Управление знаниями в сетях предприятий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Управление знаниями Направление подготовки... 1 142.52kb.
Динамическое управление информационными потоками в телекоммуникационных... 1 88.41kb.
1 требования к студентам 2 480.48kb.
Управление знаниями, креативностью и инновациями Цель (назначение) 1 59.79kb.
Исследование «Управление знаниями как фактор конкурентоспособности 1 30.15kb.
Программа по курсу: «Управление знаниями» Специальность: 511620 Системная... 1 93.93kb.
Программа дисциплины «Управление знаниями в организации» 1 274.01kb.
Многогранность управления знаниями на предприятии 1 75.58kb.
658. 5 Талтыкин Виктор Сергеевич к т. н., риск-инженер 1 90.77kb.
Организационно экономический механизм экологизации деятельности промышленных... 1 407.18kb.
Стандарты и управление проектами 1 85.35kb.
Управление знаниями в организации клиента. Л. В. Чукина, нп «Национальная... 1 54.89kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Управление знаниями в сетях предприятий - страница №1/1


УДК 004.8 (007.5)

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В СЕТЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ



Тарасов В.Б.
Обсуждаются проблемы управления знаниями, циркулирующими на сетевых интеллектуальных предприятиях. Рассмотрены различные виды и функции знаний на предприятиях, предложена интенсивная схема организации корпоративного опыта. Проведено сопоставление задач и этапов инженерии знаний с задачами и этапами управления знаниями. Введена концепция жизненного цикла знаний на сетевых интеллектуальных предприятиях. Предложен набор показателей интеллектуальности предприятия
Введение
В современных условиях создание сетей предприятий представляет собой одну из наиболее перспективных стратегий экономического развития [1, 2]. В теоретическом плане такие сети могут рассматриваться как одна из разновидностей коллективного интеллекта, а именно, как многоагентные системы, состоящие из коллективных агентов, в которых ключевую роль играет организация взаимосвязей между агентами [3]. Эти взаимосвязи обычно не являются постоянными и регулярными, а скорее зависят от ситуации взаимодействия. Поэтому сетевые интеллектуальные предприятия, будучи по своей природе подвижными, адаптивными и многофункциональными, позволяют наиболее полно и оперативно удовлетворять все возрастающие требования заказчиков. В то же время, они образуются, развиваются и трансформируются в зависимости от потребностей партнеров и преследуемых ими целей, обеспечивая увеличение и интенсификацию жизненного цикла отдельных предприятий-партнеров.

Сетевые предприятия представляют собой базовые социо-экономические единицы информационного (постиндустриального, посткапиталистического) общества, в котором главную роль начинают играть компьютерные средства формирования и обмена знаниями, телекоммуникации и управления. Именно знания становятся основным ресурсом предприятий нового типа; поэтому эффективность их функционирования прямо зависит от объема и содержания формируемых и циркулирующих в сети знаний. Соответственно, управление знаниями, в первую очередь, означает интеграцию в сети множества разнородных, обычно удаленных друг от друга источников знаний в процессе коллективного (и кооперативного) решения задач. Построение системы управления корпоративными знаниями [2, 4-6] является необходимым условием функционирования сетевой (виртуальной) организации.


2. Виды знаний на предприятиях
Знания имеют двойственную социально-индивидуальную природу, будучи с одной стороны, социальным продуктом, а с другой стороны, основной составляющей индивидуального опыта. Их классификацию можно строить по различным основаниям. По своему источнику, знания подразделяются на: а) вербализуемые и формализуемые знания, циркулирующие в процессах коммуникации внутри предприятия (между сотрудниками одного или нескольких подразделений), а также при взаимодействии различных предприятий, например, заказчика и подрядчика; б) интуитивные, эвристические знания, которые формируются в ходе конкретной профессиональной деятельности каждого сотрудника предприятия и являются компонентом его индивидуального опыта. Первые существуют в виде понятий и отношений между понятиями (а также производных от них суждений и умозаключений), а вторые имеют образную природу и фигурируют в форме идей и представлений. В первом случае следует говорить об экстенсивной схеме приобретения знаний, характерной для классических интеллектуальных систем (когда имеется внешний источник, например, эксперт), а во втором – об интенсивной схеме формирования знаний в процессах когнитивно-регулятивной координации.

Достаточно близким к вышеупомянутой классификации является метафорическое подразделение корпоративных знаний на «холодные» («глубинные») и «горячие» («поверхностные») знания. К «холодным» знаниям относятся фундаментальные общетеоретические утверждения, суждения, факты, закономерности, в частности, знания об экономических законах, принципах стратегического управления предприятиями, характеристиках бизнес-процессов, видах организационно-управленческих структур, которые содержатся в книгах, хранятся в корпоративных базах данных/знаний или выставлены на сайты сети Интернет. В то же время «горячие знания» включают индивидуальные мнения и представления, различные эвристические правила и процедуры, которые формируются главным образом в собственной практической деятельности руководителей, менеджеров, сотрудников предприятия и подчас являются непередаваемыми в текстовой форме.

Между этими двумя этими типами знаний существуют тесные взаимные зависимости. С одной стороны, наличие исходной базы общетеоретических знаний (как по фундаментальным наукам, так и по специализированным дисциплинам) является необходимым условием формирования индивидуальных профессиональных мнений и субъективных взглядов. На этой основе возникает набор способов планирования профессиональной деятельности, осуществляется переход к формированию обобщенных наглядно-образных представлений решаемых задач. Иными словами, здесь происходит перевод социально (коллективно) обусловленных знаний в индивидуальные образно-концептуальные модели. С другой стороны, сами теории и модели, в том числе и в области организации и управления предприятиями, часто возникают в результате осмысления и обобщения эмпирических фактов и закономерностей, т.е. происходит преобразование поверхностных знаний в глубинные.

Следует отметить, на сетевых предприятиях происходят не только взаимные переходы различных видов знаний, но и процессы согласования знаний с навыками, преобразования знаний в умения, и т.п. Иными словами, знания функционируют в системе совокупного опыта предприятия. Традиционными стратегиями формирования профессионального опыта на предприятиях являются последовательные линейные стратегии вида: «знания ® навыки» или, наоборот, «навыки ® знания». В русле совмещенного (параллельного) проектирования опыта в условиях сетевых предприятий базовой становится Х-образная эволюционная схема (см. рис.1), которая, на наш взгляд, отражает идею интенсивного формирования опыта.

глубинные знания « поверхностные знания


умения


простейшие навыки « сложные навыки
Рис.1. Вариант интенсивной схемы организации корпоративного опыта

Запараллеливание во времени процессов приобретения знаний и навыков в рамках коллективного обучения приводит к уменьшению сроков формирования опыта и повышении качества деятельности предприятия. При этом интенсивная Х-образная схема требует согласованного использования неоднородных ресурсов (т.е. одновременной деятельности различных агентов предприятия).

По своим функциям в деятельности предприятия корпоративные знания разбиваются на ЧТО-знания, КАК-знания, (КТО, ГДЕ, КОГДА)-знания, ЗАЧЕМ-знания, и пр. [3,7]. Эти виды знаний соответствуют базовым ролям агентов сетевого предприятия: Заказчик, Исполнитель, Менеджер, Руководитель (рис.2). Здесь роль Заказчика, связанная с определением содержания работ, выражает в основном гносеологический аспект деятельности предприятия. С семиотической точки зрения, соответствующие ей ЧТО-знания определяют семантику процессов коммуникации в сети; они могут выражаться вопросами «Что производить?» или «Что известно об организации деятельности предприятия?». В свою очередь, роль Исполнителя, предполагающая владение методами и приемами решения задач, характеризует праксеологический аспект деятельности предприятия. Ей отвечают КАК-знания, которые определяют прагматику процессов коммуникации в сети и могут выражаться вопросами «Как произвести некоторый продукт?», «Как удовлетворить клиентов»?, «Как опередить конкурентов?

Другими словами, корпоративные ЧТО-знания представляют собой предметные знания о качественных и количественных характеристиках производимой продукции, особенностях бизнес-процессов и организационной структуры предприятия, работе сотрудников предприятия, а КАК-знания описывают последовательность действий по выполнению заказа или производству продукции, реорганизации предприятия или планированию работы сотрудников.

Далее, роль Менеджера носит в основном онтологический характер и определяет синтаксис процессов коммуникации в сети; ей соответствуют вопросы типа «Кто, Когда и Где будет выполнять данную работу?» Наконец, роль Руководителя, связанная с анализом потребностей, формированием ценностей и оценкой деятельности предприятия, выражает аксиологический аспект деятельности предприятия. Иными словами, он должен активизировать функции и нейтрализовать дисфункции предприятия. В контексте сетевого предприятия речь идет о взаимной увязке ранее указанных ролей и организации соответствующих потоков знаний, т.е. об управлении взаимодействием «Заказчик – Менеджер – Исполнитель». Руководитель наделен правом перераспределения ресурсов (в том числе, знаний) между узлами сети. С семиотической точки зрения, им формируются и распространяются необходимые метазнания, чем обеспечивается семиозис «единицы» сетевого предприятия. При этом ищутся ответы на вопросы типа «Почему выгодно производить или продавать данный продукт (услугу)?» или «Зачем проводить реинжиниринг?»


Руководитель (ЗАЧЕМ-знания)








Заказчик

(ЧТО-знания)

Менеджер (КТО-, КОГДА-, ГДЕ-знания)




Исполнитель (КАК-знания)
Рис.2. Общая схема взаимосвязи основных ролей агентов

на сетевом предприятии


  1. От инженерии знаний в ИИ к управлению знаниями

на сетевых интеллектуальных предприятиях
Основная роль управления знаниями сетевой организации состоит в их разделении между агентами (узлами сети), так чтобы каждый узел мог воспринимать и использовать имеющиеся корпоративные знания в процессах распределенного решения задач. По сути, речь идет о реорганизации обычного цикла инженерии знаний в прикладных интеллектуальных системах (приобретение представление пополнение поддержка передача знаний) применительно к сетевому предприятию.

Несмотря на внешнюю схожесть проблем инженерии знаний в ИИ и управления знаниями на сетевых интеллектуальных предприятиях, между ними имеются существенные различия. При разработке прикладных интеллектуальных систем на основе инженерии знаний главное значение имеют представление экспертных знаний в ЭВМ, а также их автоматическое пополнение в процессах вывода, обобщения или аргументации. Речь идет о построении формальных моделей уже сгенерированных знаний и организации совместного решения задачи человеком и компьютером. Напротив, на сетевых предприятиях центральное место занимает проблема коллективного порождения, кооперативного использования и эффективного распространения знаний между узлами сети, т.е. предварительно знания формируются в различных местах, а затем они уже начинают циркулировать между узлами сети. Вместо интеллектуализации взаимодействия между человеком и компьютером здесь происходит оптимизации совместной деятельности людей и коллективов, расположенных в различных местах.

Жизненный цикл знаний на сетевых предприятиях включает следующие этапы: 1) порождение (синтез), 2) присвоение (интернализация), 3) организация и совместное пополнение, 4) отчуждение (экстернализация), 5) распространение, 6) оценка, 7) утилизация знаний [2, 4-7] (рис.3).





Рис.3. Иллюстрация жизненного цикла знаний:


  1. синтез (утилизация); 2) присвоение; 3) организация и совместное пополнение; 4) отчуждение; 5) распространение; 6) оценка знаний

В результате процедуры синтеза возникают новые знания или строятся новые конфигурации существующих знаний. Присвоение (интернализация) включает получение знаний из внешних источников, а также их ассимиляцию агентами сетевого предприятия. В ходе ассимиляции происходит фильтрация поступающих знаний, отбор и выявление знаний, наиболее актуальных и ценных для совместной работы агентов в сети. Организация знаний предполагает их представление и модификацию агентами в соответствии с предпочтительными классификационными схемами и таксономиями; здесь важнейшее место занимает построение общих онтологий [8,9]. Организация знаний может включать интерпретацию и переработку получаемых знаний. Согласование, совместное пополнение и обогащение присвоенных знаний происходит в процессе взаимодействия между агентами сетевого предприятия, совместно выполняющими заказ. Отчуждение знаний означает их передачу в коллективное пользование, вынесение вовне в интересах повторного применения и повышения эффективности распределенного решения задачи. Распространение знаний связано с их передачей по корпоративной сети, от агентов-владельцев к агентам-клиентам, которым они необходимы. Здесь важное место занимает посредничество, обеспечение доступа к знаниям, например, предоставление (продажа) клиенту требуемых (релевантных) источников знаний с целью обеспечить эффективную передачу и использование знаний. Наконец, функция оценки, связанная с определением объема и качества корпоративных знаний, в основном обеспечивает поддержку остальных функций.

Кратко остановимся на двух ключевых этапах синтеза и распространения знаний. С одной стороны, в ситуации распределенного синтеза знаний в сети могут использоваться известные методы «мозгового штурма», синектики, ассоциативного поиска, адаптированные к проблемной области организации и управления предприятиями, а также к сетевым и интеллектуальным технологиям. При этом должен создаваться и использоваться корпоративный фонд эвристических правил и приемов, обеспечивающих изменения стратегии, продукции, услуг, процессов, организационных структур, должностных обязанностей персонала предприятия. Например, можно создать базу знаний по основным способам объединения предприятий (ассоциация, комбинация, интеграция, слияние) и соответствующим типам сетевых предприятий (виртуальный консорциум, концерн, картель, пул, трест и пр.).

Распространение корпоративных знаний опирается на современные сетевые и интеллектуальные технологии: электронную почту, web-конференции, доски объявлений, протоколы коммуникаций на основе речевых актов и пр. Возможны различные режимы распространения знаний: 1) диффузное распространение по всем узлам сети (агентам); 2) адресация конкретной группе узлов (агентов); 3) «бартерный обмен» знаниями; 4) торговля знаниями с посредником или без него.

Современные предприятия функционируют в условиях сложной, неопределенной, динамической среды. Поэтому необходимы постоянные инновации корпоративных знаний. Для того, чтобы процесс обновления знания был непрерывным, необходимо создание постоянно функционирующих систем управления знаниями, которые могли бы не только объединять внутренние источники знаний в сети предприятий, но и отслеживать внешние источники, извлекать знания из экспертов (клиентов, партнеров, подрядчиков), баз статистических данных, информационного пространства Интернет. Более того, надо обеспечить возможность подключения корпоративной системы управления знаниями к другим аналогичным системам на базе единых подходов к концептуализации знаний.

Работа корпоративных систем управления знаниями, помимо объединения внутренних и внешних источников знаний, предполагает также формирование и применение метазнаний о совместном синтезе и коллективном использовании знаний на предприятии, о путях и механизмах генерации и приумножения совокупного корпоративного опыта.


4. Основные показатели интеллектуальности предприятия
В заключение, перечислим основные факторы, определяющие уровень интеллектуальности предприятия? Развивая положения, сформулированные в [1], будем считать, что организационный интеллект предприятия определяется такими характеристиками как:

  • совокупный опыт предприятия (накопление, систематизация и сохранение корпоративных знаний, создание больших распределенных баз знаний, организация стандартов на знания, управление знаниями)

  • системная единица предприятия (сохраняющая его основные свойства как целого, например, фрактал [10], холон [11] или агент [3])

  • структура предприятия (сетевая, открытая, самоорганизующаяся, самообновляющаяся)

  • связи (горизонтальные, координационные, гибкие, переменные)

  • поведение предприятия (активное, целенаправленное, кооперативное поведение, удовлетворяющее экстремальным принципам, с наличием приоритета коалиционных стратегий над конкурентными стратегиями)

  • развитие предприятия (коэволюция, коадаптация – гибкая адаптация предприятия к внешней среде, взаимная адаптация и координация действий партнеров)

  • управление (дуальное, децентрализованно-централизованное)

  • компьютерные технологии (наличие развитых коммуникационных и информационных технологий, обеспечивающих эффективное взаимодействие предприятия с заказчиками и подрядчиками)

  • история и культура предприятия

Литература


  1. Тарасов В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям// Новости искусственного интеллекта. – 1996. – № 4. – С.40-84.

  2. Попов Э.В., Васильевский А.С. Предприятия нового типа и управление знаниями в реинжиниринге// Сборник научных трудов 4-й Российской научно-практической конференции «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий» (Москва, 11-12 апреля 2000 г.). – М.: МЭСИ, 2000. – С.9-15.

  3. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  4. Тарасов В.Б., Шильников П.С. Виртуальные предприятия: организационные характеристики и компоненты инфраструктуры// Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Сборник научных трудов 4-й Российской научно-практической конференции (Москва, 11-12 апреля 2000 г.). – М.: МЭСИ, 2000. – С.21-33.

  5. Попов Э.В. Корпоративные системы управления знаниями// Новости искусственного интеллекта. – 2001. – №1. – С.14-25.

  6. Тельнов Ю.Ф. Использование системы управления знаниями в виртуальном образовании// Труды Международного конгресса «Искусственный интеллект в XXI-м веке» (ICAI'2001, Дивноморск, Россия, 3-8 сентября 2001 г.). – М.: Наука. Физматлит, 2001. – С.411-418.

  7. Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. – М.: Радио и связь, 1989.

  8. Гаврилова Т.А. Использование онтологий в системах управления знаниями// Труды Международного конгресса «Искусственный интеллект в XXI-м веке» (Дивноморское, 3-8 сентября 2001 г.). Т.1. – М.: Физматлит, 2001. – С.21-32.

  9. Смирнов А.В., Пашкин М.П., Шилов Н.Г., Левашова Т.В. Онтологии в системах искусственного интеллекта: способы построения и организации. Часть1// Новости искусственного интеллекта. 2002. №1. С.3-13.

  10. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие: Пер. с нем. – М.: МАИК Наука/ Интерпериодика, 1999

  11. Виттих В.А. Целостность сложных систем// Проблемы управления и моделирования в сложных системах. Труды IY-й Международной конференции (Самара, 17-23 июня 2002 г.). – Самара: Самарский научный центр. ИПУСС РАН, 2002. – С.48-58.