Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 "Педагогика"
Психодиагностика ребенка: Учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. - М.: Форум, 2014. - 400 с.: 60x90 1/16. (переплет)
В учебнике рассмотрены способы и методы психодиагностического обследования детей.
Результаты психодиагностического обследования служат основанием для разработки специализированной программы психотерапии и психокоррекции, которые реализуются практическим психологом тем успешнее, чем надежнее и точнее было выполнено психодиагностическое обследование.
В учебнике также рассмотрены взаимосвязи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений.
Введение
|
3
|
Глава 1 Общетеоретические основания психодиагностики ребенка
|
6
|
1.1. Истоки психологической диагностики ребенка
|
6
|
1.2. Психодиагностика в педологии
|
19
|
1.3. Психотехника в Советской России
|
23
|
1.4. Возрождение отечественной психодиагностики. Современное ее состояние
|
27
|
1.5. Тенденции развития современной психодиагностики
|
32
|
Глава 2 Психодиагностика ребенка в структуре практической психологии
|
34
|
2.1. Психодиагностика как теоретическая и практическая дисциплина
|
34
|
2.2. Этапы психодиагностического обследования
|
44
|
Глава 3 Психологическое измерение в психодиагностическом обследовании
|
52
|
3.1. Понятие измерения в психологии
|
52
|
3.2. Статистические методы обработки эмпирических данных
|
57
|
3.3. Виды диагностических норм
|
65
|
Глава 4 Психометрические основы психодиагностики
|
70
|
4.1. Стандартизация в психодиагностике
|
70
|
4.2. Надежность как устойчивость к побочным факторам
|
73
|
4.3. Валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству
|
77
|
4.4. Достоверность психологической диагностики
|
80
|
Глава 5 Средовые условия психодиагностического обследования
|
84
|
5.1. Организация средовых условий в психодиагностических экспериментах
|
84
|
5.2. Невербальные средства общения в процессе психодиагностики
|
86
|
5.3. Этический кодекс психолога-диагноста
|
94
|
Глава 6 Психодиагностика, психологическая коррекция, психотерапия и психологическое консультирование
|
108
|
6.1. Соотношение психодиагностики и психологического консультирования
|
108
|
6.2. Психокоррекция нервно-психического развития детей старшего дошкольного возраста
|
112
|
6.3. Психокоррекция эмоционально-личностных расстройств
|
123
|
Глава 7 Обследование детей раннего возраста
|
128
|
7.1. Особые требования к психологическому обследованию детей раннего возраста
|
128
|
7.2. Диагностика новорожденных
|
131
|
7.3. Экспертиза психомоторного и психосенсорного развития младенца
|
136
|
7.4. Диагностика развития высших психических функций в раннем возрасте
|
144
|
7.5. Исследование мышления ребенка раннего возраста
|
149
|
7.6. Оценка эмоционального развития в раннем детстве
|
153
|
Глава 8 Психодиагностика ребенка дошкольного возраста
|
161
|
8.1. Основные линии развития в дошкольном возрасте
|
161
|
8.2. Особенности психодиагностических методов оценки развития дошкольника
|
163
|
8.3. Эмоционально-мотивационное развитие старшего дошкольника
|
175
|
8.4. Психодиагностические подходы к изучению эмоционально-мотивационной сферы дошкольника
|
180
|
8.5. Характерологические варианты эмоционально-мотивационного развития дошкольника. Исследование формирования психологических защит в дошкольном возрасте
|
182
|
8.6. Психодиагностическое обследование перцептивных и сенсомоторных процессов у детей дошкольного возраста
|
194
|
8.7. Диагностические подходы к оценке развития внимания
|
202
|
8.8. Диагностические подходы к оценке развития памяти
|
208
|
8.9. Развитие мышления и интеллекта в дошкольном возрасте
|
213
|
8.10. Диагностика мышления в дошкольном возрасте
|
215
|
8.11. Психологическое заключение об отклонениях в интеллектуальном развитии
|
227
|
8.12. Диагностика творческих способностей в дошкольном возрасте
|
231
|
8.13. Оценка тендерной идентичности
|
236
|
Глава 9 Психологическая оценка готовности дошкольника к обучению в школе
|
244
|
9.1. Понятие школьной зрелости, его типы и формы
|
245
|
9.2. Эмоционально-волевая готовность, способы оценки
|
251
|
9.3. Психодиагностика интеллектуальной готовности
|
254
|
9.4. Социальная готовность, способы исследования социальной готовности к обучению в школе
|
261
|
9.5. Психологическое заключение о степени готовности, выбор образовательного маршрута
|
265
|
Глава 10 Психодиагностика детей младшего школьного возраста
|
269
|
10.1. Оценка динамики интеллекта в начальной школе
|
271
|
10.2. Экспертиза становления эмоционально-личностной системы
|
277
|
10.3. Диагностика школьной дезадаптации, определение ее причин
|
285
|
10.4. Понятие аддикции, оценка риска формирования аддиктивного поведения
|
288
|
Глава 11 Социальное развитие ребенка и его психодиагностика
|
297
|
11.1. Социализация ребенка, формы и стадии
|
297
|
11.2. Социальное развитие старшего дошкольника, особенности общения и социальные конфликты
|
304
|
11.3. Диагностика развития самосознания и самооценки в дошкольном возрасте
|
308
|
11.4. Социальная и психологическая адаптация к обучению в школе, способы ее оценки
|
321
|
Приложения
|
342
|
Приложение 1. Индивидуальный маршрут развития дошкольника в ДОУ
|
342
|
Приложение 2. Анкета для родителей. Оценка психоэмоциональных реакций детей 5-6 лет
|
343
|
Приложение 3. Шифровальная таблица — корректурная проба
|
346
|
Приложение 4. Оценка слухо-речевой памяти
|
348
|
Приложение 5. Оценка зрительной пространственной памяти
|
350
|
Приложение 6. Оценка зрительной оперативной памяти
|
355
|
Приложение 7. Список слов для свободного ассоциативного эксперимента
|
365
|
Приложение 8. Список слов для направленного ассоциативного эксперимента
|
367
|
Приложение 9. Оценка социального интеллекта ребенка
|
368
|
Приложение 10. Оценка психологического пола дошкольников
|
376
|
Приложение 11. Образец психологического заключения
|
|
о степени готовности дошкольника к обучению в школе
|
378
|
Приложение 12. Оценка социально-эмоциональной адаптации учащегося
|
379
|
Приложение 13. Опросник степени риска формирования аддикций в детском возрасте
|
388
|