Урок химии в 7 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро». Разработка учителя химии «специалиста 1 категории» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон постоянства состава. Вещества. Закон сохранения массы веществ. 1 69.22kb.
Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки»... 1 74.94kb.
Урок по химии в 9 классе по теме 1 117.79kb.
Программа вступительных испытаний по химии Нижний Новгород 2011 I. 1 120.62kb.
«Белки органические биополимеры» ( интегрированный урок биология-химия) 1 98.74kb.
Закон Авогадро и его следствия. Относительная плотность газов по... 1 95.5kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по химии Модуль Общая... 1 33.76kb.
Конспект урока по теме: «Основные законы общей химии» 1 60.6kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.69kb.
Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной... 1 416.12kb.
Методическая разработка уроков в 10 классе по алгебре и началам анализа... 1 118.07kb.
Определение числа Авогадро по радиоактивному распаду 1 21.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок химии в 7 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро». Разработка - страница №1/1

Урок химии в 7 классе по теме

«Молярный объем газов. Закон Авогадро».
Разработка учителя химии «специалиста 1 категории»

Родниковского УВК «школа-гимназия»

Симферопольского района АР Крым

Петровой Светланы Витальевны
Формирование прочных и глубоких знаний неразрывно связано с эмоциональной активностью учащихся, которая побуждает их к активной познавательной деятельности.

Предмет химии серьезен, поэтому задача каждого учителя преподать предмет так, чтобы не упускать возможности делать его занимательным.

На уроках я стремлюсь использовать занимательные опыты, проблемные задания, сложные понятия представлять к усвоению в форме сказок, ассоциативных историй, для создания позитивного эмоционального настроя хорошо воспринимаются учащимися стихотворные строки, инсценировки.

Все это способствует созданию атмосферы доверия, сотрудничества, приобщает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, позволяет раскрыть резервный потенциал детских душ, испытать радость познания.

Особенно актуален в этом смысле - коллективно-групповой подход на уроках изучения нового материала, обобщения, отработки основных знаний, умений и навыков. На подобных занятиях организация работы учащихся должна учитывать принципы:


  • Коллективная деятельность приводит к обогащению знаниями, обмену опытом, спорные вопросы вызывают дискуссию, в которой рождается истина.

  • Молодое поколение азартно, ему присущ дух соревнования, желание победить, в итогах заинтересованы все участники, равнодушных нет.

  • Правильно подобранные задания развивают познавательную активность и самостоятельность, сообразительность, логику и оригинальность мышления.

Уроки коллективно-групповой деятельности имеют большое значение в усвоении и углублении знаний, развивают творческие способности, познавательный интерес к предмету и интеллектуальные способности учащихся.
Предлагаем вашему вниманию разработку урока по теме

«Молярный объем газов. Закон Авогадро».
Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро.

Цели: образовательная – систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;

развивающая – формировать способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.



Тип урока: комбинированный

Метод проведения: коллективно-групповая деятельность.

Характер деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, с элементами исследования.

Оформление: портрет А.Авагадро, «Долина пирамид», таблицы 1,2,3, рисунок 1.
Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверьте готовность, все в порядке?

Готов ли учебник, дневник и тетрадка?

Своим одноклассникам ты улыбнись,

И к знаниям стойким, дружочек, стремись!

2.Объявление темы и целей урока.

3.Актуализация опорных знаний.

3.1. Беседа с учащимися:



  • В теме нашего урока фигурирует фамилия ученого А.Авогадро.

При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?

  • Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?

  • В какой формуле (из изученных) применяется эта величина?

Давайте совершим прогулку по «Долине пирамид»






N m




n NA n M



«Долина пирамид» ( использовано в оформлении доски)

V

m

n Vm

ρ V

3.2.Решение задач

3.2.1. Давайте освежим в памяти применение этой формулы, заполнив пропуски в таблице (групповая работа- 3 группы).


Таблица 1.




Число частиц

Число Авогадро

Количество вещества

1.




6.02 * 10 1/моль

2 моль

24.08 * 10




2.




3 моль

6.02* 10




3.




1.5 моль

60.2* 10



(после выполнения осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей, на которой предварительно были закрыты, а теперь появились правильные ответы)


3.2.2. В теме урока проговаривается новое понятие – «молярный объем», а мы уже знакомы с понятием «молярная масса», давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение? (обсуждение с учащимися)

Чтобы нам было немного легче при изучении нового материала, предлагаю вычислить молярные массы веществ в различных агрегатных состояниях (групповая работа)

1 группа – находит молярную массу твердых веществ,

2 группа – жидких,

3 группа – газообразных (из таблицы 2)

(после выполнения взаимопроверка, сверка с данными таблицы)

3.2.3. Подведем итоги закрепления материала:

C помощью каких физических величин можно охарактеризовать порцию вещества?


4.Изучение нового материала.

4.1.На сегодняшнем уроке у вас будет возможность сделать то, что в 1811 году удалось итальянскому ученому Амедео Авогадро – сформулировать один из газовых законов.


4.1.1.Сегодня мы повторили многие количественные характеристики вещества – масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц, объем, из курса физики - плотность.
Плотность=масса/объем (переводим запись в символическую).

Выразим из формулы, чему равен объем – V = m/ρ


4.1.2.Обратите внимание на рисунок 1, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию, давайте вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (зависимость обратно пропорциональная)
Рисунок 1.






















4.1.3.Допустим, что мы имеем дело с веществами количеством вещества 1 моль, тогда возможно заменить m на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).


4.1.4. Групповая работа

Вычислим эту величину для соединений в различных агрегатных состояниях, взятых при одинаковых условиях:

Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.

t = 0 С, эти условия мы будем называть НОРМАЛЬНЫМИ

1 группа – объем молярный газообразных веществ,

2 группа – твердых,

3 группа – жидких (из таблицы 2)


Таблица 2.

Формула

вещества


Агрегатное

состояние



Молярная масса,

г/моль


Плотность,

г/л


Молярный объем,

л/моль


Na2CO3

Твердое

106 г/моль

2500 г/л

0.04 л/моль

Al

Твердое

27 г/моль

2700 г/л

0.01 л/моль

H2SO4

Жидкое

98 г/моль

1860 г/л

0.053 л/моль

H2O

Жидкое

18 г/моль

1000 г/л

0.018 л/моль

CO2

Газообразное

44 г/моль

1.98 г/л

22.2 л/моль

H2

Газообразное

2 г/моль

0.09 г/л

22.2 л/моль

O2

Газообразное

32 г/моль

1.43 г/л

22.4 л/моль

( данные последней графы таблицы скрыты, открываются в ходе проверки выполнения задания)

4.1.5. По числовым данным молярного объема для веществ в разных агрегатных состояниях делаем вывод, что значения этой величины для твердых и жидких веществ - малые и разные. А для газообразных соединений – величины большие и практически одинаковые.



Вывод - При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем – 22.4 л/моль.

(демонстрируем вещества количеством 1 моль – вода, сода, модель фигуры объемом 22.4 л)

4.1.6. По единице измерения выводим формулу для вычисления молярного объема (обращаемся к «Долине пирамид»).
4.2.Промежуточное закрепление.

Заполним недостающие данные в таблице 3.


Таблица 3.

Объем, л

Объем молярный, л/моль

Количество вещества, моль



22.4 л/моль



1 моль




3 моль

44.8 л




2.24 л



4.3.В теме нашего урока фигурирует название закона. Я предлагаю вам почувствовать себя учеными и самостоятельно сформулировать закон Авогадро.



Этапы рассуждения:

1.Выразим из формул 1, 4 «Долины пирамид» величину - количество вещества

2.Приравняем правые части полученных выражений

3.Выразим, используя правило пропорции, чему будет равно N

4.Используем полученное выражение для расчета N для двух газов

5.В формулах есть две постоянные величины – молярный объем и число Авогадро



Графическое отображение рассуждения:

1. n = N/NA n = V/Vm

2. N/NA = V/Vm

3. N = V*NA/ Vm

4. N1 = V1*NA/ Vm - для газа 1.

N2 = V2*NA/ Vm – для газа 2.

5. Постоянные величины в обоих формулах – NA , Vm. ,

отсюда, если N1 = N2, то V1 = V2


Вывод – если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.

Следствие – при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).

Обращаемся к учебнику, сверим полученные выводы с формулировкой А.Авогадро.



5.Закрепление материала (беседа по изученному – метод «Ты – мне, я – тебе»)

6.Подведение итогов урока.Рефлексия.

7.Домашнее задание (разноуровневое).

Достаточный уровень – аналогичное таблице 3 задание.



Высокий уровень – на отработку взаимосвязи величин, например – решите задачи и заполните пустые графы таблицы.

Формула вещества

Количество вещества, моль

Масса, г

Число молекул

Объем, л













44.8 л