Похожие работы
|
Учебное пособие Красноярск 2004 ббк 65. 050. 9(2)2 - страница №1/8
А. Н. Чаплина, С.В. Здрестова, Купчигина Т.В.
менеджмент в вопросах и ответах
Учебное пособие
Красноярск 2004
ББК 65.050.9(2)2
УДК 65.01
Ч 19
Рецензенты:
доктор эконом. наук., профессор БЕЛЯКОВА Г.Я.;
доктор эконом. наук., профессор Михалев Г. С.
Менеджмент: Вопросы и ответы: Учеб. пособие / А. Н. Чаплина, С.В. Здрестова; Т.В.Купчигина; КГТЭИ. – Красноярск, 2004.2-е изд.
.,перераб. и доп. – 219 с.
ISBN 5-94491-002-х
Данное пособие представляет профессиональный базовый курс, в который вошли основные разделы современного менеджмента. Главное достоинство данного пособия состоит в доступном, упорядоченном изложении материала, что особенно важно при изучении таких сложных вопросов менеджмента как, система управления предприятием, организационная культура и структура, диверсификация менеджмента, антикризисное управления и т.п., т.к. избранная авторами форма изложения достаточно проста и доступна.
Для студентов и аспирантов экономических специальностей
ISBN 5-94491-002-х
ББК 65.050.9(2)2
УДК 65.01
© Красноярский государственный
торгово-экономический институт, 2004
© А. Н. Чаплина, С.В. Здрестова, Т.В.Купчигина,2004
оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
|
|
РАЗДЕЛ 1
|
МЕНЕДЖМЕНТ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
|
|
Вопрос № 1
|
Торговая деятельность: потребность в управлении
|
7
|
|
Вопрос № 2
|
Менеджмент торгового предприятия
|
10
|
|
Вопрос № 3
|
Особенности российского менеджмента торговли
|
17
|
|
Вопрос № 4
|
Механизмы менеджмента предприятий торговли и общественного питания. Методы управления
|
20
|
|
Вопрос № 5
|
Механизмы менеджмента предприятий торговли и общественного питания. Методы управления
|
23
|
|
Вопрос № 6
|
Интеграция деятельности предприятий торговли и общественного питания
|
28
|
|
Вопрос № 7
|
Функциональный подход к управлению предприятиями торговли и общественного питания
|
32
|
|
Вопрос № 8
|
Мотивационный менеджмент предприятий
|
41
|
|
Вопрос № 9
|
Структура управления предприятием торговли и общественного питания
|
45
|
|
Вопрос № 10
|
Процесс управления предприятий торговли и общественного питания
|
52
|
|
Вопрос № 11
|
Информационное обеспечение управления предприятиями торговли и общественного питания
|
56
|
|
Вопрос № 12
|
Коммуникационный процесс управления предприятиями торговли и общественного питания
|
60
|
|
Вопрос № 13
|
Управленческое решение в процессе управления предприятиями торговли и общественного питания
|
65
|
|
Вопрос № 14
|
Процесс руководства в предприятиях торговли и общественного питания
|
70
|
|
Вопрос № 15
|
Управление человеком и управление группой на предприятиях торговли и общественного питания
|
74
|
|
Вопрос № 16
|
Управление конфликтами на предприятиях
торговли и общественного питания
|
77
|
|
Вопрос № 17
|
Содержание и развитие организационной культуры предприятий торговли и общественного питания
|
81
|
|
Вопрос № 18
|
Диверсификация предприятий торговли и общественного питания. Развитие менеджмента
|
88
|
|
Вопрос № 19
|
Административный менеджмент предприятий торговли и общественного питания
|
92
|
|
Вопрос № 20
|
Корпоративное управление предприятий
|
94
|
|
Вопрос № 21
|
Антикризисный менеджмент предприятий торговли и общественного питания
|
97
|
|
Вопрос № 22
|
Управление проектами на предприятиях
|
102
|
|
Вопрос № 23
|
Стратегический менеджмент предприятий торговли и общественного питания
|
106
|
|
Вопрос № 24
|
Управление изменениями в деятельности предприятий торговли и общественного питания
|
111
|
|
Вопрос № 25
Вопрос № 26
РАЗДЕЛ 2
РАЗДЕЛ 3
Тема № 1
Тема № 2
Тема № 3
РАЗДЕЛ 4
|
Процесс руководства на предприятиях
Эффективность управления в предприятиях торговли и общественного питания
ВОПРОСЫ ТИМАТИЧЕСКОЙ ДИСКУССИИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ
История развития теории и практики менеджмента
Внешняя и внутренняя среда организации
Стили управления
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ
Список литературы
|
116
126
128
130
130
159
197
211
219
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Трансформация экономики России объективно способствует усилению внимания к профессиональному управлению, инициируя новую управленческую парадигму и нетрадиционный подход к таким базисным системам как сфера услуг.
Данное пособие дает возможность охватить все основные разделы современного менеджмента. Главное достоинство данного пособия состоит в доступном, упорядоченном изложении материала, что особенно важно при изучении таких сложных вопросов менеджмента как, система управления предприятием, организационная культура и структура, диверсификация менеджмента, антикризисное управления и т.п., т.к. избранная авторами форма изложения достаточно проста и доступна. Целесообразность включения логически – опорных схем (ЛОС) в процесс изучения менеджмента объясняется их наглядностью при подаче материала, а тематические вопросы и задания для проведения семинаров особенно способствует усвоению материала студентами Это в свою очередь показывает практическую значимость и научную ценность, представленной работы.
Структура пособия в соответствии с поставленной целью представляет собой логически связанные тематические блоки, каждый из которых построен таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность читателя и достаточно быстро и легко пополнить его знания в области современного менеджмента. Вопросы дают возможность понять насколько хорошо материал был усвоен, а тематический задания развивают практические навыки студентов.
Современному менеджеру необходимо знать как строится структура системы управления организации, из каких элементов она состоит, какие факторы влияют на все процессы менеджмента и его результат Следует помнить, что профессионализм управления строиться на фундаментальных знаниях и практическом опыте.
РАЗДЕЛ 1 МЕНЕДЖМЕНТ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
1. Торговая деятельность:
потребность в управлении
Управление — это
вид
деятельности
|
воздействие
|
умение правильно определять, формировать и анализировать проблемы, возникающие в процессе деятельности организации
|
умение разрабатывать программы, ставить конкретные задачи, принимать правильные решения
|
искусство организовать людей во время трудового процесса для того, чтобы достичь поставленных целей в условиях эффективного и умелого использования ресурсов
|
Рис. 1 Определение понятия "управление"
|
Деятельность
человека
|
|
Индивидуальная
|
Коллективная
|
Общественная
|
Экономическая
|
Организационная
|
Социальная
|
|
|
|
Полезная
|
Мотивированная
|
Инициативная
|
Бесполезная
|
Немотивированная
|
Принудительная
|
|
|
|
Непрерывная
|
Осознанная
|
Физическая
|
Эпизодическая
|
Неосознанная
(поведение)
|
Интеллектуальная
|
Рис. 1.2 Виды деятельности человека
ВОЗДЕЙСТВИЕ
Формальное
|
|
Неформальное
|
|
|
|
Прямое
|
|
Опосредованное
|
|
|
|
Явное
|
|
Неявное
|
|
|
|
Жесткое
|
|
Мягкое
|
|
|
|
Принудительное
|
|
Мотивирующее
|
|
|
|
Спонтанное
|
|
Целесообразное
|
|
|
|
Случайное
|
|
Необходимое
|
|
|
|
Эпизодическое
|
|
Постоянное
|
Рис. 1.3. Виды воздействий
ЕСЛИ
Управление
|
1) Вид деятельности, то существуют
|
Функции
управления
|
|
2) Воздействие, то существуют
|
Объект управления,
Субъект управления
|
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ -
источник воздействия, звено системы управления, персонифицирующее воздействие, часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом
|
|
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ -
социально-экономическая система (организация), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития
|
Субъект управления
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ СООТНОСЯТСЯ КАК ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
|
СУ
ОУ
|
Объект управления
КРИТЕРИИ СООТНОШЕНИЯ
-
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБЪЕКТА
-
ФУНКЦИИ ОБЪЕКТА
-
МАСШТАБ ПОЛНОМОЧИЙ
|
Рис. 4. Понятие «управление»
Таблица 1.1.1
Требования к профессиональной компетенции менеджеров
ГРУППА 1
(составляют знания и умения (искусство) вы-полнять профессиональ-ную работу в области
управления.
|
-
Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.
-
Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации.
-
Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.
|
ГРУППА 2
связана с их способно-стью работать с людьми и управлять самими собой.
|
-
Владение искусством управления человеческими ресурсами.
-
Владение искусством налаживания внешних связей.
-
Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию — знания и умения.
|
2. Менеджмент торгового предприятия:
тип управления, концепция,
профессионализм
Таблица 1.2.1
Определение понятия "менеджмент"
МЕНЕДЖМЕНТ
|
(to manage) — управлять (объезжать лошадей).
|
это учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Ватон.
|
это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережливым отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваться при этом успешного выполнения
поставленных целей.
|
это деятельность, направленная на наиболее рациональное осуществление цели и задач бизнеса с помощью функций управления.
|
это наука и искусство; это вид деятельности, позволяющий достичь поставленных целей, используя труд других людей, их интеллектуальные способности и мотивы
поведения.
|
Функция
(вид деятельности)
Наука и
искусство Процесс
МЕНЕДЖМЕНТ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
КАК:
Категория
людей Орган или
аппарат
управления
Рис. 2.1. Подходы к определению понятия «менеджмент»
Рис. 2.2 Менеджмент — тип управления
Торговый менеджмент
|
определенный тип управления
торговым
предприятием;
|
осуществление общего руководства торговым предприятием, всеми торговыми операциями, техникой работы персонала посредством как общих элементов менеджмента,
так и специализированных, связанных со спецификой торгового дела.
|
Торговый менеджмент учит
тому, как зная проблемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного торгового предприятия.
|
Главное, что осуществляет торговый менеджмент —
это не управление предметами, а управление торговым предприятием и техникой работы людей.
|
Рис. 2.3 Концепция менеджмента торгового предприятия
Менеджер
|
это профессиональный специалист по организации и управлению в сферах производства, сбыта и обслуживания, обладающий определенной
администpативно-хозяйственной самостоятельностью
|
это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи
|
Основная задача менеджера —
обеспечить нормальное существование фирмы на рынке при любых изменениях ситуации.
|
Рис. 2.4 Определение понятия "менеджер торгового предприятия"
Таблица 2.2
Ряд причин, по которым торговое предприятие не может существовать
Почему?
|
Потому что
|
1.
|
менеджеры обеспечивают выполнение предприятием его основного предназначения (завод — производить, торговое предприятие — продавать, учебное учреждение — обучать и т. д.)
|
2.
|
менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и
действиями, выполняемыми на предприятии
|
3.
|
менеджеры разрабатывают стратегии поведения предприятия в изменяющейся среде
|
4.
|
менеджеры являются основным информационным звеном связи предприятия с его окружением
|
5.
|
менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности предприятия
|
Таблица 2.3
Причины предопределяющие особенности и сложности управления торговлей
Причины
|
Их характеристика
|
1. Динамичность
системы
|
деятельность любого торгового предприятия находится в постоянной зависимости от складывающейся конъюнктуры
|
2. Множество мелких разнотипных предприятий
|
как по объему оборота, структуре, состоянию материальной базы, размеру торговых площадей, применяемых методов обслуживания
|
3. Объекты обслуживания
|
разнотипные люди по складу характера, уровню культуры, потребностям и т.д.
|
-
Непрерывность
изменений
|
в объеме товарооборота, в структуре товарооборота, в типизации и специализации розничной торговой сети
|
Таблица 2.4
Основные факторы профессионализации управления
Факторы профессионального управления
|
Слагаемые профессионализма
|
1. Искусство менеджера.
|
-
Осознание опыта.
-
Коммуникативность.
-
Интуиция.
-
Культура.
|
2. Профессионализм менеджера.
|
-
Структура знаний.
-
Исследовательский подход.
-
Перспективность мышления.
2.4. Стиль управления.
|
3. Профессионализм персонала.
|
-
Базовое образование.
-
Соответствие функциональной специализации
-
Динамика квалификации.
-
Корпоративные установки.
|
-
Организация управления,
ориентированная на
профессионализм
|
-
Приоритет мотивации
профессионализма.
-
Децентрализация управления.
-
Гибкость организации,
инновационность.
-
Технологии инноваций.
|
3. Особенности российского
менеджмента
Таблица 3.1
Черты, характеризующие менеджмент как тип управления
Общие черты
|
Специфические черты
|
1. Этап развития цивилизации.
|
1. Национальные особенности.
|
2. Модель экономики.
|
2. Исторические особенности.
|
3. Социально-экономические потребности управления.
|
3. Географические условия.
|
4. Уровень научно-технического прогресса.
|
4. Уровень социально-экономического развития страны.
|
|
5. Культура страны.
|
|
|
Факторы, определяющие основные особенности
российского менеджмента (РМ)
|
Приоритеты в проблема-тике, акцен-ты внимания и усилий.
|
Инфраструктура менеджмента, социально-эконо-мические и политические условия его осуществления.
|
Комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России.
|
Культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье, да и не нужно изменять.
|
Рис. 3.1 Факторы, определяющие особенности РМ
Таблица 3.2
Подходы к пониманию российского менеджмента
Подход
|
Характеристика подхода
|
1. полное отрицание менеджмента в России
|
у нас свой путь, мы не приемлем западные модели, у нас такое управление не приживется, слишком много затруднений исторического и национально-культурного характера.
|
2. ориентация на западную модель
|
довольно разговоров о российской специфике, не следует преувеличивать ее значение, процессы НТП одинаковы везде, они сближают модели управления. Надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении.
|
|
Основные черты и специфика российского
менеджмента
|
Регионально-политический
аспект
|
Склонность к спонсорству и
благотворительности: традиции
|
Образование и профессиональная подготовка менеджеров:
становление
|
Фундаментальность в области
образования: научность
|
Своеобразие организационной культуры
|
Высокий научно-интеллектуальный
потенциал
|
Деформированная структура
экономики (малый бизнес,
ВПК, конверсия)
|
Опыт государственного
регулирования
экономики
|
Традиции технократического
подхода к управлению
|
Опыт освоения высоких
технологий
|
Переходной этап экономики
|
Предприимчивость в условиях
либеральной экономики
|
Российский менталитет
|
Коммуникабельность (общинность)
|
Рис. 3.2 Особенности российского менеджмента.
Таблица 3.3
Что затрудняет, а что благоприятствует менеджменту в России?
№
|
Факторы
|
Их роль
|
п/п
|
|
положительная
|
отрицательная
|
1.
|
Регионально-политический аспект
|
Склонность к благотворительности и спонсорству;
|
Экономические связи оказываются в зависимости от политических процессов, затрудняют коммуникации, создают атмосферу опасения при инвестировании. Процессы развития рыночных механизмов происходят неравномерно по разным регионам.
|
2.
|
Профессионализация управления
|
Однако в системе образования России есть свои традиции: фундаментальная подготовка, научность проф. образования.
|
Система подготовки профессиональных кадров (менеджеров) находится еще в стадии становления и поиска содержания этой специальности, а также методов их подготовки.
|
3.
|
Организационная культура
|
высокий научно-интеллектуальный потенциал (чем глубже способен человек понять, что ему необходимо делать, тем лучше он сделает свою работу).
|
Нередко в российском менеджменте сталкиваются западная и российская организационная культуры.
|
4.
|
Деформированная структура экономики
|
Но мы имеем хороший опыт госрегулирования экономики, который надо уметь использовать, что для нас актуально.
|
У нас много хозяйственных комплексов, предприятий ВПК; однако оказываются неразвитыми предприятия малого и среднего бизнеса.
|
5.
|
Традиции технократического подхода к управлению
|
Опыт освоения высоких технологий, управления этими процессами не может не пригодиться в построении нового управления.
|
Смещение центра внимания руководителя на проблемы техники и технологии в ущерб решению проблем социально-психологической и экономической мотивации.
|
6.
|
Движение к рыночной экономике
|
С новой силой вспыхнул дух предприимчивости, ведь без него нет менеджмента.
|
Еще переходной период, когда существуют и действуют и прежние и новые методы управления, что создает определенные трудности для менеджмента.
|
7.
|
Российский менталитет
|
Потребность россиян в целеустремленности и миссии.
|
Отличается от западного и влияет на использование моделей западного менеджмента.
|
4. Система управления предприятием
торговли и общественного питания:
сущность, основные подсистемы.
Искусство УД
КОМПОНЕНТЫ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Механизм управления
Структура управления
Механизм развития СУ
|
|
|
|
|
|
- миссия
- принципы управления
- методы управления
|
- система
органов
- технические
средства управления
|
- содержание
(информация, коммуникации, принятие решений)
- организация
- технология
|
- организация и совершенствование системы управления
- анализ экономики функционирования системы управления
|
- активность
- инициатива
- творчество
- учет конкретной обстановки
|
следующая страница >>
|