Управление и кибернетика - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Управление и кибернетика - страница №1/1

Управление и кибернетика.

Урок 1.

Тема: Управление и кибернетика.

Цели: Познакомить учащихся с основами кибернетики, кибернетической моделью процессов управления. Дать им представление о применении ЭВМ для автоматизации процессов управления.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

I. Орг. момент. (1 мин)

II. Актуализация знаний. (2 мин)

III. Теоретическая часть. (10 мин)

IV. Практическая часть. (18 мин)

V. Д/з (2 мин)

VI. Вопросы учеников. (5 мин)

VII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:



I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.



II. Актуализация знаний

Мы закончили изучение темы «Электронные таблицы». Давайте подведем итоги: для чего предназначены ЭТ?



III. Теоретическая часть.

Запишите тему урока.

Что такое управление? Как вы можете объяснить?

Управление – целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие – управляемыми.

Примеры: человек – автомобиль, хозяин – собака, светофор – автомобиль.



Кибернетика – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.

В любом процессе управления присутствуют:



  • Управляющий объект

  • Управляемый объект

  • Канал прямой связи (для передачи команд управления)

  • Канал обратной связи (для передачи информации о состоянии объекта управления к управляющему объекту).

Пример: светофор – автомобиль (без обратной связи)

Пример: хозяин – собака (с обратной связью)



Пример: шофер – автомобиль (с обратной связью)

Шофер – управляющий, автомобиль – управляемый объект.

Канал прямой связи – система управления автомобилем: педали, руль, рычаги, клавиши. Канал обратной связи: приборы на панели управления, вид из окон, слух шофера.

Всякое воздействие на средства управления можно рассматривать как передаваемую информацию: «увеличить скорость», «затормозить», «повернуть направо» и т. д.

Что произойдет, если отключить один из каналов прямой или обратной связи?



Задание: Привести свои примеры

Пример: Управление в общественных системах – учитель управляющий процессом обучения на уроке. Формы управляющего воздействия на учеников: речь, жесты, мимика, записи на доске. Формы обратной связи: ученики справились с заданием, не справились с заданием. (Если ученики не справились с заданием, значит не поняли тему – учитель вынужден повторить объяснение, тем самым меняет ход урока).

Управление – целенаправленный процесс. Он должен обеспечить определенное поведение объекта управления, достижение определенной цели. А для этого должен существовать план управления.(например, учитель ведет урок по заранее составленному плану, шофер ведет автомобиль по заранее придуманному маршруту). Этот план реализуется через последовательность управляющих команд, передаваемых по прямой связи. Такая последовательность команд называется алгоритмом управления. Система управления – вся совокупность управляющих средств: управляющий объект, каналы прямой и обратной связи. В системах управления, где роль управляющего выполняет человек, алгоритм управления может изменяться, уточняться в процессе работы.

Задание 1. Дополните приведенный ниже список и укажите, какой объект будет управляющим, а какой – управляемым:

А) оркестр - …

Б) автобус - …

В) наездник - …

Г) тренер - …

Д) режиссер - …



Задание 2.

Прочитать параграф 39 (стр.189) и ответить на вопрос: Чем отличаются АСУ от САУ?



Автоматизированные системы управления (АСУ) помогают человеку в сборе информации и принятии управляющих решений (пример: руководить предприятием).

В системах автоматического управления (САУ) все операции, связанные с процессами управления, происходят автоматически, без непосредственного участия человека, по заранее составленной программе (пример: станок, ракета).

III. Практическая часть.

IV. Домашнее задание.

Приведите 2-3 примера кибернетических систем:

А) без обратной связи

Б) с обратной связью



V. Вопросы учеников.

VI. Итог урока.