Учебно-методический комплекс Екатеринбург 2004 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс для студентов обучающихся дистанционно... 3 792.73kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 260.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные... 2 375.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс Печатается по решению методической комиссии... 1 433.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Дата день События вайшнавского календаря 1 159.56kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс Екатеринбург 2004 - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Кафедра Отечественной истории и культуры



История религий мира

Учебно-методический комплекс



Екатеринбург 2004




Автор-составитель

Кандидат исторических наук, доцент Л.Ф. Богер





  • Программа……………………………………………………………..3

  • Семинарские занятия (заочная форма обучения)…………………..10

  • Вопросы к зачёту, темы рефератов……………………………….…10

  • Литература…………………………………………………………….12


Программа

Тема 1. История религий как научная дисциплина.


Цель и задачи курса. Границы и содержание предмета истории религий. Причины, время, основные этапы становления истории религий как области исторического знания. Место этнографии, антропологии, археологии в изучении религий. Анализ теологических, социальных, психологических определений религии. Анализ структуры и элементов религии: религиозная вера, религиозное сознание, культовая деятельность, отношения, организация.

Функции и роль религий в обществе как специфической формы духовности. Исторические формы религий. Источники и историография курса.

Проблема возможности изучения истории религий за границами религиозной веры.

Тема 2. Религии доклассового общества.


Происхождение религиозных представлений в первобытном обществе. Влияние образа жизни, особенностей природной среды и условий производства на формы и способы религиозных представлений.

1. Ранние формы религии:

Фетишизм как миропонимание духа и предмета. Формы связи духа и предмета: дух в предмете, действие духа через предмет, опосредованная связь духа и предмета. Одушевление природы. Фетиш: объект, сущность, психология отношения к фетишу. Фетишизм и идолопоклонство. Элементы фетишизма в религиях.

Анимизм как одухотворение мира живой и неживой природы, высшая форма первоначальных религиозных идей. Духи и души. Целостный характер анимизма. Анимизм в истории религий.

Магия как способ постижения мира и общения с духами. Связь магии и анимизма. Виды магии: белая и чёрная, охранительная и вредоносная. Магия и знахарство. Ведовство. Инициальная магия. Место магии в религиозных действиях.

2. Родоплеменные религии:

Тотемизм как осознание целостности человеческого и животного мира. Виды тотемизма: клановый, родовой, индивидуальный, половой. Тотемизм и табу. Появление священного и нечистого. Традиции тотемизма в развитых религиях.

Шаманизм. Представление о 2-х мирах. Шаман – посредник между мирами. Камлание как общение, путешествие в мир духов, основное действие шамана. Атрибуты, пляски, одежда шамана. Синкретический характер деятельности шамана. Шаманизм народов России.

Культ предков. Изменение понимания ценности старшего поколения как прародителей, хранителей традиций, средоточие знаний.

Погребальный культ. Отношение к мёртвому и живому. Виды и формы погребений. Кладбище и нравственность. Социальный статус захоронений.

Тема 3. Религии древних государств.


Религии Месопотамии. Разработанность теологической системы. Бог – покровитель города. Функциональная определённость богов. Антропоморфизм. Отсутствие зооморфизма. Вавилонский миф о сотворении мира, всемирном потопе. Тенденции монотеизма: Мардук – единый бог. Вера в загробный мир. Отсутствие идеи загробного воздаяния. Земледельческие культы – Иштар, Таммуз. Магия. Мантика. Астрология.

Зороастризм как государственная религия. Учение «Авеста». Принцип дуализма – боги добра и зла. Борьба между ними – закон жизни. Идея спасителя. Представления о загробном мире. Эсхатология. Культ, ритуалы, обряды. Зороастризм и современность.

Религии Древнего Египта. Зооморфизм – отличительная особенность. Боги как символы политического единства, могущества, покровители человеческой деятельности, олицетворение космических явлений.

Обожествление фараона – специфическая черта религии. Культ фараона. Религиозная реформа Аменхотепа IV. Бог Атон. Абстрактный характер, преодоление персонифицированности, истоки монотеизма.

Заупокойный культ и представления о человеке. Идея загробного суда и воздаяния, жизнь после смерти. Земледельческий культ. Культы Осириса и Изиды как смерть и воскресение.

Магия. Жречество в Древнем Египте.



Религии Древней Греции.

Зооморфные и антропоморфные боги. Культы животных, камней, деревьев, промысловые, погребальные, плодородия, семейно-родовые. Культ героев – особая форма религии Греции. Жертвоприношения. Идея посмертного воздаяния. Культ богов-покровителей полисов. Складывание общегреческого пантеона. Боги – Олимпийцы.

Гадания, виды и способы. Толкование снов. Вызывание духов. Жрец – гадатель и врачеватель, служитель храма. Функциональная направленность святилищ. Святилища общегреческого характера: Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Элевсине, Асклепия в Эпидавре. Элевсинские таинства. Культ Диониса. Формирование идеи спасения.

Культ семейно-родовых духов в Риме. Почитание огня. Погребальный и земледельческий культы. Римский пантеон богов. Культ императора. Мантика. Храмы. Коллегия жрецов.



Религии Индии. Характерные черты религий: отсутствие чёткого антропоморфизма, подчинённость богов космическому закону, вечность повторения жизненного цикла, слияние с абсолютом как цель бытия, признание всеобщего мирового принципа.

Ведийская религия. Священные книги. Космический принцип рита. Жертвоприношения -–ядро ведической религии. Упанишады.

Брахманизм. Брахма – абстрактная безличная основа бытия. Атман – индивидуальная душа. Учение о сансаре. Теория перерождения. Карма. Ашрамы.

Индуизм – синтез предшествующих религий, как образ жизни. Общая характеристика: соединение местных верований, первоначальных культов, этико-правовых и философских доктрин. Отсутствие единой иерархии, единой догматики, единого центра. Индуистская троица – Брахма-Шива-Вишну. Основные идеи: учение о сансаре, карме, дхарме, мокше. Миф о сотворении мира. Связь ритма космоса с жизнью Брахмы. Культы и праздники индуизма.

Религии Древнего Китая. Верховное божество – Небо; безличный, неантропоморфный принцип, управляющий ходом событий во Вселенной. Этический и рациональный характер культа Неба. Взаимодействие Ян и Инь определяет закон бытия.

Конфуцианство как религия. Культ умерших предков.

Даосизм как альтернатива конфуцианству. Дао – всеобщий закон, абсолют. Принцип «недеяния». Даосские храмы и жрецы.

Религия Японии.

Синтоизм: вероучение и культ. Современное состояние.

Тема 4. Иудаизм.


Иудаизм – древнейшая еврейская монотеистическая религия. Исторические и культурные предпосылки монотеизма. Ветхий завет и история иудаизма. Древнейший период. Язычество и многобожие древнееврейских племён. Культы родовых покровителей, скотоводческие, духов. Запреты. Пищевые табу. Пантеон духов.

Культ бога Яхве. Религия Моисея – избранника бога. Заповеди Моисея. Декалог. Священнослужители. Скиния. Праздники земледельческого культа: мацуот, шабуот, суккот. Священники и левиты. Практика назарейства.

Палестинский период. Реформа царя Иосии. Централизация культа, регламентация правовой и обрядовой жизни. Деятельность пророков.

Вавилонское пленение. Богоизбранничество – специфически иудейская форма утешения. Пророки периода плена. Разграничение евреев от других народов.

Диаспора. Новая религиозная организация. Синагога – молитвенный дом, религиозный и общественный центр. Религия – символ этнического единства. Признание единого бога Яхве – творца мира и всего сущего. Признание договора, завета с богом. Эсхатологическое учение. Вера в посмертное воздаяние, воскресение мёртвых, в пришествие мессии. Возникновение сект – саддукеи, фарисеи, эссеи. Основные обряды, ритуалы и праздники иудаизма. Иудаизм и современный мир.

Синтоизм – религия японцев: вероучение и культ.

Тема 5. Особенности мировых религий.

Мировые религии – этап истории религии. Пророк как творец новой религии. Избранничество пророка. Пророк как оратор, общественный деятель, нравственный учитель, творец нового. Пророчество долг и обязанность. Идеи пророка и национальная среда.

Миссионер в истории религий. Миссионерство как встреча культур. Реформатор и его роль в истории религии. Святой – реальное воплощение нравственного учения пророка. Виды святости. Синтез «домашней» и привнесённой религий. Ересь и иноверие.

Буддизм.

Время возникновения буддизма. Новации в духовной и культурной жизни Индии. Критика Вед. Индийский рационализм. Ортодоксальные системы индийской философии. Джайнизм.

Сиддхартха Гаутама – создатель буддизма. Легенда о Будде. Бенаресская проповедь. Начало проповеднической деятельности. Организация религиозных общин.

Учение Будды. Четыре благородные истины. Восьмеричный путь спасения. Учение о дхарме. Сансара и нирвана. Карма.

Священная книга буддизма – Типитака. Происхождение и структура.

Два этапа развития буддизма: ранний (хинаяма) и поздний (махаяна). Тибетский буддизм. Буддизм в Китае и Монголии. Дзэн-буддизм. Ламаизм как разновидность буддизма: вероучение и культ. Буддизм и ламаизм в России.



Христианство.

Время и место возникновения и становления христианства. Социальные, философские, религиозные предпосылки христианства.

Проблема основателя христианства. Мифологическая и историческая школы. Евангелия о жизни и деятельности Христа. Основные идеи учения Иисуса Христа. Нагорная проповедь. Непротивление злу. Прощение. Спасение.

Первоначальная христианская церковь. «Деяния апостолов» о структуре и обычаях первых христианских общин. Апостолы Павел и Пётр – миссионеры. Подпольный период христианства. Признание христианства в качестве официальной религии. Библия – священное писание христианства.

Разделение церкви на восточную и западную. Время и место возникновения православия. Специфика православия как византийской модификации христианства. История образования автокефальных и автономных православных церквей. Православное вероучение и культ. Введение православия на Руси. Основные этапы становления Русской православной церкви, её современное состояние.

Католицизм. Время и место возникновения католицизма. Специфика католицизма как западной модификации христианства. Католическое вероучение и культ. Папство. Структура и организация католической церкви.

Реформация. Оформление протестантизма – время и место. Особенности протестантского вероучения и культа. Протестантские церкви, специфика каждой из них. Вторичные протестантские церкви: баптизм, пятидесятничество, адвентизм, иеговизм. Экуменическое движение как детище протестантизма.



Ислам.

Время и место возникновения ислама. Роль Мухаммеда в становлении ислама. Содержание первых проповедей; идея единого бога и страшного суда. Основные правила жизни в умме (общине). Хадж.

Коран – священное писание ислама. Ценности ислама. Исламское вероучение и культ. Сунна, шариат, адат. Основные направления в исламе: суннизм, шиизм. Суфизм: теория и практика. Ислам в современном мире. Ислам в истории России.

Тема 6. Новые религиозные культы и движения.



Причины появления новых религиозных культов в мире. Типология новых религиозных культов: Церковь Объединения Сен Муна, Общество Сознания Кришны, Великое Белое Братство, Церковь последнего завета (виссарионовцы) и др.

План семинарского занятия. 4 часа.

(заочная форма обучения).


  1. Религия как специфическая форма духовности. Структурный анализ религии: представления, культ, организация.

  2. Этапы становления, характеристика прошлого и настоящего мировых религий: буддизма, христианства, ислама.



Вопросы к зачёту, темы рефератов для студентов всех форм обучения


  1. Религия как специфическая форма духовности.

  2. Сущность и структура религии.

  3. Анализ исторических форм религии.

  4. Причины возникновения религий.

  5. Первобытные формы религии.

  6. Религии Месопотамии.

  7. Религиозные представления древних египтян.

  8. Религии Древней Индии.

  9. Религии Древнего Китая.

  10. Религии Древней Греции и Рима.

  11. Иудаизм: вероучение и культ. Танах, его состав.

  12. Характерные черты возникновения и содержания мировых религий.

  13. Возникновение, вероучение и культ буддизма.

  14. Буддизм в современном мире.

  15. Ламаизм.

  16. Возникновение христианства: время, место, обстоятельства.

  17. Становление христианства как мировой религии. Расколы.

  18. Новый Завет как христианская часть Библии.

  19. Возникновение и становление православия.

  20. Православное вероучение и культ.

  21. Русская православная церковь в истории России: место, роль, значение.

  22. Старообрядчество.

  23. Возникновение и становление католицизма.

  24. Католическое вероучение и культ, организация.

  25. Католицизм в современном мире.

  26. Возникновение и становление протестантизма.

  27. Первичные протестантские церкви.

  28. Вторичные протестантские церкви.

  29. Экуменическое движение.

  30. Возникновение и становление ислама.

  31. Вероучение и культ ислама.

  32. Ислам в России и в современном мире.

  33. Причины появления нетрадиционных церквей и религиозных культов. Их характеристика (по выбору).

  34. Современное законодательство о свободе совести и религиозных организациях в России.

  35. Синтоизм в Японии – общая характеристика.


Литература.
Основная.


  1. Гараджа В.И. Религиоведение. 2-е изд. М., 1995.

  2. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1997.

  3. Крывелев И.А. История религий. Очерки в 2 т. М., 1988.

  4. Лекции по история религии. Учебник ЛГУ, СПб, 1997.

  5. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. М.: «Дашков и К», 2003.

  6. Очерки истории западноевропейского протестантизма. М., 1995.

  7. Поликарпов В.С. История религий: лекции и хрестоматия. М., 1997.

  8. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 2001.

  9. Токарёв С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

  10. Яблоков И.Н. Введение в религиоведение. М., 2002.


Дополнительная.


  1. Авеста. М., 1994.

  2. Алексеев Н.А. Шаманизм у тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.

  3. Антес П. Религии современности. История и вера. М., 2001.

  4. Апокрифы древних христиан. М., 1989.

  5. Апполодор. Мифологическая библиотека. М., 1993.

  6. Барац А. Лики Торы. М., 1995.

  7. Беленький М.С. Иудаизм. М., 1974.

  8. Беленький М.С. Мифология и философия Библии. М., 1997.

  9. Библия. Новый завет. Любое издание.

  10. Бойс М. Зороастрийцы в Иране. М., 1982.

  11. Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990.

  12. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000.

  13. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М., 1995.

  14. Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста. 1987.

  15. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

  16. Гергей Е. История папства. М., 1996.

  17. Григулевич И.Р. Папство: век XX. М., 1978.

  18. 250 лет буддизма в России // Наука и религия, 1991, № 1.

  19. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США. М., 1980.

  20. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1974.

  21. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни, стиль, мышление. М., 1990.

  22. Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990.

  23. Законодательство РФ о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях. М., 1993.

  24. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

  25. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1992.

  26. Каземзаде К. Бахаизм // Осмысление духовной целостности. Екатеринбург, 1992.

  27. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.

  28. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви в 2-х т. М., 1993.

  29. Карташов А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

  30. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

  31. Классики мирового религиоведения. М., 1996.

  32. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. М., 1991.

  33. Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991.

  34. Концевич И.М. Православие и буддизм. М., 1994.

  35. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1988.

  36. Коран. Любое издание.

  37. Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990.

  38. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

  39. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.

  40. Кочетов А.Н. Буддизм. Ламаизм. М., 1979.

  41. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996.

  42. Лайтман М. Каббала. Тайное еврейское учение. Новосибирск, 1993.

  43. Лелеков Л.А. Заратуштра // Мифы народов мира. М., 1987, т.1.

  44. Лукач И. Пути богов: к оппологии религий. Предшествовавших христианству. М., 1988.

  45. Мень А. Ветхозаветные пророки. Л., 1991.

  46. Мень А. История религии. В 6 т. М., 1991-1995.

  47. Митрохин Л.В. Кашмирские легенды об Иисусе Христе. М., 1990.

  48. Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии. М., 2002.

  49. О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991.

  50. Париндер Дж. Сексуальная мораль в мировых религиях. М., 2001.

  51. Перкинс М., Хойнсворт Ф. Бахаизм. М., 1990.

  52. Пивоваров Д.В. Учение бахаи: обновление смысла истории // Эсслемонт Д.Ж. Баха-Улла и новая эра. Екатеринбург, 1992.

  53. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

  54. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

  55. Рижский М.Н. Библейские пророки и пророчества. М., 1987.

  56. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.

  57. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

  58. Саидбаев Т.С. Ислам. М., 1993.

  59. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Новосибирск, 1988.

  60. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991.

  61. Светлов Г.Е. Путь богов: синто в истории Японии. М., 1985.

  62. Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 1993.

  63. Тальберг Н. История христианской церкви. М., 1991.

  64. Телушкин И. Еврейский мир. М., 1992.

  65. Ткачева А.А. Новые религии Востока. М., 1991.

  66. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

  67. Тора. М., 1993.

  68. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб, 1998.

  69. Фрэзер Д. Золотая веть. Исследование магии и религии. М., 1980.

  70. Церковные праздники и обряды. Ростов-н-Д, 2002.

  71. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

  72. Шифман И.Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993.

  73. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.



Словари. Энциклопедии. Справочники.


  1. Библейская энциклопедия. М., 1992.

  2. Буддизм. Словарь. М., 1992.

  3. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

  4. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., 1996.

  5. Иудаизм и христианство. Словарь. М., 1995.

  6. Католицизм. Словарь. М., 1991.

  7. Мифологический словарь. М., 1991.

  8. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1,2. М., 1980-1982.

  9. Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М., 1998.

  10. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. Т.1,2.

  11. Православие: Словарь. М., 1989.

  12. Протестантизм: Словарь. М., 1990.

  13. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. М., 1996.

  14. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1996.

  15. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.

  16. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993-1995.

  17. Христианство: Словарь. М., 1994.