Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и практика коммуникации» для студентов специальностям «Менеджмент организации» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория организации» для... 2 480.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория организации Для студентов... 1 273.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование»... 2 470.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организаций... 4 725.34kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность... 3 908.71kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационный менеджмент»... 1 195.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Инновационный менеджмент... 2 529.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Место дисциплины в структуре ооп принципы построения курса: Курс... 1 27.11kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и практика коммуникации» для студентов - страница №1/1



ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


И.Н. Розина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОММУНИКАЦИИ»

для студентов специальностям

«Менеджмент организации»

«Финансы и кредит»

«Прикладная информатика (в управлении)»

Ростов-на-Дону

2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика коммуникации» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальностям:
080507.65 – Менеджмент организации

080105.65 – Финансы и кредит

080801.65 – Прикладная информатика (в управлении)
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, перечень компетенций, требуемых для аттестации знаний по дисциплине, планы проведения лекционных занятий с выделением ключевых терминов и контрольными вопросами, планы проведения практических занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Информационные технологии» (протокол №1 от 31.08.2010) и утвержден Учебно-методическим советом по дисциплинам Института управления, бизнеса и права (протокол № 1 от 10.09.2010).


Составитель: д.пед.н., проф. Розина И.Н.


Рецензенты: д.ф.-м..н., проф. Дашко Ю.В.

д.т.н., доц. Строцев А.А.



СОДЕРЖАНИЕ

C.


1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 4

2 Лекции (описание, ключевые слова, контрольные вопросы) 10

3 ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ 16

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 17

5 ИНформационно-методическое обеспечение 18

1РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью изучения курса "Теория и практика коммуникации" является знакомство студентов с отечественными и зарубежными представлениями, теориями, концепциями и моделями коммуникации между людьми, а также изучение влияния современных информационных и коммуникационных технологий на общество в целом и бизнес-коммуникацию.

Задачи изучения дисциплины:

  1. Освоение основных моделей и базовой терминологии коммуникации.

  2. Практическое применение теоретических основ в прикладных областях речевой, невербальной, компьютерной, межкультурной и межличностной коммуникации.

  3. Изучение особенностей процессов коммуникации в деловой сфере.

  4. Понимание современного состояния и тенденций развития теории и практики коммуникации как элемента коммуникативной культуры общества в целом и бизнеса в частности.

1.2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате изучения курса студент должен знать:

1. Современные теории коммуникации, коммуникативные модели, базовую терминологию и их приложение к практике.

2. Виды и типы коммуникации в различных областях деятельности, в том числе в бизнесе.

3. Особенности компьютерно-опосредованной коммуникации.

Студент должен уметь:


  1. Создавать документы для эффективной бизнес-коммуникации в электронном формате.

  2. Достойно представлять себя, как профессионала и свою организацию современными информационными средствами.

Иметь представление о комплексе коммуникативных дисциплин, тренингах, бизнес-консультировании.

Овладеть коммуникативными компетенциями специалиста профессионального уровня для эффективной бизнес-коммуникации

1.3АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1Лекции (описание и часы)




Тема занятий

Краткое содержание

Кол-во часов

О

З

С

1.

Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

Предмет теории коммуникации. Коммуникативная парадигма и научные традиции, междисциплинарность (антропология, психология, лингвистика, социология и др.). Терминологический аппарат теории коммуникации. Понятие коммуникации. История развития науки о человеческой коммуникации: от риторики до коммуникативистики. Проблемы коммуникации в лингвистике. Выдающиеся лингвисты-исследователи.

Методы теории коммуникации. Моделирование как метод изучения процесса коммуникации. Модель Аристотеля. Модель Ласуэлла. Циркулярная модель Шеннона-Уивера. Модель Осгуда-Шрамма. Транзакционная модель коммуникации. Основные элементы коммуникативного процесса.



3

-

-

2.

Вербальная коммуникация

Семиотика. Синтаксис, семантика и прагматика знаковых систем. Естественный язык как знаковая система. Формы речевой коммуникации: диалог, монолог. Особенности и виды устноречевой коммуникации. Письменноречевая коммуникация: свойства, виды, функции. Различия между устной и письменной речью. Коммуникативные особенности конспектирования.

3

-

-

3.

Невербальная коммуникация

Функции и особенности невербальной коммуникации. Виды невербальной коммуникации: кинесика, проксемика, артефакты, гептика, хронемика, голосовые оттенки, зрительный и обонятельный контакт. Интерпретация невербального поведения

3

-

-

4.

Компьютерно-опосредованная коммуникация

Опосредованная коммуникация. Человеко-компьютерное взаимодействие. Особенности компьютерно-опосредованной коммуникации. Модель взаимодействия "человек-компьютер-человек". Воздействие информационных и коммуникационных компьютерных систем на личность и общество. Самопрезентация в электронных коммуникациях. Невербальные элементы электронных текстовых сообщений. Полимотивированность и интересы пользователей компьютерных сетей. Интернет-аддикция. Профессиональная деятельность в Интернет (самопрезентация, сотрудничество, обмен информацией). Социальные и эмоциональные ограничения компьютерно-опосредованного взаимодействия.

4

-

-

5.

Межкультурная коммуникация

Понятие межкультурной коммуникации. Социальные, культурные и демографические различия и проблемы в мире. Основные концепции, различия в коммуникации, культуре и ценностях. Препятствия межкультурной коммуникации, восприятие межкультурных различий стереотипы, социализация, культурная диффузия. Обучение межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникативная компетентность. Способы преодоления языковых барьеров. Искусственные языки. Машинный перевод.

3

-

-

6.

Межличностная коммуникация

Понятие межличностной коммуникации. Аксиомы межличностной коммуникации (по П. Вацлавику). Ситуации и уровни коммуникации (по Э. Берну). Конфликтные (трудные) ситуации (по М. Аргайлу). Коммуникативные стратегии и стили. Модель «окно Джохари». Управление чувствами и эмоциями как коммуникативные действия.


3

-

-

Итого:

20

-

-

1.3.2Практические занятия




Тема занятий

Краткое содержание

Кол-во часов

О

З

С

1.

Техническая коммуникация

Э-почта, форумы, сетевые сообщества. Особенности электронной деловой коммуникации. Информационно-поисковые системы. Каталоги, индексы, интегрированные, специализированные, метапоисковые системы. Профессиональное коммуникация и источники деловой информации в Интернете.

Подготовка документов, резюме. Тематическая презентация и самопрезентация. Оценка презентации.



2

6

12




-

-

-



-

-

-



Итого:

20

-

-

1.4Самостоятельная работа




Содержание самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контр.







О

З

С




1

Коммуникация и коммуникативные дисциплины

Альтернативные парадигмы и развитие теории. Коммуникативная компетентность как компонент профессиональной культуры.

Информатизация общества. Сравнение понятия информационного общества и информационной культуры с точки зрения философии, культурологии и др. наук.

Влияние развития смежных технологий, таких как робототехника, биотехнология, мультимедийные технологии на развитие информационных и коммуникационных технологий.

История развития сети Интернет и ее влияние на коммуникацию в обществе. Информационные продукты и услуги в Интернет - виды, их качество и оценка. Развитие технических и программных средств реализации коммуникационных процессов в Интернет.

Классификационные признаки для группировки информации. Сравнение потребности общества и реализации предоставления услуг на информационном рынке деловой информации, информации для специалистов, потребительской информации, услуг образования, систем и средств обеспечения.

Акты правового регулирования на информационном рынке. Виды лицензионных соглашений. Пути защиты информации в Интернет. Электронная подпись.

Нарушения сетевой этики при создании и распространении вирусов, организации атак для отказа обслуживания. Усталостный информационный синдром.



4

-

-

Доклад, сообщение

2

Техническая и компьютерно-опосредованная коммуникация

Информационно-поисковые системы. Сравнительные анализ баз данных, поискового механизма и представления результатов поиска в различных поисковых системах (каталоги, индексы, специализированные и интегрированные системы).

Карманный (переносной) компьютер (КПК) как мобильное электронное устройство (программно-аппаратное обеспечение, возможности). КПК как информационная система (база данных, процедуры, синхронизация, реплицирование).

КПК как средство коммуникации (аппаратно-программное обеспечение, сопряжение с другими средствами связи, беспроводные технологии).

Современное состояние и перспективы развития аппаратного, программного, пользовательского интерфейса КПК.

Навыки онлайновой и оффлайновой коммуникации (э-почта, форумы, IRC, ICQ, MUD, КВКС). Создание и участие в существующих русскоязычных сетевых сообществах.

Воздействие информационных и коммуникационных компьютерных систем на личность и общество.

Профессиональная деятельность в Интернет. Поиск деловых партнеров и переписка в Интернет. Фандрайзинг.

Составление электронных резюме. Поиск работы через Интернет.

Сетевые профессиональные сообщества. Повышение эффективности рекламных проектов на Web.



4

-

-

Доклад, сообщение

3

Гуманитарные исследования и критические теории

Обзор современного состояния использования двунаправленных технических средств обучения (leave TV, компьютерная видеоконференцсвязь).

Анализ критических теорий взаимодействия человека и компьютера. Анализ результатов проектов по исследованию практики и последствий применения компьютерных технологий.

Обзор новых аппаратных и программных средства, периферийных устройств для работы с ПК, КПК. Интеграция компьютеров с другими техническими устройствами коммуникации.



4

-

-

Доклад, сообщение

4

Изучение дополнительного материала по темам 1-6

4

-

-

Тесты модулей 1-2

5

Выполнение и оформление контрольного проекта (презентация)

10

-

-

Материалы и презентация по проекту

6

Выполнение и оформление контрольной работы (резюме)

4

-

-

Материалы и резюме

Итого:

30

-

-





2Лекции (описание, ключевые слова, контрольные вопросы)


Лекция 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

Предмет теории коммуникации. Коммуникативная парадигма и научные традиции, междисциплинарность (антропология, психология, лингвистика, социология и др.). Терминологический аппарат теории коммуникации. Понятие коммуникации. История развития науки о человеческой коммуникации: от риторики до коммуникативистики. Проблемы коммуникации в лингвистике. Выдающиеся лингвисты-исследователи.

Методы теории коммуникации. Моделирование как метод изучения процесса коммуникации. Модель Аристотеля. Модель Ласуэлла. Циркулярная модель Шеннона-Уивера. Модель Осгуда-Шрамма. Транзакционная модель коммуникации. Основные элементы коммуникативного процесса.

Ключевые слова: коммуникация, модель, процесс, канал, сообщение, коммуникатор.

Контрольные вопросы:


  1. Почему коммуникация является основой человеческого существования? Докажите на примерах. Дайте определение понятия «коммуникация». Охарактеризуйте подходы к определению этого понятия.

  2. Как давно и в каких науках изучается коммуникация? Опишите основные этапы становления и развития теории коммуникации.

  3. Какие научные дисциплины внесли вклад в исследование проблем коммуникации?

  4. Назовите основные лингвистические коммуникативные направления, в рамках которых ставятся и решаются проблемы коммуникации. В чем особенности лингвистических исследований коммуникации? Назовите выдающихся исследователей-лингвистов и обозначьте их вклад в теорию коммуникации.

  5. Охарактеризуйте ранние коммуникативные модели (Аристотеля и Шеннона-Уивера). Приведите примеры коммуникативной ситуации на их основе и опишите, как эти модели можно применить для решения коммуникативных проблем.

  6. Охарактеризуйте коммуникативные модели Осгуда-Шрамма, Лассуэлла и транзакционную. Приведите примеры коммуникативной ситуации на их основе и опишите, как эти модели можно применить для решения коммуникативных проблем.

Лекция 2. Вербальная коммуникация

Семиотика. Синтаксис, семантика и прагматика знаковых систем. Естественный язык как знаковая система. Формы речевой коммуникации: диалог, монолог. Интраперсональная коммуникация. Особенности и виды устноречевой коммуникации. Письменноречевая коммуникация: свойства, виды, функции. Различия между устной и письменной речью. Коммуникативные особенности конспектирования.



Ключевые слова: семиотика, синтаксис, семантика, прагматика, диалог, монолог, устная речь, письменная речь.

Контрольные вопросы:

  1. Что представляет собой семиотика и какие подходы к коммуникации в ней используются? Приведите примеры семиотических систем.

  2. На примерах покажите особенности синтаксического, семантического и прагматического анализа коммуникативной ситуации.

  3. Обозначьте различия монолога и диалога в вербальной коммуникации. Что представляет собой интраперсональная коммуникация? Приведите примеры.

  4. Назовите особенности устноречевой коммуникации. В чем причины потери вербальной информации? Как их избежать или уменьшить?

  5. В чем состоят особенности письменной коммуникации? Приведите примеры эффективной письменной коммуникации.

  6. Охарактеризуйте взаимосвязь устной в письменной речи на примере процесса конспектирования

Лекция 3. Невербальная коммуникация

Функции и особенности невербальной коммуникации. Виды невербальной коммуникации: кинесика, проксемика, артефакты, гептика, хронемика, голосовые оттенки, зрительный и обонятельный контакт. Интерпретация невербального поведения.



Ключевые слова: невербальная коммуникация, кинесика, проксемика, артефакты, гептика, хронемика.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите известные Вам виды невербальной коммуникации. Какие основные функции выполняет невербальная коммуникация?

  2. В чем состоят особенности кинесики и проксемики как невербальной коммуникации? Какие типы жестов и пространственных зон вы знаете?

  3. В чем состоят особенности гептики и артефактов как невербальной коммуникации? Приведите примеры эффективной коммуникации на их основе.

  4. В чем состоят особенности хронемики, вокативных особенностей как невербальной коммуникации? Приведите примеры эффективной коммуникации на их основе.

  5. В чем состоят особенности зрительного контакта и запаха как невербальной коммуникации?

Лекция 4. Компьютерно-опосредованная коммуникация

Опосредованная коммуникация. Человеко-компьютерное взаимодействие. Особенности компьютерно-опосредованной коммуникации. Модель взаимодействия "человек-компьютер-человек". Воздействие информационных и коммуникационных компьютерных систем на личность и общество. Самопрезентация в электронных коммуникациях. Невербальные элементы электронных текстовых сообщений. Полимотивированность и интересы пользователей компьютерных сетей. Интернет-аддикция. Профессиональная деятельность в Интернет (самопрезентация, сотрудничество, обмен информацией). Социальные и эмоциональные ограничения компьютерно-опосредованного взаимодействия.



Ключевые слова: человеко-компьютерное взаимодействие, компьютерно-опосредованная коммуникация, самопрезентация, интернет-аддикция.

Контрольные вопросы:

  1. В чем состоят особенности опосредованной коммуникации? Охарактеризуйте человеко-компьютерное взаимодействие, приведите примеры.

  2. Назовите особенности компьютерно-опосредованной коммуникации по сравнению с коммуникаций лицом к лицу? Какие невербальные возможности реализованы в электронных текстах?

  3. В чем различие между компьютерно-опосредованной коммуникацией и человеко-компьютерным взаимодействием? Приведите примеры этих двух способов опосредованной коммуникации

  4. Каковы способы самопрезентации автора электронного сообщения? Приведите примеры эффективного взаимодействия с использованием опосредованной компьютером коммуникации.

  5. Каковы мотивы использования этого вида коммуникации среди пользователей Интернета? Что представляет собой интернет-аддикция или интернет-зависимость?

  6. В чем состоят ограничения опосредованной коммуникации? Приведите примеры решения этих проблем.

Лекция 5. Межкультурная коммуникация

Понятие межкультурной коммуникации. Социальные, культурные и демографические различия и проблемы в мире. Основные концепции, различия в коммуникации, культуре и ценностях. Препятствия межкультурной коммуникации, восприятие межкультурных различий стереотипы, социализация, культурная диффузия. Обучение межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникативная компетентность. Способы преодоления языковых барьеров. Искусственные языки. Машинный перевод.



Ключевые слова: межкультурные барьеры, культурная диффузия, стереотипы, искусственный язык, машинный перевод.

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте социальную и демографическую ситуацию в мире в целом. Какие мировые проблемы влияют на коммуникацию между людьми?

  2. Приведите примеры культурных стереотипов. Как осуществляются социализация и культурная диффузия?

  3. Каковы особенности обучения межкультурной коммуникации? Что означает межкультурная коммуникативная компетентность?

  4. В чем заключаются языковые барьеры и каковы способы их преодоления? Приведите примеры искусственных языков и успешного решения языковых проблем в межкультурной коммуникации.

  5. Как решаются проблемы языковой коммуникации на основе машинного перевода? В чем заключаются проблемы его широкого использования и каковы тенденции развития?

Лекция 6. Межличностная коммуникация

Понятие межличностной коммуникации. Аксиомы межличностной коммуникации (по П. Вацлавику). Ситуации и уровни коммуникации (по Э. Берну). Конфликтные (трудные) ситуации (по М. Аргайлу). Коммуникативные стратегии и стили. Модель «окно Джохари». Управление чувствами и эмоциями как коммуникативные действия.



Ключевые слова: аксиомы коммуникации, коммуникативный стиль, коммуникативная стратегия, «окно Джохари», управление коммуникацией.

Контрольные вопросы:

  1. Что представляет собой межличностная коммуникация? Назовите аксиомы межличностной коммуникации по П. Вацлавику.

  2. Назовите ситуации межличностной коммуникации по Э. Берну.

  3. Перечислите трудные (стрессовые) ситуации по М. Аргайлу

  4. Какие характеристики межличностной коммуникации можно выявить в описании коммуникативных стилей и стратегий?

  5. Что представляет собой «Окно Джохари» и от чего зависит межличностное восприятие (например, в Интернете)?

  6. Назовите способы управления чувствами и эмоциональными проявлениями в межличностной коммуникации.

3ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ


Основным критерием усвоения дисциплины «Теория и практика коммуникации» является выполнение учебного проекта по темам лекционных занятий или по дополнительным темам курса (с учетом особенностей бизнес-коммуникации):

  1. Науки, изучающие коммуникацию. Коммуникативные исследования.

  2. Основные модели коммуникации.

  3. Развитие и роль телекоммуникационных систем.

  4. Виды невербальной коммуникации.

  5. Биометрические системы распознавания.

  6. Особенности социо-психологической, социо-культурной, кибернетической/информационной теории коммуникации.

  7. Исторические корни речевой коммуникации.

  8. Семиотика и знаковые системы.

  9. Гуманитарные исследования применения компьютерных технологий. Сетевые опросы как практика социологических исследований.

  10. Феномен зависимости от Интернет.

  11. Проблемы взаимодействия человека и компьютера.

  12. Межличностная коммуникация.

  13. Коммуникация в малых группах.

  14. Массовая коммуникация и СМИ.

  15. Техническая коммуникация и деловая документация.

  16. Естественно-языковое взаимодействие с компьютером.

  17. Воздействие информационных и коммуникационных технологий на личность и общество в целом.

  18. Межкультурная компетенция. Особенности межкультурной коммуникации в электронной среде.

4УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Основная литература


  1. Бландел. Р. Эффективный бизнес-коммуникации: теория и практика в эпоху информации. СПб.: Изд-во "Питер", 2000. – 381с.

  2. Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. – 432с.

  3. Лэйхифф Дж. М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки. / Дж. М. Лэйхифф, Дж. М. Пенроуз и др. СПб.: Питер, 2001. – 686 с.

  4. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003. – 615 с.

  5. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знания, 2001.

  6. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества / Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 301с.

4.2Дополнительная литература


  1. Леонтович О.А. Русские и американцы. Парадоксы межкультурного общения. Волгоград: "Перемена", 2002. – 435с.

  2. Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур. Игры и упражнения для межкультурного обучения. Калуга: Полиграф-Информ, 2001. – 188 с.

  3. Griffin E. (2000). A First Look at Communication Theory. McGraw Hill.

  4. Keyton J. (2001). Communication Research. Asking Questions, Finding Answers. Mayfield Publishing Company.

  5. Markel M. (1998). Technical Communication. Situation and Strategies. 5th edition. NY: St. Martin's Press.

  6. Bucy E. P. (2002). Living in the Information Age. A New Media Reader. Wadsworth.

  7. Lustig M. W., Koester J. (1999). Intercultural Competence. Interpersonal Communication across cultures. Longman.

  8. Leathers D.G. (1997) Successful Nonverbal Communication. Principles and Application. Allyn and Bacon.

5ИНформационно-методическое обеспечение


Информационно методическое обеспечение дисциплины включает УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы приведенные в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Обеспечение дисциплины



п/п

Перечень



MS Office Word, PowerPoint



MS Internet Explorer, Opera



Презентационные материалы лекций и примеры практических заданий на сервере ИУБиП