Учебное пособие для студентов пед вузов. / Под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. С. 21-22 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для студентов педагогических вузов 12 2925.5kb.
Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. С. Ядгарова. М.: Инфра-м... 1 66.08kb.
Учебное пособие для вузов / [А. В. Тотай и др.]; под общ ред. 1 59.45kb.
Учебное пособие по религиоведению для студентов спбгут всех специальностей... 1 29.41kb.
Учебное пособие / под ред. О. И. Васильчук. М. Форум, 2011. 1 54.5kb.
Вопросы к экзамену по истории и философии науки для магистрантов... 1 17.61kb.
Учебное пособие для студентов вузов, обуч по спец. "Математика"/ А. 1 10.36kb.
Учебное пособие для вузов. М.: ЧеРо, 1997. Леонтьев А. Н. Деятельность. 1 143.54kb.
Развитие экономической мысли: исторический контекст 7 1 90.82kb.
Методическое пособие для студентов медицинских вузов Волгоград 2004 1 211.71kb.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) 8 4031.99kb.
Изучаем фгос второго поколения 1 85.49kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебное пособие для студентов пед вузов. / Под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. - страница №1/1

Метапредметные компетентности, формируемые в процессе обучения русскому языку и литературе в школьном курсе
Содержание обучения отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции (образовательный стандарт).
Под компетентностью понимается «умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетенции в сфере личностного самоопределения и др.»

Применительно к предметам «Русский язык» и «Литература», компетентность — это «способность к речевому общению и усвоение совокупности знаний, формируемых в процессе обучения», а также «развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций» (Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. Е.А. Быстровой. — М.: Дрофа, 2004. С. 21-22).


Филологическая компетентность (литературоведческая, языковая и лингвистическая). Объединяет культуру чтения на родном /иностранных языках и культуру эстетического восприятия действительности.

Формирование данной компетенции обеспечивается совокупностью знаний, полученных из определённых лингвистических и гуманитарных наук; духовных качеств личности (норм поведения, нравственных идеалов); умений применять полученные филологические знания и навыки в реальной жизни; информационной культуры; способности к творчеству; навыков самостоятельной работы; способности к эстетическому восприятию действительности.


Языковая (филологическая) компетентность — осведомлённость учащихся в системе языка. Она формируется в процессе решения познавательных задач, связанных с формированием у школьников:

— научно-лингвистического мировоззрения;

— знаний об устройстве и функционировании родного языка, а также различных стилевых приемов, использующихся для создания литературных текстов;

— представления о прекрасном в языке и речи.


Лингвистическая компетентность — знания учащихся о целях научного изучения языка, собственно о науке «Русский язык» и её разделах, об учёных-лингвистах и их вкладе в изучение русского языка.
Коммуникативная компетентность — осведомлённость учащихся в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной форме. Она вырабатывается в процессе решения практических задач:

— формирование у школьников прочных знаний, умений и навыков в области орфографии и пунктуации;

— овладение учащимися нормами русского литературного языка;

— обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;



— обучение связному, доступному изложению мыслей в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией.
Лингвокультурологическая компетентность — разновидность коммуникативной компетентности, так как с обучением языку одновременно осуществляется ознакомление с культурой народа через слова-концепты (д.п.н. Н.Л. Мишатина).
Культурологическая компетентность - грамотная интерпретация и стилизация текста в контексте культуры, умение видеть в изучаемом тексте тексты предыдущих эпох, при необходимости распознавать и создавать интертекст. (Брякова И.Е. Формирование креативных качеств личности в процессе открытого образования //Человек и образование. -2009. -№1).
Культуроведческая компетентность «предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения» (Образовательный стандарт по русскому языку).
Историко-лингвистическая компетентность — совокупность базовых историко-лингвистических знаний и умений и практических навыков их применения в устной и письменной речи. Её формирование обусловлено тем, что каждым конкретным носителем языка усваивается язык в современном его состоянии, являющемся результатом процессов языковой эволюции.
Информационная компетентность - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных и информационных технологий (Образовательный стандарт).