Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности 030501 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для... 2 507.52kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине судебные экспертизы в... 1 258.93kb.
Программа «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза... 8 2743.47kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 438.18kb.
Учебная программа дисциплины «Уголовный процесс» Общая и Особенная... 3 627.42kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование»... 2 470.41kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история мировых цивилизаций... 2 921.24kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организаций... 4 725.34kb.
Перечень экзаменационных вопросов по уголовному процессу 1 158.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности - страница №9/9

Тема: Особый порядок уголовного судопроизводства




Семинар № 8


  1. Особый порядок судебного разбирательства в системе производств при рассмотрении уголовного дела по существу.

  2. Основания и условия применения особого порядка судебного разбирательства.

  3. Рассмотрение уголовного дела в суде при применении особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

  4. Подсудность дел мировому судье.

  5. Полномочия мирового судьи по уголовному делу частного обвинения.

  6. Полномочия мирового судьи по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом.

  7. Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании.


Задача №1
Прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с представлением о даче заключения судебной коллегией о наличии в действиях федерального судьи признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 116 УК РФ. В кассационной жалобе М. Просил решение суда отменить и дело прекратить, полагая, что прокурор вышел за рамки полномочий по делам частного обвинения и выступил в качестве потерпевшего – частного обвинителя, что уголовно-процессуальным законом не предусмотрено.

Примите обоснованное решение.


Задача №2.
Заместитель прокурора Красноярского края обратился в суд с представлением о даче заключения о наличии в действиях депутата Законодательной Думы Красноярского края Ц. признаков преступления, предусмотренного ст. 109 ч. 1 УК РФ.

Коллегией судей Красноярского краевого суда 14 октября 2005 года такое заключение было дано. В кассационной жалобе Ц. и его адвокат просили об отмене данного заключения, утверждая, что в суд с соответствующим постановлением обратилось не уполномоченное на то законом (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК РФ0 должностное лицо – заместитель прокурора Красноярского края, тогда как правом подачи такого представления законом наделен только прокурор субъекта Российской Федерации, то есть в данном случае прокурор Красноярского края.

Обоснуйте решения судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ.
Задача №3
По представлению Прокурора Республики 17 июня 2004 года дано заключение о наличии в действиях С., депутата Государственного Собрания Республики, признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 33, п. «б» ч. 3 ст. 160 УК РФ.

В представлении прокурора Республики указывалось, что по расследуемому уголовному делу в отношении Ш. и А. по п. «б» ч. 3 ст. 160 УК РФ установлена причастность к совершению преступления С. Работая главой администрации города, С. Организовал для личных целей строительство индивидуального жилого дома за счет денежных средств администрации города. Непосредственными исполнителями хищения были руководители строительных организаций Ш. и А. Представление содержало ссылку на показания свидетелей и документы. В суд представлены копии следственных документов, имеющихся в уголовном деле. В кассационном порядке заключение не обжаловалось.

В надзорной жалобе С. Указал, что в уде в нарушение ст. 448 УПК РФ представление прокурора рассмотрено без его участия и без участия его защитника. Они не ознакомлены с представлением прокурора, не извещены о дате рассмотрения представления от 17 июня 2004 года. Его заявление об отводе судей Верховного Суда республики, жалобы и телеграммы о нарушении права на защиту оставлены без рассмотрения. С. Просил дать заключение об отсутствии в его действиях признаков преступления.

Прокурор Республики в возражениях указал. 20апреля 2004 года он обратился в Верховный суд Республики с представлением о даче заключения о наличии признаков преступления в действиях С.

Рассмотрение было назначено на 28 апреля 2004 года, о чем был уведомлен С. 25 апреля 2004 года. 27 апреля 2004 года С. Обратился в Верховный Суд Республики с заявлением об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки в суд его адвоката Б. и отсутствии у него официального извещения о дате рассмотрения дела.

28 апреля С. В суд не явился. В тот же день ему было направлено уведомление по месту работы и по месту жительства о назначении дела на 7 мая 2004 года. Такое уведомление направили и адвокату.

7 мая 2004 года С. В судебное заседание на явился. По сообщению телеграфной службы его квартира была закрыта, а по почтовому извещению на телеграф за получением уведомления никто не пришел.

Управляющий делами администрации города пояснил, что С. С 6 мая по 10 июня взял отпуск. По сообщению юридической консультации С. Не заключал договора с адвокатом Б., поэтому Б. в судебное заседание не явился.

Рассмотрение дела было назначено на 12 мая 2004 года, но С. вновь не явился в судебное заседание. 14 мая 2004 года работники милиции были дома у С. И известили его лично о вызове в судебное заседание на 15 мая 2004 года, однако расписаться в получении повестки и копии представления он отказался. 15 мая в суд С. вновь не явился, но написал заявление об отложении судебного заседания, приложив к заявлению листок нетрудоспособности от 15 мая 2004 года. Листок нетрудоспособности был закрыт 5 июня 2004 года, процесс был назначен на 10 июня, но С. Вновь не явился в суд. Будучи уведомлен о рассмотрении дела 17 июня 2004 года, он в суд также не явился без уважительных причин. Отвод судьям верховного Суда Республики С. заявил после рассмотрения дела и дачи судом согласия на возбуждение уголовного дела.

Обоснуйте решения суда надзорной инстанции.


Задача 4.
Судья республиканского суда гр.А., прибывающий в отставке, был принят на должность заместителя директора Казанского филиала Московской Академии правосудия. В период осуществления указанной деятельности он был задержан в момент получения взятки. Прокуратурой Вахитовского района г. Казани было возбуждено уголовное дело. На указанное постановление адвокатом была подана жалоба. По результатам ее рассмотрения судья Вахитовского районного суда г. Казани постановлением от 5 июня 2003 г. удовлетворил жалобу адвоката о признании незаконным и необоснованным постановление о возбуждении уголовного дела. В решении было указано, что на судью, пребывающему в отставке распространяются гарантии неприкосновенности.

Дайте оценку ситуации. Обоснуйте свое решение.



Задача №5.
Заключением коллегии судей Санкт-Петербургского городского суда от 17 марта 2005 года по представлению прокурора г. Санкт-Петербурга в отношении депутата Законодательного Собрания Ленинградской области З. признано наличие в его действиях признаков преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160, ч. 2 ст. 201, ч. 3 ст. 174¹ УК РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 29 июня 2005 года заключение оставила без изменения.

В надзорной жалобе адвокат просил отменить кассационное определение и передать дело на новое кассационное либо судебное рассмотрение. В обосновании этого он указывал, что в нарушении требований ст. 376 УПК РФ извещение о дне и месте рассмотрения дела в кассационном порядке ему и З. направили не за 14, а за 12 суток. Кроме того, З. подал кассационную жалобу в установленный законом срок, затем неоднократно просил ознакомить его с протоколом судебного заседания для написания дополнительной кассационной жалобы. Это право ему было предоставлно лишь 15 мая 2005 года. З. Подал замечания на протокл судебного заседания, которые судом были рассмотрены 6 июня 2005 года, соответствующее постановление ему направлено. После этого З. написал дополнительную кассационную жалобу с многочисленными приложениями, направив ее в Московский городской суд, что предусмотрено ст. 355 УПК РФ. Туда она поступила 11 июля 2005 года, то есть после рассмотрения дела в кассационной инстанции. Между тем жалоба содержала доводы, свидетельствовавшие о необоснованности заключения суда, однако она разрешена не была, что не могло повлиять на законность кассационного определения и нарушило право З. на защиту. Заключение коллегии судей, по его мнению, незаконно, поскольку в нем указаны фамилии одних судей, а в протоколе судебного заседания – других, которые фактически и принимали участие в разрешении дела.

Обоснуйте решение Президиума Верховного Суда РФ по жалобе.


Задача №6.
По приговору областного суда гр. С осужден по ч.1 ст. 286, п «в» ч.3 ст. 159 УК РФ к шести годам лишения свободы. Осужденный обратился в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора, сославшись на болезнь, препятствующей отбыванию наказания. Рассматривая данное ходатайство, суд пришел к выводу, что для его разрешения необходимо установить факт наличия либо отсутствия у гр. С заболевания. В связи с этим суд назначил медицинское освидетельствование осужденного по правилам медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью (утвержденным постанволением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. №54), производство которого поручил медицинской комиссии лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.

В кассационной жалобе адвокат в интересах осужденного просил отменить это постановление судьи и вынести решение об удовлетворении ходатайства гр.С о предоставлении отсрочки исполнении приговора в связи с болезнью, считая, что упомянутые правила медицинского освидетельствования в данном случае не могут применяться, поскольку осужденный ходатайствовал не об освобождении от наказания, а об отсрочке исполнения приговора.

Обоснуйте решение в роли суда кассационной инстанции.
Задача №7.
27 марта 2005 г. прокурор межрайонной Глазовской прокуратуры Удмуртской Республики обратился в районный суд с представлением для получения заключения судьи о наличии в действиях старшего следователя ОВД по г. Глазову майора юстиции А. признаков преступления, предусмотренных ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств). Судья районного суда 5 апреля 2005 г., руководствуясь основаниями, указанными в ч.2 ст.61 УПК РФ вынес постановление о самоотводе.

Дайте оценку ситуации.



Задача №8.
Гражданка Т Ленинским районным судом г. Ижевска оправдана по части 1 ст. 112 УК РФ и осужден по пункту «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ к реальному решению свободы.

Она обратилась с ходатайством о возмещении ей вреда связанного с незаконным уголовным преследованием по ч. 1 ст. 112 УК РФ.

Допустима ли реабилитация гражданки «Т» при данных условиях.
Задача №9.
Р. оправдан судом присяжных за отсутствием события преступления. Постановлением судьи с Управления федерального казначейства Министерства финансов по Краснодарскому краю взыскано в пользу Р. 86017 рублей 56 копеек.

В связи с реабилитацией Р. обратился в краевой суд с ходатайством о возмещении ему имущественного вреда в сумме 86 017 рублей 56 копеек, который включил в себя учет уровня инфляции по заработной плате, суммы, выплаченные на оказание юридической помощи, расходы, связанные с поездками, в том числе и в суды первой и кассационной инстанций по отправке телеграмм.

Данное ходатайство Р. судом было удовлетворено в полном размере.

В кассационной жалобе руководитель Управления федерального казначейства Министерства финансов по Краснодарскому краю просил постановление судьи отменить, указав, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации, а не УФК МФ по Краснодарскому краю. Органы казначейства лишь представляют МФ РФ в судах по доверенности. Кроме того, УВК МФ по Краснодарскому краю не было своевременно извещено о дате и времени судебного разбирательства, о вынесении постановления судьи стало известно после поступления исполнительных документов от взыскателя.

Разрешите ситуацию.
Задача № 10.
И. привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 162 ч. 3, 209 ч. 2, 165 ч. 3, 163 ч. 3 УК РФ. И. находился под стражей в течение 11 месяцев, по истечении которых следователь пришел с адвокатом для предъявления И. окончательного варианта обвинения. Однако ему отказали в выдаче И., мотивируя тем, что он отправлен в психоклинику, так как сошел с ума. Врачи-психиатры пояснили, что у И. возникло острое расстройство психики, он опасен и принимать участие в следственных действиях не может.

Как должен поступить в указанной ситуации следователь?


Методические рекомендации.
Занятие проводится в форме обсуждения поставленных вопросов. Доклад возможен только в рамках сравнительного правоведения (для сравнения особого порядка судебного разбирательства в порядке главы 40 УПК РФ и сделки с правосудием). Студенты должны изучить Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации: Постановления Пленума Верховного Суда РФ: «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации по уголовным делам» от 6 февраля 2007 г. № 7; «О судебном приговоре» от 29 апреля 1996 г. № 1; «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» от 5 декабря 2006 г. № 60; «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 марта 2004 г. В процессе обсуждения вопросов студент должен усвоить позитивные и негативные аспекты применения рассматриваемого порядка, выработать свою позицию по данному вопросу.

Контрольные вопросы предлагаются для самостоятельной проверки усвоения темы студентом.



ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ

(дл всех форм ЗАОЧНОГО обучения)

(варианты выбираются в соответствии с первой буквой фамилии студента)



Вариант № 1 (А-Е)


  1. Признаки уголовно-процессуальных правоотношений и их характеристика.

  2. Доказывание на стадии возбуждения уголовного дела.

  3. Участники стадии исполнения приговора.


Задача:

При проверке оперативной информации о сбыте наркотических средств сотрудники ФСКН засняли на видеопленку факт передачи пакета с наркотическим средством гр. А. В связи с небрежностью сам факт передачи пакета не был снят. На записи было видно, что какой-то мужчина подошел к машине, когда она стояла перед светофором, и что-то положил на заднее сидение, но не разговаривал с сидящим за рулем А., последний даже не обернулся на действия мужчины, который сразу же отошел. А. поехал далее. Когда через несколько минут не остановился, стал выходить из машины, то его задержали. А. завил, что никакого пакета не видел, на сидении ничего у него не лежало, откуда появился пакет, он не знает. Окна в машине были открыты, так как было жарко. Определите систему доказательств и дайте их оценку.



Вариант № 2 (Ж-П)
1. Дифференциация уголовно-процессуальной формы.

2. Доказывание на первоначальном этапе расследования.

3. Виды решений, принимаемых на стадии исполнения приговора.
Задача:

25 июля 2006 г. П. был задержан по подозрению в хранению боеприпасов. При обыске на его квартире было обнаружено и изъято 12 патронов от ПМ. Согласно заключению криминалистической экспертизы патроны были признаны боеприпасами. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции адвокат предложил осмотреть патроны, но в суд представили справку об их утрате. Обоснуйте решения суда, основывая его на имеющихся в деле доказательствах.


Вариант № 3 (Р-Ч)
1. Решения Конституционного суда в системе источников уголовно-процессуального права.

2. Условия применения гл. 40 УПК РФ.

3. Предмет и пределы доказывания на стадии исполнения приговора.
Задача:

За совершение разбойного нападения был задержан В. Через адвоката Д. он передал записку своим друзьям, в которой предлагал оказать воздействие на потерпевшего в целях изменения им дачи показаний. Адвокат Д. передала записку друзьям В., факт передачи записки был заснят на видеокамеру. Записка была изъята у лиц, которым она была адресована. Определите субъектов доказывания и обоснуйте систему доказательств.


Вариант № 4 (Ш-Я)
1. Специальные сроки как гарантии соблюдения прав участников уголовного судопроизводства.

2. Особенности производства по делам частного обвинения у мировых судей.

3. Особенности привлечения к уголовной ответственности депутатов представительных органов власти всех уровней.
Задача:

В марте 2006 г. около 24 часов Ж. на почве ссоры ударил на улице свою жену. Проходивший мимо незнакомый им О. заступился за Ж., в ответ на это Ж. стал наносить ему побои, сбил с ног и стал прыгать по нему. Г. , в гостях у которых были Ж., выбежали на улицу и увели их к себе домой. За дракой наблюдали из своих квартир жители домов. Один из них вышел, чтобы оказать помощь оставшемуся лежать О., и обнаружил его мертвым. По показаниям свидетелей нападавший был одет в черной куртке и пыжиковой шапке. Его увели две женщины и молодой человек, похожий на подростка. Составьте план расследования с выдвижением версий по делу.


Методические указания для преподавателей

по курсу «Уголовный процесс»
Общие методические указания для преподавателей

по подготовке и чтению лекций
1. Детально разработав структуру и содержание курса, целесообразно разработать отдельные наиболее предпочтительные методы обучения и формы самостоятельной работы обучающихся, адекватные виды лекционных и семинарских занятий.

2. При изложении лекционного материала обучающимся строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте в соответствующих вопросах к излагаемой темы лекции. Дидактические единицы должны присутствовать в вопросах выносимых на тестирование, а также вопросах экзамена, зачета.

3. Необходимо предусмотреть развитие форм и методик осуществления самостоятельной работы, позволяющих обучающимся завершить изучение учебной дисциплины и сформировать профессиональное юридическое мировоззрение.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у обучающихся ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:


  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций учащимися младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

7. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.

При выстраивании лекционного курса по «Уголовному процессу» преподаватель должен учитывать, что процесс обучения включает в себя аудиторные занятия с (лекции, семинары), консультации, иные виды контроля, а также самостоятельную работу студентов.

Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер, которые читаются, как правило, по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. В ходе анализа уголовного процесса преподаватель должен заострять внимание студентов на том факте, что целью является исследование проблем предварительного расследования с учетом личностного подхода и поиск путей их решения. При этом необходимо демонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, уголовного и уголовно-процессуального права, международного права и др.




Методические указания для преподавателей по проведению семинарских (практических) занятий по дисциплине «Уголовный процесс» и студентов при подготовке к семинарским занятиям.
Семинары проводятся в учебных группах по узловым и наиболее сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития навыков научного анализа правовых явлений.

Практические занятия проводятся в учебных группах по большинству тем курса. На них отрабатывается умение провести юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в практике и применения органов прокуратуры, принять основанные на законе решения, а также правильно подготовить акты прокурорского реагирования и другие документы. Текущий контроль полученных студентами знаний включает следующие компоненты: индивидуальные (в отдельных случаях групповые) собеседования, контрольные письменные работы, выполнение программных заданий, проведение тестирование для определения остаточных знаний по ряду тем. Итоговым контролем является промежуточный зачет и экзамен. Цель которого – проверка теоретических знаний студентов и навыков применения этих знаний при решении ситуаций, возникающих в процессе предварительного расследования по уголовным делам. В процессе преподавания применяются комплекс традиционных и современных интенсивных (активных) форм и методов обучения, в том числе проблемный подход, метод разрешения конкретных проблемных ситуаций. Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, а также правонарушений. Для этого необходимо:

- ознакомиться с заданием к семинарскому занятию, определить примерный объем работы по подготовке ним;

- ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения;


- при ответах на вопросы и решении задач, необходимо внимательно прочитав их текст, попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму.

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, тексты правовых актов, литературные источники, а также документы конкретных актов правоприменения. За ответы выставляются оценки по пятибалльной системе.



Обсуждение каждого вопроса, задачи обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает собственную позицию, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты.




<< предыдущая страница