Учебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям санкт- петербург 2011 ббк 87 ф 56 Философия - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс Ижевск 2009 (4) (075) ббк 85. 103(4) 3 621.48kb.
«Воронцовские чтения. Санкт-Петербург-2011» 24 25 марта 2011 года... 1 188.08kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и практика коммуникации»... 1 190.86kb.
Учебно-методический комплекс для студентов обучающихся по специальностям 12 2726.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология образования... 1 259.53kb.
Сборник материалов конференции Выпуск 15 Санкт-Петербург 2011 ббк 88. 1 395.5kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 260.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные... 2 375.9kb.
Программа дисциплины антропология. Вводный курс для направления 031300. 1 84.1kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям санкт- петербург - страница №1/2


САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

==================================================================================


ФИЛОСОФИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по всем направлениям и специальностям

САНКТ- ПЕТЕРБУРГ
2011
ББК 87

Ф 56 Философия: учебно-методический комплекс. / авт.-сост.


Г.А. Мохоров, Ю.П. Роговой. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 43 c.

Утвержден на заседании кафедры философии,

протокол № 1 от 25.08.11 г.

Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим советом,

протокол № 1от 7.09.11 г.

Авторы-составители

доктор исторических наук, профессор

Г. А. Мохоров;

кандидат философских наук, доцент

Ю. П. Роговой


Рецензенты

доктор философских наук, профессор

Ю. В. Манько;

кандидат философских наук, доцент

Н. Л. Вахонин


Ответственная за выпуск

Н. А. Фролова

Компьютерные работы

С. М. Ланькова

© Г.А. Мохоров,

   Ю.П. Роговой, 2011

© СПб ИВЭСЭП, 2011


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Целью подготовки студентов по дисциплине является формирование у них теоретических основ научного мировоззрения, которые, реализуя свою методологическую функцию, выступают общей методологией процесса познания и освоения учебных программ института и способствуют выработке студентами своей жизненной позиции, направленной на гармоничное взаимодействие личных и общественных интересов.

Главная задача дисциплины - дать системные, логически последовательные и научно обоснованные знания о природе и сущности человека, его месте и роли в обществе, духовном и практическом отношении к миру, а также о наиболее общих законах движения, развития природы, общества и мышления.

В результате изучения дисциплины студенты должны



ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских, религиозных картинах мироздания

  • о сущности, назначении и смысле жизни человека;

  • об основных этапах и закономерностях развития мировой философской мысли;

  • о главных философских направлениях, школах и учениях выдающихся философов прошлого и современности;

  • об основных отраслях философского знания (онтологии, теории познания, логике, философской антропологии, этике, эстетике, социальной философии, философии науки).

ЗНАТЬ:

  • базисные ценности философских знаний и их роль в формировании мировоззрения;

  • фундаментальные принципы и понятия философской, научной и религиозной картин мира;

  • смысл взаимодействия духовного и материального, соотношения биологического и социального начал в человеке;

  • современные концепции о сущности сознания, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей;

  • о многообразии форм человеческого сознания, общую логику и структуру познавательного процесса, соотношение истины и заблуждения, знания и веры;

  • основные принципы, законы и категории диалектики как учения о развитии действительности;

  • общие закономерности взаимодействия человека, общества и природы, основные противоречия этого взаимодействия в современную эпоху;

  • о целостности и системности общества, его материальной, политической и духовной сферах жизни;

  • об историчности человеческого бытия, многообразии культур и цивилизаций, многовариантности исторического процесса, формационной и цивилизационной концепциях его развития;

  • условия формирования личности, ее свободы и ответственности, ценностные ориентации, нравственные обязанности по отношению к другим и к себе.

УМЕТЬ:

  • философски анализировать сложную динамику социальных процессов и явлений в различных сферах жизни общества;

  • творчески применять диалектическую методологию познания и преобразования действительности в повседневной практической деятельности;

  • последовательно и логически стройно излагать свои мысли, аргументированно и доказательно вести дискуссию.

Особое внимание в курсе уделяется современным достижениям естественных и общественных наук, системно-кибернетическим и синергетическим подходам в изучении явлений природы и общественного развития.

Структура и содержание курса соответствуют требованиям Министерства образования и науки к составлению программ по философии для высших учебных заведений Российской Федерации.

Основными видами занятий являются теоретические занятия (лекции), практические занятия (семинары) и самостоятельная работа. Студенты слушают курс лекций и обсуждают на семинарах ключевые проблемы курса.

Лекции - важнейший вид учебных занятий. Они составляют основу теоретической подготовки студентов. Лекции раскрывают систематизированные основы научных знаний изучаемых тем курса, концентрируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции стимулируют активную познавательную деятельность обучаемых, способствуют формированию творческого мышления. Лекции организуются по потокам. Общий объем лекционного курса составляет, в зависимости от специальности от 46 до 56 час. (по специальности «Прикладная информатика» – 46 час., по специальности «Перевод и переводоведение – 58 час.»).

Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам учебной программы. Они предназначены для углубления и закрепления знаний, выработки у студентов самостоятельного творческого мышления, навыков применения теории к анализу социальных явлений и процессов, формирования педагогического и ораторского мастерства, контроля самостоятельной работы студентов. Семинары проводятся по группам. В ходе занятий используются такие методики и методы обучения, как «круглый стол», дискуссия, опрос, сообщения, доклады, обсуждения рефератов. При этом используются ТСО (слайдопроектор, компьютерный мультимедийный проектор, компьютерные тестирования и др.) На семинарские занятия выделяются, в зависимости от специальности от 8 до 16 час.

Важной составляющей изучения дисциплины является самостоятельная работа студентов, на которую отводится до 74 час., с целью закрепления, расширения и углубления знаний, формирования навыков работы в библиотеках с научной, учебной и методической литературой, периодическими изданиями и другими источниками.

С целью определения качества усвоения лекционного материала проводится оперативный контроль, в том числе и в письменной форме, а также рубежный контроль по каждой теме образовательной программы. На заочном отделении выполняется контрольная работа по тематике, рекомендованной кафедрой. При всех видах контроля активно используется тестирование, в том числе и компьютерное.

Итоговым контролем усвоения дисциплины является предусмотренный учебным планом экзамен.



2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение философии предполагает со стороны студента серьезную, вдумчивую самостоятельную работу. Для этого студент должен внимательно прослушать лекцию преподавателя, по возможности полно ее законспектировать. В домашних условиях студент прочитывает свои записи и изучает рекомендованную литературу. Посещение библиотеки для работы над рекомендованной литературой обязательно. При этом полезно найти материалы по изучаемой теме в Internet.

Для прочного усвоения философии от студента требуется хорошо развитые внимание и память. Их развитие обязательно для будущего специалиста. Для такой работы имеется немало специальной литературы. Каждый студент может выбрать пособие индивидуально, исходя из своих способностей. Внимание и память необходимо тренировать напряженным умственным трудом так же, как тело физкультурой. Например, использовать для этого книгу: «Как сохранить и улучшить память: Сборник практических рекомендаций». - М., 1995.

Надежным методом овладения философскими знаниями является написание реферата. Реферат должен иметь объем 15-25 листов формата А4. По написанию реферата также имеется немало учебных пособий, которые дают подробную информацию, как это сделать, например: Кузнецов И.Н., Лойко Л.В. «Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы: Методические рекомендации по подготовке и оформлению». – Минск, 1998.



3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





№№

тем




Название темы

Количество

аудиторных часов



Лекции

Семинары

Всего

1

Философия, ее роль в жизни человека и общества

2




2

2

Основные этапы исторического развития философии

16

143

104


8

24


3

Учение о бытии и развитии

6

2

8

4

Философское учение о познании (гносеология, эпистемология)

4

102



2

81

82


6

5

Человек, его природа и сущность. Смысл человеческого бытия

4

84



2

04



6

6

Философское учение об обществе (социальная философия)

10

44



4

14

7

История, культура, цивилизация

2

-

2




Итого по специальностям:













психология; международные отношения; организация перевозок и управление на транспорте

56

12

68




1 бухгалтерский учет, анализ и аудит; менеджмент организации; мировая экономика; юриспруденция

56

16

72




2 перевод и переводоведение

58

16

74




3связи с общественностью

54

12

66




4 прикладная информатика

46

8

54

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема № 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

Мировоззрение, его сущность и структура. Знания, ценности, нормы, идеалы, убеждения как основные составляющие мировоззрения. Общественно-исторический характер мировоззрения. Влияние философии на формирование мировоззрения человека и общества.

Любовь к мудрости как стремление познать всеобщее. Философия как форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения. Становление философии в качестве самостоятельной науки. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии, ее роль в жизни человека и общества.

Тема № 2. Основные этапы исторического развития философии

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского, европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования.

Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.

Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Софисты. Творчество Сократа. Платон. Аристотель. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Космоцентричность и универсальность античной философии, ее уникальная роль в историко-культурном развитии человечества.

Теоцентризм философии Средневековья. Основные этапы ее развития: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Философия Фомы Аквинского. Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в средние века.

Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм философии Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности (Э. Роттердамский, Б. Телезио). Н. Кузанский. Натурфилософская ориентация в знании (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Политическая философия Н. Макиавелли. Утопии Т. Мора, Т. Кампанелла.

Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь онтологии и гносеологии: монизм, дуализм, плюрализм. Монадология Лейбница, пантеистический монизм Спинозы. Философия эпохи Просвещения.

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, нравственность. Принцип тождества бытия и мышления. Философия Канта. Объективный идеализм Гегеля. Система и метод в его учении, философия истории.

Модернизация антропологизма (Фейербах, Къеркегор) и натурализма (Шопенгауэр, Конт). Новые типы философствования: консервативно-тради­ционные (неогегельянство, шелленгианство), новаторско-традиционные (марксизм), антиклассические (иррационалистические и сциентические).

Конец ХIХ – ХХ вв.: трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. «Первый» позитивизм Конта и Спенсера. Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Витгенштейн, Рассел), философия науки (Поппер), постпозитивизм (историческая школа – Кун, Лакатос). Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи). Герменевтика (Дильтей, Гадамер). «Философия жизни» – Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Феноменология Гуссерля. Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (Ясперс, Сартр). Психоанализ (Фрейд, Юнг, Фромм).

Особенности русской философии XIX века: славянофилы и западники. Философия русских просветителей, революционеров-демократов. Философия «народничества». Сфера интуитивно-под­сознательного в философских концепциях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Религиозная философия человека XIX-XX веков. «Философия всеединства» В.С. Соловьева. Персонализм Н.А. Бердяева. Русский космизм в философских учениях Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Развитие марксистской философии в трудах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Развитие русской философии в советский период.

Тема № 3. Учение о бытии и развитии.

Учение о бытии. Основные аспекты философской проблемы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Основные формы бытия.

Понятия материального и идеального. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии. Диалектико-материалистическое определение материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Основные свойства, характеристики материи.

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь. Движение и развитие. Пространство и время – объективные формы существования материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства, времени. Современная наука о структуре, строении, свойствах материального мира. Материя и материальное единство мира. Обыденные, религиозные, философские, научные картины мира.

Учение о развитии. Идея развития, ее исторические изменения. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о развитии. Две концепции развития: диалектика и метафизика. От идеалистической диалектики Гегеля к материалистической диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика как научная система и метод мышления. Принципы, законы, категории диалектики. Закон и закономерность. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности. Хаос и порядок. Самоорганизация. Всеобщие основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Категории диалектики как формы мышления, ступени познания природы, человека и общества, их значение для практической деятельности человека.

Тема 4. Философское учение о познании: гносеология, эпистемология Идеалистическая и материалистическая философия о сущности и возможностях познания. Сознание и познание. Вера и знание. Разновидности агностицизма.

Диалектический характер процесса познания. Субъект и объект познания, диалектика их взаимосвязи. Структура познавательного процесса. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Единство чувственного и рационального в познании. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. Несостоятельность сенсуализма и рационализма.



Познание, творчество, практика. Постановка и решение проблемы практики в философии. Практика как форма человеческой жизнедеятельности и ее отличие от поведения животных. Структура, социальные формы и функции практики. Практика как способ познания и отношения к миру. Принцип определяющей роли практики в познании. Практика как основа, цель и движущая сила познания. Понимание и объяснение.

Проблема истины. Идеалистическая и материалистическая философия об истине. Объективность и конкретность истины. Истина как процесс: диалектика абсолютной и относительной истины. Проблема критерия истинности знания и ее диалектико-материалистическое решение. Философские течения: скептицизм, релятивизм.

Научное познание. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания. Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Критерии научности.


Тема 5. Человек, его природа и сущность. Смысл человеческого бытия.

Проблема человека как центральная философская проблема. Представления о происхождении и сущности человека с позиций материализма и идеализма. Проблемы антропосоциогенеза. Человек как носитель сознания. Происхождение, природа и сущность сознания. Роль труда, речи и общения в становлении человека и его сознания. Сознание как форма отражения действительности. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Природа идеального. Сознание и самосознание, их структура и функции. Сознание и «искусственный интеллект».

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», их связь и различие. Сущность, структура, типология личности. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Сущность идеологии индивидуализма и конформизма.

Проблема свободы личности. Свобода и ответственность. Свобода и необходимость. Личность и народные массы. Роль личности в истории. Личность и ее ценностные ориентации. Материальные и духовные ценности. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности и свобода совести. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода вероисповедания. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Философия о смысле человеческого бытия, о смерти и бессмертии.
Тема 6. Философское учение об обществе (социальная философия).

Человек и природа: природные предпосылки и условия возникновения и существования человека и общества. «Естественная» и «искусственная» среда обитания («первая» и «вторая» природа). Общество и его структура. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

Материально-производственная (экономическая) сфера жизни общества. Материальное производство как определяющий фактор общественного развития. Способ производства материальных благ. Производительные силы и производственные отношения. Базис и надстройка.

Социальная сфера жизни общества, ее сущность, структура и содержание. Социальные общности, слои и группы. Этнические, политические, возрастные, половые, региональные и др. общности и группы. Социальные классы и страты. Семья как исходная ячейка общества. Социальные отношения как стержень социальной сферы. Отношения равенства и неравенства, сотрудничества и борьбы.

Политическая сфера жизни общества как сфера реализации властных отношений. Политическая система общества. Государство, политические партии и движения, другие общественно-политические организации. Государство и гражданское общество. Политические интересы и отношения. Политическая деятельность. Насилие и ненасилие. Политическое насилие.

Сфера духовной жизни общества: сущность, структура и основное содержание. Духовное производство. Формы и уровни общественного сознания, их единство и взаимосвязь. Политическое, правовое, нравственное, эстетическое сознание. Религиозное и атеистическое сознание. Общественная психология и идеология.

Тема 7. История, культура, цивилизация.

Философское понятие культуры. Человек, общество, культура. Материальная и духовная культура. Развитие культуры: традиции, новаторство, творчество. Диалектический подход к культурному наследию. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре.



Культура и цивилизация. Изменение представлений о содержании понятия цивилизации в истории общественной мысли. Объективные предпосылки, закономерности и этапы формирования всемирной человеческой истории. Постижение истории, ее смысл. Философия истории.

Цивилизационная и формационная концепции общественного развития. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Проблема кризиса цивилизации и пути выхода из него.

Глобальные проблемы современности, их философско-социо­логии­ческий аспект. Происхождение глобальных проблем, их взаимосвязь и иерархия, возможные пути их разрешения. Проблемы насилия, войны и мира как глобальные проблемы современности.

Будущее человечества. Необратимость прогресса. Ускорение ритма истории. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Бытие и материя

Вопросы для обсуждения:

  1. Философский смысл бытия.

  2. Материальная сущность мира.

  3. Атрибуты материи: движение, пространство и время.

  4. Самоорганизация материи.

Литература:

  1. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов. – М.: Феникс. Серия: Высшее образование, 2008.

  2. Марахов В.Г. Философия: Курс лекций. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.

  3. Роговой Ю.П., Милославов А.С. Хрестоматия по философии: информационные материалы для самостоятельного и аудиторного изучения первоисточников по курсу философии (электронный вариант). – СПб.: ИВЭСЭП, 2009.

  4. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека

природой. - М.: ЛКИ, УРСС, 2008.
Семинар 2. Проблема сознания

Вопросы для обсуждения:

  1. Природа сознания.

  2. Антропосоциогенез и сознание.

  3. Идеальность сознания и другие его свойства.

  4. Сознание и духовный мир человека.

Литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева. – М.: Юрайт, 2008.

2. Марахов В.Г. Философия: Курс лекций. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.

3. Марахов В.Г. Социальная философия: Курс лекций. – СПб.: СПбГУ, 2009.

4. Роговой Ю.П., Милославов А.С. Хрестоматия по философии: информационные материалы для самостоятельного и аудиторного изучения первоисточников по курсу философии (электронный вариант). – СПб.: ИВЭСЭП, 2009.
Семинар 3. Природа человека и смысл его существования

Вопросы для обсуждения:


  1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

  2. Социальные условия и активность личности.

  3. Проблемы развития личности.

  4. Смысл жизни человека, проблема жизни и смерти.

Литература:

1. Марахов В.Г. Философия: Курс лекций. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.

2. Марахов В.Г. Социальная философия: Курс лекций. – СПб.: СПбГУ, 2009.

3. Роговой Ю.П., Милославов А.С. Хрестоматия по философии:

информационные материалы для самостоятельного и аудиторного изучения

первоисточников по курсу философии (электронный вариант). – СПб.: ИВЭСЭП, 2009.


Семинар 4. Философское учение об обществе

Вопросы для обсуждения:

  1. Социальное бытие, его структура и содержание.

  2. Роль материального производства в развитии общества.

  3. Социальная и политическая сферы общества.

  4. Духовная жизнь общества.

Литература:

1. Марахов В.Г. Философия: Курс лекций. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.

2. Марахов В.Г. О сущности гражданского общества в России //Гражданское

общество в России: проблемы и перспективы. - СПб.: ИВЭСЭП, 2002.

3. Марахов В.Г. Социальная философия: Курс лекций. – СПб.: СПбГУ, 2009.

4. Роговой Ю.П., Милославов А.С. Хрестоматия по философии: информационные материалы для самостоятельного и аудиторного изучения первоисточников по курсу философии (электронный вариант). – СПб.: ИВЭСЭП, 2009.



  1. О. Шпенглер. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории: Гештальт и действительность. – М.: Эксмо, 2007.


6. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Философия, ее предмет, роль и место в обществе.

  2. Предфилософия в Древнем мире.

  3. Основные школы и течения античной философии.

  4. Средневековая философия в Западной Европе.

  5. Арабская философия Средневековья.

  6. Философия эпохи Возрождения.

  7. Философия Нового времени (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

  8. Европейская философия XVII в. (Б. Спиноза и Г. Лейбниц).

  9. Философия французского Просвещения XVIII в.

  10. Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

  11. Марксистская философия: основные идеи и принципы.

  12. Русская философия: основные этапы и направления.

  13. Современная западная философия (неопозитивизм, прагматизм, экзи-

стенциализм).

  1. Онтология как учение о бытие.

  2. Современные представления о материи и формах ее существования

(движение, пространство и время).

  1. Человек: проблемы его существования.

  2. Сознание: генезис, сущность и структура.

  3. Познание: сущность и содержание.

  4. Истина как философская проблема.

  5. Методология научного познания.

  6. Творчество и интуиция, их сущность и место в науке.

  7. Философские основы научного предвидения.

  8. Философия науки и техники: основные идеи и концепции.

  9. Наука как производство знаний. Сущность и структура науки.

  10. Философские проблемы техникознания.

  11. Наука и техника как факторы развития цивилизации.

  12. Предмет и содержание социальной философии.

  13. Общество: сущность и структура.

  14. Развитие общества как естественноисторический процесс.

  15. Человек в системе общественных отношений.

  16. Исторический процесс: сущность и содержание.

  17. Проблема общественного прогресса и будущее цивилизации.

  18. Логика и смысл истории человечества.



7. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер; особенности

и значение основных видов мировоззрения.

  1. Предмет философии. Философское знание, его структура, специфика,

функции.

3. Основные философские школы и направления. Важнейшие философ-

ские проблемы. Основной вопрос философии.

4. Проблема метода в философии. Диалектика, метафизика, софистика,

эклектика как методы классической философии.

5. Философские учения древних цивилизаций Древней Индии и Китая.

6. Проблема первоосновы мира в древнегреческой натурфилософии.

7. Проблема человека в древнегреческой философии.

8. Философия Платона.

9. Философская система Аристотеля.

10. Эллино-римский период античной философии.

11. Основные философские проблемы периода Средневековья.

12. Философские учения эпохи Возрождения.

13. Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, субъективный

идеализм.

14. Социальные теории ХУП в. и философские идеи эпохи Просвещения.

15. Философское учение И. Канта.

16. Философская система и диалектический метод Гегеля.

17. Философия Л.Фейербаха и философские идеи Маркса и Энгельса.

18. Кризис традиционной формы философского знания.

16. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

17. Позитивизм и прагматизм.

18. Герменевтика и феноменология.

19. «Философия жизни», экзистенциализм и философия психоанализа.

21. Русская религиозная философия XIX-XX веков.

22. Естественнонаучный материализм в России и русский космизм.

23. Русский марксизм; философия в Советской России и СССР.

24. Проблема бытия в истории философии и философские аспекты бытия.

25. Материя и ее атрибутивные свойства.

26. Принципы, законы, категории диалектики как учения о развитии.

27. Происхождение и сущность сознания. Проблема идеального.

28. Познание: возможности и границы; структура и основные виды.

29. Методы и формы научного познания.

30. Учение об истине; проблема критерия истины.

31. Проблема антропосоциогенеза. Человек как единство биологического

и социального.

33. Природа, сущность человека. Исторические типы личности. Проблема

свободы и отчуждения.

34. Человек в современном мире: проблема смысла жизни, свободы и

ответственности.

35. Философское понимание общества. Исторические типы социальной

организации.

36. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Философия

истории. Критерий общественного прогресса.

37. Общество как система. Основные сферы жизни общества.

38. Сущность и содержание духовной жизни общества.

39. Социальная сфера жизни в ее философском видении.

40. Политико-идеологическая форма ценностного освоения бытия.

41. Эстетические, этические, религиозные ценности.

42. Рациональность и научное познание как ценность.


8. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

для студентов заочной формы обучения


  1. Понятие и структура мировоззрения.

  2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

  3. Предмет философии, ее структура и основные функции.

  4. Место философии в системе культуры.

  5. Античная философия, ее специфические особенности.

  6. Философия Сократа.

  7. Основные идеи философии Платона; его учение об идеальном госу-

дарстве.

  1. Философия Аристотеля, ее основные идеи.

  2. Теоцентризм философии средних веков.

  3. Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона и

Р. Де­карта (эмпиризм и рационализм).

  1. Б. Спиноза о природе и человеке.

  2. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношения человека и общества.

  3. Философия Д. Беркли и Д. Юма.

  4. Теория познания И. Канта.

  5. Этика И. Канта.

  6. Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречие между системой

и методом.

  1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  2. Человек, общество и природа в философии французского Просве-

щения.

  1. Марксистское понимание общества и истории.

  2. Русская материалистическая философия XIX в.

  3. Русская религиозная философия.

  4. Русский космизм.

  5. Зарубежная философия XX в.: позитивизм и неопозитивизм.

  6. Зарубежная философия XX в.: экзистенциализм.

  7. Зарубежная философия XX в.: феноменология и герменевтика.

  8. Зарубежная философия XX в.: психоанализ и неофрейдизм.

  9. Проблема бытия в истории философии.

  10. Материальное и духовое бытие: проблема соотношения.

  11. Сущность сознания. Сознание и бессознательное.

  12. Категория «материя»: подходы к истолкованию.

  13. Движение и его сущность, Движение и развитие.

  14. Философские концепции пространства и времени.

  15. Единство и многообразие мира.

  16. Диалектика как теория развития и как метод познания.

  17. Законы и категории диалектики.

  18. Обыденная, религиозная и научная картины мира.

  19. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

  20. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.

  21. Практика, понятие и основные формы. Роль практики в познании.

  22. Чувственное познание и его специфика.

  23. Рациональное познание и его формы.

  24. Проблема истины в познании.

  25. Интуиция и ее роль в познании.

  26. Формы и методы научного познания.

  27. Сознание и язык.

  28. Деятельность как специфический способ существования чело­века.

  29. Общество как развивающаяся система.

  30. Понятие культуры. Типология культур.

  31. Цивилизация и культура.

  32. Восток — Запад: диалог культур.

  33. Общественное бытие: понятие и структура.

  34. Производственно-экономические отношения в жизни общества.

  35. Социальные отношения и их значение в жизни общества.

  36. Государство и общество. Политические отношения.

  37. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики.

  38. Общественное сознание и его структура.

  39. Формы общественного сознания.

  40. Свобода и ответственность личности.

  41. Проблема смысла жизни человека.

  42. Глобальные проблемы современности.



9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению контрольных работ студентами

заочного отделения
На титульном листе контрольной работы указываются наименование учебного заведения и кафедры, по тематике которой студент пишет контрольную, тема реферата, ученая степень и ученое звание преподавателя учебной дисциплины «Философия», его фамилия и инициалы, фамилия, имя, отчество студента с указанием факультета курса обучения. В конце титульного листа необходимо указать: «Санкт-Петербург» и год написания реферата. На втором листе приводится план контрольной работы. План должен содержать 2 - 4 вопроса, которые нумеруются по порядку. Далее в реферате излагается содержание введения (1-1,5 листа), вопросов (15 – 25 листов) и заключения (1 лист). При этом необходимо иметь в виду, что листы, на которых находятся введение, заключение и список литературы, не нумеруются. В конце реферата приводится список использованной литературы (не менее 10 наименований). Реферат должен быть напечатан на принтере через 1,5 интервала (шрифт: гарнитура – Times New Roman, размер – 14 пунктов). Возможно написание контрольной работы от руки, но четким и ясным почерком.

Если студент выбирает тему контрольной работы не из приведенного выше списка, то он выбранную самостоятельно тему обязан согласовать с преподавателем, ведущим курс философии. Контрольная работа должна быть самостоятельной работой студента, в которой он показывает свою способность достаточно глубоко осмыслить и адекватно выразить в тексте реферата постановку и решение определенной философской проблемы. При оформлении контрольной работы студент должен выполнить требования, предъявляемые к сноскам цитируемых источников, а также к оформлению списка использованной литературы в конце контрольной работы. Список литературы оформляется в алфавитном порядке: фамилия автора, инициалы, название работы, место издания и название издательства, год издания.



10. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
следующая страница >>