Урок физики в 11 классе Тема: Фотоээфект 2010-2011 уч г. Тема урока: Фотоэффект - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок физики в 11 классе. Учитель Попова Т. П. Тема урока: Фотоэффект. 1 105.12kb.
Урок 85/2 физика 11 тема «фотоэффект.» Тип урока урок изучения нового... 1 49.98kb.
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. 1 58.45kb.
Урок немецкого языка в 8-м классе. Тема раздела: "Мы готовимся к... 1 51.85kb.
Урок физики в 9 классе. Учитель оош №24 г. Мелитополя Запорожской... 1 58.52kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 47.36kb.
Урок биологии в 6 классе. Тема урока: Строение растительной клетки. 1 53.3kb.
Урок проведен на семинаре естественно-математического цикла 2011... 1 33.63kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.93kb.
Урок по теме «Фотоэффект» 1 107.43kb.
Урок физики по теме "Фотоэффект" 1 73.13kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок физики в 11 классе Тема: Фотоээфект 2010-2011 уч г. Тема урока: Фотоэффект - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа


с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонар

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва».


Урок физики в 11 классе

Тема: Фотоээфект


2010-2011 уч.г.
Тема урока: Фотоэффект.

Цель урока:


  1. Образовательная – дать учащимся понятие о явлении фотоэффекта. Объяснить законы фотоэффекта с позиции уравнения Эйнштейна.

  2. Развивающая – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником, стимулировать любознательность к новому.

  3. Воспитательные – познание природы с целью правильного понимания природных явлений, продолжать формировать творческое начало у учащихся.


Вид урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая, элементы технологии «Развитие критического мышления».

Оборудование: компьютер, проектор, экран, СD «Кирилл и Мефодия», электрометр, цинковая пластина, источник света.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания, подготовка учащихся к изучению нового материала.

На доске. №57. Чему равен импульс фотона, частота которого 800 ТГц?

Дано: v=800 ТГц=800*1012Гц

с=3*108м/с

h=6,63*10-34Дж*с

Найти: p-?

Решение: p=(h*v)/c

p=(6,63*10-34 *800*1012)/3*108=1,76*10-27(кг*м)/с

Ответ: p=1,76*10-27 (кг*м)/с



№61. Сколько фотонов испускает за 1 с источник света мощностью 60 Вт, если длина волны излучаемого света равна 1,2 мкм.

Дано: t=1c

P=60Вт

Л=1,2*10-6м



Найти: N-?

Решение: E=h*v h*v=P/N N=P/(h*v) v=c/Л

E=P/N

N=(Л*P)/(h*c)=(1,2*10-6 *60)/(6,63*10-34*3*108)=3,6*1020



Ответ: N=3,6*1020
2. Повторение (опрос).

- Что такое электризация?

- Как объясняется явление электризации?

- Что означает выражение «Тело имеет отрицательный заряд»?

- Что означает выражение «Тело имеет положительный заряд»?

- Чему равна работа электрического поля?

- Сформулировать теорему о кинетической энергии.


  1. Изучение нового материала.

Опр. Фотоэффектом называют явление выбивания светом электронов из вещества.

Открыл 1887г. Генрих Герц. Первые исследования экспериментальные были выполнены А.Г.Столетовым, немецким физиком В.Гальваксом и итальянцем А.Риги. А.Риги назвал это явление фотоэффектом.

В 1897 г был открыт электрон. Выбиваемые светом электроны стали называть фотоэлектроны.

Демонстрация явления фотоэффекта.



Опр. Фотоэффект – явление выбивания светом электронов из металла.

Описание установки для исследования фотоэффекта. Слайд 3.

Зависимость фототока от напряжения. Слайд 4.

Первый закон фотоэффекта. Слайд 5.

Величина фототока насыщения прямо пропорциональна интенсивности света, падающего на катод.

Количество электронов, вырываемых светом с поверхности металла за 1с прямо пропорционально поглощенной за это время энергии световой волны.



Запирающее напряжение.

То что, при отсутствии напряжения фототок существует, говорит о том, что выбитые светом электроны обладают кинетической энергией (mv2/2). Для превращения фототока необходимо на анод подать отрицательное относительно катода напряжение при котором фототок прекращается. Это напряжение называется запирающих UЗ. Прекращение электрического тока означает, что вся кинетическая энергия потрачена на работу, против сил электрического поля. EК max=e*Uз Слайд 7

UЗ зависит от частоты, чем больше v, тем больше Uз.

Uз не зависит от интенсивности света.



Объяснение законов фотоэффекта.

Эйнштейн – квантовая теория света. Распространение света следует рассматривать не как непрерывный волновой процесс, а как поток дискретных световых квантов – фотонов с энергией hv.

Каждый фотон поглощается целиком только одним электроном. Поэтому число вырванных светом фотоэлектронов, а следовательно и фототок насыщения Iн, пропорциональны Nф, т.е. интенсивности света.

II и III законы Эйнштейн объяснил с помощью закона сохранения энергии.

E=Aвых+Eк max hvAвых Условие фотоэффекта

hv =hvmin+(mv2)/2 Eк=mv2/2=h(v-Aвых/h) II закон

hc/л=hc/лmax+eUз

hv=Aвых+mv2/2
Выводы: Слайд 14. На этом уроке вы узнали: (вопросы по слайду). Кинетическая энергия всегда положительна, значит фотоэффект будет наблюдаться для частот v ≥ Aвых/h


  1. Решение задач.

Задача №1. Какова наименьшая частота света, при которой еще наблюдается фотоэффект, если работа выхода электрона из металла 3,3*10-19Дж?

Дано:


Aвых=3,3*10-19Дж

h=6,63*10-34Дж*с

Найти: vmin-?

Решение: vmin=Aвых/h

vmin=3,3*10-19/6,63*10-34=0,5*1015=5*1014 Гц

Ответ: vmin=5*1014 Гц


Задача №2. Работа выхода электрона из калия равна 3,2*10-19Дж. Будет ли наблюдаться фотоэффект при освещении калия светом с длиной волны 0,7 мкм?

Дано:


Aвых=3,2*10-19Дж

h=6,63*10-34Дж*с

л=0,7*10-6 м

с=3*108 м/c

Найти: Будет ли фотоэффект - ?

Решение: Aвых=hvмин= hc/лmax

лmax=hc/Aвых

лmax=(6,63*10-34*3*108)/3,2*10-19 = 6,22*10-7 = 0,622*10-6 м

если л>лmax, то не будет

л<лmax, то будет



Ответ: фотоэффект наблюдаться не будет.

Вывод: слайд 14.

На этом уроке вы узнали, что:

  1. Вырывание электронов из вещества под действием света получило название фотоэффекта. Законы фотоэффекта были открыты экспериментально:

  • Число электронов, выбиваемых с поверхности металла в единицу времени, прямо пропорционально интенсивности света;

  • Максимальная кинетическая энергия выбитого из вещества электрона прямо пропорциональна частоте света и никак не зависит от его интенсивности;

  • Фотоэффект не может происходить, если частота света меньше некоторой частоты, называемой красной границей фотоэффекта.

  1. Согласно идеям М.Планка, энергия излучается и поглощается веществом определенными порциями-квантами. Основываясь на этих идеях, Эйнштейн ввел представление о квантах света – фотонах и вывел уравнение для фотоэффекта.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта позволяет объяснить все полученные экспериментально законы фотоэффекта.
Домашнее задание: §17 №65, 66. Слайд 3.