Учебное пособие для студентов введение информационный менеджмент, появившись как часть теории менеджмен - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве... 15 6550.89kb.
Учебное пособие предисловие 5 2452.11kb.
Методическое пособие для студентов специальности 080507 "Менеджмент... 7 1252.1kb.
Учебное пособие по курсу «Введение в международную журналистику» 1 884.53kb.
Учебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу» 6 1826.92kb.
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 1 89.35kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 3 545.03kb.
Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. С. Ядгарова. М.: Инфра-м... 1 66.08kb.
Информационный поиск в интернете 1 51.99kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений 4 1747.19kb.
Учебное пособие для вузов. М.: ЧеРо, 1997. Леонтьев А. Н. Деятельность. 1 143.54kb.
Перечень лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению По... 2 994.22kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебное пособие для студентов введение информационный менеджмент, появившись как - страница №1/6

НОУ ВПО

«Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса.»

Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования в учебном процессе студентами МИРТШБ.

Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), ЗАПРЕЩЕНО
Н. И. Шанченко

Информационный

менеджмент

Учебное пособие для студентов



ВВЕДЕНИЕ

Информационный менеджмент, появившись как часть теории менеджмен-

та, быстро приобрел вполне самостоятельное значение и оформился как пер-

спективное научное направление в эпоху информационного общества.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие под-

ходы: экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой докумен-

тированной информации, исходя из соображений полезности и финансовых за-

трат; аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в ин-

формации и коммуникациях; организационный, рассматривающий информаци-

онные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный, рас-

сматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориен-

тированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организа-

ции и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов,

информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические,

оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач отно-

сятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление

информационными технологиями. Оперативные и административные задачи

носят более узкий и подчиненный характер.

Главной задачей информационного менеджмента является информацион-

ная поддержка основной деятельности организации. Задачу информационного

менеджмента под этим углом зрения следует видеть в том, чтобы интегриро-

вать созданные сотрудниками индивидуальные информационные элементы

системы (документы, дела, технологии) на основе объединяющей программы

поиска.

Следующая задача информационного менеджмента состоит в переработке



разнообразного предлагаемого на информационном рынке «массового продук-

та» в информацию, релевантную действиям, переход от внешнего знания к зна-

ниям, релевантным внутренним решениям.

Информационный менеджмент решает задачи планирования, руководства,

контроля и организации документационного обеспечения управления органи-

зацией по определенным целевым критериям для поддержки согласованных ор-

ганизационно-информационных действий членов организации.

Важной задачей информационного менеджмента является выбор рацио-

нальных форм коммуникаций, техники и информационных технологий, а также

характеристик информационных ресурсов, необходимых для достижения целей

организации.

Специалист организации, работник, руководитель являются не просто по-

требителями, которым поставляется информация, а непосредственными участ-

никами информационного процесса, важнейшей составной частью структуры

информационного менеджмента.

4

Практическая реализация коммуникационных процессов в аппарате управ-



ления осуществляется институтами (службой) информационного менеджмента

в виде организации документооборота, бездокументных связей, циркуляции

документных потоков в рамках системы управления внутрифирменной инфор-

мацией, функционирования информационных систем и сетей.

Организационные структуры информационного менеджмента призваны

объединить высшее руководство, специалистов, менеджеров, поставщиков ин-

формации и собственно подразделение информационного менеджмента и соз-

дать тем самым предпосылки для управления документацией в масштабе орга-

низации на основе современных методологических подходов, организационных

и технологических решений.



1. СФЕРА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Вопросы:


1. Основные цели курса

2. Основные базовые понятия информационного менеджмента

3. Понятие информационного менеджмента

4. Значение и роль информационного менеджмента в современном обществе

5. Характеристика рынка ИТ

6. Понятие информационной системы. Жизненный цикл ИС



1.1. Основные цели курса

Основная цель курса – формирование у менеджеров знаний и предостав-

ление им инструментария, необходимых для управления информационными

системами организации таким образом, чтобы обеспечивалось достижение

стратегических целей организации.



После изучения курса студенты должны:

уметь:

• определять основные направления политики организации в управлении

информационными ресурсами;

• оценивать эффективность различных вариантов информационного обес-

печения управленческой деятельности;

• выбирать и рационально использовать конкретные информационные тех-

нологии обеспечения деятельности на своем рабочем месте;

• определять потребности организации в квалифицированных специалистах

в области информационного обеспечения управленческой деятельности и осу-

ществлять соответствующую политику по подбору и обучению персонала;

• оценивать и рационально организовывать работу подразделений инфор-

мационного и документационного обеспечения управленческой деятельности.



понимать:

• назначения и области применения различных видов компьютерной, ком-

муникационной и организационной техники;

5

• назначения и области применения основных информационных технологий



обеспечения управленческой деятельности;

• назначения и состава организационно-методического обеспечения управ-

ления информационными ресурсами организации;

• назначения и условий применения основных методов обеспечения ин-

формационной безопасности.

иметь представление:

• об информационных системах, ресурсах и технологиях;

• о системном и прикладном программном обеспечении информационных

технологий;

• об основах сетевых технологий;

• о рынке технических и программных средств информационных техноло-

гий;

• об организации информационного и документационного обеспечения



управления.

1.2. Базовые понятия информационного менеджмента

Информационная система [Information System] – организационно упо-

рядоченная совокупность документов (массивов документов) и инфор-

мационных технологий, в том числе, с использованием средств вычисли-

тельной техники и связи, реализующих информационные процессы, т. е. про-

цессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения инфор-

мации.


Информационная система – система обработки информации в совокуп-

ности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как: люди, техни-

ческие и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информа-

цию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382–1–99).



Информационная среда [Information environment] – совокупность тех-

нических и программных средств хранения, обработки и передачи информации,

а также политические, экономические и культурные условия реализации про-

цессов информатизации.



Информационная сфера [Information Sphere] – 1) сфера экономики, за-

нятая производством, обработкой, хранением и распространением информации

и знаний; 2) совокупность информации, информационной инфраструктуры,

субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использо-

вание информации, а также системы регулирования возникающих при этом

общественных отношений.



Информационная технология – совокупность методов, способов, при-

емов и средств обработки документированной информации, включая приклад-

ные программные средства и регламентированного порядка их применения.

Информационная технология; технология информационного процесса –

совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информаци-

онный процесс в соответствии с заданными требованиями.

6

Информационная технология технологический процесс, в котором ис-

пользуется совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных.

Информационное общество общество, в котором большинство работаю-

щих занято производством, сбором, хранением, переработкой и использованием

информации, прежде всего в ее высшей форме – форме знаний.

Информационный ресурс – отдельные документы и массивы документов, до-

кументы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архи-

вах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их пара-

метрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень не-

определенности, неполноты знаний.

Инновации – процесс, главной функцией которого является изменение.

Планированне – процесс разработки и принятия целевых установок коли-

чественного и качественного характера и определения путей наиболее эффек-

тивного их достижения.

Стратегическое планирование ИС – процесс планирования, в котором

принимаются принципиальные решения в области ИС предприятия относи-

тельно действующих в течение длительного срока целей и основных положе-

ний (принципов), мероприятий, ресурсов, а также бюджета и финансирования.



Информационный менеджмент – специальная область менеджмента, вы-

делившаяся как самостоятельное направление в последние годы и охватываю-

щая все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования ин-

формационных ресурсов.



Сфера информационного менеджмента:

в узком смысле – круг задач управления производственного и технологиче-

ского характера в сфере основной деятельности организации, в той или иной мере

использующих ИС и реализованные в ней ИТ;

в широком смысле – совокупность задач управления на всех этапах жизнен-

ного цикла организации, включающая действия и операции как с информацией в

различных ее формах и состояниях, так и с организацией в целом на основе инфор-

мации.


1.3. Понятие информационного менеджмента

Под информационным менеджментом понимается специальная область

менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние го-

ды и все более приобретающая специфические особенности



Информационный менеджмент охватывает все аспекты проблемы ме-

неджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов.

7

Цель информационного менеджмента: повышение эффективности дея-

тельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС)

и технологий (ИТ).



Предмет информационного менеджмента: процессы создания, эксплуа-

тации и развития ИС предприятия.

Область профессиональной деятельности менеджера – обеспечение эффек-

тивного управления информационными ресурсами и информационными систе-

мами на уровне организации, обеспечение использования информации как

стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информа-

ционного бизнеса, совершенствование управления в соответствии с тенденция-

ми социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различ-

ные информационные ресурсы и информационные системы организаций эко-

номической, производственной и социальной сферы, информационные ресурсы

и информационные системы подразделений систем управления государствен-

ных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также различные

организации в сфере информационного бизнеса. Профессиональная 072 аu1076 деятель-

ность менеджера распространяется также на информационные ресурсы и ин-

формационные системы научно-производственных объединений, научных,

конструкторских и проектных организаций, органов государственного управ-

ления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.



Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех

задач управления, связанных с формированием и использованием информации

во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предпри-

ятием целей.

При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективнос-

ти использования не только собственно информации (данных и знаний), но и

других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с ин-

формацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д. В этих задачах

управления в той или иной мере используются информационные системы и

реализованные в них информационные технологии.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие под-

ходы: экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой докумен-

тированной информации, исходя из соображений полезности и финансовых за-

трат; аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в ин-

формации и коммуникациях; организационный, рассматривающий информаци-

онные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный, рас-

сматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориен-

тированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организа-

ции и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов,

информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

8

Основные направления информационного менеджмента:

– управление информационной системой (ИС) на всех этапах ее жизненно-

го цикла;

– стратегическое развитие ИС;

– маркетинг ИС.

Задачи информационного менеджмента:

- Формирование технологической среды информационной системы;

- Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания;

- Планирование в среде информационной системы;

- Формирование организационной структуры в области информатизации;

- Использование и эксплуатация информационных систем;

- Формирование инновационной политики и осуществление инновацион-

ных программ;

- Управление персоналом в сфере информатизации;

- Управление капиталовложениями в сфере информатизации;

- Формирование и обеспечение комплексной защищенности информаци-

онных ресурсов.

Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические,

оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач отно-

сятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление

информационными технологиями. Оперативные и административные задачи

носят более узкий и подчиненный характер.

Главной задачей информационного менеджмента является информацион-

ная поддержка основной деятельности организации.

Следующая задача информационного менеджмента состоит в переработке

разнообразного предлагаемого на информационном рынке «массового продук-

та» в информацию, релевантную действиям, переход от внешнего знания к зна-

ниям, релевантным внутренним решениям.

1.4. Значение и роль информационного менеджмента

в современном обществе

Развитие цивилизованных стран происходит в направлении создания инфор-

мационного общества, т. е. общества, в котором большинство работающих занято

производством, сбором, хранением, переработкой и использованием информации,

прежде всего в ее высшей форме – форме знаний.

В настоящее время число информационных работников в США составляет

около 50 % рабочей силы, число же производственных работников – 20 %, в

том числе, работников сельского хозяйства – 5 %. Если объединить в одну

группу работников, занятых в информационных технологиях и в сфере обслу-

живания, то их доля будет около 80 %, что весьма наглядно характеризует на-

родное хозяйство США. Предсказывают, что на ближайшие годы работники

этой группы составят приблизительно 90 % всех.

9

В 1998 году объем рынка средств информатизации достиг объема 1,8 трлн.



долл. Согласно аналитическим исследованиям EITO в 2004 году мировой ИКТ-

рынок составит 2160 млрд. евро.

В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения эффек-

тивного управления этими средствами – менеджмента – на всех этапах их жиз-

ненного цикла: именно эффективность менеджмента в сфере информатизации в

значительной мере определяет темп научно–технического прогресса.

Наличие более мощных и эффективных информационных систем, позво-

ляющих эффективно создавать, накапливать и использовать оперативную и

полную информацию, дает компаниям преимущество перед конкурентами, а

невнимание к качеству и эффективности информационных систем ведет к поте-

ре позиций.

В 60–е годы появились первые по существу стратегические информаци-



онные системы такие ИС, за счет которых предприятия пытаются обеспечить

себе преимущество в конкурентной борьбе. Классическим примером является

создание и внедрение систем заказа и продажи билетов американскими авиаци-

онными компаниями, которые благодаря этим системам смогли изменить в

свою пользу ситуацию на рынке авиаперевозок. Иметь возможность выявлять

такие шансы средствами информационного менеджмента – цель многих пред-

приятий. И многие из них уже используют эти средства на практике.

Лучшим и необходимым средством успешного менеджмента в любой сфе-

ре деятельности становятся информационные технологии. Для их внедрения

развивается производство средств информатизации.

В настоящее время информация превратилась в один из важнейших ресур-

сов предприятия. От качества данного ресурса и эффективности его использо-

вания во многом зависит и эффективность, и жизнеспособность предприятия в

целом. В этом лежит причина важности роли информационного менеджмента в

современных условиях.

Еще один момент связан с проблемами, возникающими при внедрении ИС.

Основными являются следующие:

1) дополнительная E5l нагрузка для персонала в процессе внедрения, так как

какое-то время приходится вести как новую, так и старую информационные

технологии;

2) изменение функциональных обязанностей лиц, принимающих решения

в системе управления, вследствие внедрения информационных технологий. В

результате у них либо появляются дополнительные обязанности (оптимистиче-

ский вариант), либо они сокращаются, что вызывает увольнение сотрудников

(пессимистический вариант).

Распределение полномочий и функциональных обязанностей сотрудников

влияет, с одной стороны, на создание рабочих мест, а с другой, – на разработку

структуры ИС и ее соответствие структуре управления. Эти вопросы неразрыв-

но связаны с решением стратегической задачи выбора критерия выделения

структурных элементов ИС и глубины их детализации. Данная проблема суще-

10

ствовала на протяжении всей истории автоматизации объектов управления и



остается актуальной и в настоящее время.

1.5. Характеристика рынка ИТ

1.5.1. Общие тенденции

Согласно аналитическим исследованиям EITO (табл. 1.1), в 2004 году ми-

ровой ИТ-рынок составит 970 млрд. евро, ТЛК-рынок – 1190 млрд. евро, а

включающий их ИКТ-рынок – 2160 млрд. евро. При этом практически треть

ИКТ-рынка придется на США – около 691 млрд. евро.

Таблица 1.1

Объем ИКТ-рынка в 2004 году

Рынок в


2004 году

В мире в це-

лом, млрд.

евро


Европа

млрд. евро

США,

млрд. евро



Япония,

млрд. евро

Остальные

страны,


млрд. евро

ИКТ 2160 652,32 691,2 259,2 557,28

ИТ 970 306,52 406,43 118,34 139,68

ТЛК 1190 346,29 284,41 141,61 417,69

На 2005 год прогнозируется рост в размере 5 – 6 %. Отметим, что в России

темпы роста ИКТ-рынка одни из самых высоких в мире – около 25 %. Однако,

по различным оценкам, российский ИТ-рынок примерно в 100 раз меньше ана-

логичного рынка США.

Основной рост мирового ИТ-рынка в 2005 году, по предположениям IDC,

будет обусловлен увеличением оборота в секторах программного обеспечения

(в том числе, информационной безопасности), карманных устройств, сетевого

оборудования и аутсорсинговых услуг.

В целом на период с 2005 по 2008 год специалисты IDC прогнозируют уме-

ренный рост ИТ-рынка. При подобном климате вендоры будут стремиться ис-

пользовать стандартные массовые технологии для снижения своих затрат, но

в то же время будут ориентировать продуктовые линейки на поддержку реше-

ний более высокого уровня.

Говоря об отдельных секторах ИТ-рынка, специалисты IDC прогнозируют

наибольший рост в секторе программного обеспечения (в том числе, и для

обеспечения информационной безопасности) и аутсорсинга. На протяжении

2005 года аналитики ожидают увеличения объемов продаж новых приложений,

сетевого оборудования, а также спроса на услуги по управлению проектами.

На 2005 год придется пик цикла очередной замены ПК и серверов, однако из-за

ценовых войн рост объемов продаж в этом секторе будет относительно умерен-

ным по сравнению с другими сегментами рынка ИТ. Ожидается, что в целом

объем затрат на ПО в мире увеличится в 2005 году на 7 % и составит

$213 млрд.

11

Самые высокие темпы роста мирового ИТ-рынка ожидаются в госсекторе,



на производстве и в сфере здравоохранения.

Определяя приоритетные статьи, на которые будут направлены средства из

корпоративных ИТ-бюджетов, исследователи из компании Gartner свидетель-

ствуют, что ИТ-менеджеры из корпоративного сектора в первую очередь пла-

нируют покупку мобильных устройств – КПК и ноутбуков, в то время, как рас-

ходы на ПК и устройства хранения данных, напротив, могут сократиться.

Лидеры отрасли, в свою очередь, постараются выявить самые быстрора-

стущие нишевые рынки и нацелить свою продукцию именно на них. Речь идет,

в частности, о рынке малого и среднего бизнеса, особое внимание которому

вендоры начали уделять около двух лет назад. Данный сектор уже заметно уве-

личил объем ИТ-расходов, в то время, как крупные компании отнюдь не спешат

тратиться на новые технологии. По мнению аналитиков, внимание к нуждам

малых и средних компаний принесет неплохие дивиденды тем вендорам, кото-

рые появились здесь раньше других, например, компаниям IBM, HP и Dell.

Оборот мирового рынка аппаратных средств, по прогнозам IDC, к 2008 году

увеличится до $465 млрд. Рост рынка будет обеспечивать устойчивый спрос со

стороны физических лиц, сектора телекоммуникаций и госсектора. Параллель-

но до $423,8 млрд. в 2005 году вырастет сектор ИТ-услуг, со среднегодовым

показателем роста 5,7 %. Активными потребителями здесь также выступят бан-

ки, промышленные предприятия и госсектор.

Gartner со своей стороны прогнозирует увеличение ИТ-затрат в 2005 году

до более чем $2,5 трлн. При этом «львиная доля» – почти $1,5 трлн. пойдет на

телекоммуникационные услуги. Около 25 % от общего объема прогнозируемых

расходов будет потрачена на ИТ-сервисы. Доля затрат на «железо» составит

порядка 14 %. Минимальный показатель – 4 % – составят затраты на ПО. При-

чем, по сравнению с 2004 годом, вырастет он всего на 8 %.

Таблица 1.2

Структура мировых затрат на ИТ (млрд. долл.)

2003 2004 2005 2006

Аппаратные средства 338,818 360,048 378,153 387,455

Программное обеспечение 93,802 100,472 108,884 116,903

ИТ-услуги 568,904 608,108 639,189 676,633

Телеком 1301,615 1399,039 1467,633 1535,237

Всего затрат на ИТ 2303,138 2467,666 2593,859 2716,228

Источник: Gartner Dataquest, 2004

В 2006 году по прогнозам Gartner объем затрат на ИТ в целом увеличится

на 4 %, по сравнению с показателями 2005 года. В структуре затрат сохранится

сложившаяся «расстановка сил» – доминировать по потреблению инвестиций

будет телеком, затем – со значительным отрывом ИТ-сервисы, далее «железо»

и ПО.


12

Затраты на продукты BI станут приоритетом ИТ-бюджетов, а также глав-

ным фактором роста бизнеса в период с 2005 по 2008 гг. Стратегические по-

требности предприятий уже не ограничиваются задачей работать дешевле

и быстрее, но концентрируются уже вокруг параметра «качественнее».

Таблица 1.3



Распределение объема мирового рынка по видам продукции, %

Сегмент рынка Год

1992 1991 1990 1989 1988

Large-scale systems (Мощные системы) 9 9,5 9,6 11,0 11,5

Mid-range systems (Средние системы) 6,9 7,6 7,7 8,1 9,3

Personal computers (Персональные компь-

ютеры) 14,3 15,2 14,7 14,2 12,3

Workstations (Рабочие станции) 4,5 4,7 3,8 2,8 1,4

Software (Программные средства) 11,6 11,5 10,2 9,7 8,8

Peripherals (Периферийные устройства) 20,3 20,9 22,3 22,0 24,9

Data Comunications (Передача данных) 5,5 5,3 6,3 7,7 7,3

Service (Сервис) 15,6 11,0 10,1 9,0 8,0

Maintenance (Обслуживание) 8,8 11,1 11,5 11,4 12,0

Other (Прочее) 3,5 3,2 3,8 4,1 5,4

Объем, млрд. долл. 318,0 290,0 278,5 255,8 243,1

Оптимизация бизнес-процессов уже 20 лет находится в фокусе топ-

менеджмента. Новые ИТ-инструменты позволяют им сегодня интегрировать

ранее автономные процессы и приложения, масштабировать их в рамках гео-

графически распределенной среды.

Таблица 1.4



Крупнейшие ИТ-компании России

2004 2003

Название Оборот, тыс.



руб.

Название Оборот, тыс. руб.

1 Merlion (LC Group) 22 160 398 1 Merlion (LC Group) 19 322 100

2 НКК 17 671 235 2 IBS 14 414 900

3 IBS 17 167 297 3 НКК 14 384 230

4 R-Style 12 719 450 4 Rover / Белый ветер 11 021 919

5 ТехноСерв А/C 11 586 978 5 ТехноСерв А/C 9 080 587

6 ЛАНИТ 11 400 000 6 Открытые техноло-

гии 8 039 703

7 Verysell 10 659 700 7 Verysell 7 977 727

8 Крок 6 870 005 8 Ланит 7 890 000

9 Открытые техноло-

гии-98

6 432 241 9 Крок 5 643 280



10 Kraftway 4 416 622 10 Rosco 4 784 520

Рейтинг подготовлен CNews Analytics

13

Таблица 1.5



Самые быстрорастущие ИТ-компании России

2004 2003

Название Рост, % № Название Рост,



%

1 ОТР 287,8 1 Борлас 133

2 LCS Group 181,7 2 Прогноз 111

3 INLINE Technologies 138 3 Цифровые Коммуникации Севе-

ро-Запада

100


4 Ниеншанц 131,8 4 TELMA 100

5 ИНЭК 114,6 5 IBS 77

6 EPAM Systems 99,7 6 ТехноСерв А/С 77

7 Борлас 93,2 7 Гетнет 77

8 АМТ-Груп 93,1 8 LC Group (Merlion) 76

9 Беркут 83,5 9 Инфосистемы Джет 76

10 Kraftway 81,8 10 РосБизнесКонсалтинг 76

Рейтинг подготовлен CNews Analytics.



1.5.2. Рынок ПК

По оценкам IDC, уже в 2003 году в мире было 670 млн. пользователей ПК,

а к концу 2009 года их количество достигнет 1,2 млрд., то есть за период 2003 –

2009 годов произойдет 79 % рост.

Мировые продажи ПК (т. е. настольных и мобильных систем, а также сер-

веров) продолжают расти, демонстрируя уже из года в год стабильный показа-

тель – от 11 % до 14 %, по разным оценкам. Лидерами рынка в 2004 году про-

должают оставаться американские компании Dell и HP.

Продажи ПК по итогам 2004 года оцениваются в размере 180 млн. штук,

объем рынка оценивался IDC в $175 млрд. По прогнозам IDC, в 2005 году ми-

ровой рынок ПК вырастет на 10 %. Объем поставок составит 195,1 млн. ПК, а в

денежном измерении увеличится на 3,9 % – до $201 млрд.

Под поставками ПК оба аналитических агентства подразумевают продажи

настольных компьютеров, ноутбуков и серверов (кроме RISC).

Ниже показаны объемы продаж и рейтинг лучших поставщиков

Мировые поставки ПК, 2001–2005

2001 2002 2003 2004* 2005*

Поставки (млн. шт.)

Пользовательский рынок 48.3 49.8 56.6 63.5 68.6

Корпоративный рынок 87.4 88.4 98.1 113.7 126.6

Всего 135.6 138.2 154.7 177.2 195.1

Рост (%)

Пользовательский рынок 3.3 % 13.6 % 12.1 % 8.0 %

Корпоративный рынок 1.2 % 11.0 % 15.9 % 11.3 %

Всего 1.9 % 11.9 % 14.5 % 10.1 %

*Прогнозируемые данные

14

Топ 5 вендоров ПК в мире, 2 кв. 2004 (тыс. шт.)

Продажи 2 кв. 2004 Рыночная доля Продажи 2 кв. 2003 Рыночная доля

(%) (%)


Dell 7,08 16,5 5,781 15,3

Hewlett-Packard 6,13 14,3 5,306 14

IBM 2,54 5,9 2,157 5,7

Fujitsu/Fujitsu Siemens 1,51 3,5 1,265 3,3

Acer 1,30 3,0 995 2,6

Другие 24,25 56,7 22,270 59

Весь рынок 42,80 100 37,774 100

1.5.3. Рынок ПК в России

Общий объем российского рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, сер-

веры на платформе Intel) в 2004 году, по оценкам ITResearch, немногим превы-

шал 4600 тыс. шт. В 2003 году этот показатель составлял, по тем же данным,

примерно 3700 тыс. шт. или 2317 млн. долл. в денежном выражении. Таким об-

разом, рост за 2004 год составил чуть больше 24 %.

Около 81,2 % продаж компьютеров в 2004 году (в натуральном выраже-

нии) приходилось на настольные ПК, порядка 12,6 % на ноутбуки, 4,4 % – на

карманные компьютеры (КПК) и примерно 1,8 % – на серверы (на платформе

Intel). Для сравнения, в 2003 году эти показатели составляли, соответственно,

87,5 % – настольные ПК, 8,5 % – ноутбуки, 2 % – КПК и примерно 2 % – серве-

ры (на платформе Intel).

Лидерами российского рынка ПК по итогам 2004 году стали компании

Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard и Kraftway.

В сегменте ноутбуков в первую пятерку в 2004 году, по оценкам

ITResearch, вошли Asustek, iRU, Rover Computers, Samsung, Toshiba. Наилуч-

шие показатели продаж карманных компьютеров за этот же период у Hewlett-

Packard, за которой следуют Asustek, Nokia, PalmOne и Rover Computers. По-

следняя компания, между тем, приняла в 2004 году решение покинуть этот ры-

нок и сфокусироваться теперь на производстве смартфонов.

В сегменте серверов уверенно лидирует Hewlett-Packard. Первые пять про-

изводителей техники этого класса – Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard,

IBM и Kraftway.

1.6. Понятие информационной системы. Жизненный цикл ИС

Под информационной системой (ИС) понимается организационно упо-

рядоченная совокупность документов (массивов документов) и инфор-

мационных технологий, в том числе, с использованием средств вычисли-

тельной техники и связи, реализующих информационные процессы, т. е. про-

цессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения инфор-

мации.

15

Согласно ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99 информационная система – это



система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурса-

ми организации, такими, как: люди, технические и финансовые ресурсы, кото-

рая предоставляет и распределяет.

Информационная система как производственная система

Пониманию предмета может способствовать представление о том, что ин-



формационная система, по существу, является производством, выпускаю-

щим определенную продукцию. Эта продукция может быть измерена количе-

ственно и оценена качественно, а также может быть определена ее стоимость.

Сопоставление технологического процесса в некоторой условной информаци-

онной системе по этапам с некой производственной системой представлено

ниже.

Средства информатизации Производственная система

Входная информация

Занесение в память

Обработка данных программами

Выдача информации в требуемых формах

Передача информации пользователю

Сырье

Хранение на складе



Обработка на станках, в печах и т. п.

Сдача готовой продукции на склад

Сбыт продукции

Основой информационной системы является технология. Если рассматри-

вать информационную технологию (ИТ) по этапам, можно заметить следую-

щее. От объема и характера входной информации в информационной системе

зависят требования к устройствам ввода, их производительности, а также время

ввода.


Занесение в память информации аналогично хранению сырья на складе.

Объем памяти ИС, по существу, хорошо согласуется с вместимостью складских

помещений. И так же как сырье, информация не должна «лежать на складе»,

она должна полностью и постоянно использоваться; избыточная память (анало-

гия – излишние складские площади) снижает эффективность системы, посколь-

ку информация обрабатывается дольше, устройства большой емкости стоят до-

роже, их стоимость переносится на продукцию, т. е. на результат обработки

информации (ОИ).

Основной этап информационных технологий, конечно, – обработка дан-

ных программами. Возможности потерь и резервы здесь обычно скрыты в

большем объеме, чем на других этапах.

Выдерживая приведенную выше аналогию с производственной системой,

можно заметить, что:

– информация – это заготовки или полуфабрикаты,

– прикладные обрабатывающие программы – это инструменты,

– сервисные программные средства – приспособления,

– оборудование ЭВМ и их базовые программные средства – это основное

технологическое оборудование (станки, сварочные автоматы, прессы и т. .).

16

Мощные оборудование, базовые программные средства, прикладные про-



граммы, конечно, повышают производительность и качество работ, однако мо-

гут быть избыточными, что влечет за собой удорожание продукции – инфор-

мационной услуги или результата расчета.

Выдача информации в требуемых формах (продукции) может осуществ-

ляться по-разному: на экран индивидуального пользовательского дисплея, в се-

тевые структуры для коллективного использования, в виде «твердой копии» –

документа, на экран (табло) и т. д. Формирование выходной информации тре-

бует затрат и оборудования и в этом аналогично предыдущему этапу.

Передача информации пользователю – рациональное потребление продук-

ции информационной системы – весьма сложный вопрос: не всегда ясно, как и

какая информация, выдаваемая ИС, действительно применяется пользователя-

ми, т. е. потребляется и дает эффект.

Приведенные особенности ИС выявляют необходимость обеспечения эф-

фективности как на каждом из этапов, используемых ИТ, так и в системе в це-

лом как специальной проблемы менеджмента.

Этапы жизненного цикла ИС

Поле приложения информационного менеджмента – все этапы жизненного

цикла информационной системы.

Жизненный цикл ИС включает стадии созданиевнедрениепод-

держка.

Последовательное создание новой ИС выглядит следующим образом:

– вначале осуществляется разработка концепции системы и ее дерева це-

лей (System Planning);

– потом выясняются условия работы системы и формируются соответст-

вующие модели (System Analysis);

– осуществляется разработка (проектирование и создание) системы (System

Design) – протяженный многовитковый итерационный процесс;

– далее система внедряется (System Implementation) на тех рабочих местах,

для которых она создается;

– во время своей эксплуатации любая система нуждается в сопровождении

и поддержке (System Support).

В практике создания ИС принято начинать использовать модули решения

задач и комплексов задач или подсистем по мере их готовности и отработки.

Поэтому процессы внедрения и создания обычно идут одновременно, перепле-

таясь самым причудливым образом. Когда проект системы в намеченных кон-

турах завершается, основную роль начинают играть процессы внедрения, одна-

ко тут же неизбежно возникают и расширяются внутри системы процессы ее

модернизации, совершенствования и т. п. Поэтому, не завершив создание всей

системы, ее начинают дорабатывать, соответственно при этом затягивается

процесс внедрения. По мере внедрения, т. е. ввода в эксплуатацию элементов

ИС, создается и вводится комплекс средств ее поддержки, сопровождения, об-

служивания, испытания, освоения и т. д.

17

Следует сказать, что эксплуатируемая ИС представляет собой сложную



систему, в составе которой можно выделить функциональные подсистемы, ко-

торые в свою очередь могут также быть декомпозированы на подсистемы сле-

дующего уровня.

В процессе эксплуатации ИС предприятия не остается неизменной, так как

она должна приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды.

Модернизация и адаптация ИС осуществляется последовательно для отдельных

подсистем. В результате разные подсистемы ИС предприятия могут находиться

на разных стадиях и этапах жизненного цикла.

Таким образом, информационная система практически никогда не бывает

завершена окончательно, она всегда пребывает в процессе изменения. Парал-

лельно должны непрерывно решаться ее основные задачи, причем с макси-

мальной эффективностью на каждой стадии или в каждой фазе ее состояния.

В связи с этим в задачи информационного менеджмента входит постоян-

ный контроль за состоянием ИС и использованием всех ее элементов: на всех

стадиях необходимо обеспечить и достижение целей, поставленных перед сис-

темой, и планомерное и целенаправленное ее развитие в структуре основной

деятельности предприятия или учреждения.

2. ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Вопросы:


1. Формирование 9 с\u1090 технологической среды информационной системы

2. Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания

3. Планирование в среде информационной системы

4. Формирование организационной структуры в области информатизации

5. Использование и эксплуатация информационных систем

6. Формирование инновационной политики и осуществление инновацион-

ных программ

7. Управление персоналом в сфере информатизации

8. Управление капиталовложениями в сфере информатизации

9. Формирование и обеспечение комплексной защищенности информаци-

онных ресурсов

2.1. Формирование технологической среды информационной системы

Под формированием технологической среды информационной системы

понимаются решения, которые принимаются на предприятии относительно со-

става и объема вычислительной техники, средств телекоммуникации и про-

граммного обеспечения ИС.

С позиций стратегического информационного менеджмента в отношении

Hardware и Software предприятию необходимо выяснить следующие важные

вопросы [15]:

• выбор оптимальной степени децентрализации ИС и ИТ;

18

• выбор между новейшими средствами информатизации или уже испытан-



ными и хорошо себя зарекомендовавшими;

• утверждение нормативов (разработанных или заимствованных) на сред-

ства информатизации и ИТ;

• разработка критериев выбора поставщиков.

Степень децентрализации информационной системы, как правило, выби-

рается по аналогии со степенью децентрализации на предприятии других функ-

ций. Выбор средств информатизации для развития информационных систем из

новых предложений поставщиков или из уже присутствующих на рынке изде-

лий осуществляется с учетом накопленного опыта эксплуатации ИТ, внутрен-

них условий (квалификации персонала и т. д.), соображений стандартизации.

При этом необходимо ориентироваться на тот стратегический критерий, значе-

ние которого наиболее полно отражает роль ИС для предприятия.

Поставщик средств информатизации определяется на основе анализа таких

характеристик, как репутация, степень обслуживания и сопровождения, финан-

совые условия и др.

При использовании персональных компьютеров (ПК) целесообразно в те-

чение рассматриваемого стратегического периода иметь единый техно-

логический парк с тем, чтобы использовать как внутренние (надзор, обучение),

так и внешние (условия при покупке, солидное сопровождение) его преимуще-

ства. По мере развития процесса стандартизации средств информатизации

(Hardware и Software) появляется возможность использовать продукцию раз-

личных изготовителей.

Следует регулярно анализировать, в какой степени те или иные услуги

должны обеспечиваться своими силами, а в какой – тем или иным внешним ис-

полнителем. Анализ показателей хозяйственной деятельности (например, ана-

лиз стоимости ремонта в единицу времени) может потребовать замены техни-

ческих или программных средств.

2.2. Развитие информационной системы и обеспечение ее

обслуживания

ИС предприятия не остаются неизменными и подлежат планомерному раз-

витию. Потребность в постоянном развитии ИС обусловлена: с одной стороны,

появлением новых и изменением старых задач, стоящих перед ИС, вследствие

изменений, происходящих во внутренней и внешней средах предприятия, а с

другой – прогрессом в средствах информатизации, достижения которого эко-

номически эффективно внедрить в эксплуатируемую ИС предприятия.

Развитие ИС приводит к необходимому росту объема обслуживания, с те-

чением времени развитие и обслуживание информационных систем оказывают-

ся взаимно обусловленными и связанными между собой. Поэтому при приня-

тии решений о развитии необходимо учитывать совокупные затраты на разви-

тие и обслуживание.

19

Уровень производительности и качество работы, а также необходимость,



направление и темп развития ИС и ее обслуживание следует также подвергнуть

стратегическому рассмотрению с учетом глобальных интересов фирмы. В са-

мом деле, уровень среднего менеджмента (например, уровень руководителя

подразделения) характеризуется 72 аопределенной консервативностью в выборе ИТ

из-за предпочтения стабильных технологий: установления, например, одного

определенного языка программирования, той или иной информационной струк-

туры и создавшейся в связи с этим технологической среды. В то время как но-

вые средства могут приводить к существенному укреплению технологической

базы, а в ряде случаев, даже к изменению направления деятельности предпри-

ятия.


Стратегические решения могут приниматься также и в подходах к созда-

нию ИС: с одной стороны, это классическое создание новой ИС, например, в

виде традиционной автоматизированной системы управления (АСУ) на основе

некоторого типового проекта, здесь в ряде случаев используется эволюция от

некоторого прототипа; с другой стороны, создание и развитие ИС на предпри-

ятиях определенного типа могут частично перекладываться на пользователя.

В случае принятия стратегических решений по существенным изменениям

в ИС (переход на другую платформу или более сильную ориентацию на стан-

дартные программные средства) эти решения должны преобразоваться на уров-

не оперативного информационного менеджмента в конкретные задачи с ис-

пользованием необходимых средств.

К этому же кругу вопросов относится регулярное исследование произво-

дительности и качества в задачах развития и обслуживания ИС. Например, че-

рез ежемесячные доклады о показателях и статистических данных во всех про-

ектах развития и обслуживания ИС можно проследить за расходами, сроками и

качеством. Выявленный уровень показателей на предприятии необходимо

сравнивать с эталонными данными (собственными и/или посторонними).

Совместно с ИС должны поставляться потребителю специальные средства,

в совокупности составляющие систему обслуживания. Эти средства проекти-

руются и изготавливаются совместно с ИС, согласованы с ней и решают задачи

поддержания ИС в работоспособном состоянии. Сюда включаются различные

тесты текущего контроля и диагностики состояния системы и ее элементов,

средства обеспечения работы персонала, приспособления для обслуживания

технических элементов, т. е. для устранения мелких неисправностей и настрой-

ки, наставления и руководства и т. п. Назначение и применение этих средств

должны быть хорошо понятны руководству и персоналу ИС.

Средства обслуживания должны появиться у пользователя неявно вместе с

ИС и при необходимости обеспечить ее постоянную работоспособность, а так-

же выявление и устранение мелких затруднений в использовании модулей сис-

темы.


Для выполнения операций по обслуживанию ИС у пользователя должен

быть соответствующий персонал. Подготовка такого персонала у пользователя

20

может оказаться нерациональной, поскольку его загрузка на одном отдельном



комплексе не будет интенсивной. Поэтому в практике информатизации в таких

случаях принято обслуживание систем силами предприятия-изготовителя или с

привлечением специализированных центров обслуживания, имеющих и интен-

сивно использующих квалифицированный персонал и дорогостоящие специа-

лизированные средства. Это вполне аналогично ситуации, когда малые фирмы

не имеют в штате бухгалтера или юриста, а пользуются услугами специа-

лизированных бюро или агентств.

При приобретении средств информатизации необходимо также обращать

внимание на наличие у разработчика службы сопровождения. В простейшем

своем виде эта система дает ответы на вопросы, касающиеся ИС: это может

быть так называемая «горячая линия», на которой операторы отвечают на типо-

вые вопросы с использованием заранее заготовленных вариантов ответов.

В сложных случаях поставляется система сопровождения, включающая

набор инструментальных средств для проведения опытной эксплуатации и ор-

ганизационно-технической подготовки мероприятий. Во время эксплуатации

эти средства при необходимости используются для внесения изменений в изде-

лие, восстановления изделия после аварии, устранения ошибок и расширения

возможностей.

Поддержка нужна на протяжении всего жизненного цикла изделия. При

этом целесообразно выделять поддержку в использовании и в обслуживании

изделия. Служба поддержки защищает интересы пользователей, оказывает им

дополнительную помощь и как бы осуществляет интерфейс между ними и соз-

дателями изделия. Через систему поддержки пользователь уведомляется о вы-

явленных дефектах, получает рекомендации по их преодолению или информа-

цию о порядке их устранения с участием представителей фирмы. Создаваться

служба поддержки может с участием всех заинтересованных сторон (пользова-

тель, разработчик, изготовитель).
следующая страница >>