Урок 11. Тема: Многообразие организмов. Бактерии. Элементы содержания, проверяемые на егэ - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Клеточная теория. Многообразие клеток Элементы содержания, проверяемые... 1 35.86kb.
Урок 2 Тема урока: многообразие живого мира. Основные свойства живых... 1 75.41kb.
Памятка Файл данные или программа, имеющие имя и хранящиеся в долговременной... 1 43.14kb.
Урок №28, 29 «Систематика цветковых растений» I. Систематика как... 1 23.39kb.
Контрольная работа к § 3 Многообразие форм живых организмов 1 30.35kb.
Урока Обязательный минимум содержания образования (элементы содержания) 1 81.5kb.
Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы егэ. Обществознание. 1 92.16kb.
Приложение Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс... 1 148.98kb.
А у нас егэ! Если я не хочу сдавать егэ? 1 182.72kb.
Тема №1 «учение о клетке» 1 157.62kb.
Урок биологии в 9 классе. Тема. Клеточная теория строения организмов. 1 38.48kb.
План управления Особо охраняемым районом Антарктики (оора) №138 «Терраса... 1 179.23kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок 11. Тема: Многообразие организмов. Бактерии. Элементы содержания, проверяемые - страница №1/1

Урок 11.

Тема: Многообразие организмов. Бактерии.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ


  • Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.

  • Основные систематические категории, их соподчиненность .

  • Царство бактерий, их строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Систематика. По мере открытия новых видов организмов нарастала необходимость привести знания о многообразии видов в систему. В настоящее время этим занимается наука, которая так и называется – систематика. (см урок №1).

Огромный вклад в развитие систематики внес К. Линней. Во-первых, он ввел двойные латинские названия для обозначения видов. Например, клевер луговой имеет латинское название Trifoliumpretense. Существительное в названии вида указывает на принадлежность к соответствующему роду,в данном случае роду Клевер. Использование латинских названий унифицировало язык общения ученых разных стран.

Во-вторых Линней предложил систему живой природы, построенную по принципу иерархии, т.е. по принципу соподчинения разных групп. Наименьшей единицей систематики у Линнея был вид. Виды объединялись в рода, рода в отряды, отряды в классы. Однако система Линнея была несовершенна и содержала много ошибок, многие родственные виды оказывались в разных классах, а в одном отряде оказывались виды, далекие друг от друга. Причина этого заключалась в том, что Линней брал за основу наиболее заметные признаки ( у растений способ опыления и количество тычинок). Система Линнея часто не отражала родства между организмами и поэтому считалась искусственной.

В-третьих Линней описал большое число видов растений, животных и грибов, а так же ввел в научный обиход множество специальных терминов, упростив тем самым работу ученых –систематиков.

Система Линнея была усовершенствована Ж.Б. Ламарком, который выделил 10 классов беспозвоночных, тогда как Линней делил беспозвоночных всего на 2 класса: Черви и Насекомые.

В настоящий момент для классификации организмов используется следующие систематические категории: вид, род, семейство, отряд (у животных) или порядок (у растений), класс, тип (у животных), или отдел (у растений), и наконец, царство. Существуют и промежуточные категории: подотряд, надкласс и т.п.

Бактерии. Бактерии- прокариоты. Они не имеют оформленного ядра. Генетический материал заключен в единственной кольцевой молекуле ДНК, расположенной непосредственно в цитоплазме. Бактерии так же не имеют мембранных органоидов. У них нет митохондрий, ни ЭПС, ни аппарата Гольджи и т.д. Проще перечислить то, что у них есть: цитоплазма. Рибосомы. Плазматическая мембрана, поверх которой располагается клеточная стенка из муреина. У многих бактерий есть жгутики.

Большинство бактерий гетеротрофы, но есть и автотрофы-цианобактерии, которые производят органические вещества в ходе фотосинтеза, и небольшая группа бактерий, осуществляющих х-емосинтез. Среди бактерий есть аэробные формы (использующие кислород), так и анаэробные (не использующие кислород) виды.

При неблагоприятных условиях бактерии образуют спору, которая может переживать неблагоприятные условия. Не надо путать спору бактерий и грибов (или мхов, например). Споры бактерий не служат для размножения, это лишь способ переживания неблагоприятных условий.

Размножаются бактерии делением надвое. В экосистемах выполняют функции редуцентов.



Таблица. Основные группы бактерий.

Бактерии

Особенности жизнедеятельности и значение

Молочнокислые

Вызывают скисание молока, используются при квашении, силосовании, молочнокислом производстве

Азотфиксирующие

Группа бактерий, способных усваивать атмосферный азот и переводить его в доступные для растений формы.

Клубеньковые

Разновидность азотфиксирующих бактерий, обитающих в корнях бобовых растений (вступают в симбиоз: поставляют растению соединения азота, взамен получая готовые органические вещества).

Цианобактерии

Фотосинтезирующие бактерии. Первые в истории Земли фототрофы, выделяющие кислород. Фактически продолжили начало формирования современной атмосферы. По старинке часто называются сине-зелеными водорослями, хотя не имеют с водорослями ничего общего (кроме фотосинтеза).

Гнилостные

Сапротрофные бактерии.Осуществляющие разложение детрита (мертвых органических остатков). В природе выполняют функцитюредуцентов (можно так же назвать их санитарами планеты). Вызывают порчу продуктов.

Болезнетворные

Бактерии- паразиты, вызывающие заболевания других организмов, в т.ч. человека. У человека бактериальную природу имеют заболевания: туберкулез, чума, холера, дифтерия.

ЗАДАНИЯ

А1. Наука – систематика изучает



  1. Приспособленность организмов к среде

  2. Многообразие организмов

  3. Доказательства эволюции

  4. Строение организма

А2. В систематике растений не используется категория

  1. Класс

  2. Отряд

  3. Семейство

  4. Род

А3. Синтез органических веществ с использованием солнечной энергии происходит в клетках

  1. Молочнокислых бактерий

  2. Азотфиксирующих бактерий

  3. Гнилостных бактерий

  4. Цианобактерий

А4. Из перечисленных структур в бактериальной клетке можно обнаружить

  1. Рибосомы

  2. Аппарат Гольджи

  3. Пластиды

  4. Митохондрии

А5. Неверным является утверждение

  1. Бактерии размножаются с помощью спор

  2. Клетки бактерий не имеют ядра

  3. Сапротрофные бактерии питаются органическими веществами мертвых тел

  4. У бактерий отсутствуют митохондрии

В1. Для прокариот характерно

  1. Наличиедиплоидного набора хромосом

  2. Отсутствие ядра

  3. Развитая эндоплазматическая сеть

  4. Отсутствие мембранных органоидов

  5. Образование спор при неблагоприятных условиях

  6. Наличие пластид

В2. Ядро

  1. Имеется у эукариот

  2. Содержит хромосомный набор клетки

  3. Осуществляет избирательный транспорт веществ

  4. Расположено в аппарате Гольджи

  5. Осуществляет синтез белка

  6. Управляет работой клетки