Учитель-логопед лагутина с. А. Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Применение логопедических игр, дидактических упражнений на уроках... 1 393.97kb.
Минимальные размеры окладов (должностных окладов) 1 100.91kb.
Даурова Мариета Руслановна, учитель коррекционной школы №8 г. 1 120.14kb.
Сведения о персональном составе педагогических работников 1 60.27kb.
Подготовила: учитель-логопед моу сош №24 г. Подольска Московской... 1 249.04kb.
Л. В. Вонарх, учитель-логопед Краевое государственное образовательное 1 99.3kb.
Государственное бюджетное учреждение «самара-арис» Информационно-аналитическая... 1 158.33kb.
В 2013 году в контрольные измерительные материалы (кимы) по истории... 1 166.7kb.
Исследование и разработка технологий интегрированного информационного... 1 59.85kb.
Коммуникативные технологии искусства в информатике 1 174.87kb.
Программа годичного семинара «психология умственно отсталых детей» 1 33.35kb.
Просодика – это интонационно-выразительная окраска речи 1 61.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учитель-логопед лагутина с. А. Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г.о. БАЛАШИХА

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №38 «ПОЗНАНИЕ»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ЛАГУТИНА С.А.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Они позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени.

Большинство детей имеют отклонения в речевом развитии, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Это способствует формированию негативного отношения к учебе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Чтобы заинтересовать детей нужны нестандартные подходы, новые информационные технологии.

Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. КТ выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального занятия как дополнительные инновационные элементы.

Преимущество использования ИКТ в работе логопеда:


  1. Интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером.

  2. Широкие мультимедийные возможности.

  3. Возможность учитывать индивидуальные особенности ребенка.

  4. Интерактивность компьютерных программ.

  5. Наличие развивающих тренажеров.

  6. Высокое качество и наглядность материалов.

Ребенок учится говорить правильно, стремясь исправить увиденную ошибку. Глядя на экран монитора, ребенок видит результат своей работы, у него повышается мотивация к работе над произношением.

«Мир за твоим окном» первая в России специализированная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она состоит из 5 частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах гола», «Календарь».

Компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для Тигры» представлена на электронном носителе, содержит описание и подробные методические рекомендации.

Программа «Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в 4 блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Названия блоков соответствуют названиям областей сказочной Страны Звуков и Слов, карта которой представляет собой главное меню программы. Программа проста в управлении, основное управление происходит при помощи «мыши». Не требуется специального обучения работы с программой.

Каждый из 4-х коррекционно-образовательных блоков состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. На начальном этапе работы целесообразно использовать упражнения блока «Просодика». Это позволяет быстро и в увлекательной форме освоить навыки работы с программой и микрофоном, а также заинтересовать ребенка в получении положительных результатов.

Каждое занятие является комплексных и включает в себя три этапа:


  1. Подготовительные – он направлен на эмоциональную подготовку ребенка, проводится гимнастика для глаз. Ребенок вводится в проблемную ситуацию.

  2. Основной – решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи.

  3. Заключительный – физминутки для снятия напряжения.

Занятия проводятся индивидуально или по подгруппам (2 человека) 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет составляет 10 минут, для 7-12 лет – 15-20 минут.

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию и развитие просодических компонентов речи и позволяют визуализировать длительность речевого выдоха, силу речевого выдоха, громкость голоса, тембр, темпо-ритмическую организацию, интонационную выразительность, четкость и разбор речи.

Речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране в виде информационных и доступных для ребенка образов с элементами мультипликации.

В процессе использования этого блока необходимо строго дозировать дыхательную нагрузку на ребенка. Не рекомендуется повторять упражнения более 2-3 раз подряд без перерыва.

Модуль «Дыхание» включает в себя упражнения: «Ветерок», «Одуванчик», «Кораблики», «Воздушный змей».

Модуль «Слитность» - «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы».

Модуль «Ритм» - «Машина», «Пирамидка», «Мозаика», «Дом».

Модуль «Тембр» - «Муравей», «Самолетик», «Клоун».

Упражнения блока «Звукопроизношение» способствует проведению коррекционной работы, направленной на преодоление дефектов звукопроизношения.

Упражнения блока «Фонематика» направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов. Он состоит из четырех модулей: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез».

Модуль «Звуки» развивает неречевой слуховой гнозис.

Модуль «Слова» - выделение заданного звука на материале слов. Кроме того, они могут использоваться при коррекции звукопроизношения.

Модуль «Анализ» - работа по формированию и развитию звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, коррекции звукопроизношения, подготовке к обучению грамоте.

Модуль «Синтез» - работа над формированием и развитием навыков звукового анализа и синтеза.

Упражнения блока «Лексика» направлены на преодоление нарушений языкового развития дошкольников: расширение объема пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова, введение слова в систему лексических связей, формирование грамматического значения слова. Блок включает три модуля.

Модуль «Слова»: работа над развитием лексических средств языка на основе различных семантических признаков, расширение активного и пассивного словаря.

Модуль «Словосочетание»: формирование грамматического значения слова.

Модуль «Валентность»» - работа над формированием и развитием существительных, прилагательных, глаголов, грамматического значения слова, умения структурировать и использовать в речи словосочетания и предложения.

Системное логопедическое воздействие с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей.
Основным из наиболее доступных средств использования ИКТ являются мультимедийные презентации. С их помощью дети разучивают комплексы артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание, на автоматизацию звуков, ознакомление с окружающим миром и т.д. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует систему мыслеобразования. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать или оценить действие объекта.

К ИКТ относятся также и СД-диски:

- С. и К. Железновы «Музыкальный букварь» - 40 песенок для обучения чтению. «Десять мышек – пальчиковые игры».

- А. Усачев «Волшебная азбука. Как гномы буквы искали» - дети легко запоминают стихи, и вместе с гномами учат буквы.

- «Баба Яга учится читать».

- «Домашний логопед».


Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.