Учебное пособие Красноярск 2004 ббк 65. 050. 9(2)2 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Л. И. Вулло современная метафизика (Редакция 3) Пенза 2007 ббк 87. 10 1308.84kb.
Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям Красноярск сфу... 2 427.84kb.
Учебное пособие Москва зао "Бизнес-школа "Интел-Синтез" 1999 ббк 65. 12 4991.28kb.
Учебное пособие Волгоград 2010 ббк 87. 4я723 3 891.29kb.
Учебное пособие Казань 2009 удк ббк г печатается по рекомендации 1 305.86kb.
Учебное пособие для студентов всех специальностей и форм обучения... 3 956.28kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2008 ббк 65В631 м 90 2 627.87kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных... 1 540.71kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных... 2 459.38kb.
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям Красноярск сфу... 1 135.37kb.
Учебное пособие Москва 2004 содержание ваньков Б. М. Лекция 1 Эконометрический... 2 480.77kb.
3. Конституционализм, права человека и гражданство 3 962.56kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк 65. 050. 9(2)2 - страница №1/8



А. Н. Чаплина, С.В. Здрестова, Купчигина Т.В.


менеджмент в вопросах и ответах
Учебное пособие

Красноярск 2004

ББК 65.050.9(2)2

УДК 65.01

Ч 19

Рецензенты:

доктор эконом. наук., профессор БЕЛЯКОВА Г.Я.;

доктор эконом. наук., профессор Михалев Г. С.

Менеджмент: Вопросы и ответы: Учеб. пособие / А. Н. Чаплина, С.В. Здрестова; Т.В.Купчигина; КГТЭИ. – Красноярск, 2004.2-е изд.

.,перераб. и доп. – 219 с.

ISBN 5-94491-002-х

Данное пособие представляет профессиональный базовый курс, в который вошли основные разделы современного менеджмента. Главное достоинство данного пособия состоит в доступном, упорядоченном изложении материала, что особенно важно при изучении таких сложных вопросов менеджмента как, система управления предприятием, организационная культура и структура, диверсификация менеджмента, антикризисное управления и т.п., т.к. избранная авторами форма изложения достаточно проста и доступна.

Для студентов и аспирантов экономических специальностей

ISBN 5-94491-002-х


ББК 65.050.9(2)2

УДК 65.01

© Красноярский государственный

торгово-экономический институт, 2004

© А. Н. Чаплина, С.В. Здрестова, Т.В.Купчигина,2004



оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5




РАЗДЕЛ 1

МЕНЕДЖМЕНТ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ




Вопрос № 1

Торговая деятельность: потребность в управлении

7




Вопрос № 2

Менеджмент торгового предприятия

10




Вопрос № 3

Особенности российского менеджмента торговли

17




Вопрос № 4

Механизмы менеджмента предприятий торговли и общественного питания. Методы управления

20




Вопрос № 5

Механизмы менеджмента предприятий торговли и общественного питания. Методы управления

23




Вопрос № 6

Интеграция деятельности предприятий торговли и общественного питания

28




Вопрос № 7

Функциональный подход к управлению предприятиями торговли и общественного питания

32




Вопрос № 8

Мотивационный менеджмент предприятий

41




Вопрос № 9

Структура управления предприятием торговли и общественного питания

45




Вопрос № 10

Процесс управления предприятий торговли и общественного питания

52




Вопрос № 11

Информационное обеспечение управления предприятиями торговли и общественного питания

56




Вопрос № 12

Коммуникационный процесс управления предприятиями торговли и общественного питания

60




Вопрос № 13

Управленческое решение в процессе управления предприятиями торговли и общественного питания

65




Вопрос № 14

Процесс руководства в предприятиях торговли и общественного питания

70




Вопрос № 15

Управление человеком и управление группой на предприятиях торговли и общественного питания

74




Вопрос № 16

Управление конфликтами на предприятиях

торговли и общественного питания



77




Вопрос № 17

Содержание и развитие организационной культуры предприятий торговли и общественного питания

81




Вопрос № 18

Диверсификация предприятий торговли и общественного питания. Развитие менеджмента

88




Вопрос № 19

Административный менеджмент предприятий торговли и общественного питания

92




Вопрос № 20

Корпоративное управление предприятий

94




Вопрос № 21

Антикризисный менеджмент предприятий торговли и общественного питания

97




Вопрос № 22

Управление проектами на предприятиях

102




Вопрос № 23

Стратегический менеджмент предприятий торговли и общественного питания

106




Вопрос № 24

Управление изменениями в деятельности предприятий торговли и общественного питания

111




Вопрос № 25
Вопрос № 26

РАЗДЕЛ 2
РАЗДЕЛ 3

Тема № 1


Тема № 2
Тема № 3

РАЗДЕЛ 4



Процесс руководства на предприятиях
Эффективность управления в предприятиях торговли и общественного питания
ВОПРОСЫ ТИМАТИЧЕСКОЙ ДИСКУССИИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ
История развития теории и практики менеджмента
Внешняя и внутренняя среда организации
Стили управления

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ

Список литературы




116

126


128

130


130
159
197

211
219






ВВЕДЕНИЕ

Трансформация экономики России объективно способствует усилению внимания к профессиональному управлению, инициируя новую управленческую парадигму и нетрадиционный подход к таким базисным системам как сфера услуг.

Данное пособие дает возможность охватить все основные разделы современного менеджмента. Главное достоинство данного пособия состоит в доступном, упорядоченном изложении материала, что особенно важно при изучении таких сложных вопросов менеджмента как, система управления предприятием, организационная культура и структура, диверсификация менеджмента, антикризисное управления и т.п., т.к. избранная авторами форма изложения достаточно проста и доступна. Целесообразность включения логически – опорных схем (ЛОС) в процесс изучения менеджмента объясняется их наглядностью при подаче материала, а тематические вопросы и задания для проведения семинаров особенно способствует усвоению материала студентами Это в свою очередь показывает практическую значимость и научную ценность, представленной работы.

Структура пособия в соответствии с поставленной целью представляет собой логически связанные тематические блоки, каждый из которых построен таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность читателя и достаточно быстро и легко пополнить его знания в области современного менеджмента. Вопросы дают возможность понять насколько хорошо материал был усвоен, а тематический задания развивают практические навыки студентов.

Современному менеджеру необходимо знать как строится структура системы управления организации, из каких элементов она состоит, какие факторы влияют на все процессы менеджмента и его результат Следует помнить, что профессионализм управления строиться на фундаментальных знаниях и практическом опыте.
РАЗДЕЛ 1 МЕНЕДЖМЕНТ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1. Торговая деятельность:

потребность в управлении

Управление — это




вид


деятельности

воздействие


умение правильно определять, формировать и анализировать проблемы, возникающие в процессе деятельности организации



умение разрабатывать программы, ставить конкретные задачи, принимать правильные решения

искусство организовать людей во время трудового процесса для того, чтобы достичь поставленных целей в условиях эффективного и умелого использования ресурсов


Рис. 1 Определение понятия "управление"






Деятельность

человека






Индивидуальная

Коллективная

Общественная



Экономическая

Организационная

Социальная










Полезная

Мотивированная

Инициативная



Бесполезная

Немотивированная

Принудительная










Непрерывная

Осознанная

Физическая



Эпизодическая

Неосознанная

(поведение)



Интеллектуальная

Рис. 1.2 Виды деятельности человека



ВОЗДЕЙСТВИЕ


Формальное




Неформальное









Прямое




Опосредованное









Явное




Неявное









Жесткое




Мягкое









Принудительное




Мотивирующее









Спонтанное




Целесообразное









Случайное




Необходимое









Эпизодическое




Постоянное

Рис. 1.3. Виды воздействий

ЕСЛИ



Управление

1) Вид деятельности, то существуют

Функции

управления



2) Воздействие, то существуют



Объект управления,
Субъект управления



СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ -

источник воздействия, звено системы управления, персонифицирующее воздействие, часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом






ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ -

социально-экономическая система (организация), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития




Субъект управления


СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ СООТНОСЯТСЯ КАК ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ


СУ

ОУ


Объект управления


КРИТЕРИИ СООТНОШЕНИЯ

  • ОБОСОБЛЕНИЕ ОБЪЕКТА

  • ФУНКЦИИ ОБЪЕКТА

  • МАСШТАБ ПОЛНОМОЧИЙ

Рис. 4. Понятие «управление»

Таблица 1.1.1



Требования к профессиональной компетенции менеджеров

ГРУППА 1

(составляют знания и умения (искусство) вы-полнять профессиональ-ную работу в области

управления.


  1. Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.

  2. Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации.

  3. Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.

ГРУППА 2

связана с их способно-стью работать с людьми и управлять самими собой.



  1. Владение искусством управления человеческими ресурсами.

  2. Владение искусством налаживания внешних связей.

  3. Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию — знания и умения.

2. Менеджмент торгового предприятия:

тип управления, концепция,

профессионализм
Таблица 1.2.1

Определение понятия "менеджмент"

МЕНЕДЖМЕНТ

(to manage) — управлять (объезжать лошадей).


это учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Ватон.



это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережливым отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваться при этом успешного выполнения

поставленных целей.


это деятельность, направленная на наиболее рациональное осуществление цели и задач бизнеса с помощью функций управления.




это наука и искусство; это вид деятельности, позволяющий достичь поставленных целей, используя труд других людей, их интеллектуальные способности и мотивы

поведения.





Функция


(вид деятельности)


Наука и


искусство Процесс
МЕНЕДЖМЕНТ

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

КАК:


Категория

людей Орган или

аппарат


управления

Рис. 2.1. Подходы к определению понятия «менеджмент»

Рис. 2.2 Менеджмент — тип управления






Торговый менеджмент


определенный тип управления

торговым

предприятием;



осуществление общего руководства торговым предприятием, всеми торговыми операциями, техникой работы персонала посредством как общих элементов менеджмента,

так и специализированных, связанных со спецификой торгового дела.



Торговый менеджмент учит
тому, как зная проблемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного торгового предприятия.


Главное, что осуществляет торговый менеджмент
это не управление предметами, а управление торговым предприятием и техникой работы людей.

Рис. 2.3 Концепция менеджмента торгового предприятия





Менеджер



это профессиональный специалист по организации и управлению в сферах производства, сбыта и обслуживания, обладающий определенной

администpативно-хозяйственной самостоятельностью

это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи




Основная задача менеджера
обеспечить нормальное существование фирмы на рынке при любых изменениях ситуации.



Рис. 2.4 Определение понятия "менеджер торгового предприятия"
Таблица 2.2

Ряд причин, по которым торговое предприятие не может существовать



Почему?

Потому что

1.

менеджеры обеспечивают выполнение предприятием его основного предназначения (завод — производить, торговое предприятие — продавать, учебное учреждение — обучать и т. д.)

2.

менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и

действиями, выполняемыми на предприятии



3.

менеджеры разрабатывают стратегии поведения предприятия в изменяющейся среде

4.

менеджеры являются основным информационным звеном связи предприятия с его окружением

5.

менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности предприятия


Таблица 2.3

Причины предопределяющие особенности и сложности управления торговлей


Причины

Их характеристика

1. Динамичность

системы


деятельность любого торгового предприятия находится в постоянной зависимости от складывающейся конъюнктуры

2. Множество мелких разнотипных предприятий

как по объему оборота, структуре, состоянию материальной базы, размеру торговых площадей, применяемых методов обслуживания

3. Объекты обслуживания

разнотипные люди по складу характера, уровню культуры, потребностям и т.д.

  1. Непрерывность

изменений

в объеме товарооборота, в структуре товарооборота, в типизации и специализации розничной торговой сети


Таблица 2.4

Основные факторы профессионализации управления




Факторы профессионального управления

Слагаемые профессионализма

1. Искусство менеджера.

  1. Осознание опыта.

  2. Коммуникативность.

  3. Интуиция.

  4. Культура.

2. Профессионализм менеджера.

  1. Структура знаний.

  2. Исследовательский подход.

  3. Перспективность мышления.

2.4. Стиль управления.

3. Профессионализм персонала.

  1. Базовое образование.

  2. Соответствие функциональной специализации

  3. Динамика квалификации.

  4. Корпоративные установки.

  1. Организация управления,

ориентированная на

профессионализм



  1. Приоритет мотивации

профессионализма.

  1. Децентрализация управления.

  2. Гибкость организации,

инновационность.

  1. Технологии инноваций.


3. Особенности российского

менеджмента
Таблица 3.1

Черты, характеризующие менеджмент как тип управления

Общие черты

Специфические черты

1. Этап развития цивилизации.

1. Национальные особенности.

2. Модель экономики.

2. Исторические особенности.

3. Социально-экономические потребности управления.

3. Географические условия.

4. Уровень научно-технического прогресса.

4. Уровень социально-экономического развития страны.




5. Культура страны.










Факторы, определяющие основные особенности

российского менеджмента (РМ)




Приоритеты в проблема-тике, акцен-ты внимания и усилий.

Инфраструктура менеджмента, социально-эконо-мические и политические условия его осуществления.

Комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России.

Культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье, да и не нужно изменять.


Рис. 3.1 Факторы, определяющие особенности РМ

Таблица 3.2

Подходы к пониманию российского менеджмента

Подход

Характеристика подхода

1. полное отрицание менеджмента в России

у нас свой путь, мы не приемлем западные модели, у нас такое управление не приживется, слишком много затруднений исторического и национально-культурного характера.

2. ориентация на западную модель

довольно разговоров о российской специфике, не следует преувеличивать ее значение, процессы НТП одинаковы везде, они сближают модели управления. Надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении.







Основные черты и специфика российского

менеджмента




Регионально-политический

аспект



Склонность к спонсорству и

благотворительности: традиции



Образование и профессиональная подготовка менеджеров:

становление



Фундаментальность в области

образования: научность



Своеобразие организационной культуры

Высокий научно-интеллектуальный

потенциал



Деформированная структура

экономики (малый бизнес,

ВПК, конверсия)


Опыт государственного

регулирования

экономики


Традиции технократического

подхода к управлению



Опыт освоения высоких

технологий



Переходной этап экономики

Предприимчивость в условиях

либеральной экономики



Российский менталитет

Коммуникабельность (общинность)


Рис. 3.2 Особенности российского менеджмента.

Таблица 3.3

Что затрудняет, а что благоприятствует менеджменту в России?



Факторы

Их роль

п/п




положительная

отрицательная

1.

Регионально-политический аспект

Склонность к благотворительности и спонсорству;

Экономические связи оказываются в зависимости от политических процессов, затрудняют коммуникации, создают атмосферу опасения при инвестировании. Процессы развития рыночных механизмов происходят неравномерно по разным регионам.

2.

Профессионализация управления

Однако в системе образования России есть свои традиции: фундаментальная подготовка, научность проф. образования.

Система подготовки профессиональных кадров (менеджеров) находится еще в стадии становления и поиска содержания этой специальности, а также методов их подготовки.

3.

Организационная культура

высокий научно-интеллектуальный потенциал (чем глубже способен человек понять, что ему необходимо делать, тем лучше он сделает свою работу).

Нередко в российском менеджменте сталкиваются западная и российская организационная культуры.

4.

Деформированная структура экономики

Но мы имеем хороший опыт госрегулирования экономики, который надо уметь использовать, что для нас актуально.

У нас много хозяйственных комплексов, предприятий ВПК; однако оказываются неразвитыми предприятия малого и среднего бизнеса.

5.

Традиции технократического подхода к управлению

Опыт освоения высоких технологий, управления этими процессами не может не пригодиться в построении нового управления.

Смещение центра внимания руководителя на проблемы техники и технологии в ущерб решению проблем социально-психологической и экономической мотивации.

6.

Движение к рыночной экономике

С новой силой вспыхнул дух предприимчивости, ведь без него нет менеджмента.

Еще переходной период, когда существуют и действуют и прежние и новые методы управления, что создает определенные трудности для менеджмента.

7.

Российский менталитет

Потребность россиян в целеустремленности и миссии.

Отличается от западного и влияет на использование моделей западного менеджмента.

4. Система управления предприятием

торговли и общественного питания:

сущность, основные подсистемы.



Искусство УД

КОМПОНЕНТЫ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Механизм управления

Структура управления

Механизм развития СУ















- миссия


  • цели




  • задачи

- принципы управления





  • функции управления

- методы управления




  • виды струтур

- система

органов


  • кадры управления

- технические

средства управления


- содержание
(информация, коммуникации, принятие решений)
- организация
- технология


- организация и совершенствование системы управления
- анализ экономики функционирования системы управления

- активность
- инициатива
- творчество
- учет конкретной обстановки

следующая страница >>