Учебно-методический комплекс по дисциплине «Римское право» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности... 2 438.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 2 601.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 2 728.43kb.
Рабочая программа дисциплины римское право направление подготовки... 1 550.82kb.
Программа дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения:... 1 335.27kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для направления... 28 3790.85kb.
Учебно-методический комплекс история уровень основной образовательной... 8 1973.8kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 3 974.64kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история политических и... 4 1023.33kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направление... 5 838.16kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «история и методология юридической... 1 351.95kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Римское право» для направления 030900. - страница №1/1


МИНистерство ОБРазования и науки РОССИйсской федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. проректора по учебной работе и академическому развитию
_________________Н.И. Дундин

«___»_______20__ г.



Красавцев Л.Б., Савельев И.В.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

« Римское право»
для направления 030900.62 - «Юриспруденция»

Архангельск

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Цели и задачи курса



Римское право изучается на I курсе дневного и заочного отделений. Цель изучения римского права – создать у студентов наиболее полное представление о том, что римское право лежит в основе многих институтов современного права, раскрыть основные понятия римского права и его значение для современной юриспруденции.


Задачи курса:

  • раскрыть предмет римского права, его основные понятия, терминологию, закономерности развития;

  • содействовать пониманию роли римского права в курсе юридических наук;

  • подготовить студентов к изучению современных юридических наук, освоению гражданского права.

Римское право создавалось на протяжении длительного периода времени (более 1000 лет), постоянно совершенствуясь и достигая высокого уровня развития, создало основные понятия и правовые институты юриспруденции. Оно давно перешагнуло за рамки своей эпохи и превратилось в явление всемирно-исторического значения. Поэтому римское право было воспринято государствами Европы, а затем и другими странами и по сей день лежит в основе многих институтов современного права. Вот почему оно должно быть знакомо каждому образованному юристу.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:



  • знать основные его понятия (осуществление и защита прав, понятие о лицах, понятие семейного и наследственного права; вещи, их происхождение, виды вещей; сервитуты обязательства и их виды, порядок заключения и расторжения; основные виды договоров; деликтные обязательства и т.д.);

  • усвоить основной терминологический арсенал римского права (юстиция, процесс, прецедент, презумпция, адвокат, прокуратура, казус и т.д.);

  • уметь применять эти основные понятия при изучении гражданского права и других юридических дисциплин;

  • владеть навыками.







3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Объем дисциплины (час.)

Аудиторные занятия, в том числе лекции

30

Практические занятия - семинары

16

Самостоятельная работа

54

Общая трудоемкость

100



Семестры и вид отчетности по дисциплине


Семестр


Вид отчетности

I

экзамен



4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы


п/п

Разделы дисциплины (название)


Всего часов

Лекции

Семинары




Введение

1

1






Частное право


23

23




1

Источники римского права

1

1




2

Осуществление и защита прав

4

2

2

3

Учение о лицах

4

2

2

4

Семейное право

4

2

2

5

Наследственное право

4

2

2

6

Права на вещи

6

4

2

7

Обязательственное право

4

2

2

8

Договоры

9

6

3

9

Деликтные обязательства

3

2

1



Публичное право


6







1

Государственное устройство

2

2




2

Уголовное право и судопроизводство

2

2




3

Реституция римского права


2

2






Итого


46

30

16


4.2. Содержание разделов дисциплины


лекции

Тема учебного курса

содержание лекции

Кол. часов

1

Введение

1




Частное право

Источники римского права


1


2

Осуществление и защита прав

2

3

Учение о лицах

2

4

Семейное право

2

5

Наследственное право

2

6

Права на вещи. Виды вещей и прав на вещи. Право владения

2

7

Право собственности.

Права на чужие вещи


2


8

Обязательственное право

2

9

Учение о договорах.

Понятие и виды договоров


2


10

Реальные договоры.

Концессуальные договоры


2


11

Как бы договоры.

Пакты

2


12

Деликтные обязательства

2

13

Государственное устройство Древнего Рима

2

14

Уголовное право и судопроизводство

2

15

Реституция римского права

2



4.2.2. Семинарские занятия
Дневное отделение16 часов


  1. Осуществление и защита прав – 2 часа

  2. Учение о лицах – 2 часа

  3. Семейное право – 2 часа

  4. Наследственное право – 2 часа

  5. Права на вещи – 2 часа

  6. Обязательственное право – 2 часа

  7. Система контрактов – 3 часа

  8. Деликтные обязательства – 1 час


Заочное отделение – 2 часа

  1. Обязательственное право и договоры – 2 часа


Методические указания к семинарам


Тема 1. Осуществление и защита прав (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Осуществление прав.

  2. Формы защиты прав.

  3. Иски.

  4. Производство дел по частным спорам.

  5. Влияние времени на осуществление и защиту прав.

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо дать четкое понятие права и осуществление права. Показать, что каждый мог пользоваться своим частным правом или отказываться от него. При этом обратить внимание на необходимость соблюдать границы своего права.

Обсуждая второй вопрос, следует, во-первых, рассмотреть самоуправство как первоначальную форму защиты прав, во-вторых, показать постепенное вытеснение и дисциплинирование самоуправства и превращение государством борьбы сторон в рассмотрение споров органами государства. В связи с этим дать понятие юрисдикции как права государственных органов организовать для разрешения каждого отдельного спора судебное разбирательство. Дать понятие о суде как органе принудительного осуществления прав.

Рассматривая третий вопрос, следует дать понятие иска. Показать, что римское частное право складывалось как система исков. Показать виды основных исков: 1 – по системе права; 2 – по отношению к личности ответчика; 3 – по объему правомочий судьи; 4 – по форме образования и 5 – по содержанию и цели требований истца. Рассказать о защите и возражениях против иска, раскрыть понятие эксцепции. Объяснить явление коллизии прав и конкуренции исков.

Отвечая на четвертый вопрос, следует рассказать о различных формах производства дел по частным спорам: производство у претора, производство в суде; процессуальное, интердиктное и когниционное производство. Раскрыть понятие реституции как формы восстановления в прежнее состояние.

Ответ на пятый вопрос должен показать значение времени в праве. Следует рассказать, что римские юристы обнаружили и обосновали правосозидательное и погашающее действие времени, дали понятие о незапамятном времени, показали, как исчисляется время и, наконец, ввели понятие исковой давности.


Тема 2. Учение о лицах (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие лица. Виды лиц.

  2. Правовые категории в зависимости от статуса свободы.

  3. Гражданский статус.

  4. Положение лиц в семье.

  5. Происхождение юридического лица.

Тема семинарского занятия посвящена важному понятию лица – как субъекта права.



Первый вопрос раскрывает содержание понятия лица.

Второй вопрос рассматривает правовые категории в зависимости от статуса лиц.

Третий вопрос посвящен правовым категориям лиц в зависимости от гражданского статуса.

Четвертый вопрос рассматривает правовое положение лица в зависимости от положения в семье.

Пятый вопрос рассматривает происхождение понятия близкого к понятию «юридическое лицо». Необходимо привести пример древнейших юридических лиц.
Тема 3. Семейное право (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика семейного права.

  2. Правовые отношения между супругами.

  3. Правовые отношения родителей и детей.

  4. Узаконение и усыновление.

  5. Опека и попечительство.

Тема семинарского занятия посвящена вопросам семейного права и связанного с ним наследственного права. Прежде всего следует дать общую характеристику римского семейного права, рассказать об основных чертах семейного строя, дать понятие об агнатическом и когнатическом родстве. Затем дать характеристику брака, раскрыть правовую сущность брака. Кратко показать основные формы брака в римском праве.

Во втором вопросе раскрыть правовые отношения между супругами: прежде всего регулирование имущественных отношений. Дать понятие приданого и брачных даров. Рассмотреть зависимость имущественных отношений в зависимости от форм брака.

В третьем вопросе рассказать о правовых отношениях родителей и детей и прежде всего обратить внимание на отцовскую власть домовладыки в отношении детей. Раскрыть права отца в отношении своих детей. Прекращение власти отца. Положение дочерей в римской семье.

При ответе на четвертый вопрос раскрыть правовое содержание таких понятий как усыновление и узаконение. Показать основные формы этих правовых институтов, их изменение в ходе истории Рима.

В пятом вопросе дать понятие таких важнейших институтов семейного права, как опека и попечительство. Показать экономические и юридические корни этих институтов. Раскрыть основные формы опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей, основные требования к личности опекуна и попечителя.


Тема 4. Наследственное право (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика наследственного права. Понятие наследства.

  2. Наследование по закону.

  3. Наследование по завещанию.

  4. Принятие наследства.

  5. Завещательные отказы: легаты и фидеокомиссы.

В первом вопросе следует дать общую характеристику римского наследственного права, объяснить понятие и виды наследования, права наследования, открытие наследства. Показать основные этапы развития римского наследственного права: по древнему цивильному праву, по преторскому праву, по императорскому законодательству и по законодательству императора Юстиниана I.

Во втором вопросе рассказать о наследовании по закону. Показать основные этапы развития наследования по закону: по законам XII таблиц, по преторскому праву и праву Юстиниана. Особо остановиться на основном принципе наследования по закону – о приоритете ближайшей степени родства.

В ответе на третий вопрос необходимо дать понятия завещания, завещательной способности, рассказать о формах завещания, недействительности завещания. Затем дать характеристику необходимого наследования, ограничений свободы завещательных распоряжений, обратить внимание на обстоятельства, которые в римском праве приводили к утрате силы завещания. Требование обязательной доли.

В четвертом вопросе показать процесс принятия наследства, правовые последствия принятия наследства, их изменение в ходе истории римского права. Дать понятия «лежачего наследства» и наследство.

Рассматривая пятый вопрос, показать, как в римском наследственном праве появилась возможность свободы завещания относительно лиц, не входящих в круг прямых наследников путем отказов – легатов. Раскрыть понятие легата, виды легатов. Затем дать понятие фидеикомисса как специального вида завещательного распоряжения, его преимущества перед легатом, понятие об универсальном фидеикомиссе. В заключение рассказать о необходимости и способах ограничения свободы и назначения легатов и фидеикомиссов.


Тема 5. Права на вещи (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Общее учение о вещах.

  2. Классификация вещей.

  3. Право владения.

  4. Право собственности:

а) понятие правомочия собственника, виды;

б) приобретение права собственности;

в) защита прав собственности;

г) потеря права собственности.

5. Понятие прав на чужие вещи.

6. Сервитуты: сельские, городские, личные.

7. Суперфиций.

8. Эмвфитевзис.


Тема семинарского занятия раскрывает одно из важнейших понятий римского частного права, а следовательно, и гражданского права – права на вещи. Поэтому в первом вопросе следует дать общие понятия: что такое вещь, что такое право на вещь, виды прав на вещи (владение, собственность и право на чужие вещи), что такое имущество.

Второй вопрос посвящен классификации вещей по римскому праву. Объяснить необходимость классификации, подробно дать классификацию вещей.

В третьем вопросе показать, как исторически складывалось понятие владения, что входит в понятие владения, виды владения. Затем показать, как происходит установление владения, приобретение владения, прекращение владения. После этого показать, как происходила защита владения, в каких случаях не давалась защита, показать формы защиты: интердикты для удержания владения, для возврата владения.

При ответе на четвертый вопрос студент должен рассказать о происхождении понятия права собственности, вида собственности в римском праве, об основных правомочиях собственника. Далее показать основные способы приобретения собственности, понятие совместной собственности, при каких обстоятельствах происходила утрата права собственника. Затем рассказать, как происходила защита прав собственности, какие применялись средства защиты и условия их применения. Рассказать о случаях утраты права собственности.

В пятом вопросе студент прежде всего должен дать понятие права на чужие вещи, объяснить, как исторически оно возникло, какие существовали права на чужие вещи (виды). Затем дать классификацию сервитутов. Дать характеристику основных видов сельских, городских и личных сервитутов. Показать, как происходит возникновение и прекращение сервитутов.

В шестом вопросе раскрыть понятие римского сервитута, показать его происхождение, разновидности. Тоже рассказать о городских сервитутах; подчеркнуть их отличие от сельских. Раскрыть понятие личных сервитутов: узуфрукта, узуса и права жить в чужом доме и пользоваться чужими рабами или животными. Показать принципиальное отличие личных сервитутов от предиальных.

В седьмом вопросе дать понятие суперфиция. Объяснить происхождение и сущность этого правового института. Показать права владельца права суперфиция.

В восьмом вопросе раскрыть право эмфитевзиса. Показать его происхождение и сущность, значение для экономической жизни римского общества на определенном этапе его развития.

Тема 6. Обязательственное право (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Обязательства и его виды.

  2. Место и время исполнения, просрочка и ее последствия.

  3. Прекращение обязательства.

  4. Обеспечение обязательства:

а) задаток;

б) неустойка;

в) поручительcтво;

г) залог.

5. Ответственность за неисполнение обязательства.
При ответе на первый вопрос необходимо дать четкое определение понятия обязательства, назвать виды обязательств, источники возникновения обязательств. Далее рассмотреть обязательства делимые и неделимые, альтернативные обязательства, объяснить явление «каузы» в обязательстве. Раскрыть понятие солидарности и корреальной ответственности.

Во втором вопросе показать, что понимается под местом и временем исполнения обязательства. Дать понятие просрочки исполнения, напоминания; показать последствия просрочки, прекращения просрочки.

В третьем вопросе объяснить, как происходит прекращение обязательства, способы прекращения обязательств. Раскрыть сущность зачета и его виды. Показать, как происходит освобождение от долга, в связи с этим раскрыть содержание акцептиляции, новации, цессии и принятия на себя чужого долга.

Разбирая четвертый вопрос, рассказать о цели обеспечения обязательства, средствах обеспечения. В связи с этим объяснить содержание задатка, неустойки, поручительства и залога. Показать различные формы залога (фидуция, пигнус, ипотека). Особо подробно остановиться на понятии ипотеки.

В пятом вопросе студент должен объяснить ответственность должника за неисполнение обязательства, дать понятие вины и ее различных степеней, показать, как возмещались убытки в случае неисполнения обязательств. Объем возмещения убытков, убытки косвенные и прямые.
Тема 7. Система контрактов (3 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о договоре, классификация договоров.



  1. Вербальные (устные) контракты и литеральные (письменные) контракты.

  2. Реальные контракты.

  3. Консенсуальные контракты.

  4. Безыменные контракты.

  5. Обязательства «как бы из договора».

Тема семинарского занятия посвящена также одному из важнейших разделов римского частного права, а значит, и современного гражданского права – договорному праву.

В первом вопросе дать понятие о договоре как наиболее важном источнике обязательств. Объяснить толкование договора, условие действительности договоров, предмет договора, основание договора. Затем рассказать о возможных пороках соглашения. В заключение дать классификацию договоров: контракты, виды контрактов; пакты; квазиконтракты («обязательства как бы из договоров»).

Отвечая на второй вопрос, следует раскрыть содержание вербального контракта. Объяснить основной вид вербального контракта – стинуляцию, другие формы устных контрактов. Затем охарактеризовать литеральные (письменные) контракты, формы их исполнения.

В третьем вопросе следует дать характеристику реальных контрактов: договора займа, договора ссуды и договора хранения или поклажи. Характеризуя каждый реальный договор, показать: признаки договора, предмет договора, ответственность сторон, условия прекращения договора. Необходимо подчеркнуть безвозмездность реальных договоров в римском праве, при этом остановиться на порядке выплаты процентов по договору займа, подчеркнуть различия займа и ссуды.

Четвертый вопрос посвящен консенсуальным контрактам. Прежде всего необходимо дать общую характеристику консенсуальных контрактов. Затем рассмотреть в вышеуказанном порядке конкретные виды консенсуальных контрактов: договор купли-продажи, договор найма (найма вещей, найма услуг, подряда), договор товарищества и договор поручения. Обратить внимание на ответственность сторон при каждом виде контракта.

Разбирая пятый вопрос, необходимо показать происхождение понятия безымянные контракты. Затем рассмотреть конкретные формы таких контрактов: договор мены и оценочный договор.

В шестом вопросе объяснить происхождение и суть «обязательств как бы из договоров», или квазиконтрактов. Затем дать конкретные примеры таких обязательств, как ведение чужих дел, обязательства вследствие неосновательного обогащения одного лица за счет другого, различные формы исков для истребования неосновательного обогащения.
Тема 8. Деликтные обязательства.

Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие правонарушения: частные и публичные деликты.

  2. Понятие частного деликта.

  3. Виды частных деликтов.

  4. Обязательства как бы из деликтов.

Тема последнего семинарского занятия посвящена такому специфическому источнику возникновения обязательств – как обязательства из деликтов. В первом вопросе показать, что такое в римском праве деликт. Объяснить разницу между частными и публичными деликтами.

Во втором вопросе дать законченное понятие частного деликта, его характерные признаки, характерные черты.

В третьем вопросе рассказать об основных видах частных деликтов. Рассказать об основных видах частных деликтов. Рассказать о правовых последствиях из каждого частного деликта, показать основные виды исков по каждому конкретному деликту.

В четвертом вопросе дать понятие об обязательствах как бы деликтов или квазиделиктов. Показать конкретные примеры обязательств из как бы деликтов и рассказать об исках, предъявляемых в этих случаях.
Заочное отделение
Тема: Обязательственное право и договоры

Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие обязательства и его источники.

  2. Понятие о договоре.

  3. Вербальные договоры.

  4. Литеральные договоры.

  5. Реальные договоры.

  6. Консенсуальные договоры.

Рекомендации смотри к темам 5 и 6.



4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов


Темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий

Сроки выполнения

Кол. часов

Осуществление и защита прав

подготовка

к семинару



по расписанию

2

Учение о лицах

-«-

-«-

2

Семейное право

-«-

-«-

2

Наследственное право

-«-

-«-

2

Права на вещи

-«-

-«-

2

Обязательственное право

-«-

-«-

2

Система контрактов

-«-

-«-

3

Деликтные обязательства

-«-

-«-

1

Подготовка к экзамену

-«-

38




Итого




54


5. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов /Д.В. Дождев; Ред. В.С. Нерсесянц.-М.: ИНФРА-М.; М.: НОРМА, 1996.

  2. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» /Д.В. Дождев; ред В.С. Нерсесянц; Ин-т гос-ва и права РАН, Академич. правовой ун-т.-2-е изд., изм. и доп.-М.: НОРМА; М.: ИНФРА-М, 1999, 2000, 2003.

  3. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» /Д.В. Дождев; ред. В.С. Нерсесянц; Ин-т гос-ва и права РАН, Академич. правовой ун-т.-2-е изд., изм. и доп.-М.: НОРМА, 2004, 2005.

  4. Косарев А.И. Римское право.-М., 1986.

  5. Новицкий И.Б. Римское право /И.Б. Новицкий; отв. ред. Е.А. Суханов; МГУ, Центр. общ. наук.-Изд. 7-е, стереотип.-М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 2003.

  6. Омельченко О.А. Основы римского права.-М., 1994.

  7. Омельченко О.А. Римское право.-М., 2000.

  8. Римское частное право: Учебник / Ред. И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский.-М.: Юриспруденция, 1999, 2000.

  9. Римское частное право: Учеб. для юрид. и историч. вузов / Ред. И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский.-М.: Юристъ, 1997.-(Программа «Юридический учебник»).

  10. Римское частное право: Учебник / Ред. И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский.-М.: Юрист, 1994.

  11. Римское частное право: Учебник для студ. вузов / ред. И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский.-М.: ИД «Юриспруденция», 2005.

  12. Римское частное право: Учебник / Ред.И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский.-М.: Юристъ, 2001, 2004.

  13. Скрипелев Е.А. Основы римского права: Конспект лекций.-М., 1988.

  14. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М.Черниловского.-М., 1994.

  15. Хутыз Н.З. Римское частное право.-М.: Былина, 1994.

  16. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву.-М., 1991.

  17. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.-М., 1996.


Дополнительная литература


  1. Аппиан, Александрийский. Римская история: Пер. с греч. / Аппиан Александрийский.-М.: Наука, 1998.-(Памятники исторической мысли)

  2. Бартошек М. Римское право – понятия, термины и определения.-М., 1989.

  3. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима.-М., 1963.

  4. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права / Д.Д. Гримм; Ред. В.А. Томсинов; МГУ.-М.: Зерцало, 2003.

  5. Дигесты Юстиниана: Пер. с лат./ Юр.фак МГУ, РАН, Ин-т всеобщей истории, Центр изучения римского права; отв. ред. Л.Л. Кофанов.-М.: «Статут».-Т. I. Кн. I-IV.-2003.

  6. Дигесты Юстиниана: Пер. с лат./ Юр.фак МГУ, РАН, Ин-т всеобщей истории, Центр изучения римского права; отв. ред. Л.Л. Кофанов.-М.: «Статут».-Т. II. Кн. V-XI.-2002.

  7. Дигесты Юстиниана: Пер. с лат./ Юр.фак МГУ, РАН, Ин-т всеобщей истории, Центр изучения римского права; отв. ред. Л.Л. Кофанов.-М.: «Статут».-Т. III. Кн. XII-XIX.-2003.

  8. Дигесты Юстиниана: Пер. с лат./ Юр.фак МГУ, РАН, Ин-т всеобщей истории, Центр изучения римского права; отв. ред. Л.Л. Кофанов.-М.: «Статут».-Т. I. Кн. I-IV.-2002.

  9. Дигесты Юстиниана: Пер. с лат./ Юр.фак МГУ, РАН, Ин-т всеобщей истории, Центр изучения римского права; отв. ред. Л.Л. Кофанов.-М.: «Статут».-Т. IV. Кн. XX-XXVII.-2004.

  10. Зелинский Ф.Ф. Римская империя: Пер. с пол. / Ф.Ф. Зелинский.-СПб.: Алетейя, 1999.-(Античная б-ка. Исследования)

  11. Копылов А.В. Вещные права на землю в римском, русском и современном российском гражданском праве / А.В. Копылов.-М.: Статут, 2000.-(Новые имена).

  12. Кофанов Л.А. Обязательственное право в архаическом Риме (VI – IV вв. до н.э.).-М., 1994.

  13. Кривцов А.С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и современном гражданском праве / А.С. Кривцов; Каф. гражданского права юридич. фак-та МГУ.-М.: Статут; М.: Консультант плюс, 2003.-(Классика российской цивилистики).

  14. Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина: Историческая библиотека Бека / К. Крист.-Ростов н/Д: Феникс.-Т.1.-1997.-(исторические силуэты).

  15. Латинские юридические изречения / Авт.-сот. Е.И. Темнов.-М.: Экзамен; М.: Право и закон, 2003.- (Исследования и тексты по истории и теории права).

  16. Марцеллин А. Римская история: Пер. с лат. / А.Марцеллин.-3-е изд.-СПб.: Алетейя, 2000.-(Античная б-ка. Античная история).

  17. Михайловский Ф.А. Власть Октавиана-Августа / Ф.А. Михайловский.-М.: Русское слово, 2000.

  18. Нетушилъ И.В. Обзоръ Римской истории: По лекциям, читаемым в Императорском Харьковском Университете и на Харьковских Высших Женских Курсах / И.В. Нетушилъ.-2-е изд., испр. и доп.- Харьков: Кн. магазин Т-ва А.С. Суворина.-«Новое Время», 1916.

  19. Никифоров Б.С. Латинская юридическая фразеология.-М., 1979.

  20. Остерман Л. Римская история в лицах / Л. Остерман.-М.: «О.Г.И.», 1997.

  21. Павел Юлий. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана: Пер. с лат. / Ин-т «Открытое общество».-М.: Зерцало, 1998.-(Программа «Право»).-(Памятники римского права).

  22. Памятники римского права: Законы XII таблиц; Институции Гая; Дигесты Юстиниана.-М., 1997.

  23. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права.-Киев, 1990.

  24. Покровский И.А. История римского права / И.А. Покровский; Ин-т «Открытое общество»-М.: Летний Сад; СПб.: Нева, 1999.

  25. Покровский И.А. История римского права / И.А. Покровский; Ин-т «Открытое общество».-СПб.: Летний Сад, 1998, 1999.-(Программа «Право»).

  26. Пухан И. Римское право: Учебник: Пер. с македонск. / И. Пухан, М. Поленак-Акимовская; ред. В.А. Томсинов.-М.: ЗЕРЦАЛО, 1999.

  27. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий: Сборник.-М.: Республика, 1995.-(Б-ка этической мысли).

  28. Савельев В.А. История римского частного права.-М., 1986.

  29. Савельев В.А. Римское частное право.-М., 1995.

  30. Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права.-М., 2000.

  31. Темнов Е.И. Латинские юридические изречения.-М., 1996.

  32. Хвостов В.М. Система римского права: Учебник.-М.: Спарк, 1996.

  33. Хрестоматия по истории древнего Рима.-М., 1987.



6. Вопросы к экзамену





  1. Понятие римского права. Отличие римского права частного от публичного.

  2. Исторические системы римского частного права и виды источников права, периоды.

  3. Кодификация Юстиниана.

  4. Понятие осуществления права.

  5. Формы защиты права: самоуправство и государственная защита прав.

  6. Влияние времени на осуществление и защиту прав.

  7. Понятие, значение и виды исков .

  8. Легисакционный процесс. Понятие, признаки, стадии.

  9. Формулярный процесс. Понятие, стадии. Структура преторской формулы.

  10. Экстраординарный процесс.

  11. Понятие и категории лиц.

  12. Право и дееспособность в римском частном праве.

  13. Правовое положение римских граждан, латинов и перегринов.

  14. Юридические лица. Понятие, признаки, этапы становления.

  15. Правовые черты римской семьи. Значение агнатического и когнатического родства. Линии родства и степени.

  16. Правовые отношения между супругами. Виды браков. Личные и имущественные отношения супругов. Прекращение брака.

  17. Правовые отношения родителей и детей. Узаконение и усыновление.

  18. Опека и попечительство.

  19. Понятие и виды вещей.

  20. Понятие и виды прав на вещи. Признаки вещевого права.

  21. Понятие, содержание права собственности, его признаки.

  22. Способы приобретения права собственности.

  23. Защита права собственности.

  24. Понятие и виды владения, защита владения.

  25. Права на чужие вещи: сервитуты.

  26. Суперфиций.

  27. Понятие и содержание обязательств.

  28. Виды обязательств.

  29. Место, срок, исполнение обязательств.

  30. Прекращение обязательств.

  31. Понятие и способы обеспечения обязательств (задаток, неустойка, поручительство).

  32. Залоговое право, ипотека.

  33. Контракты и пакты. Понятие, значение, условия договора, содержание.

  34. Виды договоров.

  35. Вербальный договор.

  36. Реальные контракты.

  37. Право эмфитевзиса.

  38. Безымянные контракты.

  39. Понятие и виды пактов.

  40. Наследование по завещанию (устное).

  41. Договор ссуды.

  42. Договор хранения.

  43. Договор купли-продажи.

  44. Договор найма.

  45. Договор подряда.

  46. Договор товарищества.

  47. Договор поручения.

  48. Договор мены.

  49. Квазиконтракты.

  50. Деликтные обязательства.

  51. Обязательства как бы из деликтов.

  52. Понятие наследства и наследования. Этапы развития.

  53. Наследование по завещанию (письменное).

  54. Наследование по закону.

  55. Легаты и фидеикомиссы.

  56. Уголовное право и судопроизводство.


7. Программа курса
ВВЕДЕНИЕ
Понятие о римском праве. Публичное и частное право. Особенности развития римского права. Принцип формального равенства. Основные черты римского права. Этапы развития. Рецепция римского права. Содержание курса. Значение римского права для современной юриспруденции.
ЧАСТНОЕ ПРАВО
Тема 1. Источники римского права

Квиритское (цивильное) право. Законы XII Таблиц. Преторское право. Право народов. Естественное право. Источники классического периода. Деятельность римских юристов. Источники постклассического периода.

Законы. Классификация законов. Сенатус – консульты. Конституции императоров. Эдикты магистров. Ответы юристов. Юриспруденция. М.Цицерон, Лабеон, Юлиан. Сабинианцы и прокулианцы, Гай, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Павел. Закон о цитировании 426 г. Кодекс Юстиниана I: Дигесты, Институции, Кодекс, Новеллы.
Тема 2. Осуществление и защита прав.

Понятие субъективного права. Осуществление права. Формы защиты прав.

Границы осуществления права. Самоуправство. Границы применения самоуправства. Государственная защита прав. Юрисдикция. Суд как орган принудительного осуществления прав. Подсудность. Виды судей. Легисакционный процесс. Формулярный процесс. Экстраординарный процесс.

Значение иска. Виды исков. Вещные иски. Личные иски. Цивильные иски. Преторские иски. Иски по аналогии. Иски доброй совести. Иски строгого права. Арбитражные иски. Защита и возражения против иска. Эксцепция. Коллизия прав и конкуренция исков.

Производство дел по частным спорам. Производство у претора. Истец – ответчик. Отказ в иске. Производство в суде. Доказывание. Роль судьи. Проскрипции. Судебное решение. Реституция. Интердиктное производство. Когниционное производство.

Значение времени в праве. Правосозидательное и погашающее действие времени. Незапамятное время. Исчисление времени. Исковая давность. Перерыв давности. Приостановление давности.


Тема 3. Учение о лицах.

Понятие лица. Физические лица. Категории лиц. Правоспособность, дееспособность. Правовые категории лиц в зависимости от статуса свободы: свободные, рабы, вольноотпущенники. Правовые категории в зависимости от гражданского статуса: римские граждане, латины, перегрины. Гражданство – приобретение, утрата, ограничение, умаление чести. Правовое положение лиц в зависимости от семейного статуса: домовладыка, под властью отца, «под рукой». Правовые изменения в статусе лиц.

Юридические лица. Древнейшие юридические лица: союзы религиозные, союзы ремесленников, корпорации, объединения взаимопомощи; похоронные, коммерческие корпорации. Привилегированные юридические лица. Юридические лица в развитом праве. Возникновение корпораций. Учреждения.
Тема 4. Семейное право.

Характеристика римского семейного права. Общий строй римской семьи. Власть отца. Агнатическое и когнатическое родство. Вытеснение агнатического родства когнатическим.

Правовые отношения между супругами. Брак. Виды брака. Правовая сущность брака. Заключение и прекращение брака. Личные и имущественные отношения супругов. Брачное соглашение. Приданое.

Отношения между родителями и детьми. Власть отца. Права отца. Освобождение от власти отца. Отношения между матерью и детьми. Узаконение. Усыновление. Опека и попечительство: предмет, образование, формы, опека над женщинами. Требования к личности опекуна.


Тема 5. Наследственное право.

Общая характеристика римского наследственного права.

Право наследования. Открытие наследства. Наследование по закону: по древнему цивильному праву, по преторскому праву, императорское законодательство, новеллы Юстиниана.

Наследование по завещанию. Завещание. Активная завещательная способность. Пассивная способность. Формы завещания. Подназначение наследника. Утрата силы завещания. Недействительность завещания. Принятие наследства. Правовые последствия. Необходимое наследование. Ограничение свободы завещательных распоряжений.

Легаты и фидеикомиссы: понятие и виды легатов. Фидеикомиссы. Ограничение свободы назначения легатов и фидеикомиссов.
Тема 6. Право на вещи.

Понятие вещи. Классификация вещей. Владение. Виды владения. Прекращение владения. Защита владельцев. Право собственности. Происхождение и принятие права собственности.

Понятие прав на чужие вещи; сервитуты: понятие, классификация – земельные (дорожные, водные, пастбищные), городские, личные; возникновение и прекращение сервитутов, защита сервитутов.

Эмвитевзис: происхождение, сущность. Суперфиций: происхождение, сущность, прекращение.


Тема 7. Обязательственное право.

Обязательство и его виды. Понятие обязательства. Обязательства, пользующиеся исковой защитой и натуральные. Источники возникновения обязательств. Делимые и неделимые обязательства, альтернативные. «Кауза» в обязательстве. Множественность лиц.

Место и время исполнения. Просрочка, последствия, прекращение.

Прекращение обязательства. Способы прекращения цессия и принятие на себя чужого долга.

Обеспечение обязательства. Цель обеспечения. Средства обеспечения (задаток, неустойка, поручительство, залог). Залоговое право: понятие, формы (фидуция, ручной залог, ипотека). Прекращение залога. Перезалог. Ответственность должника за неисполнение. Вина и возмещенеи убытков.
Тема 8. Учение о договоре.

Понятие договора. Толкование договора. Условия действенности договора. Предмет договора. Классификация договоров. Вербальные договоры. Письменные договоры. Реальные договоры.

Договор займа, договор суды, договор хранения или поклажи.

Консенсуальные договоры: договор купли-продажи, договор найма (наем вещей, наем услуг, подряд), договор товарищества, договор поручения. Безымянные договоры: понятие, договор мены, оценочный договор.

Пакты: понятие и виды; «голые» пакты; «одетые» пакты (присоединение к договору, получившие защиту от претора, получившие защиту от императора), неформальные соглашения о дарении, соглашения о передаче спора на разрешение третейского судьи.

Обязательства как бы из договора (квази-договоры). Понятие и виды. Ведение чужих дел. Обязательства из неосновательного обогащения (ошибочный платеж, несуществование долга, иск о возврате полученного посредством кражи и др.).


Тема 9. Деликтные обязательства.

Понятие частного правонарушения. Виды частных деликтов. Посягательство на личность. Кража. Ущерб, убытки. Грабежи. Угрозы и обман и др.

Обязательства как бы из деликта (квази-деликты). Понятие. Отдельные виды обязательств: ответственность судьи, ответственность за выброшенное, за небрежно повешанное; ответственность хозяина корабля, содержателя гостиницы, постоялого двора.
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Тема 1. Государственное устройство.

Основы государственности. Народное собрание. Реформы Сервия Тулия. Государственный строй республики. Государственный строй римской империи. Принципат и доминат. Государственный статус монарха.


Тема 2. Уголовное право и судопроизводство

Организация уголовной юстиции. Порядок уголовного судопроизводства. Виды преступлений. Наказание и виды наказаний.


Тема 3. Рецепция римского права.

Школа глоссаторов. Школа комментаторов- постглоссаторов. Римское право в Германии. Историко-правовая школа. Пандектное право. Школа натурального права, Обновленная историческая школа.



8. Методические рекомендации для студентов
Цель семинарских занятий – сориентировать студентов в изучаемых проблемах и облегчить поиск необходимых учебных, монографических источников, которые можно использовать также при составлении плана индивидуальной работы по данной дисциплине и при подготовке к зачету.

Семинары – важный вид занятий, способствующий более глубокому усвоению материала, изложенного в лекции. Они являются формой проверки самостоятельной работы студента с дополнительной литературой, умения применять теоретические знания при решении практических задач.

Во время семинарских занятий могут проводиться круглые столы, деловые игры по наиболее актуальным проблемам курса.

Посещение семинарских занятий обязательно. Студент, пропустивший занятие, должен пройти индивидуальное собеседование с преподавателем по пропущенной теме.

Обязательно и активное участие в семинарских занятиях. Студент должен на основе плана занятия и материала лекции по данной теме наметить круг вопросов, подлежащих освещению, определить список необходимых источников, знание которых поможет ответить на вопросы, по мере необходимости сделать краткие записи для выступления, составить конспект отдельных первоисточников. Преподаватель может дать студентам отдельные индивидуальные занятия в виде реферата. Во время семинарских занятий могут быть использованы иные формы проверки подготовки студентов: контрольные работы, контрольные опросы понятийного аппарата по пройденным темам, составление документов, решение задач.

При оценке выступлений учитываются глубина знаний теоретических проблем римского права, законодательства и практики, культура речи, система изложения необходимого материала. Особое внимание уделяется умению самостоятельно мыслить, аргументированному обоснованию выводов и т.д.

Вопросы, выносимые на семинарские занятия, не могут рассматриваться как исчерпывающие. Возможно их расширение при изучении курса.


  1. Методические рекомендации для преподавателей

При изложении римского права преподаватель обращает прежде всего внимание студентов на то, что основные понятия и категории, термины составляют толковый понятийный аппарат любой юридической дисциплины, особенно отраслей гражданского права. Следует рекомендовать студентам выписывать эти термины на отдельные листочки и почаще повторять.



Преподавателю следует также учитывать изложение курса в зависимости от формы обучения: очной, заочной, а здесь также различать заочное на базе среднего или высшего образования. Для студентов дневного отделения, не обладающих еще достаточным жизненным опытом, следует больше внимания обратить на проведение семинарских занятий. При работе со студентами-заочниками, учитывая небольшой объем лекционных занятий, преподаватель должен обратить их внимание на необходимость самостоятельной работы с литературой. Целесообразно также указывать студентам на соответствующие разделы Гражданского кодекса РФ.