Учебно-методический комплекс. М.: Изд центр еаои, 2008 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура... 1 235.76kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности... 1 223.18kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 260.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов юридического... 2 480.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные... 2 375.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс Печатается по решению методической комиссии... 1 433.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Н. И. Лобачевского «Электронные ресурсы для науки и образования»... 1 16.19kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс. М.: Изд центр еаои, 2008 - страница №1/19

Международный консорциум «Электронный университет»
Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики
Евразийский открытый институт

И.Б. Хмелев


Мировая экономика
Учебно-методический комплекс

Москва 2008

УДК 311.311

ББК 65.051

Х 651


Хмелев И.Б. Мировая экономика: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области антикризисного управления в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 351000 «Антикризисное управление», БУиА, Маркетинг, Менеджмент, ФиК, Информационные системы в экономике.



ISBN 978-5-374-00059-7 © Хмелев И.Б., 2008

© Евразийский открытый институт, 2008

Содержание
Цель и задачи курса. Его место в учебном процессе 6

1. Мировая экономика как система 7

1.1. Понятие мировой экономики.
Субъекты мировой экономики 20

1.2. Группы стран в мировой экономике.

Показатели развития мировой экономики 31

1.3. Промышленно развитые страны в мировой экономике 34

1.4. Развивающиеся страны в мировой экономике 38

1.5. Страны переходной экономики 44

1.6. Международные экономические и финансовые
организации 45

Тесты 66
2. Международная торговля и внешнеторговая политика 70

2.1. Международная торговля. Внешнеторговый оборот
и баланс внешней торговли.
Показатели внешней торговли 89

2.2. Экономические причины международной торговли.

Ситуация абсолютных преимуществ
в международной торговле 91

2.3. Сравнительные преимущества


в международной торговле 92

2.4. Регулирование внешней торговли.


Протекционизм и свобода торговли 98

2.5. Таможенное регулирования внешней торговли.


Таможенная пошлина 100

2.6. Теория таможенных тарифов. Влияние таможенных пошлин на благосостояние страны 105

2.7. Роль нетарифных методов регулирования внешней
торговли 107

2.8. Внешнеторговая политика как способ содействия

структурной перестройке экономики 109

2.9. Внешнеторговая политика России 110

2.10. Международная система регулирования внешней

торговли 114

2.10.1. Необходимость создания международной системы

регулирования внешней торговли. 114

2.10.2. Россия в системе международного регулирования

внешней торговли. 117

Тесты 123
3. Валютные отношения в мировой экономике 126

3.1. Платежный баланс 134

3.2. Понятие национальной и иностранной валюты.
Конвертируемость валюты 163

3.3. Валютный рынок 167

3.4. Валютный курс. Свободно плавающие валютные курсы 176

3.5. Валютная политика 186

3.6. Факторы, определяющие валютные курсы 202

3.7. Этапы развития валютной системы 208

Тесты 221
4. Международное движение капитала 225

4.1. Сущность и формы международного


движения капитала 232

4.2. Международные корпорации и правила


международного инвестирования 235

4.2.1. Международные корпорации 235

4.2.2. Правила международного инвестирования 236

4.3. Прямые иностранные инвестиции 238

4.3.1. Причины прямых иностранных инвестиций 240

4.3.2. Оценка объема прямых инвестиций 243

4.3.3. Государственная поддержка прямых инвестиций 244

4.4. Портфельные иностранные инвестиции 245

4.5. Государственное регулирование привлечения

иностранных инвестиций в РФ 247

4.6. Свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ) 251

4.6.1. Особенности СЭЗ 251

4.6.2. Причины создания СЭЗ 253

4.6.3. Требования по размещению СЭЗ 254

4.6.4. Основные виды СЭЗ и их характерные черты 254

4.6.5. Проблемы функционирования СЭЗ в РФ 255

Тесты 258
5. Международная миграция рабочей силы 260

5.1. Сущность и виды международной миграции


рабочей силы 266

5.2. Экономический эффект от трудовой миграции 268

5.3. Неэкономические эффекты от миграции 271

5.4. Масштабы международной миграции рабочей


силы и ее направления 273

5.5. Необходимость государственного регулирования


международной миграции рабочей силы 277

Тесты 285


6. Интеграционные процессы в мировой экономике 288

6.1. Объективные предпосылки МЭИ 295

6.2. Этапы, опыт и перспективы международной
экономической интеграции 297

6.2.1. Этапы международной экономической интеграции 297

6.2.2. Опыт интеграционного развития в отдельных
регионах мира 303

6.3. Особенности развития западноевропейской


экономической интеграции 313

6.3.1. Европейский союз 313

6.3.2. Европейская ассоциация свободной торговли 316

Тесты 319


7. Глобальные проблемы в мировой экономике 322

7.1. Сущность и экономические аспекты


глобальных проблем 327

7.2. Глобализация мировой экономики 329

7.2.1. Понятие глобализации, определяющие факторы 329

7.2.2. Мировая и национальная экономики в условиях

глобализации 337
Тематика курсовых работ и рефератов 344

Глоссарий 346

Список рекомендуемой литературы 354

Цель и задачи курса. Его место в учебном процессе
Мировая экономика – сложный и в то же время увлекательный раздел системы экономических наук. Функционирование и развитие мировой экономики основано на общих законах рынка. Но при этом в сфере мировой экономики возникают специфические отношения, обусловленные существованием суверенных государств, имеющих собственные интересы. Поэтому в курсе мировой экономики изучаются особые проблемы, возникающие при взаимодействии хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности.

Целью курса «Мировая экономика» является изучение принципов, форм и методов взаимодействия хозяйственных субъектов, правительств различных стран, деятельности международных экономических организаций.

Задачи курса «Мировая экономика» – дать студентам знания о сущности международного разделения труда и современных тенденциях его развития, о причинах международной торговли, о протекционизме во внешней торговле и его методах. Об основах международных валютно-расчетных отношений, о международном движении капиталов и рабочей силы, о причинах возникновения, целях и результатах деятельности международных экономических организаций, о месте и роли России в мировой экономике.

Дисциплина «Мировая экономика» основана на принципах и теоретических положениях микро- и макроэкономики.

Дисциплина «Мировая экономика» обеспечивает изучение дисциплины «Основы международного бизнеса».

В результате обучения студент должен знать: сущность и современные тенденции развития международного разделения труда, выгоду международной торговли товарами и услугами; методы протекционизма во внешней торговле; основы международных валютных отношений, структуру платежного баланса страны; причины и формы международного движения капиталов и рабочей силы; сущность и формы международной экономической интеграции; причины возникновения, цели и результаты деятельности международных экономических организаций; место и роль России в мировом хозяйстве.

Студент должен уметь: рассчитывать выгоды внешней торговли для стран на основе абсолютных или сравнительных преимуществ, оценивать последствия протекционизма во внешней торговле, анализировать факторы, влияющие на валютные курсы, и оценивать влияние динамики валютных курсов на экономическую ситуацию в стране и в мировом хозяйстве, анализировать причины и последствия международного движения факторов производства, анализировать проблемы международной экономической интеграции и роль России в мировой экономике.

ТЕМА 1. Мировая экономика как система


Изучив тему 1, студент должен знать:





  • структуру, тенденции и закономерности развития мировой экономики;

  • основные этапы развития мировой экономики;

  • показатели и основные проблемы открытой экономики.



Уметь:





  • анализировать тенденции развития мировой экономики;

  • рассчитывать показатели открытости национальной экономики;

  • оценивать последствия развития МРТ.



Приобрести навыки:





  • анализа мировой экономики как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;

  • оценки влияния внешнеэкономических факторов на развитие национальной экономики.






Содержание темы:


Становление мировой экономики. Международная микро- и макроэкономика. Международное разделение труда. Мировой рынок товаров. Структура, субъекты мировой экономики.
Этапы развития мировой экономики. Первый этап развития мировой экономики. Возникновение крупнейших компаний, контролирующих основные источники сырья и рынки сбыта. Второй этап развития мировой экономики. Резкий рост вывоза предпринимательского капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Распад колониальной системы. Сближение уровней экономического развития США, Западной Европы и Японии. Третий этап развития мировой экономики. Переход промышленно развитых стран к интенсивному типу экономического роста на основе ресурсосберегающих технологий. Информационная революция: сущность и последствия.

Основные характеристики современной мировой экономики. Количественные характеристики мировой экономики. Закономерности развития мировой экономики. Интернационализация хозяйственной жизни. Процесс глобализации.

Понятие открытой экономики и факторы развития открытости экономики. Преимущества и проблемы открытой экономики.

Классификация стран по экономическому потенциалу, по влиянию на мировую экономику, по ВВП на душу населения, стандартная классификация, классификация по качеству жизни.

Международные экономические и финансовые организации. Всемирная торговая организация. ЮНКТАД. Международный валютный фонд. Группа Всемирного банка. Парижский клуб. Лондонский клуб. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Цели изучения темы:

1. Формирование исходных представлений о сущности, структуре и тенденциях развития мировой экономики.

2. Анализ тенденций развития мировой экономики.

Задачи изучения темы:

1. Формирование представлений о сущности мировой экономики.

2. Выявление закономерностей развития мировой экономики.

3. Определение различных этапов развития мировой экономики.

4. Анализ структуры экономики.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:


  • международное разделение труда,

  • мировой рынок,

  • мировая экономика,

  • международные экономические отношения,

  • открытая экономика,

  • автаркия,

  • интернационализация хозяйственной жизни,

  • глобализация,

  • паритет покупательной способности,

  • экспортная квота,

  • импортная квота,

  • внешнеторговая квота.


Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 4 лекционных часа, 4 часа практических занятий, 6 часов самостоятельной работы.


Предусмотрены:

1. Две лекции на тему: «Мировая экономика как система»

2. Два практические занятия в форме семинара

3. Самостоятельная работа студента в следующих формах:



  • подготовка к лекции,

  • подготовка к семинарскому занятию,

  • подготовка докладов и рефератов,

  • участие в чатах,

  • участие в тьюториалах,

  • изучение дополнительной литературы.

Методические указания к занятию 1:


Вопросы:
1. Предмет курса «мировая экономика». Содержание и взаимосвязь понятий «международное разделение труда», «мировой рынок», «мировая экономика». Модификация традиционных методов экономического анализа при изучении мировой экономики.

  • Мелкие и средние предприятия, а также физические лица

  • Отдельные страны, интеграционные группировки, регионы

  • Крупные международные корпорации

  • Международные организации

2. Этапы и особенности развития мировой экономики



  • Критерии выделения этапов развития мировой экономики

  • Характеристики развития мировой экономики

  • Глобализация мировой экономики

3. Открытая экономика и факторы ее развития



  • Понятие «открытая экономика»

  • Тенденция движения к открытой экономике

  • Факторы движения к открытой экономике

  • Преимущества открытой экономики

  • Проблемы открытой экономики.


При изучении первого вопроса:
Готовясь к лекции, подумайте, в чем заключаются условия возникновения международного разделения труда (МРТ) и мирового рынка? Почему мировая экономика является самостоятельным объектом изучения? Определите особенности метода исследования проблем мировой экономики.
Готовясь к семинарскому занятию, обратите внимание на неравномерность мирового размещения природных ресурсов, межстрановые различия климата, квалификации и численности рабочей силы, неравномерность обеспечения капиталом.

Обратите внимание, что международные экономические отношения осуществляются в основном путем участия их субъектов в международном разделении труда. Для реализации международных экономических отношений на макроуровне необходимы правовые и организационные инструменты. Они представляют собой межгосударственные договоры, создание международных экономических организаций. На микроэкономическом уровне механизм реализации международных экономических отношений включает организацию внешнеэкономической деятельности фирмы и систему международного маркетинга.


Тьюториал. В группах по 3–4 человека обсудите, в чем заключаются условия возникновения мировой экономики как целостной системы? Результаты сообщите на семинарском занятии.

Мировой рынок как сфера устойчивых товарно-денежных связей между странами, основанная на международном разделении труда, имеет длительную историю становления. Рыночные отношения изначально возникли в форме локальных рынков, совершенно не связанных между собой. Расширяясь, эти рынки начинали взаимодействовать, влиять на специализацию отдельных территорий, которые постепенно превращались в национальные рынки. Взаимодействуя, национальные рынки создавали импульс к формированию международного рынка, когда отдельные части национальных рынков стали зависеть от взаимного обмена. Со временем интенсивность этого взаимодействия стала столь значительной, что развитие всей национальной экономики, рост ВВП стал зависеть от международного товарообмена. Именно данный этап взаимодействия национальных экономик можно назвать этапом мирового рынка товаров.

Участие различных субъектов в международных экономических отношениях главной целью имеет получение экономической выгоды. Частные фирмы участвуют в международных экономических отношениях как субъекты международного бизнеса, а любой бизнес нацелен на получение выгоды. Если говорить о стране как субъекте международных экономических отношений, то ее представителем в организационном и юридическом аспекте является правительство и его структуры (например, министерство финансов, осуществляющее внешние займы и обслуживающее их, министерство внешнеэкономических связей, которое организует аукционы по продаже экспортных или импортных квот, государственный таможенный комитет, который в пределах своей компетенции регламентирует внешнюю торговлю и обеспечивает исполнение законов о регулировании внешней торговли). В ряде случаев государственные структуры являются продавцами и покупателями на мировом рынке товаров (например, на рынке вооружений). Но все-таки указанные случаи в рыночной экономике следует рассматривать как исключение, а не правило.
При подготовке к первому вопросу необходимо читать:

1. Данное пособие. – Гл. 1.

2. Мировая экономика: Учебник для вузов. Под ред. А.С.Булатова. - М.: ЭКОНОМИСТ. - 2007. – С. 15–36.
При изучении второго вопроса:
Готовясь к лекции, подумайте, какое значение имеет выделение этапов развития мировой экономики? В чем заключаются особенности современного этапа?
Готовясь к семинарскому занятию, проанализируйте различные точки зрения по поводу выделения этапов развития мировой экономики. Какая точка зрения является, на ваш взгляд, более обоснованной?

Критерии выделения этапов развития мировой экономики определяются, в первую очередь, степенью его целостности, интеграции. Измерить ее весьма сложно, но возможно выделить некоторые характерные признаки, особенности в определенный исторический период. В начале ХХ в. в мире вообще не было интеграционных группировок стран и международных экономических организаций. Сегодня почти все страны мира входят в какие-либо интеграционные объединения и участвуют в деятельности международных организаций. Насколько эффективны международные экономические организации – это другой вопрос. Важно, что страны участвуют в их деятельности добровольно, и мотивом участия является получение экономической выгоды для страны.

Современная мировая экономика имеет ряд характерных признаков. Обратите внимание, что информатизация, информационные технологии превращаются в один из важнейших факторов развития мировой экономики. Емкость мирового рынка информационных услуг оценивается сегодня величиной 1 трлн долл. в год.

Быстрое разрастание международных экономических организаций после Второй мировой войны является следствием глубоких изменений, происходящих в мировой экономике. Роль внешнеэкономических факторов в экономическом развитии сегодня такова, что любая страна не может без ущерба для национальной экономики и уровня жизни населения ограничивать внешнеэкономические связи. Не случайно, наиболее действенным средством давления на страну со стороны мирового сообщества является введение эмбарго (т.е. запрета на внешнюю торговлю с этой страной). Экономические санкции против страны означают ограничение ее внешнеэкономических связей. Участие страны в деятельности международных экономических организаций позволяет отстаивать собственные интересы на международном уровне, избегать экономической дискриминации, цивилизованно, в рамках переговорного процесса разрешать возникающие между странами противоречия.

Необходимо помнить, что высокий уровень экономической взаимозависимости экономик стран мира заключает в себе определенные угрозы. Экономика страны становится более уязвимой от колебаний конъюнктуры мировых рынков товаров, капиталов, валютных рынков. В этой связи подумайте: современная мировая экономика является более или менее стабильной, чем 30 – 40 лет назад?
При подготовке ко второму вопросу необходимо читать:

Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: ЭКОНОМИСТ, 2007. – С. 31–38.

С целью более полной характеристики экономической взаимозависимости можно ознакомиться с книгой: М. Пебро «Международные экономические, валютные и финансовые отношения». (М.: Изд. Прогресс, Универс, 1994. – С. 30).
При изучении третьего вопроса:
Готовясь к лекции, подумайте, как можно назвать современную экономику развитой страны с точки зрения ограничений во внешнеэкономических связях. Как вы можете определить понятие либерализма во внешнеэкономических связях?
Готовясь к семинарскому занятию, изучите содержание лекции, чтобы принять участие в обсуждении вопросов:

1. Есть ли различие в понятиях «свобода торговли» и «открытая экономика»?

2. Каковы факторы развития открытой экономики?

3. Можно ли считать, что открытость экономики обеспечивает сегодня выгоду только сильным, лидирующим экономикам?

4. В чем заключаются преимущества открытой экономики?

5. С помощью каких показателей можно измерить степень открытости национальной экономики?

6. Какие проблемы создает низкая или высокая степень открытости национальной экономики?
Следует обратить внимание, что между понятиями «свобода торговли» и «открытая экономика» существуют как сходства, так и различия. Но не следует их противопоставлять, поскольку международная торговля является весьма значительной сферой международных экономических отношений и ее режим, характер и количество ограничений дают важную информацию о мировой экономике.

Подумайте, действительно ли открытость национальной экономики выгодна сегодня только сильным, лидирующим экономикам, например, экономике США? Данная точка зрения имеет основания, если учесть исторический опыт и, вероятно, некоторые реальности современной мировой экономики. Но расширение возможностей продавать на мировом рынке товары по выгодным ценам, занимать деньги под низкий процент, внедрять совершенные иностранные технологии и эффективные системы управления имеет прогрессивные импульсы для экономического роста страны.

Кроме этого, можно предположить, что открытость экономики – не односторонний процесс. Если правительство страны снизит пошлины на импорт из другой страны, можно с большой вероятностью утверждать, что правительство другой страны ответит взаимностью. А это расширит рынок для экспорта как первой, так и второй страны. Таким образом, выгода от повышения степени открытости экономики возникает вовсе не односторонняя, а взаимная. Конечно, экономический потенциал, конкурентоспособность товаров могут резко различаться между странами мира. Слаборазвитая африканская страна не производит товары, способные конкурировать с продукцией промышленно развитых стран. Более того, население такой страны нуждается в самых элементарных продуктах. Но что является альтернативой открытости сегодня? Автаркия, то есть добровольная изоляция страны от мирового рынка, построение модели натурального хозяйства в рамках национальной экономики. Это означает, что страна отказывается от выгодной специализации в мировой экономике, перестает извлекать выгоду из различий между внутренними и мировыми издержками и ценами.

Более того, для слаборазвитых стран возможность продавать товары на мировом рынке часто является единственной возможностью получить валюту и поддержать тем самым хотя бы минимальный уровень жизни населения.

Обратите внимание, что показатели, характеризующие степень открытости национальной экономики, имеют некоторые недостатки. Кроме того, не всегда возможно применить количественные показатели для оценки режима внешнеэкономической деятельности. Тем не менее, показатели позволяют приблизиться к адекватной оценке степени открытости национальной экономики.
Методические указания к занятию 2:
Вопросы:


  1. Источники информации о мировой экономике. Международные сопоставления.

  2. Классификация стран в мировой экономике. Критерии классификации.

  3. Международные экономические и финансовые организации.


При изучении первого вопроса:
Готовясь к лекции, подумайте, какое практическое значение могут иметь международные сопоставления стран мира по различным показателям?
При подготовке к семинарскому занятию, приступая к изучению вопроса, вспомните, что мировая экономика является единой системой. Но система имеет взаимосвязанные элементы, и элементы могут быть не одинаковыми. Единство мировой экономики существует в многообразии, и почти две сотни стран мира являются носителями своих экономических интересов. Между странами может возникать противоречие экономических интересов, иногда принимающее конфликтный характер (например, торговые «войны»).

Обратите внимание, что международные сопоставления имеют практическое значение. В сфере международного бизнеса знание места страны в мировой экономике, ее экономических показателей необходимо для научно обоснованного выбора страны как объекта инвестиций.

Большое значение имеет оценка места страны в мировой экономики. Для этого используют показатель общего годового объема ВВП. Следует подчеркнуть, что определение места страны в мировой экономике зависит от методики расчета ВВП. В любой стране ВВП изначально подсчитывается в национальной валюте. Затем для целей сравнения ВВП страны переводится в доллары США. Перевести в доллары можно двумя способами. Первый способ – по номинальному валютному курсу. Но валютные курсы зависят от множества факторов, и эти факторы меняются. А целью является сравнение РЕАЛЬНЫХ ВВП стран. Поскольку курсы валют развивающихся стран и стран переходной экономики ЗАНИЖЕНЫ по отношению к реальному уровню соотношения цен между ними и развитыми странами, постольку перевод по номинальным курсам ЗАНИЖАЕТ реальный ВВП развивающихся стран и стран переходной экономики, по сравнению с развитыми. Поэтому более точно место страны в мировой экономике можно показать, если производить перевод по ПАРИТЕТУ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ВАЛЮТ. Паритет покупательной способности подсчитывается путем сравнения цены аналогичных потребительских корзин разных стран.
При подготовке к первому вопросу необходимо читать:


  1. Данное пособие. – Гл. 1.

  2. Мировая экономика.: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М., 2007. – С. 56–63.


При изучении второго вопроса:
Готовясь к лекции, подумайте, какое значение имеют классификации стран? Почему существует не одна, а множество классификаций?

Готовясь к семинарскому занятию, подумайте, какие критерии лежат в основе различных классификаций стран? Почему не все богатые страны являются промышленно развитыми?
Стандартная классификация стран мира основана на системе показателей экономического и социального развития. Страны каждой группы имеют сходные характеристики отраслевой, институциональной структуры экономики, социальной структуры общества. Сходство порождает общие проблемы и пути их решения.

Промышленно развитые страны занимают ведущее место в мировой экономике. Они производят большую часть мирового валового продукта, доминируют в мировом экспорте, в иностранных инвестициях. При этом среди промышленно развитых стран доминируют страны так называемой большой семерки (или группы G-7), в которую входят США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия.

Развивающиеся страны – самая многочисленная по числу стран и количеству населения группа. Для нее характерна значительная внутренняя дифференциация. Экономическими лидерами является небольшая группа новых индустриальных стран, которые приближаются по доходу на душу населения и структуре экономики к промышленно развитым. На другом полюсе находятся беднейшие страны, находящиеся в основном в Африке южнее Сахары.

Новой группой стран являются страны переходной экономики, которые часто называют постсоциалистическими. Эти страны осуществляют рыночные преобразования централизованной плановой экономики.


Чат. Обсудите с товарищем по группе, насколько обоснованным является участие России во встречах на высшем уровне 7 ведущих промышленно развитых стран. Почему Россия, а не Китай?
При подготовке ко второму вопросу необходимо читать:

1. Данное пособие. – Гл. 1.

2. Мировая экономика: Учебник / Под. ред. проф. А.С. Булатова. – М., 2007. – С. 65–70.
При изучении третьего вопроса:
При подготовке к лекции, подумайте, в чем заключаются причины возникновения международных экономических организаций? Почему страны добровольно участвуют в деятельности международных экономических организаций?
При подготовке к семинарскому занятию попытайтесь классифицировать международные экономические организации. Подумайте, почему разрастание (как увеличение общего числа организаций, так и числа стран-участниц) международных экономических организаций началось после Второй мировой войны?
Международные экономические организации являются закономерным результатом развития мировой экономики. Интернационализация хозяйственной жизни, расширение деятельности транснациональных корпораций, постоянная тенденция роста экономической взаимозависимости стран вызывают необходимость формирования особых механизмов глобальной координации в разных сферах: в торговой, финансовой, инвестиционной и т.п. Отсутствие таких механизмов несет опасность обострения противоречий экономических интересов между странами и даже конфликтов, которые в условиях огромных масштабов экономической деятельности могут нанести значительный ущерб субъектам хозяйства.

Традиционной и масштабной сферой экономической деятельности является внешняя торговля. Для регулирования международной торговли большое значение имеет деятельность ВТО, которая возникла на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Важную роль в регулировании международных валютных отношений играет МВФ. В его деятельности участвуют практически все страны мира.

Но в последнее время деятельность МВФ подвергается серьезной критике со стороны ряда западных экономистов и политиков.



Группа Всемирного банка играет существенную роль в кредитовании программ развития страна третьего мира и стран переходной экономики. Большой интерес представляют статистические отчеты ОЭСР.
При подготовке к третьему вопросу необходимо читать:

  1. Данное пособие. – Гл. 1.

  2. Мировая экономика: Учебник /Под ред. проф. А.С. Булатова. – М., 2007. – С. 371- 408.


Для более углубленного изучения темы необходимо читать:

  1. Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет // МЭ и МО. – 2001. – №9.

  2. Болотин Б. Социально-экономические показатели Запада и России // МЭ и МО. – 1999. – №8.

  3. Гринберг Р. Итоги и уроки десятилетия системной экономической трансформации в странах ЦВЕ и России.

  4. Долженкова Л.Д. Влияние экономики США на положение в мировом хозяйстве // Банковское дело. – 2001. – №6.

  5. Мовсесян А.Г. Иррационально-эволюционный подход к развитию мировой экономики // Вестник МГУ. – 2001. – №3.

  6. Мовсесян А.Г. Изменения в системе мирового хозяйствования // Экономист. – 2000. – №12.

  7. Мовсесян А.Г. Кризисные явления в мировой экономике. – Экономист. – 2001. – №7.

  8. Сильвестров С. Мировое хозяйство: новые тенденции развития // Российский экономический журнал. – 2000. – №8.

  9. Фридман Л. О многовариантности международных экономических сопоставлений //МЭ и МО. – 2005, №12.

  10. 10. http://www.worldbank. org.


Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»):

  1. Сложившаяся между странами по разным причинам неравномерность разделения факторов производства является первичным условием развития МРТ.

  2. Рост национального дохода в одной стране в условиях глобализации мировой экономики способствует росту национального дохода в других странах.

  3. В случае если прирост ВВП одной страны на 1% вызывает прирост национального дохода в другой на 0,5% и более, правительство последней может не предпринимать особых мер по стимулированию внутреннего спроса.

  4. Автаркия является синонимом открытости национальной экономики.

  5. Открытой экономикой является такая модель, развитие которой существенно зависит от внешнеторговых факторов, а внешнеторговый оборот достигает 25% от ВВП.

  6. Глобализация мировой экономики имеет не только положительные, но и отрицательные последствия.

  7. Мировая экономика – это совокупность национальных экономик.

  8. Сравнение объемов ВВП, подсчитанных по номинальным валютным курсам национальных валют к доллару США, ведет к завышению реальных объемов ВВП развивающихся стран, по сравнению с промышленно развитыми.

  9. Качество жизни в стране наиболее точно измеряет показатель ВВП на душу населения в год.

10. Международный валютный фонд регулирует валютные отношения в мировой экономике и оказывает содействие странам в регулировании платежных балансов.
следующая страница >>