Урок- экспедиция. Урок экспедиция проводится при изучении темы "Гидросфера" 6кл. Тема урока формулируется учащимися после небольшого - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок. Предмет: география Учитель Сергеева О. А. Класс-8 Тема урока... 1 23.48kb.
Интегрированный урок (математика + основы потребительских знаний) 1 116.89kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 236.43kb.
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
Урок 85/2 физика 11 тема «фотоэффект.» Тип урока урок изучения нового... 1 49.98kb.
Урок истории в 5 классе. Тема урока. Афинская демократия при Перикле. 1 57.81kb.
Урок в 6 классе. Тема урока: Происхождение слова «алгоритм». 1 51.46kb.
Урок по истории России для 10 -го класса «Иван Грозный и его реформы... 1 89.75kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.93kb.
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. 1 58.45kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 69kb.
Круиз по островам калимнос и псеримос 1 28.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Урок- экспедиция. Урок экспедиция проводится при изучении темы "Гидросфера" 6кл. - страница №1/1

Урок географии. 6 класс

Потерянный рай : острова Тихого океана

Урок- экспедиция.

Урок экспедиция проводится при изучении темы “Гидросфера” - 6кл.

Тема урока формулируется учащимися после небольшого выступления с показом слайдов на фоне



Тип урока: урок – экспедиция

Форма работы: коллективная, индивидуальная, исследовательская. Оборудование: физическая карта мира, атлас, картины французского художника П. Гогена, музыкальный DVD «Kitaro», диск «География. Наш дом – Земля», 4 желтых и 4 зеленых флажка, планы для работы в группах, кораллы, кораблики, презентация.

Задачи:

• Образовательные - продолжить формирования умений использовать полученные знания на практике, оперировать ими в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с картами атласа и настенными картами, закрепить умение определять проблемы и находить нужные решения.

• Воспитательные - развивать умение видеть прекрасное, вовлечь в активную деятельность урока, формирование культуры и гуманных качеств личности ученика, совершенствование навыков общения.

• Развивающие – совершенствование навыков работы с различными источниками знаний, развивать творческие способности, умение высказывать свою точку зрения и грамотно её аргументировать, а также умение выделять из большого количества информации главное, определять проблемы и находить пути их решения, развивать познавательный интерес к окружающему миру, развивать умение видеть причинно – следовательные связи, формирование научных знаний.

I - блок урока. Введение в тему урока.

Древняя легенда.

(Звучит мелодия, а на экране фрагменты с изображением океана)

Когда-то давным-давно на нашей планете существовал один океан и один материк. И однажды …в далекой древности, Бог решил на планете распределить Землю. Бросил самый большой кусочек земли, и получилась Евразия; бросил поменьше – получилась Африка, бросил еще 2 кусочка земли – появились на планете Северная и Южная Америка. Остались еще 2 небольших кусочка, бросил и их. И на их месте появились Австралия и Антарктида. И в его ладонях остались маленькие крошечные кусочки, словно жемчужинки, переливались они. И тогда … подумал Бог Земли и решил их бросить в самый большой океан. И этим океаном оказался …Тихий. И получилось множество островов в Тихом океане.

Позднее эти острова стали называться заброшенным или потерянным раем.

- А теперь, дети, постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

Тема: Потерянный рай … острова Тихого океана

( Запись в тетради)

- Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть на уроке?

Несомненно, часть вопросов рассмотрим сегодня на примере некоторых островов Тихого океана.

- Но прежде подумайте, какие у вас возникают ассоциации, связанные с названием нашей темы урока.

(Звучит музыка и на экране появляются картины океана)

А я в это время прочту вам стихотворение Е.А.Чаупенковой

Острова, острова…

Снова вижу во сне острова в океане

В слабой дымке рассвет

Золотит разноцветный песок

Я стою босиком у воды

И вдыхаю простор необъятный

И душа улетает от тела в свободный полет

Острова, острова снова слышу во сне,

Как сливается ласковый шепот

Шелест пальмовых листьев

С плеском теплых изменчивых вод,

Где в причудливых сказочных замках кораллов

Суетится, не знающий сети рыбацкой, морской хоровод

Где под ласковым солнцем в вечной неге склоняются пальмы,

Где не пуганы птицы, и не хожен ничьими ногами песок…

- Итак, как вы понимаете, что такое потерянный рай?

(ребята высказывают свою точку зрения)



II- блок Понятие «остров»

• Для того чтобы раскрыть тему урока и найти ответы на ваши вопросы, мы совершим экспедицию по некоторым островам Тихого океана.

- Ребята, как вы думаете, почему нельзя назвать наш урок путешествием?

(Раскрывают разницу между исследованиями и путешествиями. Исследования требуют затраты труда, а экскурсия-это отдых)

И сейчас займемся исследованиями!

- Как вы понимаете, что такое остров?

- Обратите внимание на физическую карту мира в атласе. Найдите на ней материк Австралию и остров Новая Гвинея.

( на экране появляется таблица)

-Назовите черты сходства между ними; различия. (Запишите это, пожалуйста, в тетради.) Те, кто плохо видит, обращайтесь к карте урока.

Черты Австралия Остров

сходство

различие

- Теперь по результатам наших исследований попробуйте дать определение – что такое остров?

- Сравните его с определением на странице вашего учебника 83. (один ученик читает вслух)

Запишите его в тетрадь и на полях ставим наш условный значок - ! Зачем он нужен здесь? (определение)

III- блок «Изучение происхождения островов.»

• Дальнейшее исследование будем проводить на островах Тихого океана. Поэтому давайте немного вспомним о нем.

(диск «География. «Наш дом – Земля» - Океаны-Тихий океан-1мин.)

Один исследователь займется обозначением островов Тихого океана.

(Работа на итерактивной доске – 1 ученик)

А мы в это время немного вспомним о Тихом океане.

Вопросы к фрагменту.

1. Кто назвал океан Тихим и почему?

А вы знаете ребята Н.Н. Миклухо-Маклай уроженец

Санкт – Петербурга. А значит, он гордость нашей России, это великий путешественник, который впервые совершил кругосветное плавание и всему миру доказал, что:

1- Мировой океан един

2- Кругосветное путешествие можно совершить, не выходя на берег.

-Попробуйте доказать или опровергнуть, что этот океан, действительно, «ТИХИЙ»!

- А теперь посмотрим, какие острова есть в Тихом океане?

(Проверка задания на интерактивной доске)

- Настало время сделать вывод, какие по размерам острова преобладают в Тихом океане?

Во время наших исследований возникает вопрос:

- Почему именно в Тихом океане расположено много мелких островов?

Дорогие исследователи, высказывайте все свои идеи, ведь порой самые бредовые из них являются верными!

Мы сегодня возьмем три идеи, которые подходят сегодня к нашей теме:

• Тихий океан расположен на Тихоокеанской литосферной плите. Его края - это вулканическое Тихоокеанское кольцо. Многие потухшие вулканы стали островами.

• Благоприятные условия для развития кораллов, которые, отмирая, образуют известняк.

• Со дна Мирового океана поднимаются выступы твердых кристаллических пород. Они тоже могут быть островами.

- Имея эти идеи, попробуйте сделать краткий вывод, что является причиной мелких размеров островов?

Наличие мелких островов в Тихом океане объясняется их происхождением. (Вывод ученики записывают в тетрадь)

-Итак, во время нашей экспедиции появился новый вопрос:

• Изучение происхождения островов

Работа в группах.

Исследованием будут заниматься 4 парусника; название, которым дадите сами. Каждый парусник получает задание. О результатах работы доложат капитаны парусников. Получите задания!

План работы в группах. ( Выбрать район исследования).

1.Название островов по происхождению.

2. Как они образовались?

3.Особенности рельефа островов.

4. Какими породами сложена их поверхность?

5.Размеры и форма островов.

6. Другие особенности островов.

Для исследований используйте: учебник, страницы 83-85, карты атласа («Тихий океан» или «Океаны») и имеющиеся знания, которые мы получили на прошлых уроках и ваши идеи сегодняшнего урока. Если понадобится помощь, выбрасываете зеленый флаг и ваш руководитель (а это я) придет к вам на помощь. Когда будете готовы, выбрасываете желтый флаг.

(Раздать группам флажки)

На эти исследования 3 минуты.

Капитаны, доложите о своих исследованиях.

А – материковые острова

Б – вулканические острова

В – коралловые острова

Г – архипелаги

*Результаты исследований.

Материковые острова. Для исследований выбрали острова Новая Зеландия. Их большие размеры указывают на то, что они имеют материковое происхождение. Ученые говорят о том, что когда - острова эти были частью Австралии. Но затем произошло прогибание участка земной коры, который позднее оказался затопленным водой. Так образовались острова Новой Зеландии. Теперь мы видим, что здесь расположено государство Новая Зеландия.

На материковых островах по нашим исследованиям могут быть горы и равнины. Посмотрите на карту, и вы увидите зеленый и коричневые цвета.

Поверхность их сложена в основном осадочными горными породами, но могут быть и выступы твердых кристаллических пород.

По размерам они больше островов другого происхождения.

Примерами таких островов могут быть: о. Тасмания,

о. Калимантан, о. Суматра, о. Сахалин и другие.

Вуканические острова. Как показали наши исследования, большинство мелких островов, разбросанных по Тихому океану, имеют вулканическое происхождение.

Это потухшие вулканы, которые стали островами. По форме они напоминают чаще всего отдельно стоящие горы или их группы. Такое происхождение имеет остров Таити и большинство островов северной части Тихого океана.

Вулканический пепел и другие вулканические породы придают почве светлый серый цвет, а где много содержится железа, красный цвет.

Рельеф гористый. Это хорошо видно на карте острова Таити.

( демонстрация карты острова Таити.)

Коралловые острова. Эти острова имеют вид разорванного кольца, в центре которого расположено мелководье. Острова такой формы и происхождения называем атоллами.

Острова эти, как мы увидели в нашей экспедиции, сложены известковыми породами из отмерших кораллов. Можем показать (демонстрация кораллов).

Острова имеют небольшие перепады абсолютных высот. Рельеф чаще равнинный.

Для образования кораллов необходима температура воды выше +20градусов, поэтому они встречаются между 30-ми градусами с.ш. и ю.ш.

Архипелаги. Мы исследовали острова Тихого океана и делаем следующие выводы.

1. Архипелаг-это группа островов, лежащих на небольшом расстоянии друг от друга.

2. Острова одного архипелага обычно имеют одинаковое происхождение.

3. Самый крупный архипелаг на нашей планете Малайский. А это, как вы видите, опять же Тихий океан!

4. Примеры архипелагов Тихого океана: Курильские, Маршалловы, Марианские, о-ва Общества (Таити) и т.д.

Подведем итоги нашего исследования этой части.

* Запишите типы островов по происхождению в тетерадь.

• 1.


IV- блок Вызов информации.

«Наши представления об островах».

*Теперь, опираясь на ваши знания и сегодняшний урок, постараемся вместе ответить на интересующие вас вопросы.

1.Как называется карта, которую используем в своих исследованиях?

2. В каком океане самое большое количество островов?

3. Какие по площади преобладают острова в Тихом океане?

4. Что вы можете сказать о географическом положении островов Тихого океана?

5. Какой рельеф на этих островах?

6. Что вы можете сказать о климате этих островов?

7. Какая природа на этих островах?

8. Какого цвета почва на островах Тихого океана?

Чем можно объяснить красноватый цвет почвы на некоторых

островах Тихого океана?

9. Род занятия островитян.

10. Как выглядят жилища местных жителей?

«Острова Тихого океана на картинах Поля Гогена»

*Это наши представления об островах. А сейчас наши представления сравним с картинами французского художника П. Гогена. ( Демонстрация картин П. Гогена.)

№1 Мир тропических растений. П.Гоген.

1. « Мир тропических растений»

- Что вы можете сказать о растительном мире, изображенном на картине Гогена.

- О чем говорит наличие пышной растительности на острове?

№2 «Черные боровы» П. Гоген.

1. «Черные боровы»

- Как одеты люди и почему?

- Род их занятий.

- Как выглядят жилища островитян?

№3 «Горы на Таити» П. Гоген.

3. « Горы на Таити»

- Какой рельеф преобладает на острове?

- Какого цвета почва? Почему почва красного цвета?

-Что в этих картинах на вас произвело наибольшее впечатление?

- Совпал наш взгляд на острова Тихого океана с взглядом

Гогена?

Вывод сравнительных исследований:



Наши представления совпали с представлениями Поля Гогена об острове Таити.

* А как вы думаете, изменилась ли жизнь на островах с момента написания картин?

*Исследованиями современного Таити занималась группа учащихся. Доложите об итогах своих исследований. (сообщение о современных традициях населения, роде занятий населения.)

О Гогене. В его картинах использованы яркие краски, что говорит о теплом отношении художника к острову Таити. О нем он мечтал с детства. И уже будучи семейным человеком, он уезжает на этот таинственный остров, а затем остается жить. Гоген, в отличие от своих соотечественников, с любовью относился к местному населению и прославлял их и остров Таити в своих произведениях. Это был 19 век.

Благодарные островитяне создали музей на острове Таити.

МУЗЕЙ ПОЛЯ ГОГЕНА на о. ТАИТИ

Музей находится в 55 км от Папеэте на берегу океана недалеко от поcледнего места проживания Гогена на Таити. Музей включает несколько павильонов в парке, где представлена экспозиция и большой сувенирный магазин. Музей не организует экскурсий. Время посещения в среднем 30 мин. Экспозиция представляет собой интересную ретроспективу жизни знаменитого французского художника Поля Гогена, начиная с его родословной и предков и заканчивая его смертью на Маркизовых островах. Экспозиция рассказывает в общих чертах историю его жизни, иллюстрированную фотографиями и предметами эпохи, и особенно выделяет последний период его жизни, когда он провел 12 последних лет на полинезийских островах. Авторы экспозиции постарались передать глубокое влияние оказанное на творчество художника «примитивным и экзотическим» исскуством и традициями местных артистов. Поль Гоген был защитником традиций местного населения от тотального влияния европейской культуры и быта. Заканчивается экспозиция залом, где представлены в репродукциях почтовые открытки и все работы Гогена, находящиеся в частных собраниях по всему миру.

В музее представлены несколько оригинальных работ художника (рисунки и скульптуры).

V-блок «Подведение итогов нашей экспедиции»

Итак, наши исследования подходят к концу.

-Как бы сейчас вы ответили на вопрос - почему острова Тихого океана называют потерянным раем?

- Назовите основные вопросы наших исследований.

(Можно использовать карту нашего урока)

- Назовите основные ключевые слова наших исследований.

(Остров, вулканический остров, материковый остров, коралловый остров, атолл, архипелаг, Таити и т.д.)

-Как называется место, куда мы с вами возвращаемся?

В географическом понимании, чем он отличается от тех, которые исследовали сегодня на уроке? (Он расположен на реке Ловать и своим происхождением)

Мы с вами возвращаемся с далеких островов Тихого океана на родную землю, в наш город Великие Луки. Город, который богат своими традициями и историей. А это наш родной остров Дятлинка. Быть может он не так ярок и красочен, но он наш … родной. И, где бы мы не были, далеко от малой родины, в нашей душе всегда будет этот маленький островок.

Острова, острова…

В каждой нашей душе есть таинственный остров,

Где мы прячем, как клады, грузы вечных проблем и забот.

Только жаль, что творец, создал Рай на Земле

И с улыбкой лукавой

От соблазнов людских бросил вас, острова,



Среди этих бушующих вод.

Д/з: Напишите небольшую статью по теме нашего урока: «Потерянный рай». Стр. учебника-83-85.