Урок истории России в 9-м классе учителя І категории Анциферовой В. Н. Мбоу «Зачачьевская основная школа» Тема урока: " Сталинградск - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок истории в 8 классе. Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории... 1 29.27kb.
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Урок истории в 8 классе Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года. 1 160.96kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 69kb.
Урок-мультимедиа по музыке в 6 классе тема урока: «старинной песни... 1 129.14kb.
Урок истории в 7 классе Цели урока: Охарактеризовать государственные... 1 78.22kb.
Урок истории в 5 классе. Тема урока. Афинская демократия при Перикле. 1 57.81kb.
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. 1 58.45kb.
Методическая разработка урока истории "Русско-турецкая война 1877-1878 гг. 1 97.25kb.
Тема нашего классного часа «вов сталинградская битва» 1 40.71kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.93kb.
Еременко Андрей Павлович 14. 10. 1892-19. 11. 1970 1 28.81kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок истории России в 9-м классе учителя І категории Анциферовой В. Н. Мбоу «Зачачьевская - страница №1/1

Урок истории России в 9-м классе учителя І категории Анциферовой В.Н.

МБОУ «Зачачьевская основная школа»



Тема урока: " Сталинградская битва: ход, этапы, итоги"

Задача: познакомить учащихся с одним из важных в истории Великой Отечественной войны сражений, определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.

Раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.



Цели:

Познакомить с основными событиями Сталинградского сражения;

Развивать навыки в работе с картой, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к соотечественникам за совершенный подвиг.



Оборудование: карта "Сталинградская битва", раздаточный материал (карточки - задания), учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. История России XX – начало XXΙ века. М., «Просвещение», 2009 г. Видеофрагменты из кинофильма «Сталинград». Заранее учащиеся готовят сообщения о героях Сталинградской битвы.

Прогнозируемые результаты: учащиеся должны показать умение работы с картой, видеофрагментами, учебником. Самостоятельно готовить сообщение и выступать на аудиторию.

План урока:

1.Этапы Сталинградской битвы.

2. Итоги и значение.

3. Заключение.



Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся

II. Новая тема

Учитель: Записывается тема урока

Сегодня на уроке мы должны проанализировать основные события битвы под Сталинградом; охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

Проблемное задание: Слайд 1. Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег.

Можем ли мы с этим согласиться? На этот вопрос постарайтесь ответить в конце урока.



Задание учащимся: слушая рассказ учителя, составить тезисный план ответа.

Учитель: Смотрим карту. В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности.

Сталинградская битва распадается на два периода: Слайд 2.

Ι – 17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительный;

ΙΙ – 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г. – контрнаступление, окружение и разгром немецких войск.

Ι период. 17 июля 1942 г. Части 62-й советской армии вошли в соприкосновение в излучине Дона с передовыми частями 6-й армии немецких войск под командованием генерала Паулюса.

Город готовился к обороне: строились оборонительные сооружения, общая протяжённость их составляла 3860 м. На важнейших направлениях были вырыты противотанковые рвы, промышленность города выпускала до 80 видов военной продукции. Так, тракторный снабжал фронт танками, а металлургический завод «Красный Октябрь» - миномётами. (См. видео.).

В ходе тяжёлых боёв советские войска, проявив стойкость и героизм, сорвали замысел врага овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17 августа 1942 г. Немцам удалось продвинуться не более чем на 60 – 80 км. (См. карту).

Но всё же враг, хоть и медленно, приближался к городу. Наступил трагический день 23 августа, когда 6-я немецкая армия достигла западной окраины Сталинграда, окружив город с севера. Одновременно 4-я танковая армия вместе с румынскими частями продвигалась на Сталинград с юго – запада. Фашистская авиация подвергла жестокому бомбовому удару весь город, совершив 2 тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город.

См. видео фрагмент.

13 сентября противник, введя в бой дополнительно 9 дивизий и одну бригаду, начал штурм города. Непосредственно оборону города осуществляли 62-я и 64-я армии (командующие - генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович).

Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, защищая каждую пять волжской земли.

«Ни шагу назад! Стоять насмерть!» - эти слова стали девизом защитников Сталинграда.

Олицетворением мужества сталинградцев стал знаменитый дом Павлова. Слайд 3.

- сообщение учащегося-

«За Волгой земли для нас нет» - эта фраза снайпера Василия Зайцева стала крылатой.

Слайд 4. - сообщение учащегося-

В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов. Слайд 5.

- сообщение учащегося-

Как символ бессмертной славы в историю Сталинграда вошло имя морского пехотинца Михаила Паникаха. Слайд 6.

- сообщение учащегося-

Господствующая над городом высота - Мамаев курган, в период Сталинградской битвы - это было место самых ожесточённых боёв, ключевой позицией обороны, значащаяся в донесениях как высота 102. Слайд 7.

- сообщение учащегося-

В ходе оборонительного этапа упорство в борьбе за город проявили жители города.

- сообщение учащегося-

Последнее наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 г. на узком участке у завода «Красные баррикады», где фашисты одержали свой последний успех.

Итоги оборонительного периода найдите в учебнике стр. 216.

К середине ноября наступательные возможности немцев иссякли.

ΙΙ.Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. В рамках этого стратегического плана была проведена операция по окружению немецко - фашистских войск под Сталинградом, под кодовым названием «Уран».

См. видео фрагмент. Ребята выполняют задание - заполнить пропуски в тексте.

(Приложение 1.)

Вопросы:


  1. Какие фронты участвовали в операции «Уран»?

  2. У какого города соединились основные части советской армии?

Помощь Паулюсу должен был оказать фельдмаршал Манштейн - ударная танковая группировка.

После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам с юго - запада на расстояние 35 - 40 км., но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Малиновского не только остановила врага, но и нанесла ему сокрушительное поражение.

Одновременно было остановлено наступление армейской группы Гота, пытавшейся в районе г. Котельникова разорвать кольцо окружения.

По плану «Кольцо» (руководил осуществлением операции генерал Рокосовкий) 10 января 1943 года советские войска начали разгром фашистской группировки.

2 февраля 1943 года окруженная группировка противника капитулировала. В плену оказался и сам её главнокомандующий - генерал - фельдмаршал Паулюс.

См. видео фрагмент.

Задание. Нанесите на карту «Разгром немецких войск под Сталинградом»:


  1. Направление ударов советских войск;

  2. Направление контрудара танковой группы Манштейна. (Приложение 2.)

Все действия советских войск в ходе Сталинградской битвы координировал Георгий Константинович Жуков.

Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.

В чём суть понятия «коренной перелом»? (ответ учащихся)

(Немцы утратили боевой наступательный дух. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования)

Вернёмся к проблемному заданию: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. Слайд 8.

Можем ли мы с этим согласиться?

(Ответы учащихся)

Слайд 9. «Битва под Сталинградом – это действительно золотая страница военной истории нашего народа» - писал командующий Сталинградским фронтом - генерал Ерёменко. И с этим нельзя не согласиться.

Стихотворение (читает ученик)

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

«Город не сдай врагу!»

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград…

Алексей Сурков.

III. Итог:

Для закрепления материала выполните задание на карточках (работа в парах).

(Приложение 3.)

Сталинград - это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Сталинград - это символ мощи и величия нашего государства. Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма.

IV. Рефлексия. Выставление оценок, домашнее задание: п. 32,

Приложение 1. Задание - заполнить пропуски в тексте.

Контрнаступление под Сталинградом началось силами

(командующий генерал Ватутин) и (командующий генерал Рокосовский) фронтов. 20 ноября перешли в наступление воины…………….

(командующий генерал Еременко), прорвав оборону врага южнее

города. Танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов устремились навстречу друг другу, замыкая вражеские дивизии в огромном котле между Волгой и Доном. 23 ноября передовые части этих фронтов соединились в районе города ……….

В котле оказались………….



Приложение 2.

Задание. Нанесите на карту «Разгром немецких войск под Сталинградом»:



  1. Направление ударов советских войск;

  2. Направление контрудара танковой группы Манштейна.




Приложение 3.

1 группа. Задание: найти в тексте 4 ошибки и исправить их.

Сталинградская битва, проходившая с 17 июля 1942 г. по 2 мая 1943 г., явилась крупнейшим сражением Великой Отечественной и II мировой войны. В оборонительных сражениях до 18 ноября в районе Сталинграда в самом городе советские войска Сталинградского фронта, Западного фронта и Донского фронта героическим сопротивлением остановили наступление немецко-фашистских войск. 19-20 ноября 1943 г. советские войска перешли в наступление и окружили в районе Сталинграда 22 вражеские дивизии. Отразив в декабре попытку противника освободить окруженную группировку, советские войска ликвидировали ее 2 февраля 1943 года. Остатки 8-й немецко-фашистской армии во главе с фельдмаршалом фон Боком сдались в плен.




  1. группа. Задание: ответить на вопросы.

1. Как называлась операция по расчленению и уничтожению окруженной группировки противника?

2. Кто командовал фронтами? Юго-Западный – ; Донской - ; Сталинградский -

3. Командующий 6-й полевой фашистской армией, наступавшей на Сталинград -

4. Командующий 64-й армией -

5. Девиз защитников Сталинграда –
3 группа. Тесты.


  1. Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?

а) «Тайфун»; б) «Цитадель»; в) «Уран».

  1. Назовите командующего 62-й армией: а) Чуйков; б) Шумилов; в) Еременко.

  2. Какие обстоятельства способствовали победе советских войск под Сталинградом (возможны несколько вариантов ответа):

а) мужество и героизм советских воинов;

б) просчеты немецкого командования;

в) фактор внезапности при проведении контрнаступления;

г) деморализация войск противника;

д) предательство фельдмаршала Паулюса.


  1. Каково было значение Сталинградской битвы?

а) Развеяла миф о непобедимости германской армии;

б) положила конец наступательным операциям вермахта;



в) положила начало коренному перелому в Великой Отечественной и второй мировой войне.

  1. Какой оборонительный объект в городе в донесениях значился высота 102?( Дать ответ).

Литература:

    1. Алексеев М.Н. Венок славы «Сталинградская битва». М., «Современник», 1987 г.

    2. Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины. М., «Просвещение», 1991 г.

    3. Гончарук В.А. «Памятные значки городов - героев». М., «Советская Россия», 1986 г.

    4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начало XXΙ века. М., «Просвещение», 2009 г.

    5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России 9 класс. Выпуск 2..М., «Просвещение», 1998 г.

    6. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах. Волгоград «Учитель», 2002 г.