Урок лите ратуры 11 класс - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок английского языка Учитель: Тодаева О. В. Класс: 2б Тема урока... 1 48.49kb.
Урок литературы. 6 класс. Методические рекомендации. Предмет: Литература... 1 192.22kb.
8 класс Учебник «Алгебра» 8 класс под редакцией Теляковского С. 1 117.72kb.
Урок географии 7 класс Суховеева Т. В., учитель географии цо №324... 1 89.85kb.
Урок обществознания: «Право в жизни человека, общества, государства. 1 90.25kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 236.43kb.
Открытый урок по математике 3 класс учитель Гритченко Т. В. 1 67.37kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Урок чтения. 2-й класс. «Н. Носов \"Заплатка\"» 1 23.94kb.
Урок литературы. 7 класс. Поэзия Страны Восходящего солнца 1 87.13kb.
Урок путешествие по теме: «Двоичная система счисления» 9 класс 1 99.78kb.
Зиновий сагалов не верьте г ну кафке! 1 282.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок лите ратуры 11 класс - страница №1/1

Бородина Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

Харцызская общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней № 2
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

11 класс

Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительностьюв новелле Ф.Кафки «Превращение»
Анотація

Урок літератури в 11 класі за твором Ф.Кафки «Перевтілення» ставить за мету допомогти учням з’ясувати проблему та ідейний зміст твору,зрозуміти глибину авторського замислу та усвідомити трагічне безсилля людини перед абсурдністю оточуючої дійсності шляхом проведення дослідження змісту твору та вирішення проблемного питання.. Урок сприяє формуванню самоосвітньої, соціальної, комунікативної, інтелектуальної компетенції учнів.

Тема Трагическое бессилие человека пред абсурдностью окружающей действительности в новелле Ф. Кафки «Превращение».
Цели познакомить учащихся с новеллой «Превращение», помочь уяснить проблему и идейное содержание произведения, понять глубину авторского замысла;

развивать навыки самостоятельного анализа литературного произведения, умение последовательно, сжато и логично излагать свои мысли, делать выводы;

воспитывать внимательных и чутких читателей, уважение к людям;

способствовать формированию самообразовательной, социальной,

коммуникативной, интеллектуальной компетенции.

Тип урока – урок изучения нового материала.
Вид урока – урок-исследование

Ход урока




І.Организационный момент.

Добрый день. Я рада видеть Вас сегодня и надеюсь на нашу плодотворную работу в течение отведенных 45 минут.



ІІ. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию нового материала.

1.Беседа с классом.

На прошлом уроке мы познакомились с непростой судьбой немецкого писателя Ф. Кафки. Сегодня мы поговорим о его новелле «Превращение».


– На чем основан сюжет новеллы?

/на превращении человека в насекомое/

– Впервые ли прием превращения встречается в литературе? Кто-нибудь может вспомнить конкретные примеры?

/Действительно, мотивы превращения встречались в литературе и раньше, например, в «Метаморфозах» Овидия. Когда человеческая боль и тоска становилась нестерпимой, у героев Овидия возникало желание сделать шаг и переступить границу боли, печали, выскочить из своего тела и поменять облик. Например, Алкиона, увидев мужа мертвым, превратилась в чайку. А Эхо, страдая за самовлюбленным Нарциссом, превратилась в голос./

– Какая же ,на Ваш взгляд, нестерпимая боль заставила Ф. Кафку обратиться к приему превращения? Вспомните биографию писателя.



/страх перед отцом, чувство вины перед семьей, несоответствие требованиям отца, неудавшаяся личная жизнь/

– Можем ли мы сказать, что в новелле ощущается автобиографическое начало?



2. Слово учителя.

Французский литературовед Клод Давид считал, что главный герой новеллы «Превращение» Грегор Замза – «это явно Франц Кафка, превращенный своим нелюдимым характером, своей склонностью к одиночеству, своей неотвязной мыслью о писании в некое подобие монстра..., непонятный, презираемый, отвратительный объект в глазах всех »

!!!??? Мне бы хотелось, чтобы сегодня, проанализировав произведение, мы попытались определить, ПРАВ ЛИ КЛОД ДАВИД, ПОЛАГАЯ, ЧТО «ПРЕВРАЩЕНИЕ» ВОПЛОЩАЕТ ВНУТРЕННИЕ СТРАХИ И КОМПЛЕКСЫ ПИСАТЕЛЯ. ИЛИ ЖЕ Ф. КАФКА ВЫХОДИТ ДАЛЕКО ЗА РАМКИ АВТОБИОГРАФИЗМА, ПОДНИМАЯ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.



ІІІ. Объявление темы и целей урока /цели и компетентности пытаются определить учащиеся; тема и проблемный вопрос записываются в тетрадь/
ІУ. Работа над темой урока.
- Обратимся к новелле «Превращение». Вы предварительно прочли ее и в группах поработали над каждой главой. Мы возьмем только один аспект: отношение Грегора к семье и семьи к Грегору на протяжении всего произведения. По материалам работы групп попробуем составить таблицу, которая, я думаю, поможет ответить на проблемный вопрос нашего урока. (образец таблицы на доске)

Название главы / отношение Грегора к семье / отношение семьи к Грегору

- Итак. Часть1-я

? - Как мы озаглавим ее?

- Ребята, в этой главе ,на мой взгляд, наибольшим образом слились абсурд и реальность. Обратите внимание на значение слова АБСУРД (на доске) –

НЕЛЕПОСТЬ, БЕССМЫСЛИЦА, ФАНТАСТИКА.

? – Что же в 1-й главе абсурд, а что реальность?

/абсурд – это то, что произошло с Грегором (зачитать начало новеллы), а также его первая встреча с семьей и управляющим;

реальность- это жизнь Грегора и его семьи, их отношение друг к другу/

? – Какие эпизоды , на ваш взгляд, являются наиболее значимыми для понимания образа Грегора и членов его семьи?
/1-й эпизод - размышление Грегора о своей работе (зачитать выборочно). Мы видим, что герой -мелкий служащий, он находится в унизительном положении, тяготится своей работой. Но он вынужден мириться с этим только ради своей семьи.
2-й эпизод - «Больше всего беспокоит мысль о том ...» (зачитать). Даже в тяжелую для себя минуту Грегор беспокоится о семье, но в то же время полагается только на себя.
3-й эпизод – первая встреча с семьей (зачитать отдельные моменты). Потрясает, как миролюбив, заботлив Грегор и как зол и беспощаден отец/
? – Какие ключевые фразы мы можем поместить в таблицу?
Страшное пробуждение / отношение Грегора к семье /отношение семьи к Грегору

-беспокоился, что грохотом -тебе нездоровится? -

вызовет тревогу; -были готовы ему помочь;

-неужели он действительно -зарыдала сестра;

позвал бы на помощь?; -мать рухнула;

-мама, мама,- тихо сказал он. –отец сжал кулаки; неумолимо

наступал; силой дал пинка.

? – Какой же можно сделать вывод по 1-й части об отношениях героев в такой момент их жизни?

/наблюдая за событиями 1-ой части, мы видим, что Грегор думает только о семье, боится потревожить родных, испугать своим видом, обходителен с управляющим, старается сохранить свое место. Члены его семьи сначала, не зная реальной ситуации, обеспокоены отсутствием Грегора, готовы помочь ему. Но цитата «А почему плакала сестра? Потому что он не вставал и не впускал управляющего, потому что он рисковал потерять место и потому что тогда хозяин снова стал бы преследовать родителей старыми требованиями» , - говорит о том, что все они думали только о своем благополучии. А увидев Грегора в облике насекомого, не только не пытаются ему помочь, а наоборот, наносят страшные раны./
- Перейдем ко 2-й группе

?- Пожалуйста, по образцу предыдущих ответов проанализируйте 2-ю часть новеллы ( заглавие, анализ наиболее значимых эпизодов, ключевые фразы, вывод)

- Ответ группы



/Жизнь под диваном

1-й эпизод – как сестра приносила Грегору еду

Она старается совладать со своим страхом, приносит еду на выбор, желая понять его вкус. Грегор ей благодарен. НО! Обращают на себя внимание детали (зачитать): миску Грегора «подняла не просто руками, а тряпкой», «снедь, к которой Грегор не притронулся,... поспешно выбросила в ведерко». Родителям же знать о процессе кормления было вовсе невыносимо.

2-й эпизод – когда Грегор подслушивает разговор и узнает, что у отца образовался небольшой капитал, о котором никто не знал.

Поражает то, что Грегор в трудные для семьи дни взвалил все на себя (зачитать): «Заботой Грегора было сделать все, чтобы семья как можно скорее забыла о банкротстве... Потому он начал тогда трудиться с особым пылом... К этому все привыкли – и семья ,и сам Грегор; деньги у него с благодарностью принимали..., но особой теплоты больше не возникало». Однако, узнав, что отец скрывал часть денег и тайком откладывал из заработка сына, Грегор ничуть не упрекнул его. «Вообще-то он мог этими лишними деньгами погасить часть отцовского долга и приблизить тот день, когда он, Грегор, волен был бы отказаться от своей службы, но теперь оказалось несомненно лучше, что отец распорядился деньгами именно так.»

3-й эпизод о том, как мать и сестра выносят из комнаты Грегора вещи (зачитать). И Грегор взбунтовался (зачитать). Тогда Грегора мы еще не видели. Он протестует, он хочет защитить свое право на эту комнату. Но агрессия исчезает, когда он увидел, как «упала с раскинутыми руками» мать. Грегор становится таким как прежде. «Казнясь раскаяньем и тревогой, он начал ползать, облазил все: стены, мебель и потолок – и наконец, когда вся комната завертелась вокруг него, в отчаянье упал на середину большого стола». Видя, что причинил боль близким, Грегор не посмел больше отстаивать свои права.

И последний 4-й эпизод, который можно назвать «Расплата за бунт» (зачитать)
Отношение Грегора к семье / Отношение семьи к Грегору

-мечта об учебе сестры в консерватории; -сестра ухаживает, но брезгливо, не

-рад, что отец копил деньги; выносит его облик;

-ему делалось жарко от стыда и горя; -мать переживает, но бездействует;

-казнился раскаяньем и тревогой; -знать подробности кормления им

-заботясь о родителях, не показывался (родителям) тяжело;

у окна. –отец считает единственно правильным

относиться

к нему с величайшей строгостью;

-мать прост сохранить Грегору жизнь

Вывод: превращение героя нарушило покой семьи, созданный, кстати, самим Грегором. Во второй главе еще видна какая-то забота о нем, но уже с брезгливостью. Грегор же всем поступается ради семьи, даже прекратил свой бунт, чтобы никому не навредить. Но иначе ведет себя семья: оказывается, можно даже пожертвовать жизнью того, кто создавал для них это благополучие. Это страшно./

- Итак последняя, третья часть. Грегор продолжает жить взаперти. Утратив кормилица, семья сама вынуждена зарабатывать на жизнь. Какие же отношения у них складываются с Грегором про прошествию трех месяцев с момента трагического превращения?

- Давайте начнем с ключевых фраз

/

- о своей семье он думал с нежностью - Грегор все-таки член семьи,

нужно подавить отвращение и терпеть

и любовью

- сестре надоело заботиться как прежде о

Грегоре

- ногою запихивала ... еду

- его предоставили самому себе

? – Какую картину можно считать самой светлой в этой безнадежной жизни героя?

/ эпизод, когда сестра играет на скрипке( зачитать и проанализировать)

эти трогательные строки подтверждают то, что Грегор чуткий, нежный, тонко понимающий музыку. Он не насекомое. «Был ли он животным, если музыка так волновала его»(добавить эту фразу в таблицу)

? – Сумела ли семья понять душу Грегора, выползшего послушать музыку?

/Нет. Звучат слова «так жить дальше нельзя», «мы должны попытаться избавиться от него», «пусть убирается отсюда» / дополнить таблицу / и самое обидное, что эти слова произносит горячо любимая Грегором сестра/

? – Какой же заголовок вы дали этой части новеллы?

/из нескольких вариантов мы остановились на фразе из текста «Оно издохло», которая как нельзя лучше передает отношение к Грегору, а также жизненный исход героя/
- Чтение учителем под музыку сцены смерти Грегора
Вопросы к классу

? – Какие мысли и чувства порождает у Вас смерть героя?

/семья обрекла сына и брата на смерть. В самом начале новеллы Грегор по непонятным причинам стал безобразным существом. Но в ходе чтения произведения совершенно забываешь об этом. Герой вызывает сочувствие, сострадание. Понимаешь безысходность его положения./

? – От чего же умер Грегор Замза?

/от безразличия семьи, душевной черствости самых близких людей/

У. Подведение итога урока, вывод.
- Вернемся к проблемному вопросу /зачитать/.

? – Согласны ли вы с мнением Клода Давида, что новелла «Превращение» воплощает внутренние страхи и комплексы Ф. Кафки? Или же в своем произведении автор затрагивает более глубокие проблемы существования человека?

/ у автора болит душа за судьбу человека, который заслуживает лучшей жизни. Почему за добро платят злом? Люди утратили духовные ориентиры. Стали безразличными. Их увлечение – деньги, материальные ценности. Они не в состоянии поддержать друг друга в беде, не могут сочувствовать. Общество, в котором обесценены все духовные начала,- абсурдно. Перед таким обществом человек бессилен. ЭТО СТРАШНО/
Эти слова, я думаю, можно считать выводом нашего урока.

УІ. Рефлексия.

- Весь урок мы работали с вами сообща. Я хочу, чтобы, выполняя последнее задание этого урока, каждый из Вас сделал свой выбор самостоятельно, основываясь на сделанных сегодня выводах.

А задание следующее. Готовя к публикации новеллу «Превращение», было предложено два варианта иллюстраций к обложке книги: изображение насекомого или изображение семьи Грегора Замзы. Подумайте, какой из вариантов иллюстрации отвечает идейному замыслу автора. Займите свою позицию /на противоположных стенах – варианты иллюстраций/

- Обоснуйте свой выбор /1 человек с каждой группы/

- Изменил ли кто-нибудь свою точку зрения?
Действительно, превращение Грегора Замзы в насекомое – это лишь внешняя метаморфоза героя. Члены же его семьи не выдержали серьезного испытания и превратились в безразличных, черствых, бездушных к близкому человеку людей.
УІІ. Оценивание учащихся.

УІІІ. Домашнее задание.
С.ур ,Д. ур.- написать миниатюру на тему «Грегор Замза как личность до и после превращения»

В.ур. – выбрать 10 ключевых фраз из новеллы и на их основе составить коллаж «Мир и человек в рассказе Ф. Кафки «Превращение»»




Литература

  1. Ж.В.Пилипенко, И.Б. Говердовская. Литература 11 класс: Планы-конспекты уроков. -Х. «Ранок», 2003

  2. «Русский язык и литература в школах Украины» № 12 2006 г.

И. Л. Челышева «Уроки по произведениям Ф.Кафки с применением элементов инновационной технологии: чтение с остановками».

3.Авторские идеи с интернет-ресурсов, 2007 г.


Электронные адреса

1.http://www.fictonbook.ru/author/kafka_franc.