страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок 2 Тема урока: многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов цели - страница №1/1
Урок 2 Тема урока: МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ Цели урока: показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем. Задачи: -образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого; -развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы; -воспитательная: эстетическое воспитание - показать гармоничность всего живого и его целесообразность. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: проблемная беседа, самостоятельная работа. Требования согласно программе: Ученик должен
Междисциплинарные связи: экология, история. Внутридисциплинарные связи: цитология. Обеспечение занятия:
Ход урока 1. Организационный момент.
(Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. Для формирования целостной картины мира необходимо чёткое понимание общебиологических вопросов: свойства живых организмов, уровни организации живого. 4. Изложение нового материала. Тема: Многообразие живого мира. Основные свойства жив организмов. План
5. Сообщение домашнего задания. Глава 1. с. 7-11, дополнить таблицу, вопрос № 8. 6. Закрепление изученного материала. Заполнение таблицы или обсуждение результатов ее заполнения 7. Подведение итогов занятий.
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
1 Рассказ с элементами беседы по плану: I. Определение понятия «жизнь». -Мир живых существ необычно многообразен. Он представлен живыми существами с различной организацией и уровнем сложности, но несмотря на все это многообразие есть то, что их объединяет- это жизнь. Что такое жизнь? Что отличает живое от неживого? По какому признаку считать объект живым? Задав эти вопросы классу, ставлю проблему! Иллюстрируя следующие примеры, помогаю сформулировать свое определение жизни В жизни случаются травмы, не совместимые с жизнью, но при определенных условиях может сохраняться и функционировать в другом организме. Получается, что после смерти целого организма, его части остаются живыми! - Живые тела построены из тех же веществ, что и неживые (хотя и в разном количественном отношении) На сегодняшний день существует очень много определений жизни. Заслуга Ф. Энгельса состоит в том, что ему удалось выявить подходы к определению («Диалектика природы»). Жизнь - это способ существования белковых тел, существенным компонентом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. С прекращением этого обмена прекращается жизнь, что приводит к разложению белка. (Запись определения в тетради.) Обратить внимание учащихся, что в этом определении подчеркнуты наиболее важные положения, которые характеризуют жизнь (ее материальность).
Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что сам по себе белок может быть получен химическим путем, но он не живой. Также и обмен веществ сам по себе не является живым. Поэтому Ф. Энгельс считал, что критерием живого должно быть самообновление химических составных частей организма. Далее учащиеся самостоятельно работают с определением жизни, данным Волькштейном (с. 11). Определение жизни как процесса обмена веществ не потеряло своего значения в наши дни, оно дополняется организационной, информационной и эволюционной трактовкой. Обмен веществ-условие поддержания и воспроизведения необходимой для жизни структуры, специфической для каждого вида организмов. Проявления жизни на Земле чрезвычайно многообразны. Жизнь на Земле представлена ядерными и доядерными, одно- и многоклеточными существами; многоклеточные, в свою очередь, представлены грибами, растениями и животными. Любое из этих царств объединяет разнообразные типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы. (Демонстрация наглядных изображений, муляжей, гербариев, чучел.) - Вспомните известные вам уровни организации живого! (Учащиеся перечисляют уровни организации и компоненты, составляющие каждый уровень.) Необходимо обратить внимание на то, что перечисленные уровни выделены по удобству изучения. Если уровни отражают именно уровень организации жизни на Земле, то основными критериями будут специфические элементарные, дискретные структуры И элементарные явления (при этом подходе выделяют: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой и биогеоценотический уровни). Поэтому в различных источниках указываются различные уровни. - Как взаимосвязаны между собой все эти уровни? 3. Основные свойства живых систем:
Рассмотрим остальные свойства живых систем. (Работа с таблицей. При заполнении таблицы учащиеся используют материал учебника и дополнительную литературу.) Основные свойства живых систем
Домашнее задание: заполнить таблицу до конца, изучить главу 1, с. 7-11, (Обратить внимание учащихся на работу с понятиями, указанными в тексте). Закрепление. Работа по заполнению таблицы или обсуждение результатов по ее заполнению. |
|