальные лермонтовские строки приобрели особое звучание во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Их как клятву повторяли бойцы перед боем:

Ребята! Не Москва за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали...



Вопрос: Скажите, что же побудило М.Ю. Лермонтова написать стихотворение "Бородино "?

Да, Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом в сражении, после которого стал очевиден исход войны. Такие события, конечно же, не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. Память народная нетленна, вот почему М.Ю. Лермонтов обращается к этой теме.

А сейчас послушайте отрывки из стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова в исполнении учащихся 6 класса…

Историк 1:

Подвиг русских героев “грозы 12 года” давно прославлен в нашей стране. Еще в 1912 году, в честь 100-летия Отечественной войны, художник Ф.А. Рубо создал замечательную панораму “Бородинская битва”. А в 1962 году неподалеку от станции метро “Кутузовская” был торжественно открыт музей-панорама “Бородинская битва”. Там и разместилось отреставрированное бессмертное полотно Рубо. Нам обязательно нужно побывать в этом музее и увидеть наглядно то, о чем писал М.Ю.Лермонтов в стихотворении “Бородино”.


Историк 2:

В 1968 году при въезде в Москву со стороны Смоленска, у Поклонной горы была установлена Триумфальная арка. Первоначально арка была деревянной (1813-1814 гг.), а в 1834 году была построена в камне (архитектор О.И.Бове). На арке выбиты слова М.И. Кутузова: “Славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своей спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”.



Ведущий 2:

Проверим наши знания о войне двенадцатого года.



3. Игра-викторина. ( 13 минут)

Принимают участие команды «Богатырей» и «Гусар», а также гости кафе.

За правильный ответ раздаются жетоны.

1. Разминка.

Вопросы 1-ой команде:

1. Кто назвал Бородинское сражение “битвой гигантов”? (Наполеон.)


2. Зачем нужен конский хвост драгунам? (Защищать шею от ударов.)
3. Почему существуют две даты Бородинской битвы? (По старому стилю 26 августа, по новому стилю 7 сентября.)
4. Как переводится с французского слово “флешь”? (Стрела.)
5. Какова форма редута? (Шестиугольник.)
6. Чем сражались партизаны, у которых не было оружия? (Орудия труда: вилы, цепы, топоры; дубинки.)
7. Чем на императорском знамени Наполеона были заменены лилии Бурбонов? (Пчёлы)
8. По какой дороге пришлось отступать Наполеону от Москвы? (По Старой Смоленской дороге.)

9.Сколько было у гусаров поперечных шнуров? (На груди доломана и ментика нашивались 15 поперечных рядов двойных шнуров с тремя рядами выпуклых пуговиц, из которых центральный находился на правом борте, а два другие — при углах шнуров, уложенных завитками)

10.А сколько рядов пуговиц? (Три ряда)

11. Кого из полководцев называли «вихрь-атаманом» (Платов) 12. Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения еще 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Как его звали? (Кутузов)



Вопросы 2-ой команде:

1. Кто командовал  русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)

2. Какова была численность французской армии  на начало войны? (приблизительно 610 тысяч человек)

3. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? (Бородинская битва)

4 Что такое редут? (земляное укрепление) 

5. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)

6. Из скольких частей состояла русская армия? (из 3 частей)

7. В каком городе скончался Кутузов? (Бунцлау, Пруссия)                                

8. Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)

9. Какова была численность русской армии к началу войны? (приблизительно 200 тысяч человек)

10.В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)                  

11. Война – дело мужское. Но история войны 1812 года сохранили имена двух женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Как звали этих  дам. (Дурова, Василиса Кожина)

12. По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто намерено искал смерть. Под ним было убито 4 лошади, рядом с ним погибли 2 его адъютанта. Кто это был? (Барклай-де-Толли)

Вопросы залу (за правильные ответы гости зарабатывают жетоны)

1. Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов  …..»? (бить французов!)

2.Что такое фураж? (корм для лошадей)

3. Назовите лидера партизанского движения? (Давыдов)                               

4. Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)

5. Кто по национальности был Багратион? (Грузин)

6. Поэт, гусар, герой войны 1812 года? (Давыдов)

7. Он должен был стать юристом, а стал императором: сначала — всей Европы, потом — одного острова. Кто он? (Наполеон.)









8. По происхождению шотландец, но возглавлял русскую армию в начале и конце войны России с Францией. Кто он? (Барклай-де-Толли.)
9. Он был учеником Суворова и Потёмкина, главнокомандующим в войне России против Турции и Франции. Кто он? (Кутузов.)

10. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было

11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат? (Раевский)

2. Конкурс «Обмундирование гусара».

Выбери необходимое для гусара (выделено жирным шрифтом). На слайде показаны вещи. На другом слайде – правильный выбор обмундирования для гусара.

1.Банник

2. Бивак


3. Вензель

4. Лафет


5. Доломан (куртка)

6. Кивер (головной убор)

7. Ботики (обувь)

8. Макинтош

9. Пелерина

10. Чепец

11. Чикчиры (гусарские штаны)

12. Ташка (сумочка)



3. Следующий этап игры посвящён героям войны 1812 года и условно называется «Чей портрет?» (учащимся предлагаются портреты героев Отечественной войны 1812 года)

4. С залом игра « Дополни цитату».

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

(2)


Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

(3)


И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

(4)


Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

(5)


Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

(6)


Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!


Ведущий 1:

1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы. Какие произведения об этой войне вы знаете?

Поэтическая летопись Отечественной войны богата и выразительна. Здесь и мудрый Крылов, и знаменитые Жуковский, Пушкин, Лермонтов, страстный в торжестве Языков, провидец Тютчев, талантливый Ф. Глинка, бравый гусар Денис Давыдов и другие.

5. Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь в предложенном поэтическом тексте?

…которого Россия,


В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.

Ответ: Н. М. Языков о Д. Давыдове

Усач. Умом, пером остер он, как француз,


Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом -
И след простыл!... То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом:! Это ты, поэт и партизан!...

Ответ: Ф. Н. Глинка о Д. Давыдове

Хвала тебе, наш бодрый вождь,


Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!

Ответ: В. А. Жуковский о М. И. Кутузове

Надменный! Кто тебя подвигнул?


Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?

Ответ: А. С. Пушкин о Наполеоне

IV. Заключительный этап. Итог внеклассного урока. ( 5минут)

Учитель: Да, русские герои, о которых мы сегодня говорили, защищали свою Родину. Как вы думаете, какие качества надо вырабатывать в себе, чтобы стать настоящим защитником Родины?

Сегодня на уроке мы изучили страницы подвига и победы русских людей в войне 1812 года. "Героями не рождаются" ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже - ты сам или Родина" человек находит свой ответ. Каждый должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество, и заботиться о нем.

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость Родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.

Слава героям Отечественной войны 1812 года и вечная им память!



БЕССМЕРТЕН ТОТ, КТО ОТЕЧЕСТВО СПАС!

V. Рефлексия. (3 минуты)

Учитель: Чем понравился вам урок? Что нового вы узнали? Ваша самооценка и взаимооценка? Всем спасибо за работу. Вы большие молодцы!




Морозова Татьяна Владимировна