Учебно-методический комплекс. М.: Изд центр еаои, 2008 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 15страница 16страница 17страница 18страница 19
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура... 1 235.76kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности... 1 223.18kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 260.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов юридического... 2 480.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные... 2 375.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс Печатается по решению методической комиссии... 1 433.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Н. И. Лобачевского «Электронные ресурсы для науки и образования»... 1 16.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс. М.: Изд центр еаои, 2008 - страница №18/19

Глобальные проблемы
в мировой экономике




Изучив тему 1, студент должен знать:


  • общую специфику глобальных проблем;

  • влияние глобальных проблем на мировую экономику;

  • пути решения глобальных проблем.



Уметь:


  • определить приоритеты в решении глобальных проблем;

  • анализировать пути решения глобальных проблем;

  • оценивать последствия глобализации мировой экономики.



Приобрести навыки:


  • анализа глобальных проблем;

  • оценки последствий глобализации мировой экономики.




Содержание темы:


Возникновение глобальных проблем. Общая специфика глобальных проблем. Смена приоритетов в глобальных проблемах. Научное и практическое значение установления приоритета в решении глобальных проблем.

Проблема бедности и отсталости. Причины экономической отсталости стран третьего мира. Последствия бедности и отсталости для мировой экономики. Пути решения глобальной проблемы бедности и отсталости. Роль международных организаций в решении проблемы бедности и отсталости.

Продовольственная проблема в мировой экономике. Дефицит продуктов питания в слаборазвитых странах. Возможности мирового производства продовольствия. Факторы, препятствующие росту мирового производства продовольствия.

Мировая торговля продовольствием: основные участники, особенности протекционизма в мировой торговле продовольствием. Роль ВТО в мировой торговле продовольствием.

Деятельность ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН). Пути решения глобальной продовольственной проблемы.

Проблема природных ресурсов. Взаимосвязь энергетической и сырьевой проблем. Последствия энергетического и сырьевого кризисов. Пути решения сырьевой проблемы.

Экологическая проблема. Деградация окружающей природной среды. Проблема отходов. Пути решения экологической проблемы.

Демографическая проблема. Демографический взрыв в развивающихся странах. Пути решения демографической проблемы.

Глобализация мировой экономики: сущность, причины и последствия.
Цели изучения темы:

1. Формирование знаний о глобальных проблемах.

2. Определение путей решения глобальных проблем.
Задачи изучения темы:

1. Формирование представлений о взаимосвязи глобальных проблем.

2. Выявление причин возникновения глобальных проблем.

3. Определение путей решения глобальных проблем.



Изучая тему,

необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • глобальная проблема,

  • проблема бедности и отсталости,

  • продовольственная проблема,

  • экологическая проблема,

  • демографическая проблема,

  • глобализация.


Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 лекционных часа, 2 часа практических занятий, 6 часов самостоятельной работы.


Предусмотрены:

1. лекция на тему «Глобальные проблемы в мировой экономике»

2. практическое занятие в форме семинара

3. самостоятельная работа студента в следующих формах:

– подготовка к лекции,


  • подготовка к семинарскому занятию,

  • подготовка докладов и рефератов, участие в чатах,

  • изучение дополнительной литературы.

Методические указания:


Вопросы:

1. Общий характер глобальных проблем в мировой экономике. Структура глобальных проблем.

2. Глобализация мировой экономики.
При изучении первого вопроса:
Готовясь к лекции, подумайте, какие причины привели к возникновению глобальных проблем? Почему они имеют общий характер?

Готовясь к семинарскому занятию, обратите внимание, что термин «глобалистика» был введен в научный обиход в 60-е – начале 70-х гг. ХХ в. Именно в этот период мирохозяйственные связи стали испытывать воздействие глобальных проблем, и их решение стало настоятельной необходимостью всего мирового сообщества.

Общий характер глобальных проблем определяется рядом признаков.

Прежде всего, они затрагивают интересы всего человечества. Кроме того, они нуждаются в срочном и неотложном решении. Следует также обратить внимание на взаимосвязанность глобальных проблем.

Достаточно сложным вопросом является определение приоритетности решения глобальных проблем.


Чат. Обсудите с товарищем по группе, может ли международная помощь существенно смягчить проблему бедности и отсталости.
При подготовке к первому вопросу необходимо читать:

1. Данное пособие. – Гл. 7.

2. Мировая экономика: Учебник для вузов/Под ред. А.С.Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007.
При изучении второго вопроса:
Готовясь к лекции, подумайте, почему глобализация мировой экономики имеет сторонников и противников.

Готовясь к семинарскому занятию, уделите внимание причинам глобализации мировой экономики. Это позволяет понять ее объективный характер. Необходимо также уделить внимание анализу положительных и негативных последствий глобализации мировой экономики. Объективный характер процесса глобализации диктует необходимость всестороннего и взвешенного учета его последствий. Можно усилить положительные эффекты глобализации для национальной экономики. В то же время негативные последствия глобализации возможно ослабить, благодаря этому экономические потери снижаются.
Чат. Обсудите с товарищем по группе, почему в мире возникло движение антиглобалистов?
При подготовке ко второму вопросу необходимо читать:

Данное пособие. – Гл. 7.


Для более углубленного изучения темы 8 необходимо читать:

1. Глобальность без границ // Русский полис. – 2001. – №6.

2. Евстигнеева Л.П. Россия и экономическая глобализация // Общественные науки и современность. – 2000. – №2.

3. Евстигнеева Л.П. Экономическая глобализация и постмодерн // Общественные науки и современность».

4. Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития // Мэ и МО. – 2000. – №3.

5. Ковалев Е. Глобальная продовольственная проблема // МЭ и МО. – 2004.- №10.

6. Коллонтай В. О неолиберальной модели глобализации // МЭ и МО. – 1999. – №10.

7. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. – М., 2001.

8. Мясникова Л. Новый глобальный проект // МЭ и МО – 2006. – №3.

9. Пефтиев В. Развивающийся мир: глобализация и регионализация // МЭ и МО. – 2000. – №7.

10. Стритен П. Интеграция, взаимозависимость и глобализация // Финансы и развитие. – 2001. – №2.

11. Фридман Л. Глобализация: развитые и развивающиеся страны // МЭ и МО. – 2000. – №10.

12. Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран // МЭ и МО. – 2000. – №6.
Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»):

1. Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества.

2. Приоритетной глобальной проблемой является демографическая проблема.

3. Международные организации играют существенную роль в решении глобальных проблем.

4. Проблема бедности и отсталости успешно решается.

5. Глобализация мировой экономики имеет не только положительные, но и негативные последствия.



7.1. Сущность и экономические аспекты
глобальных проблем

«Глобальные проблемы» как общепринятое понятие возникли в 70-е годы ХХ столетия. В 1972 г. появился первый доклад Римского клуба под названием «Пределы роста». Этот доклад подготовила группа ученых под руководством американского ученого Д.Л. Медоуза, который использовал набор идей, выдвинутых профессором кибернетики Д. Форрестером в книге «Мировая динамика». Форрестер предсказал на начало ХХI века неизбежность всемирных катастроф, обусловленных истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, демографическим взрывом в развивающихся странах.

Сущность глобальных проблем заключается в том, что они в той или иной степени влияют на экономику и жизнь населения любой страны и решение этих проблем зависит от усилий всех стран мира.

В условиях растущей взаимозависимости частная проблема одной страны или региона может постепенно перерасти в глобальную, если не находит своевременного решения. Тем не менее, все современные глобальные проблемы имеют общие характеристики.

Можно выделить следующие характеристики глобальных проблем:


  • затрагивают интересы всех стран (или большинства стран);

  • тормозят экономическое и социальное развитие мира;

  • требуют неотложного решения;

  • взаимосвязаны между собой;

  • требуют координации действий всех стран мира.

Сложным является вопрос определения приоритетности глобальных проблем. Это зависит не только от остроты и масштабности проблем, но и от реальной возможности их решения или хотя бы смягчения в данное время.

В настоящее время можно выделить следующие глобальные проблемы.


1. Проблемы бедности и отсталости.

В Докладе Всемирного Банка о развитии мира отмечено, что «первейшая задача развития – уменьшение бедности».

Для миллионов людей в странах третьего мира уровень жизни застыл на месте. А в некоторых странах даже снизился.

По некоторым данным, населения Бразилии, жителей Нигерии, населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 долл.7 в день (по паритету покупательной способности). Таким образом, экономический рост в мировой экономике не способен уничтожить или хотя бы сократить уровень обнищания нескольких регионов мира.


2. Проблема роста населения (демографическая проблема).

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.

Но при любом подходе очевидно, что игнорировать влияние роста населения на экономику нельзя, особенно в современных условиях.

Ежегодно население мира растет на 93 млн человек. При этом более 82 млн человек рождается в развивающихся странах. Можно считать, что это беспрецедентный рост в истории человечества. Однако проблема роста населения затрагивает не только его численность. Это проблема благосостояния и развития человека.

Многие специалисты, как из промышленно развитых, так и развивающихся стран считают, что действительная проблема – не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

а) слаборазвитость – отсталость в развитии, а развитие – конечная цель. Экономический и социальный прогресс создает механизмы, которые в той или иной степени регулируют рост населения;

б) истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды. Развитые страны, где сосредоточено менее 25% населения мира, потребляют 80% мировых ресурсов.

3. Экологическая проблема.

Как отмечает Всемирный Банк в Докладе о развитии мира в 1992 г., «защита окружающей среды является важной частью развития». Процесс развития без ее эффективной защиты будет подорван.

В 70-х гг. XX в. экономисты и политики осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушением и исчерпанием ресурсов.

Нет единого мнения о величине расходов на сохранение окружающей среды в различных видах экономической деятельности. Но большинство специалистов согласны, что их необходимо учитывать при разработке политики развития.


4. Проблема природных ресурсов.

Глобальная энергосырьевая проблема содержит две сходные по характеру происхождения проблемы: энергетическую и сырьевую.

В 70-х – начале 80-х гг. впервые обнаружились явления, которые получили название энергетический и сырьевой кризисы.

В тот период они сильно ударили по сложившейся системе международных экономических связей, ухудшили экономическую и социальную ситуацию во многих странах. Но вместе с тем они создали стимулы для внедрения в производство энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. В 70–80-е гг. XX в. энергоемкость производства в развитых странах снизилась примерно на 25%8.




  следующая страница >>