Учебно-познавательной компетенции учащихся лицея - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тест-игра для учащихся «Заройтесь в снег!» Цель 1 33.35kb.
Использование интерактивной доски при изучении географии и биологии... 1 55.37kb.
Оценивание уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции... 1 62.88kb.
Познавательная игра для учащихся 5-6 классов «Математическое многоборье»... 1 170kb.
Результат участия учащихся гбоу лицея №486 в III всероссийской дистанционной... 1 41.86kb.
«Науки юношей питают» (для учащихся 7 классов) 1 126.57kb.
Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса 1 82.42kb.
«Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции... 2 480.85kb.
Формирование речевой готовности учащихся на начальном этапе освоения... 1 351.45kb.
Краткое содержание проекта Проект по математике для учащихся 6-го... 1 83.65kb.
«История русской математики» 1 77.64kb.
Виталий Черкашин 350072 Российская Федерация, г Краснодар 1 13.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-познавательной компетенции учащихся лицея - страница №1/1

Старикова Н. И.

учитель биологии

лицея №8 «Олимпия»

г. Волгоград
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛАЙД-ЛЕКЦИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В 11 КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью современного педагогического процесса. В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках биологии, особенно в старших классах, слайд-лекций. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. В связи с вышеизложенным возникла практическая потребность разработки «слайд-лек­ций» по наиболее актуальным вопросам современной биологической науки базирующихся на использовании мультимедиа.

Цели использования слайд-лекции:

  • формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся старших классов при использовании слайд-лекций на уроках биологии;

  • обеспечение лучшего усвоения знаний посредством аудиовизуальных средств информации;

  • расширение аудитории обучающихся.

Задачи:

  1. подбор методов формирования учебно-познавательной компетенции у учащихся;

  2. подготовка содержания курса, где необходимо использование слайд-лекций, так как существуют темы, при изучении которых применение последних не дает большого эффекта;

  3. разработка конспекта урока и методики его проведения;

  4. подобрать методы и средства индивидуализации и дифференциации процесса обучения, способствующие развитию интереса учащихся к предмету, а также повышающие активность учащихся на уроках биологии и эффективность учебного процесса в целом;

  5. обоснование и апробация использования слайд-лекций в преподавании школьного курса биологии.


Что же такое слайд-лекция?

Под слайд-лекциями понимается такая форма обучения, которая позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой учителем информации, используя наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, ранжированных рядов, фото, видео-слайдов и т.п. Используя программное приложение MS Office «Power Point» у учителя появляется возможность быстрого доступа к необходимой информации, осуществления просмотра в необходимом на данный момент режиме – ускорения его, или, наоборот, замедления; «заглянуть вперед» или вернуться назад. Возможность вернуться к просмотренному слайду и дать дополнительные пояснения помогают осознать учебный материал.

Изображения – это лишь один из инструментов передачи информации. Во время проведения слайд - лекции ученик воспринимает информацию одновременно при помощи зрительного и слухового анализаторов. Такое сочетание получаемой информации создают благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.


Структура слайд - лекции:

Слайд-лекция имеет практически одинаковую структуру и должна представлять собой законченный модуль. Лекции могут разрабатываться по материалам всего модуля, чаще по его определенным разделам или в виде исключения по конкретным изучаемым темам. Основной каркас слайд-лекции это предназначенный в последующем для учителя текстовой материал, а также иллюстрации и музыкальное оформление.

Центральный слайд – это навигационное меню, которое при помощи гиперссылок соединено со всеми разделами лекции.

Меню может содержать информацию по теме одной лекции, или же оно является связующим звеном между несколькими лекциями. При создании такого меню можно использовать фреймовую технологию.

Слово «фрейм» имеет английское происхождение: «frame» означает «рама», «каркас». М. Минский, основоположник теории фреймов, считает, что «отправным моментом для этой теории служит тот факт, что «человек, пытаясь познать новую для себя ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные вещи, выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (образ), называемую нами фреймом» (Фреймы для представления знаний. М. энергия, 1979.).

В ходе такой работы используются следующие группы методов:


  1. теоретические: анализ литературы, моделирование и проектирование происходящих процессов и конечных результатов;

  2. эмпирические: анализ творческих работ и выполнение тестовых заданий, наблюдения, обобщения, опытная работа;

  3. статистические: ранжирование, рейтинговая оценка.



Методика слайд-лекций

Опыт применения слайд-лекций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего боль­шого количества наглядного материала и пособий.

Благодаря развитию компьютерных технологий, появилась возможность использования при ведении лекции метода моделирования изучаемых процессов и явлений.

Во время ведения лекции учитель не устраняет ученика из учебного процесса. Интерактивный диалог, когда учитель отвечает на вопросы учащихся, является важной составляющей успеха.

Так, при изучении темы «Движущие силы, направления и пути эволюции», составление опорных схем можно проводить вместе с учениками, открывая поочередно блок за блоком.

Для более эффективного становления информационной компетентности у учащихся в сравнении с имеющейся практикой необходимо соблюдении следующих условий:



  • привлечение учащихся к отбору и структурированию учебной информации;

  • предоставление обучающимся возможности выступать в качестве лекторов на уроке.

Достоинства применения слайд – лекций в процессе обучения

  • слайд-лекции концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;

  • сочетание устного лекционного материала, с изображением иллюстраций, схем, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий;

  • использование слайд-лекций во время внеурочной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;

  • удобное использование для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т.п.;

  • возможность проверки знаний в интерактивном режиме;

  • совместного (в ходе лекции) составления опорных схем и таблиц, проведения сравнения и т.д.;

  • одновременное использование различных способов представления информации: текстовой, графической, анимационной, видео и звуковой.


Практическая значимость

определяется тем, что слайд-лекции составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как формирование понятийного аппарата у учащихся, глубокого осмысления процессов и закономерностей, происходящих в природе, а также интенсификация учебного процесса на уроках биологии. Разработанная и экспериментально проверенная модель «слайд-лекции» может служить основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике. Разработанные методические рекомендации к занятиям и проектные задания, а также апробированная педагогическая технология, обеспечивают качественно новый образовательный эффект, имеющий практическую ценность при решении проблем формирования информационной, учебно-познавательной компетенций у учащихся старших классов лицея.