Учебно-методическое пособие великий новгород 2002 Печатается по решению рис новгу рецензент - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие Н. Новгород 2011 ббк 74. 5 В 12 2 591.49kb.
Тестовый контроль знаний по психологии студентов педвузов Учебно-методическое... 10 2117.25kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... 4 1729.32kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... 3 1683.82kb.
Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск боудпо... 6 1914.16kb.
Учебно-методическое пособие по истории Отечества Казань 2011 ббк... 5 1796.15kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 1 403.92kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 2-го курса биологического... 6 1282.1kb.
Учебно-практическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2001. 100 с. Ббк 65. 2 1262.21kb.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное... 4 1608.91kb.
Случайные процессы учебно-методическое пособие Москва 2006 1 231.5kb.
Устойчивость и неустойчивость систем произвольной природы 1 34.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методическое пособие великий новгород 2002 Печатается по решению рис новгу - страница №1/10



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Производственный менеджмент

Учебно-методическое пособие

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2002

Печатается по решению



РИС НовГУ
Рецензент

Кандидат экономических наук, доцент П.В.Сергеев

Производственный менеджмент. Учеб.-метод. Пособие / Сост. С.В.Васильев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2003. – _____ с.

В учебно-методическом пособии изложены основные сведения по курсу «Производственный менеджмент» для студентов, обучающихся по специальностям 060500, 060400, 060800, 061100, 061400, 311000.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.


1 Введение в операционный менеджмент 4

1.1 Управление производством и операциями: основные понятия и модели 4

1.2 Типы производства 7

1.3 Производство как операционная система 8

1.4 Ключевая роль потребителя в операционном управлении 10

1.5 Стратегия производственного менеджмента. 12

1.6 Стратегические принципы операционного менеджмента (по Шонбергеру и Ноду). 13

1.7 Интеграционные образования в производстве. 16



2 Создание операционной системы 19

2.1 Проектирование операционной системы 19

2.2 Размещение предприятия 21

2.3 Понятия и принципы формирования производственных структур 23

2.4 Технико-экономические характеристики типов производства. 31

2.5 Организация производственных процессов во времени 34

2.6 Развитие форм организации производства в современных усло­виях. 40

2.7 Организация поточного производства 41

2.8 Концепции LEAN PRODUCTION---
«подтянутое производство» 48

3 Оперативное управление производством. 58

3.2 Оперативное управление производством 61

3.3 Формирование производственной программы. 68

3.4 Формирование плана производства. 72

3.5 Графические и сетевые модели 76

3.6 Вопросы и задания 79



4 Управление производственными запасами. 83

4.1 Управление запасами. 83

4.2 Основные виды запасов на предприятии: 83

4.3 Основные виды издержек, связанные с размером партии поставки: 88

4.4 Система с фиксированным количеством. 90

4.5 Система с фиксированным временем 91

4.6 Вопросы и задания 96

4.7 Тест 98



5 Литература 100



1Введение в операционный менеджмент




1.1Управление производством и операциями: основные понятия и модели


Производство — это создание товаров и услуг. Производствен­ный (операционный) менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразо­вания входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (гото­вые товары, услуги).

Управление производством и услугами обеспечивает согласованность между операциями (процессами) и выполняет общие функции, возникающие в жизнедеятельности производственной или сервисной системы в целом.

Обычно производство ассоциируется с заводом, машинами, заготовительными, обрабатывающими и сборочными процессами. Однако с конца, 20 в. теория управления производством применяется также в сфере услуг, здравоохранении, общественном питании, индустрии развлечений и отдыха, в банковском деле, гостиничном хозяйстве, в розничной торговле, образовании, на транспорте, в государственных и региональных органах управления и др.

Термины «управление операциями» и «операционный менеджмент», «управление производством» и «производственный менеджмент» далее будем считать равнозначными и взаимозаменяемыми.



Виды моделей

1.1.1Каноническая модель

К
аноническая модель включает три элемента:



  • процесс (производственная или сервисная операция);

  • внешнюю среду;

  • входы (ресурсы) и выходы (продукция) процесса.

Каноническая модель определяет структуру объекта управления и характеризует его связи со средой, которые осуществляются через входы и выходы управляемой системы.

Объектом управления являются операционные подразделения, ответственные за выпуск товаров и предоставление услуг. Это структурные элементы – производства, отделения, цехи, отделы, участки, лаборатории, группы исполнителей, а также процессы – исследование, разработка, испытание, производство, сбыт продукции и услуг, обеспечение организации ресурсами.

Внешняя среда в этой модели не структурируется.


1.1.2Кибернетическая модель.




Кибернетическая модель позволяет разделить описание производства или сервиса предприятия на две составляющие:

1. Собственно операции - производство или услуга – объект управления;

2. Управление процессом – система управления,

а также выделить детерминированные и случайные воздействия.

Входы в кибернетическую модель представлены в виде вектора входных переменных X(t) в каждый момент времени. Составляющие вектора входных переменных X(t) характеризуют прежде всего совокупность всех видов ресурсов, используемых в объекте.

Выходные параметры описывает вектор Y(t). Составляющие данного вектора соответствуют виду выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Параметры управляющих воздействий описывает вектор Z(t). Это – приказы, распоряжения, технические и экономические условия производственных или сервисных процессов, нормы, стандарты и др. Параметры Z(t), характеризующие условия протекания процесса, несут в себе стабилизирующие и дестабилизирующие действия.

Система управления – это совокупность подразделений, образующих в соответствии с иерархией объекта управления и его функциями управляющие подсистемы, наделенные определенными правами, решающие задачи и выполняющие конкретные функции для достижения общих целей.

Система управления обрабатывает информацию, поступающую из внешней среды и от объекта управления и вырабатывает решение – управляющее воздействие на объект управления Z(t). Решения относятся к планированию производственных мощностей, диспетчеризации, управлению материально-производственными запасами, контролю качества и др.

Важными понятиями, характеризующими кибернетическую модель, являются понятия прямой (командной) и обратной связи между системой управления и процессом производства или оказания услуги.


1.1.3Иерархические модели


С
труктура процесса производства и система управления могут быть представлены в виде иерархических моделей:

  • иерархической производственной структуры (узлы – элементы предприятия – подразделения; дуги – связи включения),

  • иерархической организационной структуры (узлы – линейные руководители; дуги – связи подчинения).

1.1.4Сетевая модель



Сетевая модель характеризует структуру процесса производства. Элементами сети являются работы (исследовательские, экспериментальные, конструкторские, производственные, финансовые, сбытовые, транспортные, управленческие и др.), изображаемые в виде стрелок или дуг. Их конечные результаты (события) изображаются в виде узлов сети.

Сетевая модель используется для оценок стоимостных, временных и технических характеристик процесса.


1.2Типы производства


Операционные систем производят продукцию и услуги разной степени стандартизации: от высоко стандартизированной до специальной (сделанной на заказ).

Стандартизированная продукция и услуги с высокой степенью однородности – телевизоры, автомобили, ручки, карандаши, лекции, авиаперевозки и др. используют стандартизированные технологии, материалы, механизацию. Это приводит к увеличению объемов выпуска и снижению себестоимости единицы продукции.

Специальная продукция – это изделия или услуги, разработанные для определенного случая или потребителя. Очки, зубные протезы, перевозки на такси, чартерные авиарейсы, медицинская помощь. Здесь каждая работа носит индивидуальный характер, поэтому привлекаются рабочие с более высокой квалификацией. Рабочий процесс протекает медленнее и менее поддается механизации, системы управления усложняются.

В зависимости от степени стандартизации и объема производства различают разные типы производства и сервиса.


1.2.1Проектное и единичное производство.


Проект – производство или услуга, направленные на достижение масштабной единичной цели в ограниченные временные рамки.

Проект может потребоваться при разработке нового наукоемкого изделия, установке новой производственной линии, при доставке и монтаже крупногабаритного высокотехнологичного оборудования на производственный объект, при его строительстве. Особенность проектов в наличии определенных временных рамок. Они имеют начало и окончание.

Единичное производство предполагает разработку крупного индивидуального проекта и производство по нему небольших партий продукции.

Существуют услуги, которые носят масштабный характер и нуждаются в составлении проекта. Это запуск космического объекта, доставка уникального груза и др.

Небольшие партии изделий или продукции на заказ производятся в специальных мастерских и цехах. В этих мастерских выполняют работу по спецификациям заказчика; рабочие процессы обычно изменяются в соответствии с его потребностями.

1.2.2Серийное производство.


Серийное производство предполагает производство не очень большого объема (серии) однородных изделий или услуг.

Так, производство продовольствия обычно осуществляется партиями. Выпуск серии может быть стандартизированным (краска, хлебобулочные изделия) или специализированным (журналы, газеты). Серийное производство в зависимости от размера серии бывает мелко- и крупносерийным.


1.2.3Массовое производство


При массовом производстве и работа и конечный продукт обычно бывают высоко стандартизированы. Имеются возможности для автоматизации производства и использования специализированного оборудования. Для создания и диверсификации деятельности требуются крупные инвестиции.

1.2.4Непрерывное производство


Непрерывное производство применяется при создании товара или услуг высокой степени однородности.

Это химические процессы, изготовление бумаги и фотопленки, нефтепереработка и т.д. Непрерывные услуги – отопление, системы непрерывной очистки, автоматической контроль.

В реальных производственных и сервисных процессах используется сочетание различных типов производства.

1.3Производство как операционная система


Действия, которые обеспечивают производство товаров и услуг, поставляемых во внешнюю среду, называются операционной функцией. Понятие производственная функция несколько уже, чем операционная, и охватывает, в основном, выпуск продукции и переработку сырья.

Производственная система – целенаправленный процесс, благодаря которому происходит превращение отдельных элементов системы в полезную продукцию.

Полная система производственной деятельности организации называется операционной системой и состоит из трех подсистем.



1. Перерабатывающая подсистема осуществляет деятельность, непосредственно связанную с превращением исходных ресурсов в продукцию (услугу), поставляемую во внешнюю среду.

2. Подсистема обеспечения не связана напрямую с производством продукции (предоставлением услуг) для внешней среды, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. Подсистема обеспечения также превращает исходные ресурсы в продукцию (услуги), которые используют в перерабатывающей подсистеме.

Функция, считающаяся частью подсистемы обеспечения в одной организации, может быть составной частью перерабатывающей подсистемы в другой.



3. Подсистема планирования и контроля получает информацию из следующих источников:

от перерабатывающей подсистемы - о состоянии системы и незавершенном производстве;

из внутренней среды организации – о целях, стратегии, политике и т.п.;

из внешней среды – о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологии, нормативных актах и т.п.

Подсистема планирования и контроля перерабатывает весь этот объем информации и выдает решение, как именно должны работать перерабатывающая подсистема и подсистема обеспечения.

1.3.1Обязанности производственных менеджеров


Обязанности производственных менеджеров можно разделить на три основные группы:

  1. разработка и реализация операционной стратегии деятельности организации;

  2. создание (проектирование продукта, разработка производственного процесса, выбор месторасположения производственных мощностей, проектирование предприятия, определение стандартов и норм на выполнение работ) и внедрение операционной системы;

  3. планирование и контроль текущего функционирования системы.

1.3.2Классификация операционных систем


Классификация операционных систем осуществляется по следующим признакам:

  • характер производимой продукции (продукция, услуги, продукция и услуги);

  • тип перерабатывающей системы: проектная система производства (уникальная продукция или услуги), мелкосерийная система производства, массовое производство, непрерывный процесс.

1.3.3Эффективность операций


Эффективность операций определяют как отношение рыночной стоимости произведенных товаров (предоставленных услуг) к общей величине затрат организации на израсходованные исходные ресурсы.

Рыночная стоимость произведенных товаров (предоставленных услуг) определяется как их количеством, так и рядом других факторов, например, таких как соответствие ассортимента продукции (услуг) существующему на них спросу; качество продукции (услуг); своевременность производства и доставки; гибкость операционной системы при удовлетворении индивидуальных требований потребителей и т.п.

1.3.4Конкурентоспособность организации


Конкурентоспособность организации – это ее способность привлекать и сохранять потребителей. Управляя операциями, можно различными способами обеспечить конкурентоспособность:

  • доведение издержек производства до уровня ниже, чем у конкурента;

  • минимизация общих затрат;

  • улучшение технических характеристик продукции;

  • увеличение скорости доставки;

  • изготовление изделий или предоставление услуг по индивидуальному требованию заказчика;

  • предоставление клиенту продукции в сочетании с соответствующими услугами;

  • своевременное внедрение продукции на рынок;
следующая страница >>