страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение - страница №1/2
Составители: к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела ПГУ Трошина О.В. Черепанов М.С. Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел 1. Введение в экономику Тема 1. Предмет, функции и методы экономической науки. «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» Бернард Шоу Нужда, потребность. Виды потребностей. Экономические и свободные блага. Экономические ресурсы. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность, информация). Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Рациональность поведения. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Тема 3. Собственность и экономические системы «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше всего нуждаются» Дж. Гэлбрейт Собственность, формы собственности. Собственность как экономическая и юридическая категории. Рыночная экономика, её основные черты. Смешанная экономика, её отличия от рыночной. Традиционная экономика. Административно-командная экономика. Кругооборот ресурсов и доходов в рыночной и смешанной системах хозяйствования. Характеристика экономических систем
Раздел 2. Микроэкономика Тема 4. Спрос, предложение. Рыночное равновесие Спрос и величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объём. Реакция рынка на изменение спроса и предложения. Тема 5. Эластичность спроса и предложения Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрёстная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Практическое значение теории эластичности. Тема 6. Поведение потребителя Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Измерение полезности, количественный подход. Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя. Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безразличия и карта безразличия. Предельная норма замещения. Типы кривых безразличия. Эффект дохода и эффект замещения. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос. Предприятие как коммерческая организация. Открытие и закрытие предприятия. Юридическое лицо. Организационно-правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Диверсификация производства. Концентрация и централизация производства. Санация и банкротство предприятия. Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Предельный продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон убывающей эффективности труда. Бухгалтерские издержки. Экономические издержки. Явные и неявные издержки. Общие и средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Проблема оптимального размера фирмы. Отдача от масштаба производства. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес. Неопределённость: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы. Монополия. Виды монополии. Кривая монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный объём выпуска продукции монополистом. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства. Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях монополистической конкуренции. Типы рыночных структур
Тема 9. Рынки факторов производства Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Производный спрос. Рынок труда. Рыночный спрос и предложение труда. Индивидуальное предложение труда. Эффект дохода и эффект замещения. Заработная плата как цена труда. Виды ставок заработной платы: сдельная и повременная. Денежное выражение предельного продукта труда. Оптимизация численности работников на предприятии. Производительность труда. Инвестиции в человеческий капитал. Инфляция и безработица. Рынок земли и рента. Спрос и предложение на рынке земли. Виды земельной ренты. Определение цены земли. Рынок капитала. Виды капитала. Номинальная и реальная процентные ставки. Дисконтирование. Чистый денежный поток. Приведённая (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности.
а) экономика изучает общественное производство и общественное богатство; б) экономика изучает экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов; в) экономика изучает показатели развития отраслей национального хозяйства; г) экономика изучает изменение экономических потребностей индивидов и общества.
а) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи; б) количественные оценки экономических явлений и процессов; в) существенные, постоянно повторяющиеся устойчивые связи в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг; г) результаты эксперементальных исследований в области экономической науки.
а) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических процессов и явлений; б) способы теоретического исследования или практического осуществления чего-либо; в) политические, правовые, нравственные, эстетические, философские, религиозные взгляды и убеждения; г) наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны.
а) инфляция; б) занятость трудоспособного населения; в) принципы налогообложения; г)уровень цен на пермских рынках; д) проблемы увеличения прибыли предприятия; е) курс доллара в обменном пункте.
а) «что есть»; б) что должно быть; в) положительные тенденции в экономическом развитии; г) оценочные суждения.
а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина; б) цены на хлеб должны быть низкими; в) бедные не должны платить налоги; г) ограниченность ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно; д) необходимо устранить дефицит государственного бюджета.
а) знание экономических законов; б) умение давать количественную оценку секторов своей деятельности; в) понимание сущности и социально-экономических последствий государственных законов и нормативных актов; г) способность находить нетревиальные решения; д) не менять без очевидной необходимости принятые решения.
а) функциональный; б) макроэкономический; в) нормативный; г) микроэкономический. Темы докладов и сообщений
Дискуссионный вопрос (ЭССЕ) Необходимо ли изучать экономику в школах и студентам неэкономических факультетов? ( «за» и «против» изучения экономики). Семинар 2. Общие проблемы экономического развития Учебные задания I. Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие – ошибочны:
II. Найдите, какое из перечисленных утверждений является правильным:
а) стоимость затрат, связанных с проведением олимпиады; б) мероприятие, от которого пришлось отказаться из-за олимпиады; в) оплата труда преподавателей, занятых подготовкой заданий для олимпиады; г) всё перечисленное и есть альтернативная стоимость.
а) достаются людям в качестве подарков или наследства; б) имеются в столь больших количествах, что ни один человек не даст за них и копейки; в) определённые группы населения получают по распределению и без оплаты; г) при данном уровне технологий не используются в производстве товаров и услуг.
а) процентом; б) рентой или процентом в зависимости от условий договора аренды; в) рентой; г) прибылью.
а) наёмные работники и предприниматели; б) наёмные работники; в) владельцы капитала; г) всё работающее население страны трудоспособного возраста.
а) точка, лежащая вне КПВ; б) точка, лежащая внутри КПВ; в) точка, лежащая на КПВ; г) точка, лежащая на КПВ, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов данного общества.
а) размер стипендии; б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учёбу; в) затраты государства на образование среднестатистического студента; г) затраты родителей на содержание студента.
а) способность удовлетворять потребность; б) редкость; в) ценность; г) верно всё указанное.
а) туристическую поездку в Англию; б) покупку нового компьютера; в) питание; г) приобретение полного собрания сочинений Гоголя.
а) что, где, для кого производить; б) что, как, для кого производить; в) когда, почему и где производить.
а) капитала; б) земли; в) рынка.
а) эффективной; б) неэффективной; в) административно-командной системой; г) экономическим кризисом.
а) экономист – человек, у которого ничего нет, но который может дать совет, как потерять то, что у вас есть; б) семеро одного не ждут; в) если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй его желания; г) чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей.
а) подводная лодка; б) досуг и развлечения; в) энергия ветра; г) знания.
а) с уменьшением другого вида продукта; б) с ростом производства другого вида продукта; в) с постоянным объёмом производства другого вида продукта; г) возможен любой из указанных вариантов. Задача В стране выпускают два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить таблицей:
а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров; б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров; в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров; г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.
Семинар 3. Собственность и экономические системы Тесты
а) частной собственности, свободе выбора и умеренном вмешательстве государства в экономику; б) частной собственности, свободе выбора и конкуренции; в) частной собственности свободе выбора и централизованном ценообразовании; г) свободе выбора, свободном ценообразовании и государственной собственности на основные виды ресурсов.
а) административно-командная; б) возможен любой тип системы, кроме традиционной; в) рыночная система; г) смешанная система.
а) потребители предлагают цены на товары и услуги, которые больше всего хотят купить и отказываются покупать по более высоким ценам; б) производители устанавливают цены на товары, определяя тем самым приемлемы для них доход; в)на основе конкуренции, которая сдерживает рост прибыли, сохраняя цены на уровне, доступном для потребителей.
а) государство решает что, как и для кого производить; б) существует централизованное ценообразование; в) отсутствуют конкурентные рынки; г) существует частная собственность. Определите, какой тип экономической системы – административно-командный, рыночный, смешанный – характеризуют следующие высказывания:
Темы докладов
Семинар 4. Спрос, предложение. Рыночное равновесие Тест 1. Кривая рыночного спроса на футбольный матч сдвинулась вправо в ответ на: а) снижение цен на билеты б) подение интереса болельщиков к футболу в) выигрыш команды в предыдущем матче г) объявление о телевизионной трансляции игры 2. При перепроизводстве: а) величина спроса превышает величину предложения б) величина предложения превышает величину спроса в) товаров произведено больше, чем нужно всем людям г) товаров много у спекулянтов и мало в магазинах 3. Изменение величины спроса на товар произойдёт в случае, если изменится: а) цена на товар заменитель б) качество товара в) технология производства г) цена на товар 4. Если увеличатся цены на сырьё для производства товара, то сократится: а) спрос на этот товар б) предложение товара в) величина предложения товара г) возможна любая ситуация на рынке этого товара 5. Закон спроса предполагает, что: а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают много товаров в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон г) когда цена товара падает, объём планируемых покупок растёт 6. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается: а) вниз и влево б) по вращению часовой стрелки в) вверх и вправо г) против вращения часовой стрелки 7. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса: а) вкусы и предпочтения потребителя б) размер и распределение национального дохода в) цена товара г) численность или возраст потребителей 8. Совершенствование технологии сдвигает: а) кривую спроса вверх и вправо б) кривую спроса вниз и вправо в) кривую предложения вниз и вправо г) криаую предложения вверх и влево 9. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара по более низкой цене лучше всего объясняет: а) эффект замещения б) принциип убывающей предельной полезности в) эффект дохода г) закон предложения 10. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если: а) спрос равен предложению б) цена равна издержки плюс прибыль в) уровень технологии меняется постепенно г) объём предложения равен объёму спроса 11. Если рыночная цена ниже равновесной, то: а) появляются избытки товаров б) возникает дефицит товаров в) формируется рынок покупателей г) падает цена ресурсов 12. Величина предложения – это количество данного товара, которое: а) производители хотят продать по данной цене б) будет продано по данной цене в) производители хотят и могут предложить для продажи по данной цене г) уже произведено, хранится на складах и в магазинах и может быть продано Семинар 5. Эластичность спроса и предложения Тесты 1. Если бы эластичность спроса на утюги была нулевой, это означало бы, что: а) по имеющимся ценам можно продать любое количество утюгов; б) данное количество утюгов будет куплено по сколь угодно высоким ценам; в) потребность в товаре полностью насыщена; г) потребители не согласятся ни на какие изменения в объёмах и ценах утюгов. 2. Спрос на благо неэластичен по цене, если ценовая эластичность спроса: а) больше 2; б) больше 1, но меньше 2; в) меньше 1; г) меньше 0 3. Если большинство жителей некоторой местности вдруг решат, что мясо вредно для здоровья, то при прочих равных условиях в данной местности: а) повысится спрос на рыбу и повысится спрос на мясной соус б) понизится спрос на рыбу и понизится спрос на мясной соус в) повысится спрос на рыбу и понизится спрос на мясной соус г) понизится спрос на рыбу и повысится спрос на мясной соус 4. Спрос на какой из перечисленных товаров по цене скорее всего будет эластичным: а) детское питание; б) стиральный порошок «Омо»; в) зубная паста; г) услуги детских дошкольных учреждений 5. Спрос на товар более эластичен по цене, если: а) у него имеются заменители; б) степень необходимости его для покупателя очень высока; в) расходы на него составляют значительную долю в совокупном доходе покупателя; г) мы имеем дело с долгосрочным периодом времени; д) он относится к предметам роскоши 6. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объёма спроса на него, то этот спрос: а) неэластичный; б) эластичный; в) единичной эластичности; г) абсолютно неэластичный; д) абсолютно эластичный 7. Если цена товара выросла с 1,5 долл. До 2 долл., а объём спроса сократился с 1000 до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен: а) 3,00 б) 2,71; в) 0,37; г) 0,33; д) 1,5. 8. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объёма предложения на 8%, то данное предложение: а) неэластично; б) эластично; в) единичной эластичности; г) абсолютно неэластично; д) абсолютно эластично. 9. Если предложение товара неэластично, а спрос на него сокращается, то общая выручка продавца: а) растёт; б) сокращается; в) сокращается в том случае, если спрос является эластичным; г) сокращается в том случае, если спрос является неэластичным; д) остаётся неизменной. 10. Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости: а) меньше 0; б) больше 0, но меньше 1; в) больше 1; г) 1; д) ни одно из представленных значений. Семинар 6. Поведение потребителя Задание Подберите каждому из перечисленных понятий и терминов его характеристику:
Задачи:
а) цена товара X – 10 руб., а цена товара Y – 20 руб.; б) цена товара X – 10 руб., а цена товара Y – 40 руб.; в) цена товара X – 5 руб., а цена товара Y – 20 руб.
X = 10-2Y Известно далее, что карта безразличия представлена множеством кривых безразличия, из которых три кривые безразличия заданы уравнениями: 1) X =12,5/Y; 2) X = -1+10/Y; 3) X = 3+10/Y, где X и Y – количества двух видов товаров, которые намерен купить потребитель. Найдите точку равновесия потребителя. Прокомментируйте положение трёх заданных кривых безразличия по отношению к бюджетной линии. 1. Современные организационно-правовые формы отечественных предприятий, их преимущества и недостатки. 2. Крупный бизнес – каркас экономики России. 3. Жизнеспособность средних компаний и их роль в современной России. 4. Малые предприятия: значение и тенденции развития.
Бухгалтерская прибыль предприятия составляет 96 тыс. руб. в месяц. Чему равна величина бухгалтерских издержек на производство одного светильника, если его продажная цена составляет 1,5 тыс. руб.?
3. Заполните таблицу недостающими данными:
4. Заполните таблицу недостающими данными:
Семинар 8. Конкуренция и рыночные структуры Задачи: 1.В фирме, работающей на совершенно конкурентном рынке, цена продукта X равна 50 руб. за штуку. Предельные издержки по производству этого товара представлены в таблице:
Определите, какой объём выпуска является оптимальным? Какой общий доход получает фирма, реализуя этот оптимальный объём? 2. Фирма-монополист работает со следующими показателями:
Заполните таблицу, определите оптимальный объём выпуска и максимальную величину прибыли. 3. Фирма функционирует на конкурентном рынке. Основные показатели деятельности отражены в таблице:
Заполните таблицу, определите оптимальный объём выпуска и проверьте целесообразность его производства. 4.. Фирма-монополист работает со следующими показателями:
Заполните таблицу, определив оптимальный объём выпуска и максимальную прибыль. Семинар 9. Рынки факторов производства Тест а) к появлению безработицы на рынке неквалифицированного труда; б) к появлению безработицы на этом рынке; в) вызовет миграцию населения в другие регионы; г) к сглаживанию неравенства в доходах 2. В противоположность предложению зданий и сооружений предложение земли: а) абсолютно неэластично; б) абсолютно эластично; в) относительно неэластично; г) относителдьно эластично а) 8%; б) 5%; в) 2%; г) -2% 4. Дисконтирование – это: а) нахождение сегодняшней стоимости будущих денежных потоков; б) определение будущей стоимости сегодняших денег; в) определение доходности инвестиций; 5. Дискриминацией на рынке труда называвется ситуация, когда разница в оплате труда вызвана следующими факторами: а) разной производительностью труда; б) разными результатами деятельности предприятий; в) различиями в цене продукции; г) любыми факторами, не имеющими ничего общего с профессиональными, трудоспособностью или изменениями на рынке. Задачи:
Цена, установленная производителем оборудования 900 тыс. рублей Ожидается, что вложение в оборудование принесёт следующий доход: 1-й год 400 тыс. рублей 2-й год 350 тыс. рублей 3-й год 300 тыс. рублей Процентная ставка 5% годовых.
следующая страница >> |
|