Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов Гомель Гомгму 2013 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов медицинских... 1 364.25kb.
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического... 12 3706.38kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса учетно-финансового... 3 492.89kb.
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета... 1 349.76kb.
Практикум учебно-методическое пособие для студентов факультетов 15 3464.04kb.
«алтайская государственная педагогическая академия» 1 211.55kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 680.03kb.
Методическое пособие для студентов медицинских вузов Волгоград 2004 1 211.71kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса лечебного, педиатрического... 4 1212.99kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 4 1078.18kb.
Учебно-методическое пособие Н. Новгород 2011 ббк 74. 5 В 12 2 591.49kb.
Energy Efficient Criteria of ccm-hsrm complex Functioning Соловьёв А. 1 94.9kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественно-гуманитарных наук


И. О. БЕТАНОВ

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов 1 курса

всех факультетов медицинских вузов

Гомель

ГомГМУ

2013

УДК 32(072)

ББК 66я73

Б 54
Рецензент:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры общественно-гуманитарных наук

Гомельского государственного медицинского университета

М. Е. Абраменко

Бетанов, И. О.

Б 54 Политология: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы сту-

дентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов / И. О. Бетанов. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 52 с.

ISBN 978-985-506-525-9

Учебно-методическое пособие включает основные структурно-содержательные компоненты лекционного курса и ориентировано на освоение важнейших проблем политологии в рамках программы подготовки специалистов. Призвано помочь сту-дентам овладеть основами политической науки, ее спецификой, основными кате-гориями и парадигмами. Соответствует образовательному стандарту высшей школы, современным знаниям и тенденциям преподавания курса политологии в вузах.

Предназначено для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факуль-тетов медицинских вузов.


Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 1 февраля 2013 г., протокол № 1.
УДК 32(072)

ББК 66я73


ISBN 978-985-506-525-9 © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2013

ТЕМА 1

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Политология как наука. Предмет и объект политологии

Термин «политология» образован на основе 2-х греческих слов politike — «общественные дела», «искусство управления государством» и logos — «учение», «знание». Автором первого понятия является Аристотель (384–322 гг. до н. э.), второго — Гераклит (около 530–470 гг. до н. э.). Из этого следует, что политология — это наука (учение) о политике, механизмах осуществления власти и управления в государстве и обществе.

Политическая наука как система научно-исследовательских институтов и самостоятельная учебная дисциплина начала постепенно оформляться в Европе в XVI–XVIII вв.

Во второй половине XIX в. политическая наука интенсивно развивается в США и в 1857 г. в Колумбийском колледже в Нью-Йорке создается кафедра истории и политической науки. Ф. Либер был назначен профессором истории и политической экономии в Колумбийском колледже и начал читать лекции по политической философии. Сменивший Ф. Либера Дж. Берджес на базе кафедры основал в том же Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) в 1880 г. школу политической науки и начинает читать курс политической теории.

К началу XX в. многие американские и европейские колледжи и университеты, подобно Колумбийскому, создали кафедры и отделения политических наук. На них не только шло обучение студентов, но и был налажен процесс подготовки научно-исследовательских и научно-педагогических кадров.

В 1871 г. во Франции Э. Бутли основал «Свободную школу политических наук», где обучались и одаренные юноши из России.

По ее образу и подобию в Италии в 1875 г. возникает Школа социальных наук.

В 1895 г. была открыта Лондонская школа экономики и политической науки при Лондонском университете.

В Германии в 1920 г. образована Берлинская высшая школа политической науки.

В 1903 г. учреждается Американская ассоциация политических наук, которую возглавил Ф. Гудноу.

Процесс оформления политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину был завершен после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки, который принял решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала всем странам — членам этой организации ввести курс политологии для изучения в системе высшего образования в качестве обязательной учебной дисциплины. С 1949 г. изучение политологии было введено в странах Западной Европы, США, Канады и других стран.

В 1949 г. под патронажем ЮНЕСКО создается Международная ассоциация политической науки (МАПН), которая продолжает свою координирующую деятельность по развитию политических исследований и в настоящее время. Ассоциация, начиная с 1950 г. раз в три года организует конгрессы, где представители мирового политологического сообщества подводят итоги развития своей дисциплины со времени проведения предшествующего форума.

В бывших союзных республиках, а теперь суверенных государствах, в т. ч. и в Беларуси, политология как самостоятельная учебная дисциплина начала преподаваться в высшей школе с 1989–1990 учебного года.

Что же является объектом и предметом политологии?

Объектом политологии выступает политическая сфера общества или сфера политики. В вопросе о предмете политологии высказывается также масса мнений. Одни политологи считают предметом политологии государство, другие — политическую власть.

Впервые политическую науку как науку о власти определил итальянский философ и общественный деятель Н. Макиавелли. Эта точка зрения и является доминирующей в политологии. Американский политолог Г. Лассуэл отметил: «Когда мы говорим о политологии, мы имеем в виду науку о власти».



1.2. Политика как общественное явление

«Политика» — одно из наиболее употребляемых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Термин «политика» (от греч. politika — «государственные и общественные дела»; polis — «город-государство») получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис.

В научной литературе существует множество понятий политики.

Приведем несколько кратких, наиболее известных и популярных определений политики, в которых выделяется одна из ее характерных сторон:



  • «Политика как выражение разума» (Гегель);

  • «Политика — это наука государственного управления» (В. И. Даль);

  • «Политика есть концентрированное выражение экономики» (В. И. Ленин);

  • «Политика — это цепь компромиссов» (А. А. Богданов);

  • «Политика — это не наука, а искусство» (О. Бисмарк);

  • «Политика — царское искусство управления людьми» (Платон);

  • «Политика есть, прежде всего, сфера взаимоотношений между классами» (К. Маркс);

  • «В высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика» (О. Шпенглер).

Таким образом, определений термину политика существует масса. Остановимся на следующем: политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти.

Основные субъекты политики: государство, классы, нации, отдельная личность.

В современной политологии существуют две основные точки зрения на генезис политики: западная (либерально-консервативная) и марксистская. Согласно первой, господствующей в англо-американской политологии, политика возникла одновременно с формированием человеческого общества, когда в нем складываются устойчивые группы людей, объединенных общими интересами и целями, возникают отношения господства и подчинения, управляющих и управляемых. Согласно марксизму, политика возникает лишь с расколом общества на классы, их антагонистическими противоречиями, которые невозможно примирить.

В политике выделяют три уровня ее функционирования в обществе.

Первый — микроуровень, охватывает отдельные структуры и организации: политические партии, кампании, профсоюзы, фирмы и т. д., где осуществляется политика и реализуется власть.

Второй — макроуровень, рассматривает государство как целое, характеризует государственную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Третий — мегауровень политики. Он объединяет деятельность крупных международных организаций: ООН, Европейский союз, НАТО, МОТ.

1.3. Категории, методы и функции политологии. Политология в системе общественных наук

Политология использует различного рода источники. Это программы политических партий, стенограммы заседаний правительств и парламентов, политические интервью, политические репортажи, разного рода отчеты, дневники, мемуары бывших политиков, письма политических деятелей.

Категориями политологии являются понятия:


  • собственные (политика, политическая власть, политическая организация, политическая система, политический режим, политические процессы);

  • сопредельные с политологией (правовое государство, гражданское общество, социальные слои и группы, частная собственность);

  • общенаучные (цивилизация, общество, свобода, власть, право, прогресс, революция, эволюция, культура).

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов (от греч. methodos — «путь исследования»). Физиолог Павлов отмечал: «Метод держит в руках судьбу исследования. От метода зависит вся серьезность исследования».

Сравнительный метод известен со времен Аристотеля, Платона, Монтескье. Его особенность заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов.

Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Методы социологических исследований — опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ.

Антропологический метод, который исходит из природы человека и дает ключ к изучению таких проблем, как связь человека (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на политическое развитие, и наоборот.

Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций. Одним из источников современного психологического метода стали идеи психоанализа. На основе психоанализа возможно объяснение различных типов политического поведения (в частности, поведения толпы, авторитарного типа личности).

Бихевиористский метод (от англ. behavior — «поведение») возник и активно развивался в политической науке в 30–50-е гг., а основоположниками считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. С позиций этого метода политика рассматривается через призму поведения конкретной личности.

Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в обществе:



  • познавательная — определенный способ познания социально-политической реальности и выявления закономерностей ее развития;

  • аналитическая — оценка состояния политической системы и результативности деятельности различных политических субъектов в политическом процессе;

  • прогностическая — выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политических процессов;

  • управленческая — использование результатов политических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

  • инструментальная — совершенствование имеющихся и разработка новых методов для достижения желаемого результата в политике;

  • политической социализации — подготовка и интеграция (вхождение) индивида, социальных групп в политическую жизнь общества;

  • идейно-воспитательная, мировоззренческая — способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

Любая наука может успешно развиваться только во взаимодействии с другими научными дисциплинами. Не является исключением и политология. Политология тесно связана с философией, экономикой, социологией, историей, психологией, географией многими другими науками.

ТЕМА 2

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

2.1. Политическая власть. Признаки и функции политической власти

Понятие власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом.

В политологии существуют многочисленные определения власти. Наиболее распространенным на сегодняшний день является определение власти Р. Даля, данное им еще в 1957 году. «А обладает властью над Б в той степени, в которой А может заставить Б делать то, что по своей воле Б не стал бы делать». Власть означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное), но и естественное (физическое, интеллектуальное). Политическая власть — это реальная способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в политике в соответствии со своими потребностями и интересами.

Возникает вопрос: тождественны ли понятия «политическая власть» и «государственная власть». Нет, т. к. политическая власть возникла раньше государственной власти, когда не было еще государства. Политическая власть не имела специального аппарата принуждения и основывалась на обычаях.

Государственная власть как стержень политической власти начинается тогда, когда во властные отношения вступает специально созданный аппарат принуждения, который опирается на законные нормы и санкции, поддерживает общественный порядок, принимает и реализует обязательные для всех решения на определенной территории.

Т. о. обладая государственной властью, имеешь и политическую власть.

Источниками политической власти являются:


  1. Физическая сила являлась, по-видимому, изначальным основанием власти. То есть властью обладал тот, кто обладал большей физической силой и с ее помощью мог навязать свою волю соперникам.

  2. Богатство всегда служило источником власти.

  3. Знания, опыт также всегда служили источником власти. Так, история дает множество примеров того, каким влиянием при царствующих особах пользовались обладатели знаний.

  4. Занимаемое положение также с древнейших времен служило важным источником власти. Так, в России вплоть до конца XIX в. принадлежность к дворянству служило непременным условием доступа к власти.

Ресурсы власти представляют собой совокупность методов и средств, с помощью которых реализуется властная воля. Выделяют следующие виды ресурсов:

а) экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п.;

б) социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации;

в) культурно-информационные ресурсы (знание и информация);

г) административно-силовые. В государстве их ядро составляют армия, полиция, суды, прокуратура.

Различные ресурсы власти обычно применяются в комплексе, особенно государством.

Различают следующие классификации политической власти:

1. В области функционирования власть различают как политическую, экономическую, юридическую, светскую, религиозную.

2. По функциям государственных органов власти — законодательная, исполнительная, судебная.

3. По широте распространения выделяются — мегавласть (глобальный уровень, власть между государствами), макровласть (государственная власть), мезовласть (местная власть), микровласть (внутри малых групп).

4. По режиму правления — тоталитарная, авторитарная, демократическая.

5. По социальному признаку — рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.

Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Субъекты — это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К субъектам политической власти относятся: социальные общности (классы, этносы); государство; политические партии; отдельные личности (в период выборов).

Объект власти — группы людей, на которых направлено действие власти.

В отличие от других типов власти политическая власть имеет свою специфику. Ее отличительными признаками являются:


  • верховенство, т. е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же ликвидировать их;

  • всеобщность, т. е. публичность — это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

  • моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов;

  • легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны.

Функции политической власти

Основная функция политической власти — управление и руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной).

Вторая функция тесно взаимосвязана с первой и заключается в приспособлении институтов политической системы (государство, партийная система) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Например, пришедший в 1985 г. к власти М. С. Горбачев произвел попытку перестроить тоталитарную политическую систему на демократический лад.

Третья функция политической власти — обеспечение целостности и стабильности в стране.

Четвертая — функция контроля. Следит за соблюдением в обществе норм и правил правления властью. Для этого создаются специальные контрольные органы: прокуратура, контрольные палаты.

Пятая функция – воспитательная.



2.2. Легальность и легитимность политической власти. Типы легитимного господства

В науку понятие «легитимность» впервые было введено М. Вебером. Что же означает это понятие? В политической жизни общества не только правящая группа навязывает свою волю населению, но и население может принимать или не принимать эту власть. Та власть, которая принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям, а не навязывается им силой, называется легитимной (от лат. legitimus — «законный»). Легитимность — понятие относительное. Легитимность власти никогда не достигает единодушного признания. О степени легитимности власти можно судить по результатам выборов, массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или оппозиции существующему правительству.

Признаки падения легитимности: ограничение прав и свобод, запрещение политических партий и независимых СМИ, низкая экономическая эффективность власти.

В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти — юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающие их выполнение — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Таким образом, легитимность — явление политическое, а легальность — юридическое.

Типология легитимности власти была введена М. Вебером. Он выделяет: традиционную, харизматическую и легальную легитимность.

Традиционная легитимность основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Если в обществе, в котором преобладает данный тип легитимности, задать вопрос: «Почему власть принадлежит данной группе лиц?» Ответом будет то, что так было всегда. Такой тип власти был характерен для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Китай), для средневековой Европы. Существует она и в современных политических системах.

Харизматическая легитимность основывается на авторитете личности лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма означает особый дар, которым обладает лидер, по сути это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Цезарь, Александр Македонский Ленин, Сталин, Гитлер). Харизматический авторитет не связан нормами и правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию». Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной или легальной легитимностью, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность. Харизматический способ легитимации власти часто используется в периоды революционных перемен, каких-либо общественных потрясений, когда новая власть для признания населением уже не может опереться на авторитет традиций или демократических механизмов.

Легальная легитимность (рационально-правовая) власти основывается на признании добровольно установленных норм, регулирующих отношение управления и подчинения. Этот тип легитимности характерен для современных демократических государств. Данные типы легитимности власти не существую в «чистом виде». В конкретных условиях каждой страны эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.



2.3. Понятие и структура политической системы

Термин «политическая система общества» получил свое широкое распространение относительно недавно — в середине XX столетия. За точку отсчета берется вышедшая в 1953 г. работа американского политолога Д. Истона «Политическая система».

Политическая система общества — это целостная, интегрированная совокупность политических институтов и организаций, политических идей, взглядов, политических правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее. Она обеспечивает интеграцию общества и эффективность его деятельности по реализации общезначимых целей.

Структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем:



  1. Институциональная подсистема, состоящая из общественно-поли-тических институтов и организаций. Главное место среди этих институтов занимает государство. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты — политические партии, общественно-политические организации.

  2. Нормативно-регулятивная подсистема включает в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция, которая определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны.

  3. Коммуникативная подсистема включает в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между ее подсистемами (например, между государством и партиями, законодательной и исполнительной властью).

  4. Культурная подсистема. Главным ее элементом выступают политическая культура и политическое сознание. От уровня политической культуры во многом зависит политическая практика, поведение субъектов политики, способы и методы утверждения общественного порядка и другое. Политическое сознание также играет большую роль в политической системе, ибо политика предполагает сознательное участие в ней.

  5. Идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий, лозунгов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества.

Среди политических институтов общества выделяют основные (государство, политические партии, общественные организации и движения, трудовые коллективы) и неосновные (социально-политические нормы, политическое сознание и политическая культура) элементы.

2.4. Функции и типы политических систем

Функции, которые выполняет политическая система, выражаются в действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития общества.

Модель функционирования политической системы была впервые предложена американским политологом Д. Истоном. Он рассматривал систему как некий «черный ящик» (рисунок 1).

Окружающая среда






Вход

Политическая

система

Выход

требования решения




поддержка действия







Рисунок 1 — Модель функционирования политической системы Д. Истона
«Вход» — это практически любое событие, которое влияет на политическую систему. На «вход» в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования. Например, повышение зарплаты, снижение цен. Второй вид «входов» — поддержка — также очень важен для системы. Поддержка — это выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Это и участие в выборах, словесное одобрение принимаемых решений. Без поддержки политическая система недолговечна. Конечно, можно властвовать, опираясь на силу, но невозможно спокойно управлять. На «выходе» из политической системы в среду проявляются результаты ее работы – обязывающие решения. Они могут быть в форме законов, постановлений исполнительной власти, решений судов. Политическая система перерабатывает огромное количество информации и превращает ее в конкретные решения. В свою очередь решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. Этот непрерывный цикл называют «петлей обратной связи». Политическая система, которая игнорирует обратную связь, не эффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, провести адаптацию к среде, мобилизовать ресурсы. В конечном счете это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности.

«Входные» функции осуществляются различными неправительственными субъектами: населением, группами интереса, политическими партиями, независимыми СМИ. Они выражаются в придании интересам, требованиям граждан, социальных групп политической формы. «Выходные» функции выполняются государственными структурами, которые перерабатывают, анализируют входные импульсы и принимают властные решения, действия на выходе.

Таким образом, политическая система общества выполняет следующие функции:


  1. Артикуляция и агрегация интересов разных групп граждан государства. Артикуляция интересов — это посредством чего индивиды и социальные группы формулируют свои требования к тем, кто принимает решения, а агрегация интересов, т. е. их суммирование и сведение в систему. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.

  2. Управленческая функция, связана с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.

  3. Выработка политической стратегии и тактики социально-экономи-ческого развития общества.

  4. Политическая социализация граждан и общества в целом.

  5. Легитимация политической власти связана с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.

  6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей.

В соответствии с различными критериями и признаками выделяются следующие типы политических систем:

1. По характеру взаимодействия с внешним (внешнеполитическим и внешнеэкономическим) окружением — открытые и закрытые системы:

а) открытые — свободно взаимодействующие с окружающим миром, демократические, основанные на конкуренции индивидов и социальных групп в борьбе за власть и ресурсы, динамично развивающиеся во всех областях (современные либеральные демократии);

б) закрытые (авторитарные либо тоталитарные режимы) – отгородившиеся от мира, с бесконтрольной властью, консервативные, подавляющие свободы индивида и находящиеся в состоянии застоя (Иран времен «исламской революции», Северная Корея, Куба).

2) В зависимости от типа общества:

а) традиционная — основанные на обычаях, с наследственной авторитарной властью — монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Катар);

б) модернизированная – развитые страны Европы и Северной Америки, достигшие высокого уровня социально-экономического развития.

3) В зависимости от политического режима:

а) тоталитарная; б) авторитарная; в) демократическая.

4) С позиций формационного подхода:

а) рабовладельческая; б) феодальная; в) капиталистическая; г) социалистическая.

2.5. Политические режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный

Наряду с политической системой часто используется понятие «политический режим». Режим (от лат. regimen — «управление») означает совокупность способов осуществления политической власти. На сегодняшний день наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь, полный, целый». Тоталитарный режим — это полный контроль со стороны власти над всеми сферами общественной жизни. Термин «тоталитарный» позаимствовал у Д. Джентиле и ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883–1945 гг.). Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Почему? Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, сделало технически возможным и тотальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Каковы же наиболее характерные черты тоталитарного режима?


  1. Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан. При тоталитаризме господствует лозунг: «Запрещено все, кроме того, что приказано».

  2. Неограниченная никаким законом монополия одной партии на власть. Только одна партия может существовать легально. В СССР — КПСС (коммунистическая партия Советского Союза), в фашистской Германии – НСДАП (национал-социалистическая немецкая рабочая партия).

  3. Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица.

  4. Культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями.

  5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.

  6. Превращение насилия в главное средство политической борьбы. Неугодные режиму люди подвергаются физическому уничтожению (политические процессы 30-х гг. в СССР).

  7. Господство одной идеологии, разрабатываемой высшими органами руководящей партии и внедряемой в массовое сознание всего общества. В СССР господствовала идеология построения коммунистического будущего, в Германии 1000-летний рейх.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: «Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии».

Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма:

 левый — коммунистический (СССР при Сталине, Китай во главе с Мао Цзэдуном);

 правый — фашизм (Италия во главе с Муссолини), национал-социализм (Германия при Гитлере).

На сегодняшний день ярким примером существования тоталитарного режима является КНДР во главе с первым секретарём ЦК Трудовой партии Кореи Ким Чен Ыром.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм (от лат. auctoritas — «власть», «влияние»). Авторитарные режимы в своем развитии могут ориентироваться как на тоталитаризм, так и на демократию.

Признаки авторитарного режима:


  1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны другим государственным органам.

  2. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента. Фактический отказ от концепции разделения властей.

  3. Реальная или потенциальная опора на силу. Этот режим может и не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости использовать силу и принудить граждан к повиновению.

  4. Рекрутирование (выдвижение) политической элиты путем назначения сверху, а не на основе альтернативной борьбы.

  5. Отказ от тотального контроля над обществом. Основным лозунгом является: «Разрешено все, кроме политики».

Политологи выделяют следующие типы авторитарных режимов:

Режим военного правления. Этот тип возникает чаще всего в результате государственного переворота и прихода к власти военных (диктатура «черных полковников» в Греции 1967–1975 гг., А. Пиночет в Чили 1973–1989 гг.).

Теократический режим. Этот тип возникает, когда власть в стране принадлежит религиозно-фанатическому клану. Этот режим сложился в Иране после революции 1979 г. во главе с аятоллой Хомейни (1979–1989 гг.)

Абсолютная монархия, где вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит одному лицу, занимающему пост главы государства по наследству (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Авторитарный режим, носящий персонифицированный характер, который предполагает наличие сильного лидера, обладающего диктаторскими полномочиями (режим С.Хусейна в Ираке 1979–2003 гг., М. Каддафи в Ливии 1969–2011 гг.).

Понятие «демократия» древнегреческого происхождения и переводится как власть народа (demos — «народ», kratos — «власть»). По определению американского президента А. Линкольна, демократия — это «правление народа, избранное народом и для народа».

К основным признакам демократического режима относятся:


  1. Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.

  2. Проведение свободных альтернативных выборов, постоянное и реальное функционирование избранных народом органов власти (в центре и на местах).

  3. Существование легальной оппозиции.

  4. Политический и идеологический плюрализм, наличие реально функционирующей многопартийной системы.

  5. Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.

  6. Гласность в работе властей всех уровней.

  7. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Основным лозунгом данного политического режима является: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Рассматривая демократию как наиболее совершенную форму политического режима, не следует переоценивать ее возможности. Следует в этой связи отметить слова У.Черчилля: «демократия — ужасная вещь, но лучше ее человечество пока ничего не придумало».

Классификация демократических режимов:



  1. Прямая демократия. Непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии решений и контроле за их реализацией. Существовала в период Античности, греческих полисах.

  2. Плебисцитарная. Сегодня ее отражение мы находим в референдумах. Референдумы вошли и в политическую жизнь суверенной Беларуси (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.)

  3. Представительская. Опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборах ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения (выборы депутатов в нижнюю палату парламента РБ — палату представителей — 23 сентября 2012 г.).

ТЕМА 3

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

3.1. Понятие и функции политических партий. Происхождение политических партий

Термин «партия» происходит от латинского partis и означает часть чего-то целого. Политические партии, прежде чем прийти к их современному виду и состоянию, прошли длительную историческую эволюцию.

В генезисе партии как политического института выделяют, согласно общепринятой в политологии классификации М. Вебера, 3 этапа:


  1. XVI–XVII вв. в Европе партии — это аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты.

  2. XVIII–XIX вв. — это уже политические клубы ориентированные на привлечение и активность политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других важных сферах общественной жизни.

  3. XIX–XX вв. формируются современные массовые партии.

Однако необходимо заметить, что в своем развитии три названных Вебером этапа становления прошли очень немногие партии. К таким партиям можно отнести либеральную и консервативную партии в Великобритании. Предшественниками современных консервативной и либеральной партий в Англии были аристократические группировки тори и вигов, возникшие во второй половине XVII в., которые в 30-е гг. XIX в. сформировали политические клубы Карлтон Клаб (1831 г.) и Реформ Клаб (1836 г.). На базе политических клубов сформировались консервативная и либеральная политические партии.

Причины образования массовых политических партий: распространение избирательного права, развитие организованного рабочего движения. Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861 г. — «Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии»; в 1863 г. в Германии — основана первая массовая партия рабочих «Всеобщий германский союз рабочих»; в 1879 г. — «Французская рабочая партия».

Основными отличительными признаками современной политической партии являются:


  • связь с определенным классом, социальным слоем, т. е. наличие социальной базы;

  • наличие определенной программы, отражающей мировоззрение и идеологические принципы членов партии;

  • наличие организационной структуры (членство, партийный аппарат);

  • установка и достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению.

Главным признаком политической власти, который отличает ее от других разновидностей общественных объединений, является борьба за власть.

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участие в ее осуществлении.

Современные политические партии выполняют в обществе определенные функции, важнейшими из которых являются:


  1. Идеологическая функция. Любая партия ведет агитацию и пропаганду своих ценностей и приоритетов.

  2. Функция социального представительства. Всякая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные группы и слои, является их представителем на политической арене.

  3. Политическое рекрутирование — подбор, подготовка, выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы и в исполнительный аппарат государства.

  4. Политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти.

3.2. Типология политических партий и партийных систем

Существует множество критериев, на основании которых выделяют следующие типы политических партий:

1. Партии, выражающие специфические интересы только части населения:


  • национальные партии, базирующиеся на национальной идее;

  • религиозные партии (клерикальные) — особенно в мусульманских странах (Пакистан, Афганистан, Алжир);

  • экологические партии — возникнув в к. 60-х гг. XX в. в ФРГ, они стали популярны во Франции, в Австрии, Бельгии и других странах.

2. Весьма распространенным является способ классификации партий на левые, правые и партии центра. Левыми в политологии принято считать те партии, которые выступают за передачу средств производства в общественную собственность, за социальные гарантии трудящимся (к левым традиционно относят коммунистические партии). Правые партии традиционно отстаивают сильное государство, охраняющее частную собственность и сложившуюся социально-политическую систему. Партии, занимающие занимают промежуточное положение между двумя первыми, и имеют черты и тех и других, называют партиями центра.

3. Близко к данной классификации находится подразделение политических партий в зависимости от характера их идейных доктрин и отношение к существующему общественно-политическому строю. По этим признакам различают:



  • революционные партии, ставящие своей целью радикальное, качественное преобразование общества;

  • реформистские партии — стремятся к улучшению жизни без принципиальных структурных общественных изменений;

  • консервативные партии выступают за сохранение сложившихся форм общественной жизни;

  • реакционные партии добиваются возврата к ранее существующим порядкам.

4. Классифицировать партии можно и в зависимости от способов организации их внутренней жизнедеятельности (М. Дюверже). С этой точки зрения партии подразделяют на массовые и кадровые. Массовые партии отличаются многочисленностью, располагают постоянно действующим центром, ведут постоянно работу среди населения, а не только в период избирательных компаний. Финансирование их осуществляется на основе членских взносов. Массовые партии имеют выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и воспитанием масс. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, не имеют строго фиксированного членства, функционируют только во время избирательных компаний. Они опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую элиту, которая способна обеспечить материальную поддержку. Примерами кадровых партий являются демократическая и республиканская партии США.

5. В зависимости от того, возглавляет ли партия правительство страны или нет, подразделяют партии на правительственные и оппозиционные. Первые стремятся сохранить существующее положение, не допустить резких перемен. В противоположность этому оппозиционные партии более динамичны. Они критически относятся к тем или иным аспектам политики правительства и стремятся занять правящее положение.

Политические партии в процессе своей деятельности могут вступать во взаимоотношения друг с другом, с окружающей средой. В подобном взаимодействии они и образуют партийную систему. Партийная система — совокупность существующих в обществе партий, а также принципы взаимоотношений между ними. Все существующие партийные системы можно разделить на 2 группы: однопартийная и многопартийная.

Однопартийная система характеризуется наличием в обществе одной партии. Поскольку кроме нее править больше некому, партия постепенно сливается с государством, лидер партия является руководителем государства. В однопартийной системе не допускается политическая конкуренция. Они существовали в СССР, в фашистской Германии и Ираке. В XXI в., а сейчас в Китае, Северной Корее.

При многопартийной системе существует реальная политическая конкуренция между политическими партиями. Многопартийная система имеет свои разновидности. Одной из разновидностей многопартийной системы является двухпартийная система, которая характеризуется наличием в обществе двух сильных партий, сменяющие периодически друг друга у власти. Конечно, в политической системе существуют и другие партии, но существенной роли в политической системе они не играют. Такая партийная система существует в США, где традиционно за власть борются две партии (Республиканская и Демократическая), и Великобритании (Консервативная и Лейбористская).

Система 2-х с половиной партий. Система «двух с половиной партий», при которой в масштабах страны действуют и реально претендуют на власть две примерно равные по силам и популярности партии (70–80 % поддержки), и независимо от них действует гораздо менее влиятельная третья. При этом победу в споре за власть одерживает та одна из двух «сильных» партий, которой удается привлечь на свою сторону (в коалицию) более слабую третью. Яркий пример — ФРГ, где регулярно соперничающие в борьбе за большинство в парламенте и право формировать правительство социал-демократы (СДПГ) и христианские демократы (ХДС/ХСС) одинаково стремятся получить поддержку менее сильных Свободной демократической партии либо партии «зеленых».

Еще одной разновидностью многопартийной системы является поляризованная коалиционная партийная система. В борьбе за власть политические партии с похожими взглядами объединяются в блоки или союзы с полярными политическими ориентациями. Победивший блок или союз на выборах формирует коалиционное правительство. Такая партийная система характерна для Франции, где накануне выборов обычно формируются два блока — левых (возглавляет блок Социалистическая партия) и правых (Объединение в поддержку Республики) сил.

В Бельгии, Дании, Нидерландах сложилась неполяризованная коалиционная партийная система, когда ни одна из партий с похожими политическими ориентациями не пользуется преобладающим влиянием на избирателей и отсутствует возможность для создания прочных партийных коалиций.

Партийная система доминации — это когда одна партия находится у власти непрерывно длительный период времени, побеждая на демократических выборах. Сформировалась в Швеции — социал-демократы правят с 1933 по 1986 гг. (сегодня снова они у власти), Япония — либерально-демократическая с 1955 по 1993 гг., Индия — индийский национальный конгресс с 1947 по 1977 гг. (сегодня снова они у власти).

3.3. Общественные движения и организации. Их разновидности. Лоббизм

Большую роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные объединения. Выделяют 2 основные формы общественного объединения — общественное движение и общественная организация.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Появление общественных движений относят обычно к XIX в.

Существует два варианта развития общественного движения:

а) либо затухание движения, когда его цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения;

б) либо оформление в общественно-политическую организацию или политическую партию и участие в политической жизни и борьбе за власть (например, БНФ: движение — организация — партия).

В целом, если проследить динамику развития общественных объединений, то можно выделить следующую цепочку: общественное движение — общественная организация – политическая партия. Но не всегда общественное движение перерастает в политическую партию.

Общественные движения можно подразделять на: национальные (в рамках одной страны); региональные; континентальные; мировые. Наиболее активными общественными движениями являются: женское, антивоенное, экологическое, правозащитное, молодежное, национальное движение. Общественные движения следует отличать от общественных организаций. Для общественной организации характерно добровольное объединение граждан на основе общности интересов, наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, фиксированное (оформленное) членство, членские взносы.

К общественным организациям относятся профсоюзы, ветеранские организации, творческие союзы, добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительские).

Несмотря на различия, общими чертами общественных движений и организаций являются массовость, добровольность.

Чем же отличаются между собой общественные организации, движения от политических партий? Общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней.

Какие же функции выполняют общественные движения и организации?



  • защита интересов граждан и их представительство;

  • объединения граждан;

  • мобилизация действий по решению отдельных социальных проблем;

  • обеспечение обратной связи между гражданами и властью.

В современной общественно-политической жизни существуют 2 основных формы представительства социальных интересов: плюралистическое — через голосование на выборах за политического деятеля либо организацию, представляющих интересы граждан (политическая партия, президент страны, отдельный депутат), и корпоративное — осуществляемое заинтересованными группами преимущественно в форме лоббизма (от англ. lobby — «кулуары», «кулисы»). Лоббизм — это объединения граждан самого разного типа (профсоюзные, предпринимательские, культурные, национальные, религиозные), члены которых, не претендуя на государственную власть, воздействуют на нее, стремясь добиться удовлетворения своих конкретных требований и интересов.

В отличие от общественных организаций и движений лоббизм не стремится решать общесоциальные задачи. В лобби могут объединяться чиновники одного ведомства, предприниматели, которые неофициально «давят» на органы власти с тем, чтобы последние принимали выгодные для них решения. Склонить правительство к реализации интересов определенных групп населения им помогают: формирование через СМИ целенаправленного общественного мнения, организация и финансирование избирательных кампаний, угрозы разоблачений и лишения поддержки депутатов и госчиновников, отказывающих реализовать интересы конкретной заинтересованной группы, терроризм, прямой подкуп должностных.

Лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Легальный лоббизм не нарушает существующих в обществе законов, нелегальный — означает прямое вознаграждение должностных лиц за принятие необходимых и наиболее благоприятных решений. Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому отношение к нему во многих странах различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии — приравнена к коррупции, в США (в 1946 г. в США был принят «Федеральный закон о регулировании лоббизма») и Канаде она регулируется законом о лоббизме.

3.4. Политические партии, организации и движения в Республике Беларусь

В середине 90-х гг. XX в. в бывшем СССР начался переход от однопартийной системы, которая сформировалась в 1922 г., к политическому плюрализму и демократии. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов была отменена 6 статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС, которая закрепляла монополию одной партии на власть.

9 октября 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях», который гарантировал гражданам свободу создания общественных объединений и официально открыл эпоху многопартийности. В соответствии с законом и «Временным положением о порядке образования и деятельности общественных объединений» в БССР для создания политической партии необходимо было иметь минимум 100 человек учредителей.

С 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и организаций и движений. Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия, второй — 11 апреля 1991 г. Белорусская крестьянская партия, а третьей — 22 мая 1991 г. Белорусская социал-демократическая Грамада (правоприемница БСГ). Начало 90-х гг. ознаменовалось тем самым интенсивным процессом возникновения и организационного оформления политических партий различных оттенков: 1990–1991 гг. — создано и зарегистрировано 6 политических партий; 1992 г. — 5 политических партий; 1993 г. — 6 партий; 1994 г. — 9 партий.

5 октября 1994 г. был принят Закон РБ «О политических партиях», который более четко определил правовой статус политических партий, их права, принципы и условия деятельности, установил порядок создания и регистрации партий (в частности, закреплялось фиксированное членство, территориальный принцип организации, минимально необходимая численность в 500 человек).

Из 26 партий, действовавших в РБ на октябрь 1994 г., 25 партий прошли перерегистрацию в соответствии с требованиями Закона (кроме Польского демократического объединения). В конце 1994 г. было зарегистрировано еще 7 новых партий; в 1995 г. — 2 партии. Итого в 1995 г. в стране насчитывалось 35 политических партий.

Сейчас, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» для регистрации партии нужно 1000 человек. При этом они должны проживать не менее, чем в четырех областях республики и в городе Минске в совокупности.

После проведения перерегистрации на основании Декрета Президента № 2 от 26 января 1999 г. численность политических партий в Беларуси сократилась. На 1 сентября 2004 г. было зарегистрировано 17 политических партий. В 2012 г. в РБ зарегистрировано 15 политических партий.


следующая страница >>