страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Исследование социально-экономических - страница №1/1
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра «Коммуникационный менеджмент»» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Исследование социально-экономических
|
Название раздела |
Количество часов занятий |
Уровни изуче- ния |
|||
Аудиторных |
Внеаудиторных |
||||
Лекцион-ных |
Практичес-ких |
Лаборатор-ных |
Самостоятель-ных |
||
1. Введение в дисциплину «ИС-ЭиПП» |
2 |
- |
2 |
4 |
Б-1 |
2. Научное исследование |
2 |
- |
2 |
4 |
Б-1 |
3. Социально-экономические процессы (СЭП) |
2 |
- |
2 |
4 |
Б-1 |
4. Исторические типы исследования СЭП (XVIII – XX вв.) |
4 |
- |
4 |
8 |
Б-1 |
5. Современные модели СЭП |
4 |
|
4 |
8 |
А-1 |
6. Политические процессы |
2 |
|
2 |
4 |
Б-1 |
7. Методология исследования политических процессов |
2 |
|
2 |
4 |
А-1 |
8. Основные подходы к изучению С-Э и ПП |
2 |
|
2 |
4 |
Б-1 |
9. Общенаучные методы исследования С-Э и ПП |
2 |
|
2 |
4 |
Б-1 |
10. Системный анализ С-Э и ПП |
2 |
|
2 |
4 |
Б-1 |
11. Социальные методы в исследовании С-Э и ПП |
2 |
|
2 |
4 |
Б-1 |
12. Методы экспертных оценок |
2 |
|
2 |
4 |
Б-1 |
13. Проектирование С-Э и ПП |
6 |
|
6 |
12 |
Б-1 |
|
|
- |
|
|
|
ИТОГО: |
34 |
- |
34 |
68 |
|
Объект и предмет дисциплины. Социально-экономические и политические процессы: понятие, виды, типы. Управляемые социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и классификация
Понятие и алгоритм научного исследования. Современные направления исследований С-Э и ПП
Понятие социальных и социально-экономических процессов. Виды социально-экономических процессов. Управление социально-экономическими процессами. Факторы, влияющие на исследование социально-экономических процессов
Теория Адама Смита. Методологический подход Давида Риккардо. Экономическая теория Карла Маркса. Теория маржинализма Альфреда Маршалла. Институционализм и неоинституциональные течения XX в. Учение Дж.М. Кейнса. Теория Милтона Фридмена. Социально-ориентированный подход Людвига Эрхарда. Концепция жизненного цикла Франко Модильяни
Понятие экономической модели. Американская модель. Германская модель. Шведская модель. Французская модель. Китайская модель. Особенности российской модели
Понятие и формы политических процессов. Особенности политических процессов. Классификация политических процессов
Основные этапы разработки методологии. Институциональный метод. Бихевиористский метод. Структурно-функциональный анализ. Метод рационального выбора
Теологический подход. Натуралистический подход. Социоцентрический подход. Культурологический подход. Рационально-критические подходы (модели политического конфликта и политического консенсуса)
Постановка проблемы. Анализ и синтез. Индуктивный и дедуктивный методы. Аналогия. Моделирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод сравнительного анализа. Наблюдение. Опрос. Анкетные методы. Численная оценка
Социальные системы. Логические основы и функции системного анализа. Принципы и этапы системного анализа. Применение системного анализа на практике: формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований. Модели системного анализа, критерии, ограничения. Метод структуризации проблемы построения «дерева»
Социологические исследования: их классификация, формы и методы. Фактологическое обеспечение исследований. Программы и организация исследований. Социометрия
Особенности экспертных методов. Индивидуальные методы: метод гирлянд и ассоциаций, метод парных сравнений, метод вектора предпочтений, метод фокальных объектов, индивидуальный экспертный опрос, метод средней точки, метод Черчмена-Акоффа, метод лотерей. Коллективные методы: мозговой штурм, методика судов, метод «черного ящика», метод эвристического прогнозирования, синектический метод, метод дневников, метод Дельфи
Моделирование. Программирование. Эффективность управленческого решения
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник. М.: Гардарики, 2007.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.
3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.
5. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ, 2000.
6. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2008.
7. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М.: ИНФРА-М, 2001.
8. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.
9. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
10. Шевцов А.Н. Социально-экономические процессы переходного периода. М, 1999.
11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2001.
1. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. М.: Экономика, 2000.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.
3. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск: ТетраСистемс, 2001.
4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Аспект Пресс, 1995.
5. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Магистр, 1996.
6. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. - М.: Высшая школа, 1989.
7. Волков Ю.Г. Социология в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 2000.
8. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. М.: НПЦ «Крылья», 2004.
9. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом “Университет”, 2001.
10. Гречихин В.Г. Лекции по методологии и технике социологических исследований: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
11. Заславская Т.И. Социальный механизм трансформации российского общества // Социологический журнал №3, 1995. С.5-21.
12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 2001.
13. История социологии /Под ред. А.Н. Елсукова. Минск: Высшая школа, 1999.
14. Капитонов Э.А. Социология XX в. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
15. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 1998.
16. Кравченко А.И. Основы социологии. М.: Академический Проект, 2001.
17. Кравченко А.И. Социология для экономистов. М.: Юнити-Дана, 2001.
18. Кравченко А.И. Социология. М.: Логос; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
19. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Изд-во «МарТ», 2005.
20. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996.
21. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М., 2000.
22. Лекции по методологии социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. - М.: Изд-во МГУ, 1972.
23. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996.
24. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. М., 2000.
25. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: Теория и алгоритмы. М.: Изд-во МГУ, 1994.
26. Мангейм Д.Б., Рич Р.К., Политология. Методы исследования. пер. с англ. М.: Весь мир, 1997.
27. Маркович Д. Общая социология. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1993.
28. Математическое моделирование социальных процессов. М.: Изд-во МГУ, 1998.
29. Методология и методы анализа социальных систем. М., Изд-во МГУ, 1995.
30. Методы прикладной социологии. Учебно-методический комплекс / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: МАДИ-ТУ, 1999.
31. Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2-х кн. / Отв. Ред. В.Г.Андреева, О.М.Маслова. М.: Наука, 1990.
32. Морозов Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. М., 1995.
33. Основы прикладной социологии. Том 1-2 / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М., 1995.
34. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения /Американская социологическая мысль. М., 1996.
35. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М., 1992.
36. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие; 2-е изд. М.: Логос, 2001.
37. Практикум по социологии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.
38. Прикладная социология /Под ред. Ю.С.Колесникова. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
39. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова; 3-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2003.
40. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Аспект Пресс, 2000.
41. Радугин А.А. Социология. Курс лекций. М.: Центр, 1998.
42. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
43. Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. М., 1987.
44. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2000.
45. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
46. Социологический энциклопедический словарь /Ред. Г.В.Осипов. М.: Норма-инфра, 2000.
47. Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие/ под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М.: Аспект пресс, 1996.
48. Социология /Под общ. ред. А.А.Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2001.
49. Социология /Под. общ. ред. Э.В.Тадевосян. М.: Знание, 1998.
50. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.
51. Тихомиров Н.П. и др. Моделирование социальных процессов. М., 1993.
52. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.
53. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
54. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, Юрайт, 2001.
55. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2000.
56. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //Политические исследования. 1994. №1.
57. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект- Пресс, 1996.
58. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.
15. Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрации изменений
Учебный Год |
Учебная группа |
Решение кафедры (№ протокола, дата, подпись зав.кафедрой) |
Решение выпускающей кафедры (№ протокола, дата, подпись зав.кафедрой) |
Лектор (разработчик программы) |
Номер изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание – Тексты изменений прилагаются
Лекция представляет собой логическое изложение материала в соответствии с планом лекции, который сообщается студентам в начале каждой лекции, и имеет законченную форму, т. е. содержит пункты, позволяющие охватить весь материал, который требуется довести до студентов. Содержание каждой лекции имеет определенную направленность и учитывает уровень подготовки студентов.
Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Главной задачей лектора является организация процесса познания студентами материала изучаемой дисциплины на всех этапах ее освоения, предусмотренных государственным образовательным стандартом.
Лекции по курсу «Исследование социально-экономических и политических процессов» призваны решать две основные задачи: во-первых, информативную, т.е. сообщать студенту определенный набор теоретических знаний об изучаемой области действительности (в данном случае это исследовательская и управленческая сферы), во-вторых, развивающую, т.е. способствовать выработке навыков самостоятельной познавательной деятельности, мышления и оценки на основе полученных знаний.
Для решения названных задач при подготовке лекции преподавателю необходимо:
• сформулировать цель и задачи каждой лекции;
• определить содержание лекции и план ее проведения так, чтобы это отвечало поставленным задачам лекции;
• разработать методы активизации познавательной деятельности студентов с учетом уровня знаний студентов;
• продумать возможности использования изучаемого материала в рамках других дисциплин и в практической деятельности;
• представить ссылки на источники для самостоятельного изучения материала студентами;
• по материалу лекции сформулировать задачи с целью подготовки студентов к семинарам.
Тематика и содержание лекции определяются рабочей программой изучаемой дисциплины, составленной в соответствии с рабочим учебным семестровым планом по специальности.
Для передачи теоретического материала по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» используются три основных типа лекций: вводная лекция (Раздел 1), информационная лекция (Разделы 2-3,6-13) и обзорная лекция (Разделы 4-5).
По своей структуре лекции могут быть разнообразны – это зависит от содержания и характера излагаемого материала. Однако существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции студентам и строгое ему следование. В план лекции включаются наименования основных вопросов лекции, которые могут послужить базой для составления экзаменационных билетов и вопросов к зачету.
В начале изложения полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение рассматриваемой темы в дисциплине и в системе других наук.
При раскрытии вопросов темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод.
В конце лекции необходимо подвести итог сказанному.
Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе осмысленного записывания, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету, экзамену. Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Средствами, помогающими конспектированию, являются: акцентированное изложение материала лекции, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.
На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач, перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения.
В ходе лекций по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий, в частности, применение мультимедийного проектора, а также интерактивных выступлений по принципу «вопрос – ответ», использование мела и доски, схем, таблиц и рисунков
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторные занятия по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» направлены главным образом на формирование исследовательских навыков специалистов по связям с общественностью. Цель занятий – закрепить и расширить полученные теоретические знания, а также представить самостоятельные решения практических ситуаций.
Лабораторные занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала и выступают как средство оперативной обратной связи.
Как правило, во время лабораторных занятий основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что определяет содержание деятельности студентов.
Структура лабораторных занятий по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» включает: постановку задач преподавателем; ответы на вопросы студентов для уточнения материала; выполнение лабораторной работы по плану лабораторных занятий; отчет по лабораторной работе.
Отчет по лабораторной работе является обобщением проведенной студентом работы, которую представляют для защиты преподавателю, и включает: титульный лист; цель работы; теоретические сведения о проблеме; анализ результатов работы; выводы.
Контроль качества знаний является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов. В ходе обучения по курсу «Исследование социально-экономических и политических процессов» осуществляется текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль может быть организован с помощью докладов, проверки отчетов по лабораторным работам, проверки конспектов лекций.
Промежуточный контроль может быть организован в виде тестов, контрольных работ.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
ТЕСТ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
а) статику общественного развития;
б) динамику общественного развития;
в) явления застоя в общественном развитии;
г) эволюционные явления.
2. Каково соотношение понятий «процесс» и «социальные изменения»:
а) процесс основывается на изменениях;
б) это тождественные понятия;
в) понятие процесс шире, чем понятие изменения;
г) сопоставлять эти понятия некорректно.
3. Какое из ниже перечисленных определений раскрывает понятие «социальное
развитие»?
а) переход социального объекта из одного состояния в другое;
б) существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере;
в) прогрессивный процесс изменений социальной системы;
г) изменения социальной структуры общества.
а) распада системы, при котором ее элементы «захватываются» другими системами;
б) резкого, скачкообразного изменения ядра системы, ведущего к появлению новой
системы;
г) возрождения старых, отживших элементов системы.
5. Какое из перечисленных ниже свойств не является характерным для социального процесса?
а) масштаб;
б) вектор;
в) состав;
г) управляемость.
6. Какое свойство не является характерным для социально-экономических и политических процессов?
а) многомерность;
б) динамизм;
в) неравномерность;
г) обратимость.
7. Целостность, выступающая в форме взаимосвязанных социальных структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми – это…
а) социальное управление;
б) социальная система;
в) социальная граница;
г) социальный процесс.
8. Какой из элементов непременно лежит в основе политического процесса?
а) эффективность общественного производства;
б) власть;
в) деньги;
г) занятость.
а) познавательные действия, которые совершаются по определенному алгоритму;
б) особая форма исследовательской деятельности;
в) система правил использования приемов и методов исследования;
г) совокупность процедур исследования.
10. Какой из методов не является общенаучным?
а) индукция;
б) дедукция;
в) контент-анализ;
г) эксперимент.
а) исторический, диалектический;
б) символический, статистический;
в) опросный, тестирования;
г) шкалирование, контент-анализ.
а) exit poll;
б) фокус-группы;
в) контент-анализ;
г) опрос.
13. К первичным методам исследования относятся…
а) методы сбора информации;
б) методы анализа информации;
в) визуальные методы;
г) экспериментально-игровые методы.
14. Основной задачей системного анализа является:
а) классификация основных структурных элементов системы;
б) определение функций социальных институтов;
в) системное исследование сложных проблем в условиях неопределенности;
г) дифференциация основных структурных элементов системы.
15. Моделирование — это…
а) создание моделей не существующих, а ожидаемых процессов;
б) идеализирование какого-либо процесса;
в) представление об объекте, лишенное недостатков;
г) адекватная замена оригинала аналогом.
16. Одной из разновидностей метода экспертной оценки является:
а) метод Дельфи;
б) опрос респондентов;
в) социометрия;
г) exit poll.
а) измерение социальных характеристик объекта;
б) измерение личностных характеристик;
в) измерение межличностных отношений;
г) измерение межгрупповых отношений.
18. Какой метод политической науки основывается на анализе официальных структур и формальных правил принятия решений?
а) системный;
б) институциональный;
в) социологический;
г) бихевиористский.
19. Анкета — это:
а) любой перечень вопросов, адресованных респонденту;
б) опросный лист, содержащий определенным образом упорядоченную совокупность вопросов;
в) вопросы, направленные на выявление личности респондента;
г) документ, содержащий изложение логики исследования.
20. Какое из требований, предъявляемых к научной гипотезе, выражает необходимость верификации полученных в ходе ее подтверждения результатов?
а) релевантность;
б) проверяемость;
в) совместимость с существующим научным знанием;
г) объяснительная или предсказательная сила.
21. К процессам групповой динамики относят…
а) социализацию;
б) модернизацию;
в) лидерство;
г) миграцию.
а) изучается в течение определенного времени группа индивидов, объединенных
некоторыми общими характеристиками;
б) исследуется не выборка, а генеральная совокупность;
в) выборка объектов меняется периодически;
г) выборка объектов остается неизменной во все временные точки исследования.
а) наблюдаемые и измеряемые характеристики социального явления или процесса;
б) фрагменты социальной реальности, на которые направлена познавательная деятельность;
в) отдельные социальные явления и процессы, оказывающие влияние на развитие и функционирование общества;
г) общепринятая система образцов.
24. Что называется шкалой в социологических исследованиях?
а) иерархически выстроенные социальные характеристики;
б) перечень возможных вариантов ответа на заданный вопрос;
в) перечень вопросов, задаваемых респонденту;
г) совокупность данных о каком-либо массовом явлении или процессе.
25. В чем состоит сущность экономической стратификации?
а) в интеграции социальных групп и слоев;
б) в разделении общества на страты;
в) в неравном распределении доходов и материальных благ;
г) в изменении положения различных групп населения в экономической иерархии.
26. Политическая модернизация предполагает…
а) возрождение традиционных политических институтов;
б) олигархизацию политической элиты;
в) адаптацию существующих политических институтов к новым условиям;
г) изменение политической системы в процессе перехода от традиционного к современному обществу.
Пензенский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра «Коммуникационный менеджмент»
По дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Специальность 032401 «Реклама»
2. Понятие и алгоритм научного исследования
3. Современные направления исследований С-Э и ПП
4. Понятие социальных и социально-экономических процессов
5. Виды социально-экономических процессов
6. Управление социально-экономическими процессами
7. Факторы, влияющие на исследование социально-экономических процессов
8. Теория Адама Смита
9. Методологический подход Давида Рикардо
10. Экономическая теория Карла Маркса
11. Теория маржинализма Альфреда Маршалла
12. Институционализм и неоинституциональные течения XX в.
13. Учение Дж.М. Кейнса
14. Теория Милтона Фридмена
15. Социально-ориентированный подход Людвига Эрхарда
16. Концепция жизненного цикла Франко Модильяни
17. Понятие экономической модели
18. Американская модель
19. Германская модель
20. Шведская модель
21. Французская модель
22. Китайская модель
23. Особенности российской модели
24. Понятие, формы и особенности политических процессов
25. Субъекты политических процессов
26. Классификация политических процессов
27 Основные категории политических процессов
28. Основные этапы разработки методологии
29. Институциональный метод
30. Бихевиористский метод
31. Структурно-функциональный анализ
32. Метод рационального выбора
33. Основные подходы к изучению политических процессов
34. Методология научных исследований
35. Общелогические методы
36. Теоретические методы
37. Эмпирические методы
38. Сущность системного анализа
39. Функции системного анализа
40. Принципы и этапы системного анализа
41. Построение «дерева целей»
42. Классификация социологических исследований
43. Структура и организация социологических исследований
44. Социометрия
45. Особенности экспертных методов
46. Индивидуальные методы
47. Коллективные методы
48. Эффективность управленческого решения
Автор Зав. кафедрой «КМ»
доцент каф. «КМ» д.филос.н., доцент
А.Ю. Питерова Н.В. Розенберг
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью.
Под самостоятельной работой понимается планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она предназначена не только для овладения знаниями по определенным дисциплинам, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной и профессиональной деятельности, способности самостоятельно решать возникающие проблемы. Задачи самостоятельной работы студентов состоят прежде всего в том, чтобы:
- закреплять знания и умения, полученные в часы аудиторных занятий;
- расширять и углублять их;
- формировать умения и навыки самообразования;
- развивать познавательную активность, самостоятельность мышления и творческие способности обучаемых.
Учебный процесс предполагает самостоятельную работу студента по углубленному изучению курса «Исследование социально-экономических и политических процессов» и освоению необходимых навыков работы исследователя. Самостоятельная работа по дисциплине включает:
1) текущую работу с лекционным материалом, предусматривающую проработку конспекта лекций и учебной литературы;
2) самостоятельное изучение дополнительных источников информации по темам занятий (соответствующие разделы учебников, учебных пособий и т.п.);
3) регулярное чтение периодических изданий (журналы «Вестник общественного мнения», «Мониторинг общественного мнения», «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Социология:4М», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Вестник Института социологии», «Политические исследования», «ПОЛИТЭКС», «Вопросы политологии»);
4) регулярное изучение профессиональных новостей в сети Интернет (Российская сеть информационного общества. Социология. Сайт: http://www.isn.ru/sociology.shtml, Соционет. Сайт: http://socionet.ru/).
5) подготовку к лабораторным занятиям;
6) подготовку рефератов, докладов по темам лабораторных занятий;
7) подготовку к экзамену.
ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
Неделя |
Часы сам. работы |
Содержание самостоятельной работы |
Учебно-методическое обеспечение |
Форма контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1-я |
2 |
Подробное изучение темы «Социально-экономичес-кие и политические процессы (СЭиПП): поня-тие, виды и свойства» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (групповое обсуждение) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2-я |
2 |
Подробное изучение темы «Разработка программы исследования. Современ-ные направления исследо-ваний СЭиПП» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (устный опрос). Зачет |
3-я |
2 |
Подготовка к теме «Особенности управления социально-экономически-ми процессами (СЭП)» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (групповое обсуждение). Зачет |
4-5-я |
4 |
Подробное изучение темы «Социализация. Демогра-фические и экономичес-кие факторы исследования СЭП» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (устный опрос) |
6-7-я |
4 |
Подготовка к теме «Роль социальной стратифи-кации в исследовании СЭП» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (групповое обсуждение) |
8-я |
2 |
Подготовка сообщений по теме «Политическая сфера общества» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (рефераты, доклады). |
9-я |
2 |
Подробное изучение темы «Институциональный подход в исследовании СЭиПП» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (групповое обсуждение). Зачет |
10-я |
2 |
Подготовка к теме «Соци-альная мобильность» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (устный опрос). |
11-я |
2 |
Подробное изучение темы «Классические подходы в исследовании СЭП (XIX-XX вв.)» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (рефераты, доклады). Зачет |
12-я |
2 |
Подготовка к теме «Теоретические подходы в исследовании СЭП» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (групповое обсуждение). Зачет |
13-я |
2 |
Подробное изучение темы «Современные исследова-ния социальных процес-сов (XX в.)» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (устный опрос) |
14-я |
2 |
Подготовка к теме «Инди-видуальные и коллектив-ные методы исследования СЭиПП» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (устный опрос) |
15-17-я |
6 |
Подробное изучение темы «Прикладные исследова-ния СЭиПП» |
Текст лекций, список рекомендуемой литературы, ресурсы Интернет |
В ходе занятия (групповое обсуждение). Зачет |
В ходе самостоятельной работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» предполагается подготовка и защита студентами докладов и рефератов.
Доклад как вид самостоятельной работы способствует формированию исследовательских навыков, расширяет познавательную сферу, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляется план, подбираются основные источники, систематизируются полученные сведения, делаются выводы и обобщения.
Доклады, сделанные студентами на практических (лабораторных) занятиях, позволяют дополнить лекционный материал, а также дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Подготовка доклада включает:
1) изучение наиболее важных научных работ по данной теме;
2) анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;
3) обобщение и логическое построение материала доклада (например, в форме развернутого плана);
4) написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть доклада содержит подробное описание и анализ проблемной ситуации и должна иметь четкое логическое построение. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Реферат - это краткое изложение содержания первичного документа (книги, статьи, неопубликованных материалов) или результатов научно-исследовательских работ. Реферат является одним из видов научно-исследовательской работы студента. В нем должно найти отражение следующее: уровень изученности темы, видение проблемных областей, умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему, формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы, навыки работы с литературными источниками. Реферат свидетельствует об информационной культуре, интеллектуальном уровне студента, характеризует его самостоятельные навыки и умения.
Структура реферата включает следующие элементы:
1. Содержание.
2. Введение. Обоснование темы (актуальность, теоретическая и практическая значимость). Цель и задачи работы.
3. Обзор литературных источников с анализом и критической оценкой автора реферата (положительные стороны и спорные положения авторов рассматриваемых произведений).
4. Формулирование собственного взгляда на рассматриваемую проблему.
5. Выводы и предложения.
6. Литература.
На усмотрение автора в реферате могут быть разработаны отдельные тематические главы, параграфы, в которых анализируется соответствующая литература.
Список литературы в реферате имеет важное значение, поскольку он отражает степень разработанности темы в литературе.
Одним из условий успешного проведения занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не слишком регламентированными.
Перечень требований к любому выступлению студента:
1) связь выступления с предшествующей темой или вопросом;
2) раскрытие сущности проблемы;
2.Выполнение домашних заданий.
3.Выполнение курсовых проектов или работ.
4.Подготовка к сдаче коллоквиумов и к контрольным работам.
5.Подготовка к практическим занятиям.
6.Подготовка к зачёту по конкретной дисциплине.
7.Подготовка доклада к выступлению на семинаре по заданной теме.
8.Подготовка реферата по заданной теме (дисциплины гуманитарного цикла)
|