страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
|
|
Похожие работы
|
Учебно-методическое пособие великий новгород 2002 Печатается по решению рис новгу - страница №1/10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО Производственный менеджмент ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД 2002 Печатается по решению РИС НовГУ Рецензент Кандидат экономических наук, доцент П.В.Сергеев Производственный менеджмент. Учеб.-метод. Пособие / Сост. С.В.Васильев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2003. – _____ с. В учебно-методическом пособии изложены основные сведения по курсу «Производственный менеджмент» для студентов, обучающихся по специальностям 060500, 060400, 060800, 061100, 061400, 311000. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения. 1 Введение в операционный менеджмент 4 1.1 Управление производством и операциями: основные понятия и модели 4 1.2 Типы производства 7 1.3 Производство как операционная система 8 1.4 Ключевая роль потребителя в операционном управлении 10 1.5 Стратегия производственного менеджмента. 12 1.6 Стратегические принципы операционного менеджмента (по Шонбергеру и Ноду). 13 1.7 Интеграционные образования в производстве. 16 2 Создание операционной системы 19 2.1 Проектирование операционной системы 19 2.2 Размещение предприятия 21 2.3 Понятия и принципы формирования производственных структур 23 2.4 Технико-экономические характеристики типов производства. 31 2.5 Организация производственных процессов во времени 34 2.6 Развитие форм организации производства в современных условиях. 40 2.7 Организация поточного производства 41 2.8 Концепции LEAN PRODUCTION--- 3.2 Оперативное управление производством 61 3.3 Формирование производственной программы. 68 3.4 Формирование плана производства. 72 3.5 Графические и сетевые модели 76 3.6 Вопросы и задания 79 4 Управление производственными запасами. 83 4.1 Управление запасами. 83 4.2 Основные виды запасов на предприятии: 83 4.3 Основные виды издержек, связанные с размером партии поставки: 88 4.4 Система с фиксированным количеством. 90 4.5 Система с фиксированным временем 91 4.6 Вопросы и задания 96 4.7 Тест 98 5 Литература 100 1Введение в операционный менеджмент1.1Управление производством и операциями: основные понятия и моделиПроизводство — это создание товаров и услуг. Производственный (операционный) менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги). Управление производством и услугами обеспечивает согласованность между операциями (процессами) и выполняет общие функции, возникающие в жизнедеятельности производственной или сервисной системы в целом. Обычно производство ассоциируется с заводом, машинами, заготовительными, обрабатывающими и сборочными процессами. Однако с конца, 20 в. теория управления производством применяется также в сфере услуг, здравоохранении, общественном питании, индустрии развлечений и отдыха, в банковском деле, гостиничном хозяйстве, в розничной торговле, образовании, на транспорте, в государственных и региональных органах управления и др. Термины «управление операциями» и «операционный менеджмент», «управление производством» и «производственный менеджмент» далее будем считать равнозначными и взаимозаменяемыми. Виды моделей 1.1.1Каноническая модельК
Каноническая модель определяет структуру объекта управления и характеризует его связи со средой, которые осуществляются через входы и выходы управляемой системы. Объектом управления являются операционные подразделения, ответственные за выпуск товаров и предоставление услуг. Это структурные элементы – производства, отделения, цехи, отделы, участки, лаборатории, группы исполнителей, а также процессы – исследование, разработка, испытание, производство, сбыт продукции и услуг, обеспечение организации ресурсами. Внешняя среда в этой модели не структурируется. 1.1.2Кибернетическая модель.Кибернетическая модель позволяет разделить описание производства или сервиса предприятия на две составляющие: 1. Собственно операции - производство или услуга – объект управления; 2. Управление процессом – система управления, а также выделить детерминированные и случайные воздействия. Входы в кибернетическую модель представлены в виде вектора входных переменных X(t) в каждый момент времени. Составляющие вектора входных переменных X(t) характеризуют прежде всего совокупность всех видов ресурсов, используемых в объекте. Выходные параметры описывает вектор Y(t). Составляющие данного вектора соответствуют виду выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Параметры управляющих воздействий описывает вектор Z(t). Это – приказы, распоряжения, технические и экономические условия производственных или сервисных процессов, нормы, стандарты и др. Параметры Z(t), характеризующие условия протекания процесса, несут в себе стабилизирующие и дестабилизирующие действия. Система управления – это совокупность подразделений, образующих в соответствии с иерархией объекта управления и его функциями управляющие подсистемы, наделенные определенными правами, решающие задачи и выполняющие конкретные функции для достижения общих целей. Система управления обрабатывает информацию, поступающую из внешней среды и от объекта управления и вырабатывает решение – управляющее воздействие на объект управления Z(t). Решения относятся к планированию производственных мощностей, диспетчеризации, управлению материально-производственными запасами, контролю качества и др. Важными понятиями, характеризующими кибернетическую модель, являются понятия прямой (командной) и обратной связи между системой управления и процессом производства или оказания услуги. 1.1.3Иерархические моделиС труктура процесса производства и система управления могут быть представлены в виде иерархических моделей:
1.1.4Сетевая модельСетевая модель характеризует структуру процесса производства. Элементами сети являются работы (исследовательские, экспериментальные, конструкторские, производственные, финансовые, сбытовые, транспортные, управленческие и др.), изображаемые в виде стрелок или дуг. Их конечные результаты (события) изображаются в виде узлов сети. Сетевая модель используется для оценок стоимостных, временных и технических характеристик процесса. 1.2Типы производстваОперационные систем производят продукцию и услуги разной степени стандартизации: от высоко стандартизированной до специальной (сделанной на заказ). Стандартизированная продукция и услуги с высокой степенью однородности – телевизоры, автомобили, ручки, карандаши, лекции, авиаперевозки и др. используют стандартизированные технологии, материалы, механизацию. Это приводит к увеличению объемов выпуска и снижению себестоимости единицы продукции. Специальная продукция – это изделия или услуги, разработанные для определенного случая или потребителя. Очки, зубные протезы, перевозки на такси, чартерные авиарейсы, медицинская помощь. Здесь каждая работа носит индивидуальный характер, поэтому привлекаются рабочие с более высокой квалификацией. Рабочий процесс протекает медленнее и менее поддается механизации, системы управления усложняются. В зависимости от степени стандартизации и объема производства различают разные типы производства и сервиса. 1.2.1Проектное и единичное производство.Проект – производство или услуга, направленные на достижение масштабной единичной цели в ограниченные временные рамки. Проект может потребоваться при разработке нового наукоемкого изделия, установке новой производственной линии, при доставке и монтаже крупногабаритного высокотехнологичного оборудования на производственный объект, при его строительстве. Особенность проектов в наличии определенных временных рамок. Они имеют начало и окончание. Единичное производство предполагает разработку крупного индивидуального проекта и производство по нему небольших партий продукции. Существуют услуги, которые носят масштабный характер и нуждаются в составлении проекта. Это запуск космического объекта, доставка уникального груза и др. Небольшие партии изделий или продукции на заказ производятся в специальных мастерских и цехах. В этих мастерских выполняют работу по спецификациям заказчика; рабочие процессы обычно изменяются в соответствии с его потребностями. 1.2.2Серийное производство.Серийное производство предполагает производство не очень большого объема (серии) однородных изделий или услуг. Так, производство продовольствия обычно осуществляется партиями. Выпуск серии может быть стандартизированным (краска, хлебобулочные изделия) или специализированным (журналы, газеты). Серийное производство в зависимости от размера серии бывает мелко- и крупносерийным. 1.2.3Массовое производствоПри массовом производстве и работа и конечный продукт обычно бывают высоко стандартизированы. Имеются возможности для автоматизации производства и использования специализированного оборудования. Для создания и диверсификации деятельности требуются крупные инвестиции. 1.2.4Непрерывное производствоНепрерывное производство применяется при создании товара или услуг высокой степени однородности. Это химические процессы, изготовление бумаги и фотопленки, нефтепереработка и т.д. Непрерывные услуги – отопление, системы непрерывной очистки, автоматической контроль. В реальных производственных и сервисных процессах используется сочетание различных типов производства. 1.3Производство как операционная системаДействия, которые обеспечивают производство товаров и услуг, поставляемых во внешнюю среду, называются операционной функцией. Понятие производственная функция несколько уже, чем операционная, и охватывает, в основном, выпуск продукции и переработку сырья. Производственная система – целенаправленный процесс, благодаря которому происходит превращение отдельных элементов системы в полезную продукцию. Полная система производственной деятельности организации называется операционной системой и состоит из трех подсистем. 1. Перерабатывающая подсистема осуществляет деятельность, непосредственно связанную с превращением исходных ресурсов в продукцию (услугу), поставляемую во внешнюю среду. 2. Подсистема обеспечения не связана напрямую с производством продукции (предоставлением услуг) для внешней среды, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. Подсистема обеспечения также превращает исходные ресурсы в продукцию (услуги), которые используют в перерабатывающей подсистеме. Функция, считающаяся частью подсистемы обеспечения в одной организации, может быть составной частью перерабатывающей подсистемы в другой. 3. Подсистема планирования и контроля получает информацию из следующих источников: от перерабатывающей подсистемы - о состоянии системы и незавершенном производстве; из внутренней среды организации – о целях, стратегии, политике и т.п.; из внешней среды – о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологии, нормативных актах и т.п. Подсистема планирования и контроля перерабатывает весь этот объем информации и выдает решение, как именно должны работать перерабатывающая подсистема и подсистема обеспечения. 1.3.1Обязанности производственных менеджеровОбязанности производственных менеджеров можно разделить на три основные группы:
1.3.2Классификация операционных системКлассификация операционных систем осуществляется по следующим признакам:
1.3.3Эффективность операцийЭффективность операций определяют как отношение рыночной стоимости произведенных товаров (предоставленных услуг) к общей величине затрат организации на израсходованные исходные ресурсы. Рыночная стоимость произведенных товаров (предоставленных услуг) определяется как их количеством, так и рядом других факторов, например, таких как соответствие ассортимента продукции (услуг) существующему на них спросу; качество продукции (услуг); своевременность производства и доставки; гибкость операционной системы при удовлетворении индивидуальных требований потребителей и т.п. 1.3.4Конкурентоспособность организацииКонкурентоспособность организации – это ее способность привлекать и сохранять потребителей. Управляя операциями, можно различными способами обеспечить конкурентоспособность:
|
|