Урок 2 Тема урока: многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов цели урока: показать многообразие живого мира, выяви - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа к § 3 Многообразие форм живых организмов 1 30.35kb.
Термин «жизнь» каждый определяет по-разному 1 24.21kb.
О представлении живого организма как биохимического импульсного двухтактного... 1 60.49kb.
Егорова Н. А. Урок Тема урока: Логарифмическая функция, уравнения... 1 48.85kb.
Общие закономерности 9 класс раздел «Взаимоотношения организма и... 1 80.06kb.
Рабочая программа по биогеографии для направлений подготовки: 022000... 1 212.04kb.
От чего зависят размеры живых организмов 1 224.6kb.
В. И. Вернадский под «жизненными плёнками» подразумевал: а) 1 113.41kb.
Урок: Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка 1 68.84kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру 1 37.74kb.
Типы питания живых организмов 1 56.33kb.
Минералы и горные породы 1 214.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок 2 Тема урока: многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов цели - страница №1/1

Урок 2

Тема урока: МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Цели урока: показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем.

Задачи:

-образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого;



-развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы;

-воспитательная: эстетическое воспитание - показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: проблемная беседа, самостоятельная работа.

Требования согласно программе:

Ученик должен

  • иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых по изучению природы;

  • знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения - «жизнь», «изменить» и др.;

  • уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами.

Междисциплинарные связи: экология, история.

Внутридисциплинарные связи: цитология.

Обеспечение занятия:

  • наглядные пособия: таблица «Уровни организации жизни»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: дополнительная литература.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • приветствие;

  • подготовка аудитории к работе;

  • наличие учащихся.




  1. Проверка знаний учащихся. М етод: фронтальный опрос.

  2. Мотивация учебной деятельности.

(Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.

Для формирования целостной картины мира необходимо чёткое понимание общебиологических вопросов: свойства живых организмов, уровни организации живого.



4. Изложение нового материала.

Тема: Многообразие живого мира. Основные свойства жив организмов.



План

  1. Определение понятия «жизнь».

  2. Системность и организованность жизни.

  3. Основные свойства живых систем.

5. Сообщение домашнего задания.

Глава 1. с. 7-11, дополнить таблицу, вопрос № 8.



6. Закрепление изученного материала.

Заполнение таблицы или обсуждение результатов ее заполнения



7. Подведение итогов занятий.

  1. Оценить степень реализации поставленных на уроке целей.

  2. Оценить работу учеников во время урока.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  1. Что изучает общая биология? Докажите, что биология - наука.

  2. Перечислите известные вам методы общей биологии.

  3. Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?

  4. Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?

1 Рассказ с элементами беседы по плану:

I. Определение понятия «жизнь».

-Мир живых существ необычно многообразен. Он представлен живыми существами с различной организацией и уровнем сложности, но несмотря на все это многообразие есть то, что их объединяет- это жизнь.

Что такое жизнь? Что отличает живое от неживого? По какому признаку считать объект живым? Задав эти вопросы классу, ставлю проблему!



Иллюстрируя следующие примеры, помогаю сформулировать свое определение жизни В жизни случаются травмы, не совместимые с жизнью, но при определенных условиях может сохраняться и функционировать в другом организме. Получается, что после смерти целого

организма, его части остаются живыми!

- Живые тела построены из тех же веществ, что и неживые (хотя и в разном количественном отношении)

На сегодняшний день существует очень много определений жизни. Заслуга Ф. Энгельса состоит в том, что ему удалось выявить подходы к определению («Диалектика природы»).



Жизнь - это способ существования белковых тел, существенным компонентом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. С прекращением этого обмена прекращается жизнь, что приводит к разложению белка.

(Запись определения в тетради.)

Обратить внимание учащихся, что в этом определении подчеркнуты наиболее важные положения, которые характеризуют жизнь (ее материальность).


  1. Субстрат жизни - белковые тела (биополимеры).

  2. Способ существования белковых тел (самообновление и саморегуляция).

Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что сам по себе белок может быть получен химическим путем, но он не живой. Также и обмен веществ сам по себе не является живым. Поэтому Ф. Энгельс считал, что критерием живого должно быть самообновление химических составных частей организма.

Далее учащиеся самостоятельно работают с определением жизни, данным Волькштейном (с. 11).

Определение жизни как процесса обмена веществ не потеряло своего значения в наши дни, оно дополняется организационной, информационной и эволюционной трактовкой. Обмен веществ-условие поддержания и воспроизведения необходимой для жизни структуры, специфической для каждого вида организмов.

2. Системность и организованность жизни (беседа).

Проявления жизни на Земле чрезвычайно многообразны. Жизнь на Земле представлена ядерными и доядерными, одно- и многоклеточными существами; многоклеточные, в свою очередь, представлены грибами, растениями и животными. Любое из этих царств объединяет разнообразные типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы. (Демонстрация наглядных изображений, муляжей, гербариев, чучел.)

- Вспомните известные вам уровни организации живого! (Учащиеся перечисляют уровни организации и компоненты, составляющие каждый уровень.)

Необходимо обратить внимание на то, что перечисленные уровни выделены по удобству изучения. Если уровни отражают именно уровень организации жизни на Земле, то основными крите­риями будут специфические элементарные, дискретные структуры И элементарные явления (при этом подходе выделяют: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой и биогеоценотический уровни). Поэтому в различных источниках указываются различные уровни.

- Как взаимосвязаны между собой все эти уровни?
Обратить внимание на то, что все уровни представляют собой части единого целого и находятся в сложном взаимоотношении, и в то же время на каждом уровне действуют свои закономерности, определяющие особенности эволюции всех форм организации живого.

3. Основные свойства живых систем:



  • Какое специфическое свойство жизни обеспечивает воспроизведение себе подобных? (Наследственность.)

  • Какое свойство обеспечивает изменение самовоспроизводящихся структур? (Изменчивость.)

Рассмотрим остальные свойства живых систем.

(Работа с таблицей. При заполнении таблицы учащиеся используют материал учебника и дополнительную литературу.)

Основные свойства живых систем


Свойство

Проявление свойства

1

2

Единство

химического состава



Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98 % химического состава приходится на четыре элемента:

углерод, кислород, азот и водород



Обмен веществ

и энергии



Все живые системы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов

Самовоспроизведение

или размножение



Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любою вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК

Наследственность

Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение

Изменчивость

Способность организмов приобретать новые признаки и свойства

Рост и развитие



Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования

Раздражимость

Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия; организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды

Дискретность

Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство

Саморегуляция

Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов |

Домашнее задание: заполнить таблицу до конца, изучить главу 1, с. 7-11, (Обратить внимание учащихся на работу с понятиями, указанными в тексте).

Закрепление. Работа по заполнению таблицы или обсуждение результатов по ее заполнению.