Учитесь быстро читать - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Учитесь быстро читать - страница №7/7


Что дает быстрое чтение

«Сегодня пришел домой и решил попробовать читать методом быстрого чтения. И неожиданно получилось. Результат удивил меня. Случилось стран­ное. Я не читал в традиционном смысле этого понятия, а быстро скользил гла­зами по тексту и при этом мгновенно анализировал: что нужно запомнить и что отбросить. Строчки пробегали плавно и быстро, как титры в кино. Словно не было ни строчек, ни слов, а были факты, которые всплывали и врезались в сознание, в воображение как бы сами собой. Чтение шло легко и свободно, и это доставляло удовольствие» — так писал в дневнике Виктор Панкратов, тех­ник одного из ленинградских предприятий, самостоятельно освоивший метод быстрого чтения. Что же дает этот метод рядовому читателю? Лучше всего на этот вопрос ответят те, кто уже работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушатели курсов быстрого чтения.

Проведенные социологические исследования среди обученных убедительно доказали эффективность методики. Основное преимущество большинство ви­дит в возможности ежедневно читать необходимый объем литературы. Осо­бенно много дает быстрое чтение учащейся молодежи.

Лаборант одного из предприятий г. Молодечно Минской области В. При­чина писал нам: «Техника быстрого чтения дала очень много. Скорость чтения возросла в несколько раз. Я успеваю за 1,5—2 часа в сутки прочитать 2—3 газеты, иногда журнал. Кроме того, удается быстро найти нужный материал в учебниках. Часто читаю такое солидное издание, как «Юманите». Смысл прочитанного понимаю гораздо быстрее, быстрее нахожу незнакомые слова в словаре. После просмотра телевизионных программ многие публикации в га зетах пробегаю мгновенно, поскольку они содержат знакомый материал. Намного улучшилась память. Стал замечать, что во время разговоров, бесед, встреч некоторые факты, слова, события всплывают в памяти как бы сами собой. Иног­да вспоминаю точные цитаты, казалось бы, ненужные в дальнейшем цифры целые высказывания. Внимание стало более стабильным: могу читать даже при работающем телевизоре». I

Приведенное высказывание достаточно полно отвечает на поставленный вопрос.

Мы уже знаем, что быстрое чтение используется не только для чтения научных и учебных текстов. Естественно, возникает вопрос: не ухудшается ли чтение художественной литературы? Есть законное опасение, что человек, научившись читать быстро технические тексты, так же быстро будет читать и классическую художественную литературу. Не обеднится ли при этом восприятие? 1

Как показал опыт, подобные опасения напрасны. Человек, читающей быстро, не становится рабом скорости. Приобретая навыки быстрого чтения, он совершенствует и другие способы чтения. А что касается глубины восприя­тия, то быстрое чтение развивает и эту особенность человеческой психики. «Быстрое чтение приблизило нас к искусству,— писали освоившие этот метод,— так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описа­ния природы, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтении художественной литературы мимо нашего сознания. Оказывается, мы раньше просто не способны были воспринимать их в тексте...»

Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой про­цесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятель­ности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, лома­ются сложившиеся стереотипы мышления.

Наша заключительная, десятая беседа посвящена подведению итогов освоения техники быстрого чтения.

Как суммировать все, чему вы научились? Мы предлагаем золотые пра­вила быстрого чтения, которые могут служить и дальнейшим руководством в совершенствовании техники чтения.



Семь золотых правил быстрого чтения

Первое — читать без регрессий.

Второе—читать по интегральному алгоритму чтения.

Третье—всегда выделять доминанту—основное смысловое значение

текста.

Четвертое—читать без артикуляции.



Пятое—читать вертикальным движением глаз.

Шестое—постоянно развивать свое внимание и память.

Седьмое—выполнять ежедневно обязательную норму: читать две

газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50—100

страниц любой книги.

Итоги обучения

Прочитайте заключительный текст № 10. Старайтесь читать внимательно. Мобилизуйте все свои силы, все умения, которыми вы владеете. По его окон­чании определите скорость чтения по известной вам формуле и общий прирост скорости чтения за время обучения. Внесите эти данные в план занятий и на график.

Далее рекомендуем оценить особенности своего чтения в соответствии с тестом и подсчитать количество баллов. Сравните эти результаты с тем, что было в начале ваших занятий.

Для того чтобы провести детальный анализ отдельных этапов обучения, мы настоятельно рекомендуем вам ответить на вопросы анкеты-отзыва, при­веденной в конце книги. Выполнив эту работу, вы отчетливо будете представ­лять себе свои достижения и неудачи. Например, как это часто бывает, вас огорчают трудности, связанные с вертикальным движением глаз. Ответив на все вопросы анкеты, вы наверняка найдете их причину. Так, на вопрос, сколько часов начитали с одновременным выстукиванием ритма, вы записали — 8. Как известно, подавление артикуляции требует 15—20 часов чтения с од­новременным выстукиванием ритма. Видимо, именно в этом кроется причина ваших трудностей. Подробный анализ анкеты поможет вам в дальнейшей работе над совершенствованием техники чтения. Будем признательны, если вы направите эту анкету в адрес издательства.

Итак, вы подвели итоги своей работы. Позади недели напряженной твор­ческой деятельности по совершенствованию механизмов своего мышления, всего аппарата умственной деятельности. Но вы не должны ограничивать этим свое обучение. Что делать дальше? В конце этого раздела вы найдете упражнения для дальнейшего совершенствования техники чтения, а пока мы познакомим вас с нашими перспективными разработками, цель которых—ос­воение новых навыков интеллектуальной деятельности.

Программы «Сатори» и «Ультра-рапид»

Дальнейшее совершенствование методики обучения технике быстрого чтения привело нас к созданию еще двух ступеней программы: «Сатори» и «Ультра­рапид». Сатори — означает «озарение». Ультра-рапид — сверхбыстрое чтение. Нашей научной группой разработана программа, которую мы назвали «Комп­лексная программа интеллектуального развития человека». Программа пре­дусматривает три уровня обучения:

1-й уровень — начальное обучение технике быстрого чтения, скорость чте­ния 3000 знаков в минуту;

2-й уровень—программа «Сатори», освоение скорости чтения 10000 зна­ков в минуту;

3-й уровень — программа «Ультра-рапид», 20 000 знаков в минуту. Во всех указанных выше программах скорость чтения не является само­целью и выполняет только роль контрольного показателя, фиксирующего результативность обучения. Допустимым остается разброс показателя скорости чтения в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых в пределах ±30% от указанных базовых значений. Теоретические основы разрабо­танной концепции обучения базируются на следующих ключевых позициях:

— использование резервных возможностей человеческого организма на ней-рофизическом и биоэнергетическом уровнях; I

— активизация зрительного анализатора;

— возможность формирования новых, более эффективных программ умст­венной деятельности на основе теории установки;

— формирование нового кода, основанного на зрительных или каких-то иных представлениях;

— организация невербального, т. е. бессловесного, образного мышления;

— использование и развитие универсального предметного кода, а также промежуточного языка — языка мысли;

— воспитание и развитие сверхвнимания и сверхпамяти;

— воздействие в процессе обучения на уровне сознания, подсознания и сверхсознания обучаемых;

— поэтапное формирование нового комплексного навыка умственной дея­тельности.

Разработанная концепция, предусматривающая три уровня обучения, рас­считана на три года. Методика обучения носит универсальный характер и охватывает все возрастные группы и представителей всех профессиональ­ных объединений.

Что же такое программа «Сатори»? Как установили ученые, успешность умственной деятельности в значительной степени зависит от психофизического состояния человека.

Пожалуй, каждый наверняка испытал в своей жизни состояние внутрен­него подъема, когда все получается очень удачно» Изучаемый предмет стано­вится вдруг понятным и интересным, невозможно оторваться от учебника. Или изучаемая проблема вдруг вырисовывается четко и ясно и намечается путь ее решения.

Это состояние можно назвать творческое озарение, или «сатори». Его природа лежит в сложном комплексе психофизиологических механизмов внут­реннего состояния человека, оптимальное соотношение которых и обеспечивает это состояние внутреннего подъема — вдохновения.

В такие минуты мозг работает удивительно четко, решения, причем очень точные, подчас неожиданные, иногда противоречащие общепринятым нормам, возникают быстро. Изменяется и физическое состояние: тело становится силь­ным, ловким, послушным. Человека пронизывает особая легкость, радость, глубокая уверенность в своих возможностях. Человек начинает чувствовать, что все ему под силу.

Как же научиться этому? Возможно ли сознательно вызывать подобное состояние озарения? Мы отвечаем на этот вопрос утвердительно. Да, возможно. Более того — нужно уметь вызывать состояние озарения именно в те часы и минуты, когда это необходимо.

Как же сознательно формировать такое состояние?

В основе программ «Сатори» и «Ультра-рапид» лежит формирование прин­ципиально иного типа восприятия текста, основанного на идее полного слияния с ним в условиях состояния сверхсосредоточения. Это достигается использо­ванием следующих методов:

— функциональная музыка и аутогенная тренировка;

— словесное внушение (суггестия) и подпороговое воздействие;

— использование биологически активных препаратов;

— обучение навыкам динамической медитации и активизации цветного зрения с развитием визуального мышления;

— тренировка сверхвнимания и сверхзапоминания, а также активизация положительных эмоциональных состояний на уровне подсознания.

В целом разработка указанных выше программ предусматривает не только ускорение чтения, но и, главным образом, активизацию творческого мыш­ления. По каждой из указанных выше программ предполагается подготовка и издание соответствующей книги.







Упражнение 10.1. Минимальный тренировочный комплекс

Предлагаемый комплекс упражнений выполняется через месяц после под­ведения итогов обучения. Комплекс упражнений рассчитан на одну неделю. Пе­риодичность занятий 1 раз в месяц в течение одного года. Впоследствии можно продолжить его выполнение, если вы почувствуете в этом необходимость. Полезно проводить тренировки по указанной программе после длительного перерыва, например после болезни или по иным причинам.

10.1.1. Созерцание зеленой точки. Выполняется в течение всей недели тре­нировочного комплекса. Следует обратить особое внимание на аккуратное проведение подготовительного этапа: аутогенную тренировку и медленное, спо­койное чтение текста. Достижение состояния «ясного сознания» и способ­ности видения всей страницы—свидетельство успешности ваших тренировок.

10.1.2. Первые два дня недели ежедневно 1—1,5 часа читать различные тексты с одновременным выстукиванием ритма. Закончив чтение отдельных текстов, излагать содержание прочитанного по блокам интегрального алго­ритма чтения, формируя также доминанту.

10.1.3. Вторые два дня ежедневно 25—30 мин. работать с таблицами Шульте. Читать ежедневно 1—2 книги «методом штурма».

10.1.4. Заключительные два дня недельного тренировочного цикла по­святить упражнениям для тренировки внимания. Выберите упражнения (не менее двух) из числа рекомендуемых в седьмой беседе.

10.1.5. В завершающий, 7-й день недели тренировок рекомендуем для проверки результативности ваших занятий прочитать тройную ежедневную норму чтения, т. е. 6 газет, 3 журнала научно-технических или научно-попу­лярных и 150—300 страниц любого текста. Эффективность выполнения за­дания и будет свидетельством успешности ваших тренировок.

Контрольный текст № 10 Объем 9000 знаков

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ

Образы бывают двух видов: образы-мысли и образы-представления. Почему мы вынуждены сделать это уточнение? Потому что есть между ними сущест­венное различие. Одни из них (образы-представления) с самого начала существуют в мышлении как что-то целостное, нерасчлененное. Другие (образы-мысли) возникают после того, как мы сознательно выделим — разумеется, при помощи речи — необходимые признаки данного предмета. Ребенок, еще не знающий геометрии, может иметь представление о треугольнике; когда он услышит это слово, в его сознании возникает соответствующий образ. Но такой образ не сопровождается знанием свойств треугольника, а возникает как случайное, общее, нерасчлененное впечатление. Это и есть образ-представление.

В 1945 году психолог Жак Адамар обратился к ряду крупнейших матема­тиков с просьбой рассказать о том, как протекает их творческое мышление. Вот что ответил Альберт Эйнштейн: «Слова, как они пишутся или произ­носятся, по-видимому, не играют какой-либо роли в моем механизме мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные образы и знаки физических реальностей. Эти образы и знаки как бы произвольно по­рождаются и комбинируются сознанием. Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами мышления и соответствующими логическими понятиями. Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени, когда описанная игра ассоциаций уже установилась и может быть по желанию воспроизведена». Это очень характерное высказывание, ясно демонст­рирующее кухню творческого мышления ученого: он оперирует не логическими понятиями как таковыми в их языковой или другой форме, а образами, точнее, образами-мыслями.

Образ-представление и образ-мысль различаются весьма заметно по той роли, которую они играют в мышлении. Можно сказать так: образ-представ­ление исчерпывает содержание и возможности наглядного мышления. А образ-мысль служит опорой, материалом для рассуждения. Мышление такого рода называется дискурсивным (расчлененным). Типичный пример его—решение известной американской задачи, где каждой букве придано цифровое зна­чение:





В процессе решения такой задачи приходится все время рассуждать раз­вернуто, примерно так: «Если при сложении двух чисел s и m мы переходим в новый разряд, то, значит, т не может быть ничем иным, кроме 1. Но тогда s — это или 9 (если в этот разряд не перенесли единицы из низшего), или соответст­венно 8».

Иначе говоря, здесь мы оперируем с готовыми, привычными, автомати­зированными понятиями: 1, 2, ..., 8, 9... Мы рассматриваем отдельные их свой­ства—«развертываем», сравниваем их, сочетаем—«свертываем» в новую мысль. И все это делаем дискурсивно, с помощью чистой логики, без новых дан­ных из внешнего мира. Таким же дискурсивным мышлением мы вынуждены пользоваться при решении многих логических задач.

В любой интеллектуальной деятельности образы-мысли играют большую роль. Но есть такие виды деятельности, где они выступают заведомо на первый план. Например, в игре в шахматы.

ЧТО ВИДИТ ШАХМАТИСТ?

Конечно, при игре в шахматы совершенно невозможно дискурсивное рас­суждение. Подсчитано, что в середине партии шахматист должен выбрать ход из 40—50 возможных. Если учесть только один ответный ход противника получится уже 1600 возможных сочетаний, а если два хода — 256 000! Конечно, мы не перебираем все эти сотни тысяч теоретически возможных ходов. Шахматное мышление «работает» иначе. Б. М. Блюменфельд, специалист по «психо­логии шахмат» и сам сильный шахматист, писал, что рассуждение шахматиста выглядит примерно так: «Я иду сюда (представление ситуации на доске). Он идет туда (представление ситуации на доске)...» Что же такое здесь «представ­ление ситуации»? Это очень свернутый, часто просто не переводимый в речевое мышление образ — не просто зрительный образ доски со стоящими на ней фигурами, а, условно говоря, образ шахматного боя. В этом образе шахматист подсознательно учитывает и относительную ценность фигур, и их взаимное расположение, и динамику, то есть потенциальные возможности опериро­вания ими, и многое другое. Причем совершенно не обязательно, чтобы образ включал в себя все детали ситуации, складывающейся на доске. Наоборот, Б. М. Блюменфельд приводит три позиции, взятые из трех турнирных партий, где расположение фигур совершенно различно, но образ, возникающий в уме шахматиста, примерно одинаков: «Во всех трех — в первой из них черные, а в следующих двух белые — проводят комбинацию, основанную на одной и той же наглядной идее: путем «жертвы» достигается как бы перелет ферзя через препятствие с одного фланга на другой».

Откуда здесь берется образ-мысль? Конечно, он результат автоматиза­ции прошлой словесной или же бессловесной дискурсивной мысли. Мастеру приходит в голову, у него всплывает тот или иной выгодный вариант; но это или означает, что он в детстве, учась играть в шахматы, продумывал в числе других и такой вариант, долго изучал, применял неоднократно, пока выгодный вариант не перестал выступать в сознании шахматиста как совокупность хо­дов и не превратился в единый образ; или же что месяц, год, пять лет назад он, разбирая чью-то чужую партию, проанализировал и запомнил аналогичную по­зицию; или, наконец, что он просто перенес в данную партию вариант, сыгран­ный в другой партии.

Итак, в шахматах видение, то есть использование образа-мысли, и мысль, расчет все время чередуются. Шахматный расчет в принципе ничем не отли­чается от обычного речевого мышления, Только он несколько более свернут. «Если, например, я своим ходом угрожаю одновременно королю и другой фигуре противника, то ответный ход, который я рассматриваю за противника, будет тот, который отражает угрозу королю, а не другой фигуре, хотя бы цен­нейшей,— ферзю. Ясно, что это свергнутое умозаключение, выполняемое мгно­венно и без необходимости проверки правильности его» (Б. М. Блюменфельд).

Шахматное мышление — пример так называемого наглядно-действенного мышления. Другой его пример — мышление полководца.

ИНТУИЦИЯ НАПОЛЕОНА

Особенности умственной работы полководца таковы, что он не может за­ранее планировать в деталях все свои действия. Полководец вынужден быстро разбираться в сложной ситуации и мгновенно находить правильное решение. Такое решение иногда относят за счет интуиции или вдохновения. Например, немецкий теоретик военного дела генерал Клаузевиц прямо заявил, что на войне мышление отступает на второй план, а преобладает интуиция, которая есть не что иное, как искусство.

Но это не совсем так, и лучше всего выразил истинное положение вещей Наполеон, когда сказал: «Вдохновение? Это быстро сделанный расчет». Вся полководческая карьера Наполеона подтверждает его слова. У него есть работа «Замечания о военных действиях кампаний 1796 и 1797 годов в Италии», чрез­вычайно напоминающая сборник анализов шахматных партий. Советский психолог Б. М. Теплов пишет о ней: «В этой работе очень последовательно показывается, что полководцы противника допускали целый ряд крупнейших ошибок и что разбиты они были именно поэтому, а не вследствие какой-то таинственной гениальности Наполеона. Наполеон же победил потому, что лучше рассчитал, лучше соображал, и эти расчеты и соображения очень просто объяс­нить всякому здравомыслящему человеку, что и делается на страницах «Заме­чаний». Возражая в отдельных случаях против нападок на неправильность его собственных действий, Наполеон в других случаях совершенно открыто признает свои ошибки и показывает, что лучше было бы поступить иначе. Делает он это, конечно, не из скромности, абсолютно ему не свойственной, а потому, что правильность решения есть для него дело рационального расчета и знаний, т. е. вещь безусловно доказуемая. Можно ошибиться в спешке воен­ных действий, но глупо настаивать на ошибке потом, когда всякий разумный человек может проверить расчеты и доказать истину».

Конечно, Наполеон несколько упростил дело. Он свел к дискурсивному рассуждению то, что на поле боя не было рассуждением, а своего рода сплавом речевого и образного мышления. Но сама возможность такого сведения очень характерна: она показывает, что ум полководца в конечном счете восходит к обычному речевому мышлению и его действия могут быть совершенно точно выражены при помощи языка.

Интуиция — это не неожиданное просветление: сел и вдруг решил: «Заутра двину рать туда, а не сюда». Тот же Наполеон говорил: «Если кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что, раньше чем что-либо предпринять, я долго размышлял уже прежде... Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать». И совершенно не случайно великие полководцы были, как правило, культурными и образованными людьми. Александр Македонский — ученик фи­лософа Аристотеля, Юлий Цезарь — крупнейший историк, писатель, оратор, даже лингвист. Наполеон с детства проявлял выдающиеся способности к математике, географии, истории, философии. Он читал «запоем с неслыханной жадностью, испещряя заметками и конспектами свои тетради»,— пишет о нем советский историк Е. В. Тарле; будучи в Париже, Наполеон при всякой воз­можности учился.



Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка.— М., 1984.— С. 56—59.

П
риложения



Приложение 1. Примерный план освоения техники быстрого чтения

Примечание. Даты проведения занятий поставлены условно. Изменение скорости чтения для наглядности фиксируется на графике (см. рис. 1).



Приложение 2. Формулы внушения для занятий аутогенной тренировкой при освоении техники быстрого чтения

Рекомендуемые формулы предназначены для использования методики ау­тогенной тренировки при освоении техники быстрого чтения. За основу при их выборе взяты рекомендации, изложенные в книге X. Линдемана «Аутоген­ная тренировка» (М., 1985).

Аутогенная тренировка (АТ) — это методика воздействия человека на са­мого себя посредством формул самовнушения в состоянии полного расслаб­ления (релаксации) с целью влияния на свое настроение, чувства, намерения, волю. В нашем случае задача АТ—внушение определенных правил и про­грамм, изучаемых в курсе техники быстрого чтения.

Ключевым моментом АТ является умение достигать состояния аутогенного погружения — своего рода полудремы, в котором образные, эмоционально окрашенные представления оказывают влияние на ту часть нервной системы человека, которая не управляется сознательной волей. Иначе говоря, именно в этой ситуации создаются условия для управления бессознательной психи­ческой деятельностью. Приводим полную схему занятий АТ, состоящую из последовательности формул для достижения состояния аутогенного погру­жения:

Я совершенно спокоен (1 раз).

Правая рука тяжелая (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Правая рука теплая (6 раз).

Я совершенно спокоен (6 раз).

Сердце бьется спокойно и ровно (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Дыхание спокойное и ровное (6 раз).

Мне легко дышится (1 раз).

Солнечное сплетение излучает тепло (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Лоб приятно прохладен (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Лоб приятно прохладен (6 раз).

Сокращенный вариант достижения этого состояния после тренировок имеет следующий вид:

Покой — тяжесть — тепло.

Сердце и дыхание совершенно спокойны.

Солнечное сплетение излучает тепло.

Лоб приятно прохладный.

После достижения состояния аутогенного погружения можно переходить к обучающим формулам внушения в соответствии с таблицей и в зависимости от урока, который вы в настоящее время изучаете.



Для выхода из состояния погружения используются фразы: «Руки сжаты. Дыхание глубокое. Открыть глаза. Расслабить руки».

Формулы внушения в состоянии аутогенного погружения
Приложение 3. Текст упражнения «Созерцание зеленой точки»


Беседа


Обучающие формулы внушения


1-я


Мне легко учиться быстро читать. Я справлюсь. Я читаю без регрессий (повторить содержание первого правила быстрого чтения)


2-я


Мне легко учиться быстро читать. Я справлюсь. Постоянно помню 7 блоков интеграль­ного алгоритма чтения. Вижу свой зрительный образ алгоритма (повторить содержание всех 7 блоков алгоритма)


3-я


Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение — доминанту. Я излагаю ее своими словами, на языке собственных мыслей


4-я


Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления (просту­чать легко ритм)


5-я


Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Я буду помнить его всегда (простучать легко ритм)


6-я


Я читаю все быстрее и быстрее. Поле моего зрения постоянно расширяется. Я вижу всю страницу, весь текст сразу


7-я


Я читаю очень быстро. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально. Мне очень приятно так читать


8-я


Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Мое внимание подчиняется мне


9-я


Я читаю удивительно быстро. У меня отличная память. Все нужное запоминается само собой без всяких усилий


10-я


Я умею быстро читать. Я буду быстро читать всегда. Постоянно помню 7 золотых правил быстрого чтения (повторить все правила)



Примечание: упражнение «зеленая точка» представлено на следующей странице. Кружочек в тексте закрасить зеленым цветом.
Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко учиться быстро читать, Занимаясь, я остаюсь свободным, свежим. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Текст любой трудности я читаю только один раз. Всегда использую первое правило быстрого чтения -читать без регрессий. Глаза бегут легко и свободно только вперед. Я умею так читать. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Зрительный образ алгоритма видится мне четко, ясно. Читая текст, я свободно раскладываю его содержание в блоки алгоритма. Все лишнее отбрасываю. Новая программа чтения действует теперь сама собой, по привычке. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение - доминанту. Ясно вижу ее. Она высве­чивается, как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда могу записать ее своими словами, на языке собственных мыслей. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Он не дает проговаривать. Я буду помнить его всегда. Я читаю все быстрее и быстрее. Чувствую, что с каждым днем мое зрение становится более острым, сосредоточенным, сильным. Поле моего зрения O постоянно расширяется. С каждым днем я все лучше и лучше вижу всю страницу, вижу весь текст сразу Ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально, сверху вниз, по центру страницы. Я могу прочитать одну страницу за пятнадцать секунд, за семь секунд, за одну секунду. Вижу текст, как на экране. Ясно вижу всю страницу сразу. Я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране - полно и точно. Я читаю очень быстро. Я наслаждаюсь техникой быстрого чтения. Я читаю свободно, легко, с упоением. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я читаю быстро. Я закодировал новые программы и коды чтения в своем мозге, в своем сознании. Я буду быстро читать всегда.

Приложение 4. Ответы к контрольным заданиям и тестам

Ответ к заданию. Определение избыточности текстов (к беседе тре­тьей).

Избыточность первого стихотворения: И==64,7%.

После сжатия текста получаем лаконичное выражение: «По глазам видно, что он плут». Количество слов —6. В исходном тексте —17 слов. Таким образом, вычисляем:

И=((17-6)/17)*100% =64,7%. Избыточность второго стихотворения: И=0%.
Решение задания. Определение способности к антиципации (к беседе четвертой).

Над городом низко повисли снеговые тучи. Вечером началась пурга. Снег повалил большими хлопьями. Холодный ветер выл как волк, дикий и голодный. На конце пустынной и глухой улицы вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с трудом пробиралась по сугробам. Она была худа и бедно одета. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали и мешали ей идти. На ней было плохое пальто с узкими рукавами, а на плечах шарф. Вдруг девочка остановилась и, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Нако­нец, она стала на колени и своими посиневшими от холода ручонками стала шарить по сугробу.

Оценка: если вы правильно заполнили все пропуски — отлично; не запол­нили или заполнили неправильно 2 пропуска — хорошо, 4 пропуска — удовлет­ворительно, 6 пропусков и более — плохо.

Приложение 5. Контрольные вопросы к текстам для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания

Т е к с т № 1.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные (название газеты, дата).

4. Какой проблеме посвящена статья?

5. В каком институте разработан новый прибор?

6. Что изучает прибор?

7. Сколько он весит?

8. Какой элемент питания используется?

9. Время непрерывного действия прибора?

10. Из какого материала изготовлен прибор?

Текст № 2.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. О чем эта статья?

5. В чем особенность интеллектуального поведения?

6. Что намечает человек перед решением задачи?

7. От кого зависит выбор правильного решения задачи?

8. Что подсчитал профессор А. Р. Лурия, говоря о поведении человека?

9. Из каких трех фраз состоит интеллектуальный процесс?

10. Что такое интеллект?

Текст № 3.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. Какой проблеме посвящена статья?

5. В каких двух направлениях приучают детей в Японии планировать свое время?

6. Каким навыкам обучают школьников в японских школах?

7. Что такое система оценок по контракту?

8. Сколько вопросов включает методическая разработка для оценки на пять?

9. В чем особенность оценки знаний в случае невыполнения контракта?

10. Что нового для себя вы узнали из этой статьи?

Текст № 4.

1. Название статьи. Автор статьи. Выходные данные. Какой проблеме посвящена статья?

Какие стихи А. Вознесенского приведены и что они показывают в отно­шениях между понятием и значением?

6. Какое слово претерпело за последние сто лет много изменений?

7. Почему значение слова в словаре может отличаться от понятия?

8. Что сказал психолог Л. С. Выготский о мысли?

9. Почему язык может выступать как средство познания?

10. Доминанта статьи.

Текст № 5.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. О чем эта статья?

5. На что установлены ограничения в японских школах для девушек и юношей?

6. Как наказывают любителей покурить?

7. Каков процент мужчин-преподавателей в японских школах?

8. Можно ли посмеяться и пошутить над учителем?

9. Как используются в школе компьютеры и видеомагнитофоны?

10. Почему японские предприятия вышли на высокий уровень производства?

Текст № 6.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. Какой проблеме посвящена статья?

5. Какие три слоя в личности человека выделяет 3. Фрейд?

6. Какой принцип действует в жизни человека?

7. Что такое фрустрация?

8. В чем состоит важнейший просчет теории личности 3. Фрейда?

9. Для каких людей типична теория 3. Фрейда?

10. В чем основная заслуга 3. Фрейда?

Т е к с т № 7.

1. Кто автор статьи «Тройка»?

2. Как современники называли художника Перова?

3. Как возник замысел картины?

4. Каково название рассказа, в котором Перов пишет о своей работе над картиной?

5. Где и как художник встретил мальчика, позже запечатленного на его полотне?

6. Как звали этого мальчика?

7. Кто из русских критиков высоко оценил произведение Перова?

8. Где сейчас находится эта картина?

9. Зачем к Перову приходила старушка и что обещал ей художник?

10. Нарисуйте на память этюд картины.

Текст № 8.

1. Название статьи.

2. В каком году участники экспедиции были на Сихотэ-Алине?

3. Как нашли воду участники экспедиции?

4. Кто первый обратил внимание на влаголюбивые растения?

5. В каком веке жил писатель, отметивший роль растений в поиске воды?

6. Сколько процентов воды в каждом растении?

7. На какие три экологические группы делятся все растения?

8. Как далеко вглубь уходят корни растений в пустыне?

9. К какой группе относятся растения наших лесов и лугов?

10. Как вы будете добывать воду из листьев? Был ли у вас в процессе чтения зрительный образ такого опыта?

Текст № 9.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. Что такое кружок качества?

5. Почему японцы не покупают американские товары?

6. Какой выход был найден для снижения шума мотора?

7. Сколько всего кружков качества работает в Японии?

8. В чем особенность подхода японцев к оценке качества работы рабочего?

9. Какой главный лозунг выдвигают производственные бригады Японии?

10. Что можно использовать из японского опыта в наших условиях?

Текст № 10.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. Каких двух видов бывают образы?

5. Что такое дискурсивное мышление?

6. В чем особенность «шахматного расчета» и как называется шахматное мышление?

7. Что сказал Наполеон о вдохновении?

8. Чем можно объяснить победы Наполеона?

9. На что уходила большая часть свободного времени Суворова?

10. За счет чего формируется ум полководца?

Литература

Авоян Р. Г. Значение в языке.—М., 1985.

Алексеев А. В. Себя преодолеть.—М., 1982.

Беляев Г. С., Лобзин В. С.. Копылов а И. А. Психическая саморегуляция.—М., 1978.

Гей Н. К. Художественность литературы.—М., 1975.
Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза.—М., 1978.
Глезер В. Д. Зрение и мышление.—Л., 1985.
Гримак Л. П. Резервы человеческой психики.—М., 1989.
Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим.—М., 1979.
Жинкин Н. И. Механизм речи.—М., 1958. Зеркало мира / Сост. В. А. Эльвова.—М., 1984.

Кашкуревич Л. В. Формирование универсальных умений билингва.—М., 1988.


Китаев-С м ы к Л. А. Психология стресса.— М., 1983.
Кукушкин В. Д., Неволин И. Ф., Бушуев В. С. Организация умственного труда.— М., 1976.

Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности.—М., 1965.


Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.—М., 1969.
Линдеман X. Аутогенная тренировка.—М., 1985.
Липкова И. Я. Ты и твоя книга.—М., 1981.

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти.—М., 1988. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Отв. ред. А. Н. Ле­бедев.— М„ 1985.

Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т. Н. Уша­ковой.— М., 1985.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление.—М., 1969.


Степанищев А. Т. Читать можно быстрее.— М., 1988.
Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова.—М., 1976.

Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: Игры и упражнения.—М., 1988.


Ч и р в а А. Книга в твоих руках.— М., 1985.
Штернберг Л. Ф. Скоростное конспектирование.—М., 1988.
Ярбус А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения.—М.. 1965.

Программы для скорочтения на yugzone.ru
Книги о скорочтении -
koob.ru/fastread/
Тренажёры для развития мозга -
mindmachine.ru

<< предыдущая страница