страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учитель-логопед лагутина с. А. Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной - страница №1/1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г.о. БАЛАШИХА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №38 «ПОЗНАНИЕ» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЛАГУТИНА С.А. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Они позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени. Большинство детей имеют отклонения в речевом развитии, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Это способствует формированию негативного отношения к учебе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Чтобы заинтересовать детей нужны нестандартные подходы, новые информационные технологии. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. КТ выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального занятия как дополнительные инновационные элементы. Преимущество использования ИКТ в работе логопеда:
Ребенок учится говорить правильно, стремясь исправить увиденную ошибку. Глядя на экран монитора, ребенок видит результат своей работы, у него повышается мотивация к работе над произношением. «Мир за твоим окном» первая в России специализированная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Она состоит из 5 частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах гола», «Календарь». Компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для Тигры» представлена на электронном носителе, содержит описание и подробные методические рекомендации. Программа «Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в 4 блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Названия блоков соответствуют названиям областей сказочной Страны Звуков и Слов, карта которой представляет собой главное меню программы. Программа проста в управлении, основное управление происходит при помощи «мыши». Не требуется специального обучения работы с программой. Каждый из 4-х коррекционно-образовательных блоков состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. На начальном этапе работы целесообразно использовать упражнения блока «Просодика». Это позволяет быстро и в увлекательной форме освоить навыки работы с программой и микрофоном, а также заинтересовать ребенка в получении положительных результатов. Каждое занятие является комплексных и включает в себя три этапа:
Занятия проводятся индивидуально или по подгруппам (2 человека) 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет составляет 10 минут, для 7-12 лет – 15-20 минут. Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию и развитие просодических компонентов речи и позволяют визуализировать длительность речевого выдоха, силу речевого выдоха, громкость голоса, тембр, темпо-ритмическую организацию, интонационную выразительность, четкость и разбор речи. Речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране в виде информационных и доступных для ребенка образов с элементами мультипликации. В процессе использования этого блока необходимо строго дозировать дыхательную нагрузку на ребенка. Не рекомендуется повторять упражнения более 2-3 раз подряд без перерыва. Модуль «Дыхание» включает в себя упражнения: «Ветерок», «Одуванчик», «Кораблики», «Воздушный змей». Модуль «Слитность» - «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы». Модуль «Ритм» - «Машина», «Пирамидка», «Мозаика», «Дом». Модуль «Тембр» - «Муравей», «Самолетик», «Клоун». Упражнения блока «Звукопроизношение» способствует проведению коррекционной работы, направленной на преодоление дефектов звукопроизношения. Упражнения блока «Фонематика» направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов. Он состоит из четырех модулей: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез». Модуль «Звуки» развивает неречевой слуховой гнозис. Модуль «Слова» - выделение заданного звука на материале слов. Кроме того, они могут использоваться при коррекции звукопроизношения. Модуль «Анализ» - работа по формированию и развитию звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, коррекции звукопроизношения, подготовке к обучению грамоте. Модуль «Синтез» - работа над формированием и развитием навыков звукового анализа и синтеза. Упражнения блока «Лексика» направлены на преодоление нарушений языкового развития дошкольников: расширение объема пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова, введение слова в систему лексических связей, формирование грамматического значения слова. Блок включает три модуля. Модуль «Слова»: работа над развитием лексических средств языка на основе различных семантических признаков, расширение активного и пассивного словаря. Модуль «Словосочетание»: формирование грамматического значения слова. Модуль «Валентность»» - работа над формированием и развитием существительных, прилагательных, глаголов, грамматического значения слова, умения структурировать и использовать в речи словосочетания и предложения. Системное логопедическое воздействие с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей. К ИКТ относятся также и СД-диски: - С. и К. Железновы «Музыкальный букварь» - 40 песенок для обучения чтению. «Десять мышек – пальчиковые игры». - А. Усачев «Волшебная азбука. Как гномы буквы искали» - дети легко запоминают стихи, и вместе с гномами учат буквы. - «Баба Яга учится читать». - «Домашний логопед». Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка. |
|